Деление клетки митоз таблица 9. Деление клетки. Митоз. Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Философия"

Биология 9 класс

Тема урока: «Деление клетки. Митоз»

Тип урок а : комплексное применение знаний и способов деятельности.

Цели :
- сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития и размножения клетки и организма в целом;
- рассмотреть механизм митоза;
- охарактеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла;
- выявить биологическое значение митоза.

Развивать умение находить общее, закономерности, отличное (формирует основы теоретического мышления), умение находить достоверную информацию в учебнике, анализировать, определять понятия, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, умение представлять информацию в виде схемы при изучении темы;

Осуществлять самооценку собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Обеспечение урока: учебник, компьютер, интерактивная доска, тестовые задания.

Ход урока:

1.Организационный момент (1 мин.).

2. Актуализация знаний. Слайд 1 с темой урока не открывать, открыть слайд 2.

Для выяснения степени усвоения учащимися пройденного учебного материала и определения пробелов в знаниях проводит тест с последующей проверкой (вопросы выводятся на экран – слайд 3 ):

    Какие органоиды обозначены цифрами?

Ответ: 1- ЭПС, 2 – комплекс Гольджи, 3 – рибосомы, 4 – ядро, 5 – митохондрии.

2. Какой органоид вырабатывает энергию, используемую клетками? (5)

3 . Какой органоид обеспечивает сборку белка в клетках? (3)

4. Какой органоид контролирует жизнедеятельность клетки? (4)

5. Чем отличается клетка, показанная на рисунке, от клеток грибов, растений и

животных? (слайд 4)

1) наличием клеточной стенки 2) отсутствием рибосом

3) наличием цитоплазмы 4) отсутствием оформленного ядра

3. Актуализация субъектного опыта учащихся (слайд 5)

Постановка цели урока, определение проблемы и темы урока. Беседа с учащимися.

В момент рождения ребенок весит в среднем 3 – 3,5 кг и имеет рост около50 см, детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок – менее 1 грамма. Из серого невзрачного птенца вырастает прекрасный лебедь, юркий головастик превращается в степенную жабу, а из посаженного возле дома желудя вырастает громадный дуб, который спустя сотню лет радует своей красотой новые поколения людей.

Проанализируйте эти факты и ответьте на вопросы:


1. Благодаря каким процессам возможны все эти изменения?

Все эти изменения возможны благодаря способности организмов к росту и развитию. Эти два свойства живой материи неразрывно связаны друг с другом, и в их основе лежит способность клетки к делению и специализации.

2. Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений? (размножение – воспроизведение себе подобных) (слайд 6)

Какие типы размножения вы знаете? (половое и бесполое)

Ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока?

Деление клетки. Митоз (слайд 7)

Деление соматических, т.е. неполовых, клеток называется митозом.

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «деление клетки»?

Жизнь клетки, как и жизнь любого организма, можно разделить на периоды: (слайд 7)

Жизненный цикл клетки, интерфаза, митотический цикл. Запишите эти определения в тетрадь, используя материал учебника. Вам нужно их выучить.

Работа с текстом учебника . Найти определение жизненного цикла клетки и

митотического цикла

Жизненный цикл любой клетки представляет собой совокупность событий, протекающих в клетке с момента её возникновения в результате деления и до гибели или последующего митоза. Жизненный цикл клетки включает в себя стадию подготовки к митозу – интерфазу , во время которой клетка выполняет свои специфические функции.

Процессы, происходящие в клетке в стадию интерфазы (слайд 8) – подготовка клетки к построению второй хроматиды каждой хромосомы; повышается активность ферментов, клетка приступает к синтезу ДНК (новая молекула ДНК идентична старой, т.к. нарушение структуры ДНК приводит к искажению генетического кода, что делает невозможным сохранение и передачу наследственной информации). Кроме того:

Синтез белков ферментов,

Синтез рРНК, иРНК и тРНК,

Образование рибосом,

Синтез АТФ,

Рост клетки и другие немаловажные процессы.

Продолжительность интерфазы всегда больше, чем само деление (у бактерий – несколько минут, у млекопитающих – 6 – 12 часов).

