Лизинг медицинского оборудования. Чтобы в больницах по всей стране не простаивало дорогое медоборудование, эксперты предлагают уходить от госзакупок Преимущества приобретения медтехники в лизинг

Дорогостоящего медицинского оборудования в российских больницах остается по-прежнему актуальной. Выяснилось, что "пылятся" в клиниках в том числе приборы, предназначенные для лечения раковых заболеваний. Для выхода из ситуации эксперты предлагают постепенно уходить от системы госзакупок и начинать работать напрямую с производителем. Преградой для реализации этой инициативы может стать санкционная политика России.

По данным "Новых известий" , дорогое медицинское оборудование используется неэффективно или не вводится в эксплуатацию вовсе во многих регионах. Так, в июле управление Росздравнадзора Калининградской области во время проверок обнаружило, что в детской областной больнице в результате выхода из строя градиентного усилителя пять месяцев не работает магнитно-резонансный томограф стоимостью 85 млн рублей. Аппарат поставили в учреждение в 2012 году в рамках региональной программы модернизации здравоохранения.

Кроме того, в инфекционной больнице длительное время простаивает ультразвуковая диагностическая система Aixplorer, которая нуждается в дорогостоящем ремонте. "Имеются случаи, когда оборудование не используется ввиду отсутствия подготовленных помещений, нехватки квалифицированного персонала", - пояснила изданию руководитель территориального управления Росздравнадзора Алла Великая. По ее словам, при выявлении подобных случаев ведомство составляет предписания об устранении нарушений и направляет информацию о них в региональные Минздрав и прокуратуру.

В июле были озвучены результаты прокурорских проверок в Крыму , касающихся реализации Программы модернизации здравоохранения республики на 2014-2015 годы в части использования медицинского оборудования при оказании помощи пациентам. Выяснилось, что на полуострове медоборудование тоже часто стоит без дела: более трех месяцев не эксплуатируются аппараты вентиляции легких в Симферопольской городской клинической больнице N7. Очередь на томографическое обследование в Крымском республиканском онкологическом диспансере им. В.М. Ефетова расписана до конца 2015 года.

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа в июне сообщила об аналогичной проблеме. "К примеру, в Октябрьской районной больнице на протяжении более пяти месяцев не введен в эксплуатацию компьютерный томограф в связи с отсутствием специально оборудованного помещения. Факты длительного простоя дорогостоящего медицинского оборудования также выявлены в Лангепасской, Мегионской, Радужнинской и Югорской городских больницах", - сказано в сообщении ведомства.

В Удмуртии также существует проблема простоя медтехники. "В нейрохирургическом отделении городской больницы N3 Ижевска без работы находится эндоскопическая стойка. О причинах сложно судить, но, наверное, это связано с тем, что врачи не обучены на ней работать", - заявил изданию сотрудник больницы на условиях анонимности. Собеседнику "Новых известий" неясна даже цель приобретения аппарата, который позволяет совершать набор эндоскопических операций на грудном отделе позвоночника. "Достаточно редкая патология. И набор не весь куплен. Не хватает шлангов для подачи воды (мелочи, но без них не очень удобно). Да и никто не заинтересован в таких операциях. В зарплате разницы нет: располосовать полспины или через мелкие проколы все сделать", - рассказал медработник.

Прокуратура Забайкальского края в феврале текущего года выявила факт простоя медицинского оборудования стоимостью 98 млн рублей. Сотрудники ведомства обнаружили нарушения в "Ожоговом и кардиологическом центре", строить который начали в 2004 году, а в эксплуатацию не ввели до сих пор. В 2012-2013 годах на объект приобрели 10 единиц медтехники, в том числе компьютерный томограф и рентген-диагностический комплект. Оборудование было смонтировано, стояло без пользы из-за неработающего здания. Позже аппараты временно перевели в городскую больницу N1.

В России простаивает оборудование для онкобольных

Ранее в ходе проведенной Росздравнадзором проверки выяснилось, что дорогая медтехника, закупленная в 2006-2012 годах в рамках нацпроекта "Здоровье" и реформы обязательного медицинского страхования (ОМС), простаивает. Для ее активного использования не хватает денег и квалифицированных специалистов, обнаружилось во время мониторинга ведомства. Причем проблема возникла еще в начале реализации упомянутых масштабных госпрограмм. С начала закупок новой медтехники прошло уже девять лет. При этом на оборудование, которое теперь практически не используют, ушло более 400 млрд рублей.