Митоз, фазы митоза – слайд 9

Работа с текстом учебника. Заполнить таблицу (слайд 10): (проверка по слайдам 11 -15 презентации)

Процесс, происходящий в клетке

Профаза

Метафаза

Анафаза

Телофаза

По окончании проверки заполнения таблицы, если позволяет время, можно просмотреть видеоролик «Митоз. Анимация».

Беседа с учащимися: Биологическое значение митоза (слайд 16 )

4. Этап контроля и самоконтроля.

Выберите один верный ответ (слайды 17, 18)

1. Сколько хромосом будет содержаться в клетках печени у сына, если у его папы в этих клетках содержится 46 хромосом?

1) 0 2) 23 3) 46 4) 92

2. Что такое клеточный, или жизненный, цикл клетки?

а) жизнь клетки в период ее деления;
б) жизнь клетки от деления до следующего деления или до смерти;
в) жизнь клетки в период интерфазы.

3.Митоз – это основной способ деления:

а) половых клеток; б) соматических клеток; в) а + б.

4.Единицей размножения организмов является:

1) ядро 3) клетка 2) цитоплазма 4) ткань

5. Сущность митоза состоит в образовании двух дочерних клеток:

а) одинаковым набором хромосом, равным материнской клетке

б) увеличенным вдвое набором хромосом

в) различающимся между собой набором хромосом

г) уменьшенным вдвое набором хромосом

5. Этап информации о д/з

6. Этап рефлексии

Самоанализ обучающихся:

1. Что полезного вы узнали сегодня на уроке?

2. Что для вас было наиболее интересным?

3. Что бы вы изменили в сегодняшнем уроке?

4. В чем испытывали трудности?

Самооценка обучающихся:

Игра «Что я за птица?» Учитель при помощи проектора выносит на экран (слайд 19)

критерий

3 балла

2 балла

1 балл

Активность на уроке

высокая

средняя

низкая

Материал урока усвоил

хорошо

частично

слабо

Тему могу объяснить

Могу сам

Могу, но с подсказкой

Затрудняюсь

3 - 5 баллов воробей (собирает знания по крупицам)

6 - 7 баллов соловей (поведай свои знания другим)

8 - 9 баллов орел (открывает тайны бытия).

Онлайн тесты.

Одним из важнейших процессов в индивидуальном развитии живого организма является митоз. В данной статье мы кратко и понятно постараемся объяснить, какие процессы происходят во время деления клетки, расскажем о биологическом значении митоза.

Определение понятия

Из учебников за 10 класс по биологии мы знаем, что митоз – деление клетки, в результате которого из одной материнской клетки образуются две дочерние с тем же самым набором хромосом.

В переводе с древнегреческого языка термин «митоз» обозначает «нить». Это как связующее звено между старыми и новыми клетками, в которых сохраняется генетический код.

Процесс деления в целом начинается от ядра и заканчивается цитоплазмой. Именуется он как митотический цикл, который состоит из стадии митоза и интерфазы. В результате деления диплоидной соматической клетки образуется две дочерние клетки. Благодаря такому процессу происходит увеличение числа клеток тканей.

Стадии митоза

Исходя из морфологических особенностей, процесс деления распределяют на такие стадии:

  • Профаза ;

На данном этапе ядро уплотняется, внутри него конденсируется хроматин, который закручивается в спираль, под микроскопом просматриваются хромосомы.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Под влиянием ферментов ядра и их оболочки растворяются, хромосомы в этом периоде беспорядочно располагаются в цитоплазме. Позднее происходит разделение центриолей к полюсам, образовывается веретено деления клеток, нити которого крепятся к полюсам и хромосомам.

Для данной стадии характерно удвоение ДНК, но пары хромосом ещё держатся друг друга.

Перед стадией профазы у растительной клетки идёт подготовительная фаза - препрофаза. В чём заключается подготовка клетки к митозу можно понять на данном этапе. Для него характерными являются образование препрофазного кольца, фрагмосомы, а также нуклеация микротрубочек вокруг ядра.

  • Прометафаза ;

На этом этапе хромосомы приходят в движение и направляются к ближайшему полюсу.

Во многих учебных пособиях препрофазу и прометофазу относят к стадии профазы.

  • Метафаза ;

На начальном этапе хромосомы находятся в экваториальной части веретена, так что давление полюсов действует на них равномерно. В ходе данной стадии число микротрубочек веретена постоянно растёт и обновляется.