Помимо этого в 2014 году в стране была завершена Государственная онкологическая программа, на которую потратили из бюджета 47 млрд рублей. Большая часть этих средств ушла на закупку передового медицинского оборудования. В настоящее время, как сообщили "Новым известиям" активисты общества "Онкоактивность", в некоторых больницах оно простаивает. "Оборудование, полученное в рамках Федеральной программы, используется на 15-20% от своих мощностей", - признал главный онколог России Михаил Давыдов.

Эксперты называют множество причин простоя медтехники

Ранее специалисты называли множество причин, из-за которых дорогостоящее оборудование может не использоваться больницами. Директор ЗАО "МСМ-Медимпэкс", поставляющего медоборудование в клиники Константин Генин возлагает ответственность в том числе на руководство медицинских учреждений. В качестве примера Генин привел Забайкальский краевой онкологический диспансер, куда оборудование было поставлено в срок, но не использовалось, пока делали ремонты в помещениях под его установку, получали государственную лицензию, разрешение на эксплуатацию.

"В результате - начали использовать только в 2015 году. Удивительно, что поставщик (связанный жесткими контрактными сроками) привозит оборудование за два-три месяца, и только после этого диспансер больше года занимается тем, чем нужно было заниматься заблаговременно (или как минимум - гораздо оперативнее). Почему это происходит - наверное, лучше поинтересоваться у руководителей подобных медучреждений и региональных органов здравоохранения", - пояснил собеседник издания.

Также несколько причин простоя назвала директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. Первая связана с тем, что при закупке дорогостоящего аппарата не предусматривается бюджет на его расходные материалы и необходимые запчасти. "Они должны финансироваться из тарифов ОМС, но только в случае их цены до 100 тысяч рублей. Таким образом, система обеспечения всего жизненного цикла оборудования остается непродуманной", - заявила эксперт. Вторая причина связана с нехваткой специалистов: "Либо врач был, но уволился, либо его не успели подготовить. Все специалисты лучевой диагностики у нас в большом дефиците". Третья касается специальных условий для установки оборудования, деньги на создание которых тоже часто заранее не предусмотрены. Четвертая - нет денег на ремонт. Пятая причина - закуплено несовместимое оборудование.

Спасет ли положение уход от госзакупок в условиях санкций

По мнению Попович, возможным решением проблемы может стать уход от системы госзакупок, после которого покупать услугу по использованию оборудования больницы будут у производителя. Последний в этом случае сам будет ремонтировать и закупать расходные материалы. "Я видела уже подобные прецеденты, когда поставщик предоставляет полностью оборудованную операционную, в которой работают врачи", - пояснила Попович. Собеседница отметила, что оборудование часто морально устаревает за 2-3 года, и в идеале нужно уже покупать новое. Получается, что аппаратов для лечения и так не хватает, а их к тому же не используют годами.

Однако постепенному уходу от системы госзакупок может помешать санкционная политика РФ. Недавно Минпромторг разработал проект постановления правительства, расширяющий список иностранных медицинских средств, которых коснутся ограничения при госзакупках.

Российские некоммерческие организации попросили премьер-министра Дмитрия Медведева доработать перечень иностранных медсредств, импорт которых власти собираются запретить. Дело в том, что аналогов некоторых медицинских изделий нет на отечественном рынке.

Если запрет все же будет принят в том виде, в котором его представило правительство, то из-за ограничения госзакупок рынок может уменьшиться в целом, и тогда иностранным производителям станет невыгодно поставлять продукцию в РФ. В этом случае российские больницы лишатся возможности покупать иностранное медоборудование, не имеющее аналогов на российском рынке, и в государственном, и в частном порядке.

Объявление сухо сообщало: «Не работает». Лист бумаги был прикреплен к дверям кабинета компьютерной томографии. Пациенты реагировали на это по–разному. Кто–то молча разворачивался и уходил, кто–то давал волю своим эмоциям, а кто–то в растерянности долго стоял, не зная, что делать дальше. А я как медик в очередной раз задумался.
Сегодня в наши больницы и поликлиники достаточно часто покупается сложное медицинское оборудование. Государство тратит на эти закупки огромные средства, исчисляемые миллиардами рублей. Помогают и спонсоры - государственные предприятия, местные органы власти, коммерческие структуры. У всех заинтересованных сторон, включая медиков, одна цель: улучшить качество диагностики и соответственно лечения пациентов. И это, вне всякого сомнения, удается. По многим показателям отечественное здравоохранение сделало значительный шаг вперед. Использование многих аппаратов, еще вчера казавшихся иностранной диковинкой, стало обыденным делом в практике работы медицинских учреждений даже районного масштаба. Однако, как у всякой медали, здесь есть и обратная сторона. Бодро рапортуя о приобретении, скажем, высокоточного компьютерного томографа и, как следствие, об улучшении диагностики различных заболеваний, руководители медицинских учреждений иной раз опускают тот факт, насколько эффективно он потом используется. А ведь случается, что аппарат простаивает по причине поломок 3 - 4 месяца в году. Конечно, это создает массу неудобств как для пациентов, так и для врачей. Поиск иной диагностической возможности часто затягивается, а драгоценное для больного человека время теряется...

Понятно, что чем сложнее оборудование, тем чаще случаются поломки. Тем более если его используют едва ли не круглосуточно. Вот и с томографом, о котором я упомянул, вышла та же история: сломалась какая–то трубка. Реально приобрести ее можно только с помощью громоздкой системы тендерной закупки, когда предложения поступают от нескольких организаций. И тут опять возникают сложности. Скажем, бывает, что поставщик запчастей на рынке представлен в единственном числе. Как в такой ситуации проводить тендер? Приходится покупателю - больнице - порой ждать месяцами.

Это я не к тому, что при закупках дорогостоящего медицинского оборудования не надо проводить тендеры. Надо. И не только для того, чтобы избежать злоупотреблений. Прежде всего чтобы определить непростой водораздел между понятиями «цена» и «качество» в каждом конкретном случае. У меня вопрос в другом: всегда ли нужна организация тендера при закупках запасных частей к сложному аппарату? Сегодня лечебным учреждениям напрямую закупать разрешается комплектующие на сумму не более 50 базовых величин. На мой врачебный взгляд, эта сумма никак не решает существующую проблему, если сам аппарат стоит за миллион евро...

Много вижу проблем и в сервисном обслуживании сложной медицинской техники. Сегодня договоры, которые заключает больница или поликлиника, касаются, как правило, самого процесса обслуживания. Для поставки запасных частей нужно отдельное соглашение. Причем объемы сервисного обслуживания того или иного аппарата сильно отличаются. Можно провести его чисто формально, а можно с помощью специального оборудования проверить состояние того или иного блока, по сути, загодя предотвращая возможную поломку. Соответственно и стоить это будет по–разному. Но сами подумайте, где будет реальная экономия бюджетных средств? Там, где урезали расходы на качественное сервисное обслуживание и потом многократно потеряли при ремонте? Или там, где изначально исходили из прописной истины «скупой всегда платит дважды» и, не пожалев средств на профилактику, в итоге обеспечили дорогостоящему аппарату бесперебойную работу?

Росздравнадзор обнаружил существенный недостаток среди последствий модернизации отечественных медучреждений. В ходе проведенного ведомством мониторинга выяснилось, что дорогая медтехника, закупленная в 2006-2012 годах в рамках нацпроекта "Здоровье" и реформы обязательного медицинского страхования (ОМС), попросту простаивает. Для ее активного использования не хватает денег и квалифицированных специалистов. Впрочем, эта проблема возникла еще в начале реализации упомянутых масштабных госпрограмм. С начала закупок новой медтехники прошло уже девять лет.

Росздравнадзор опубликовал результаты первого мониторинга эффективности эксплуатации дорогостоящего медицинского оборудования в рамках системы ОМС, пишет "Коммерсант". Исследование было проведено по поручению Минздрава. Ведомство оценило ежедневную нагрузку на магнитно-резонансные (МРТ) и компьютерные (КТ) томографы, стационарные ангиографические комплексы, маммографы, флюорографы и аппараты УЗИ, уточняет издание.