Хромосомы выстраиваются парами в спираль вдоль экватора веретена в строгом порядке. Хроматиды постепенно отсоединяются, но ещё держатся за нити веретена.

  • Анафаза ;

На этом этапе происходит удлинение хроматид, которые постепенно расходятся к полюсам, так как нити веретена сокращаются. Образуются дочерние хромосомы.

По времени это самая короткая фаза. Сестринские хроматиды внезапно разделяются и отходят к разным полюсам.

  • Телофаза ;

Является последней фазой деления, когда хромосомы удлиняются, и формируется новая ядерная оболочка около каждого полюса. Нити, из которых состояло веретено, полностью разрушаются. На этом этапе делится цитоплазма.

Завершение последней стадии совпадает с разделением материнской клетки, которое называется цитокинезом. Именно от прохождения этого процесса зависит, сколько клеток образуется при делении, их может быть две и более.

Рис. 1. Стадии митоза

Значение митоза

Биологическое значение процесса деления клеток неоспоримо.

  • Именно благодаря ему возможно поддержание постоянного набора хромосом.
  • Воспроизведение идентичной клетки возможно только путём митоза. Таким способом заменяются клетки кожи, эпителия кишечника, кровяных клеток эритроцитов, жизненный цикл которых составляет всего 4 месяца.
  • Копирование, а значит и сохранение генетической информации.
  • Обеспечение развития и роста клеток, благодаря чему многоклеточный организм образуется из одноклеточной зиготы.
  • При помощи такого деления возможна регенерация частей тела у некоторых живых организмов. Например, у морской звезды восстанавливаются лучи.

Рис. 2. Регенерация морской звезды

  • Обеспечение бесполого размножения. Например, почкование гидры, а также вегетативное размножение растений.

Рис. 3. Почкование гидры

Что мы узнали?

Деление клеток называется митозом. Благодаря ему копируется и сохраняется генетическая информация клетки. Процесс происходит в несколько этапов: подготовительная фаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза. В результате образуется две дочерние клетки, которые полностью похожи на первоначальную материнскую клетку. В природе значение митоза велико, так как благодаря ему возможно развитие и рост одноклеточных и многоклеточных организмов, регенерация некоторых частей тела, бесполое размножение.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 462.

Конспект урока: «Деление клетки. Митоз»

Разработка урока «Деление клетки. Митоз» рассчитан на учеников 9 класса с базовым уровнем образования. В этой методической разработке применены технология критического мышления и сингапурские структуры. Материал этого урока требует от учащихся знания ранее изученного Урок посвящён изучению нового материала и его первичному закреплению.

Цель урока. Создать условия для развития творческой и познавательной активности учащихся на уроке с учетом индивидуальных особенностей средствами технологии критического мышления и сингапурских структур.

Задачи:

Основные понятия: жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, цитокинез, веретено деления.

Тип урока. Изучение нового материала.

Оборудование. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Результаты урока.

1. Предметные результаты: жизненный цикл клетки, интерфаза, фазы митоза, амитоз.

2. Метапредметные: литература, химия.

3. Личностные: умение взаимодействовать в группе, парах, личностная значимость темы для себя.

Здравствуйте, ребята сегодня у нас необычный урок. К нам приехали гости- учителя со всех школ района.

И наш урок мне хотелось бы начать словами Г.Э. Лессинга:

Спорьте, заблуждайтесь,

и криво, да сами".

(Готхольд Эфраим Лессинг)(слайд 1)

Ход урока

Сегодня мы продолжаем работу над разделом "Размножение и индивидуальное развитие организмов". Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

1 этап. Актуализация знаний.

1. Что такое размножение?

2. Какие типы размножения вам известны? Дайте им определения?

3. Перечислите примеры бесполого размножения? Приведите примеры.

4. Биологическое значение бесполого размножения?

5. Какое размножение называется половым?

6. Какие половые клетки вам известны?

7. Чем гаметы отличаются от соматических клеток?

8. Что такое оплодотворение?

9. Что такое зигота?

10. В чем заключается преимущества полового размножения по сравнению с бесполым размножением?

В ходе работы проводится коррекция знаний. Итак, вы успешно справились с вопросами, и мы переходим к изучению нового материала.

2 этап. Изучение нового материала.