Большая часть перечисленного оборудования закупалась в 2006-2012 годах сначала в рамках национального проекта "Здоровье" стоимостью более 400 млрд рублей, а затем в ходе программы перехода к страховым принципам в ОМС (2010-2012 годы). На закупки томографов, рентгеновских кабинетов и дооборудование хирургических центров ушло не менее 15% от 460 млрд рублей бюджета программы, то есть около 70 млрд рублей. При этом процедуры госзакупок впоследствии вызвали претензии контрольного управления президента и череду "дел о томографах" в регионах.

Мониторинг Росздравнадзора показал, что оборудование, на которое ушли миллиарды рублей, используется в больницах не на полную мощность. Активнее всего эксплуатируются аппараты УЗИ - по итогам года объем исследований на один такой комплекс составил 4,5 тысячи исследований (12 в сутки). На один компьютерный томограф в 2014 году пришлось 3,9 тысячи исследований (11 в сутки). Схожие показатели для МРТ - 3,2 тысячи исследований в год (девять в сутки). На один маммограф пришлось 1,3 тысячи диагностических исследований в год (четыре в сутки) и 2,2 тысячи профилактических в год (шесть в сутки). Флюорограф в диагностике в среднем используется две тысячи раз в год (пять в сутки), для профилактики - 13 тысяч раз в год (36 в сутки). Комплексы для ангиографии (исследования сосудов) используются 1,6 тысячи раз в год (4,4 в сутки).

В целом в проведенном мониторинге отмечен прирост эффективности за год, но "резервы для увеличения эффективности использования медоборудования в регионах, безусловно, есть", признали в Минздраве.

Эксперты разошлись во мнениях по поводу причин простоя медоборудования

Глава Министерства здравоохранения РФ Вероника Скворцова заявила, что причины невысоких показателей различны. В одних случаях они связаны с несовершенной логистикой направления пациентов на исследования, в других - с нехваткой квалифицированного персонала.

Председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования Гузель Улумбекова согласилась с точкой зрения главы ведомства. "Дорогостоящее диагностическое оборудование в России действительно используется неэффективно - у нас (с поправкой на обеспеченность) КТ-аппараты загружены почти в три раза меньше, чем в новых странах ЕС (имеющих сопоставимый уровень экономического развития Венгрии, Польши, Чехии), а аналогичные расчеты по МРТ-аппаратам показывают, что они недозагружены в 1,9 раза", - заявила собеседница издания.

По мнению Улумбековой, в большинстве случаев недостаточный уровень нагрузки медтехники объясняется недостаточным финансированием системы здравоохранения. В больницах не хватает талонов на бесплатное обследование и средств на содержание закупленного оборудования и оплату специалистов.

Глава Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов также объясняет простой медоборудования недостаточным количеством средств. "Нехватку объема средств в местном бюджете ОМС я бы назвал первой причиной простаивания техники - средств на всех пациентов просто не хватает. Но также нужно учитывать, что часть из них не получает направления на обследование из-за некачественной системы первичной диагностики", - отметил собеседник газеты.

Мелик-Гусейнов подчеркнул, что статистика Росздравнадзора отстает от показателей загрузки оборудования даже в частных российских клиниках. На это глава ведомства Михаил Мурашко возразил: если задача частных клиник состоит в обеспечении рентабельности, то задача государственного здравоохранения - это обеспечение доступности качественной медпомощи. Поэтому показатели этих учреждений не всегда сопоставимы. "Нередко регионы при закупках оборудования сознательно принимают решение именно в пользу доступности, размещая оборудование в межрайонных центрах, где численность прикрепленного населения, как правило, не превышает 250 тысяч человек", - пояснил чиновник.

Между тем директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович назвала иную причину неполной загруженности дорогого медоборудования в российских больницах. По ее мнению, дело не в финансовых проблемах. "На реализацию программы госгарантий в этом году было выделено почти 3 трлн рублей, что составляет 10% расходных обязательств консолидированного бюджета РФ и превышает расходы на оборонный сектор", - уточнила эксперт.