Мы продолжаем изучение свойств живого организма.

Назовите ещё раз все свойства живых организмов?

О каком свойстве пойдёт речь сегодня, вы узнаете из задания.

Сопоставьте следующие факты и сделайте вывод, о каком процессе, характерном для клетки, говорится в этих примерах:

    если наступить на хвост ящерицы, то она его отбрасывает, но через некоторое время хвост отрастает снова;

    клетки кожи человека обновляются через 1-2 недели;

    рост человека увеличивается до 18-23 лет;

    в половом процессе размножения принимают участие женские и мужские половые клетки; (деление клетки) (слайд 2)

- Итак, о каком процессе идет речь?

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание "деление клетки"? (например, размножение, ядро, хромосомы, рост).

Как вы думаете, я вам задала эти вопросы случайно? Да, действительно, это связано с темой нашего сегодняшнего урока. Каким образом можно сформулировать тему сегодняшнего урока? (Учащиеся предлагают разные варианты). Учитель обобщает их варианты и предлагает тему урока.

Тема Урока. "Деление клетки. Митоз. (слайд 3)

Что вы хотели узнать на данном уроке? (Высказывания учеников)

Сегодня с вами мы рассмотрим, что такое жизненный цикл клетки? Митоз и его биологическую роль.

Задачи урока:

    Рассмотреть основные этапы жизненного цикла клеток. Формировать знания о фазах митоза; создать представления об амитозе;

    Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

    Развивать умение работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемами, таблицами, интернет- ресурсами.

И так, что же это за процесс - митоз?

Для начала нам надо вспомнить современное положение клеточной теории.

Как вы уже знаете, одно из положений клеточной теории звучит:

Новые клетки могут возникать
только из предшествующих клеток. Р. Вирхов

Откуда мы взялись, соседка?” –

Спросила как-то клетка клетку.

Та не услышала вопрос –

Она делилась! Шел ……….!”(Митоз) (слайд 4, 5)

Структура: «Эй ар гайд» Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним, что вам уже известно о делении клетки. Перед вами лежит приложение №1. Посмотрите на утверждения в первой графе и ответьте на них. Высказывания учеников.

Посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопросы второй графы. (Митоз)

1.Узнали ли вы что-то нового о делении клети? (для удобства процесс деления клетки делится на фазы, каждая фаза имеет свое название)

2.Изменилось ли ваше мнение после просмотра видеофрагмента?

(информация, которая изменила их мнение: термин - митоз, фазы митоза, процессы идущее в клетке и.т.д.) Приложение №1

Сейчас мы будем работать по учебнику, у Вас на партах лежат задания

1 задание раздел «Клеточный цикл, интерфаза », над ней будут работать Д. Ризат, М. Женя, С. Арстан.

2 задние раздел "Фазы митоза профаза ", над ней работают М. Эльсияра, К. Мирхат, А. Азамат

3 задание раздел "Фазы митоза метафаза" над ней будут работать А. Ариза, М. Нурсултан, К. Аман.

4 задание раздел " Фазы митоза анафаза ", над ней будут работать К. Эльдар, И. Адема, Ш. Рамиль.

5 задание раздел " Фазы митоза телофаза", над ней работают Т. Амира, Р. Увайдат, Д. Мирхат.

6 задание вывод о биологическом значении митоза, ее готовят Д. Ислам, С. Индира, А. Магомед.

Клеточный цикл включает два этапа: интерфазу и митоз. (слайд 7)

Презентация результатов работы в группах. Учащиеся вывешивают на доске свои схемы и объясняют их. Все предложенные схемы, выводы, определения, записываются в тетрадь (информационные листы)

1. Интерфаза . Период подготовки клетки к делению. Удвоение ДНК, после которого каждая хромосома состоит из идентичных половинок – хроматид, формирование рибосом, органоидов, синтез АТФ, белков. (слайд 8)

Митотический цикл состоит из 4-х фаз: 1.профаза.2. метафаза.3. анафаза. 4. Телофаза. (слайд 9)

МИТОЗ

2.ПРОФАЗА - спирализация хромосом (укорачиваются), ядерная оболочка и ядрышко распадаются, центриоли расходятся к полюсам, и формируется веретено деления. (слайд 10)

3.МЕТАФАЗА - хромосомы выстраиваются в плоскости экватора клетки; состоят из двух дочерних хроматид, соединённых центромерой. (слайд 11)

4.АНАФАЗА - центромеры делятся; дочерние хроматиды всех хромосом одновременно отделяются друг от друга и расходятся к противоположным полюсам клетки. (слайд 12)

5.ТЕЛООФАЗА - формируется оболочка новых ядер; деспирализуются хромосомы и восстанавливается ядрышко; происходит разделение клетки – цитокинез (слайд 13)

6 . Значение митоза (слайд 14)

Теперь запишем определение митоза. Митоз- это непрямое деление клетки.

Физкультминутка (слайд 15)

Учитель. У вас на партах лежит приложение2: Статья «Амитоз» Предлагаю прочитать текст и сделать в нем соответствующие пометки.

Митоз - наиболее распространенный, но не единственный тип деления клеток. Практически у всех эукариотических организмов обнаружено так называемое прямое деление ядер, или амитоз. При амитозе делится только ядро, причем без образования , поэтому наследственный материал распределяется случайным образом. Цитокинез не всегда следует за делением ядра, поэтому в результате амитоза обычно возникают . Амитотические деления характерны для клеток, заканчивающих развитие: отмирающих эпителиальных клеток, фолликулярных клеток яичников и т. д. Встречается амитоз при патологических процессах: воспалении, злокачественном росте и др. После амитоза клетки не способны приступить к митотическому делению.

Для пометок

" V "- уже известно

"--"- противоречит представлению

"+" - является интересным и неожиданным

"?" - не ясно, возникло желание узнать больше.

Учитель. А сейчас обсудим прочитанную статью.

1. Что стало известно из этой статьи.

2. Какой материал был для вас новым.

Учитель: Впервые амитоз был описан немецким биологом Р. Ремаком в 1841г., А сам термин амитоз был предложен гистологом В Флемингом позднее в 1882.

Также дополнительную информацию об амитозе нам подготовили Эльсияра, Женя и Увайдат, давайте их послушаем.

Теперь запишем определение амитоза. Амитоз- это прямое деление клетки.

А в чем сходство и различие митоза и амитоза.

Учитель. А сейчас минутка психологической разгрузки. Стадии митоза легко запомнить с помощью шуточного стихотворения, которое вам приготовили и расскажут ваши товарищи.

Сценическое представление шуточного стихотворения "Жизненный цикл клетки".

Цикл жизни клетки - интерфаза и митоз,

А как он протекает?- это главный вопрос.

Об этом не скажешь ведь в двух словах,

Процесс жизни клетки рассмотрим в стихах.

Интерфаза длится дольше, чем само деление,

Очень быстро происходит ДНК удвоение.

Идет биосинтез, активны ферменты.

Клетка растет, образует органоиды и элементы

Затем следует митотическое деление,

Фазы его легко запомнить - и в этом нет сомнения.

Внимательно на них ты посмотри.

Каждая фаза как член большой и дружеской семьи.

Глава семьи - папа (всем ясно сразу),

И первая фраза митоза - профаза.

Исчезло ядрышко и ядерная оболочка,

Но на этом рано еще ставить точку.

Хромосомы укорачиваются, утолщаются,

В компактные формы превращаются.

И затем без промедления -

Появляются нити веретена деления.

Мама - солнышко наше, тепло, доброта.

Метафаза - вторая фаза митоза всегда.

Дети для мамы равны без дозатора,

Хромосомы лежат в области экватора

Дочка - Аня в семье - просто принцесса.

Анафаза - третья фаза процесса.

Убедиться в этом ты можешь сам-

Нити веретена деления оттягивают

хроматиды к различным полюсам.

Сынок в семье Толя - ну, как по заказу

Четвертая фаза митоза - телофаза.

Хромосомы раскручиваются, у них выход один-

Снова превратиться в хроматин.

После деления цитоплазмы и органоидов клетки.

Появляются две прелестные, чудные детки,

Имеют диплоидный набор дочерние клетки

И в точности похожи на материнскую клетку.

Встречаются ли в этом шуточном стихотворении термины, которые мы изучали раннее (ДНК, ядро, цитоплазма, органоиды клетки)? Таблица "Клеточное строение".

Закрепление: задание «Угадай стадию митоза» Приложение 3, рисунки со стадиями митоза.