В то же время недостаточно финансировались программы подготовки квалифицированных специалистов для работы с современной техникой, добавила Попович. "Ни в период краткосрочных курсов, ни за год или два невозможно вырастить качественного специалиста с достаточным опытом, для этого нужна полноценная целевая программа, - пояснила сотрудница института. - Иначе российские показатели использования медтехники так и будут в 1,5-2 раза ниже аналогичных в других развитых странах".

Стоит отметить, что теперь мониторинги Росздравнадзора будут проводиться регулярно. "Пока то, что опубликовало ведомство, является просто данными. Чтобы они стали информацией, объясняющей происходящее в системе здравоохранения, ведомству необходимо их глубоко анализировать", - заявила Попович.

В июле управление Росздравнадзора Калининградской области во время проверок обнаружило простой дорогого медоборудования в больницах региона. Результаты проведенного контроля ведомство предоставило «НИ» в ответ на редакционный запрос. Так, в детской областной больнице в результате выхода из строя градиентного усилителя пять месяцев не работает магнитно-резонансный томограф стоимостью 85 млн. рублей. Его поставили в учреждение в 2012 году в рамках региональной программы модернизации здравоохранения. В инфекционной больнице длительное время простаивает ультразвуковая диагностическая система Aixplorer, которой нужен дорогостоящий ремонт. «Имеются случаи, когда оборудование не используется ввиду отсутствия подготовленных помещений, нехватки квалифицированного персонала», – сообщила «НИ» руководитель территориального управления Росздравнадзора Алла Великая. По ее словам, при выявлении подобных случаев ведомство составляет предписания об устранении нарушений и направляет информацию о них в региональные Минздрав и прокуратуру.

К сожалению, проблема простоя дорогостоящего медицинского оборудования, поставленного по процедуре госзакупок и в рамках различных программ по модернизации здравоохранения, сегодня остается актуальной не только в Калининградской области, но и по всей России. Региональные органы прокуратуры и Росздравнадзора постоянно сообщают о новых выявленных нарушениях.

В Крыму в июле стали известны результаты прокурорских проверок, касающихся реализации Программы модернизации здравоохранения республики на 2014–2015 годы в части использования медицинского оборудования при оказании помощи пациентам. Были выявлены многочисленные факты его простоя. Так, более трех месяцев не эксплуатируются аппараты вентиляции легких в Симферопольской городской клинической больнице №7. Очередь на томографическое обследование в Крымском республиканском онкологическом диспансере им. В.М. Ефетова расписана до конца года.

В июне о той же проблеме сообщила прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. «К примеру, в Октябрьской районной больнице на протяжении более пяти месяцев не введен в эксплуатацию компьютерный томограф в связи с отсутствием специально оборудованного помещения. Факты длительного простоя дорогостоящего медицинского оборудования также выявлены в Лангепасской, Мегионской, Радужнинской и Югорской городских больницах», – сказано в сообщении ведомства.

«В нейрохирургическом отделении городской больницы №3 Ижевска без работы находится эндоскопическая стойка. О причинах сложно судить, но, наверное, это связано с тем, что врачи не обучены на ней работать», – рассказал «НИ» сотрудник данной больницы на условиях анонимности. Ему, кстати, не понятна даже цель покупки этого аппарата, который позволяет совершать набор эндоскопических операций на грудном отделе позвоночника. «Достаточно редкая патология. И набор не весь куплен. Не хватает шлангов для подачи воды (мелочи, но без них не очень удобно). Да и никто не заинтересован в таких операциях. В зарплате разницы нет: располосовать полспины или через мелкие проколы все сделать», – рассказал собеседник «НИ».

Прокуратура Забайкальского края в феврале выявила факт простоя медицинского оборудования стоимостью 98 млн. рублей. Нарушения обнаружены в «Ожоговом и кардиологическом центре», строить который начали в 2004 году, а в эксплуатацию не ввели до сих пор. В 2012–2013 годах на объект приобрели 10 единиц медтехники, в том числе компьютерный томограф и рентген-диагностический комплект. Оборудование было смонтировано, однако простаивало из-за неработающего здания. Позже аппараты перевели на время в городскую больницу №1.

Признают проблему и федеральные органы здравоохранения. Правда, они чаще говорят о низкой эффективности использования медоборудования. «Наши проверки по регионам показали, что в среднем КТ, МРТ-аппараты, ангиографы работают с загрузкой от двух до пяти-семи пациентов в день, притом что их загрузка по всем международным критериям должна быть минимум в четыре-пять раз выше», – сообщила в июне глава Минздрава РФ Вероника Скворцова. А в июле Росздравнадзор заявил, что медтехника, на покупку которой в 2006–2012 годах государство потратило более 400 млрд. рублей в рамках нацпроекта «Здоровье» и реформы обязательного медицинского страхования (2010–2012 годы), используется в больницах недостаточно эффективно. Тогда Вероника Скворцова назвала несколько причин, в том числе несовершенную логистику направления пациентов на исследования и нехватку квалифицированного персонала.

Кстати, проблема не исчезает из года в год. Сообщала о ситуации в первом полугодии 2014 года Генеральная прокуратура РФ: «Некоторые медицинские учреждения по-прежнему неэффективно используют дорогостоящее медицинское оборудование, допуская его простой и несвоевременный ввод в эксплуатацию. Это происходит в том числе из-за отсутствия у медицинского персонала необходимых навыков и несвоевременного ремонта оборудования (республики Карелия, Саха (Якутия), Чувашская Республика, Забайкальский, Красноярский, Приморский края, Амурская, Архангельская, Вологодская, Магаданская, Мурманская, Нижегородская, Оренбургская, Псковская, Сахалинская, Ульяновская области и др.)». Вдобавок к этому в 2014 году в стране была завершена Государственная онкологическая программа, на которую было потрачено 47 млрд. рублей. Большая часть этих средств ушла на закупку передового медицинского оборудования. Но на сегодня, как рассказали «НИ» активисты общества «Онкоактивность», в некоторых больницах оно простаивает. «Оборудование, полученное в рамках Федеральной программы, используется на 15–20% от своих мощностей»,?– уже заявлял главный онколог России Михаил Давыдов.

«Проблема простоя медицинского оборудования – известная и, к сожалению, довольно распространенная», – сказал «НИ» Константин Генин – директор ЗАО «МСМ-Медимпэкс», поставляющего медоборудование в больницы. Один из недавних примеров, по его словам, это Забайкальский краевой онкологический диспансер. «Оборудование было поставлено в установленный срок, в конце 2013 года. Однако весь 2014 год диспансер по различным причинам не был готов начать его использовать – делали ремонты в помещениях под его установку, получали государственную лицензию, разрешение на эксплуатацию. В результате – начали использовать только в 2015 году. Удивительно, что поставщик (связанный жесткими контрактными сроками) привозит оборудование за два-три месяца, и только после этого диспансер больше года занимается тем, чем нужно было заниматься заблаговременно (или как минимум – гораздо оперативнее). Почему это происходит – наверное, лучше поинтересоваться у руководителей подобных медучреждений и региональных органов здравоохранения», – рассказал директор «МСМ-Медимпэкс».

Причин простоя оборудования бывает много, заявила «НИ» директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. Первая, по ее словам, связана с тем, что при закупке дорогостоящего аппарата не предусматривается бюджет на его расходные материалы и необходимые запчасти. «Они должны финансироваться из тарифов ОМС, но только в случае их цены до 100 тыс. рублей. Таким образом, система обеспечения всего жизненного цикла оборудования остается непродуманной», – объяснила эксперт. Вторая причина, по ее мнению, связана с нехваткой специалистов: «Либо врач был, но уволился, либо его не успели подготовить. Все специалисты лучевой диагностики у нас в большом дефиците». Третья касается специальных условий для установки оборудования, деньги на которое тоже часто заранее не предусмотрены. Четвертая – нет денег на ремонт. Пятая – закуплено несовместимое оборудование.

«Надо уходить от системы госзакупок и начинать покупать услугу по использованию оборудования у производителя. Тогда тот сам будет ремонтировать, закупать расходные материалы и так далее. Я видела уже подобные прецеденты, когда поставщик предоставляет полностью оборудованную операционную, в которой работают врачи», – рассказала г-жа Попович. Она заметила, что оборудование часто морально устаревает за 2–3 года, и в идеале нужно уже покупать новое. Получается, что аппаратов для лечения и так не хватает, а их еще и не используют годами.