Рефлексия. Запишите в тетрадях свое мнение:
Почему я должен запомнить значение и фазы митоза.
Несколько мнений учитель просить высказать (можно по желанию)

Примерные причины:

1.Митоз является основой размножения и роста организмов.

2.Мне теперь стало понятно, почему мой организм растет, увеличивается в размере.

3.Расширился мой кругозор. Интересно было узнать, как все это происходит.

4.Я могу, объяснить другим как все это происходит.

5.Я собираюсь, в дальнейшем продолжить обучение в этой области и эти знания мне обязательно пригодятся.

Вывод: И в конце урока я хотела бы вернуться к высказыванию немецкого поэта Лессинга: Спорьте, заблуждайтесь,

ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте, и хотя

и криво, да сами".

И хотела бы, чтобы эти слова стали девизом каждого нашего урока.

Смысл этих слов в том, что на всё нужно иметь своё мнение, а мнение рождается в размышлениях, пользы будет больше для твоего развития, чем если кто-то что-то сделает за тебя

3.Домашнее задание: изучить параграф 14, письменно ответить на вопрос: чем отличается митоз у растений и животных?

Творческое задание для сильных учащихся: подготовить сообщение, используя ресурсы сети Интернет, о причинах нарушений протекания процесса митоза.

Урок окончен. Отличного дня! Я была, рада встретится с вами!

Урок на тему: «Деление клетки. Митоз»

Цели:

Обучающая: сформировать представления о значении деления клетки для размножения, роста и развития организмов, о процессах, протекающих в клетке в интерфазу и в период митоза; о механизме, обеспечивающем постоянство числа и формы хромосом в клетках, равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками.

Развивающая: способствовать формированию умений выполнять логические мыслительные операции; анализировать, сравнивать, обобщать, работать с карточками, тестами и схемами.

Воспитательная: способствовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости мира, единства происхождения всего живого и развития многообразия живых существ на земле.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и частично-поисковые.

Оборудование:

1. А.В. Теремов, Р.А.Петросова, А.И.Никишов. Биология. Общие закономерности жизни. «Владос», Москва, 2012

2. Таблица «Фазы митоза».

3. Динамическое пособие «Митоз».

4. Бланки с заданиями и тестами.

Ход урока

1. Организационный момент (1 минута)

2. Актуализация ранее изученного материала (12-15 минут)

А) Учащиеся, сидящие на первом ряду выполняют самостоятельную работу по индивидуальным карточкам

Карточка № 1

  1. Назовите двумембранные органоиды клетки
  2. Дайте определение «гетеротрофы», приведите примеры
  3. Что происходит в световую фазу фотосинтеза?

Карточка № 2

  1. Назовите одномембранные органоиды клетки
  2. Дайте определение «анаэробы», приведите примеры
  3. Напишите уравнение реакции фотосинтеза

Карточка № 3

  1. Назовите немембранные органоиды в клетке
  2. Дайте определение «автотрофы», приведите примеры
  3. Напишите конечную реакцию окисления глюкозы, сколько образуется энергии?

Карточка № 4

  1. Какой вклад в биологию внесли Роберт Гук и Антонии ван Левенгук.
  2. Дайте определение «ассимиляция». Как по другому можно назвать этот процесс. Приведите процессы, относящиеся к ассимиляции
  3. До каких мономеров происходит расщепление органических веществ в процессе пищеварения

Б) Работа учащихся у доски по карточкам

Карточка № 1.

Выберите один верный ответ

  1. Клетки прокариот в отличие от клеток эукариот не имеют:

А) плазматической мембраны; Б) оформленного ядра;

В) рибосом; Г) цитоплазмы;

2. Фотосинтез в отличие от биосинтеза белка происходит в клетках:

А) любого организма; Б) содержащих хлоропласты;

3. В бескислородной стадии энергетического обмена расщепляются молекулы:

А) глюкозы до пировиноградной кислоты;

Б) белка до аминокислот; В) крахмала до глюкозы;

Г) пировиноградной кислоты до углекислого газа;

4. Трансляция - это:

А) синтез полипептидной цепи на рибосомах;

Б) синтез т-РНК; В) синтез и-РНК по матрице ДНК;

Г) синтез р-РНК;

5. Синтез белка завершается в момент:

А) истощения запасов ферментов; Б) узнавания кодона антикодоном;

В) появления на рибосоме «стоп кода» или «знака препинания»;

Г) присоединения аминокислоты к т-РНК;

6. Где происходит процесс биосинтеза белка

А) в митохондриях; Б) в ядре; В) в цитоплазме;

Г) в цитоплазматической мембране;

7. Живые клетки могут возникнуть:

А) из межклеточного вещества;

Б) путем деления предшествующей клетки;

В) из разлагающихся органических остатков;

Г) из неорганических веществ

Карточка № 2

Установите соответствие между процессами и условиями их протекания:

Условия протекания:

Виды обмена веществ:

1. Происходит в хлоропластах

2. Окисление пировиноградной кислоты

3. В любых живых клетках

А) Фотосинтез

4. Только на свету

5. В зеленых клетках растений

6. Выделение СО и Н О

Б) Энергетический обмен

7. Синтез молекулы АТФ за счет энергии света

8. И на свету и в темноте

Карточка № 3

Молекула ДНК имеет следующую последовательность:

А-Г-А-Ц-Г-Т-Т-А-Г. Определите последовательность аминокислот в полипептидной цепи

Ответ: и-РНК: -У-Ц-У-Г-Ц-А-А-У-Ц-

Аминокислоты: Серин-Аланин-Изолейцин

В) Устные ответы учащихся у доски

1. Что такое интерфаза? Какое событие является главным в интерфазе?

2. Рассказать о строении хромосом

Г) Решение задачи с комментарием

Какую длину имеет ген, кодирующий инсулин, если известно, что молекула инсулина имеет 51 аминокислоту, а расстояние между нуклеотидами в ДНК составляет 0, 34нм?

Решение:

Ген – участок ДНК, несущий информацию об инсулине. Одну аминокислоту кодирует 1 кодон, состоящий из 3 нуклеотидов ДНК.

А) определим количество нуклеотидов ДНК, кодирующих инсулин:

51 х 3 = 153 (нуклеотида).

Б) рассчитаем длину этого гена:

0,34 х 153 = 52,02 (нм).

Ответ 52,02 нм.

3. Изучение нового материала (20 минут)

Вспомните с прошлого урока, что такое интерфаза?

Какие процессы происходили в этот период?

Сегодня мы разберем, что происходит с соматическими клетками после интерфазы. Сегодня будем говорить о митозе. (Тема урока записывается на доске)

Как только клетка подготовится, начинается процесс деления, состоящий из 4 фаз. Продолжительность митотического цикла для большинства клеток составляет от 10 до 50 часов. У млекопитающих время митоза составляет 1 – 1,5часа.

Фазы митоза:

  1. Профаза. Двухроматидные хромосомы спирализуются, ядерная мембрана и ядрышко разрушаются. Центриоль удваивается, образуются нити веретена деления.
  2. Метафаза. Хромосомы, состоящие из двух хроматид, располагаются по экватору клетки, нити веретена деления присоединяются к центромерам хромосом.
  3. Анафаза. Микротрубочки сокращаются, центромеры разъединяются и удаляются друг от друга. Хромосомы разделяются, и хроматиды расходятся к противоположным полюсам клетки.
  4. Телофаза. Вокруг разошедшихся хромосом образуется новая ядерная оболочка, формируется ядрышко, исчезает веретено деления. На экваторе клетки начинает закладываться перегородка, и в результате образуются две дочерние клетки

(Рассказ учителя сопровождается демонстрацией каждой фазы на таблице)

Актуализация изученного материала

Вопрос: почему дочерние клетки в точности копируют материнскую?

(Происходит равномерное распределение между дочерними клетками сформировавшихся в интерфазе хроматид, в которых сосредоточена наследственная информация)

4. Закрепление изученного материала (10 минут)

1. Ученик с помощью динамического пособия «Митоз – непрямое деление клетки» на магнитной доске составляют схему митоза.

2. Беседа с остальными учениками класса.

А) Перед митозом клетка содержит 8 хромосом. Сколько хромосом содержит потомок этой клетки после митоза? (8)

Б) Перед митозом клетка содержит 16 хромосом. Сколько у нее в этот момент хроматид? (32)

В) Проверить правильность выполнения задания на доске, используя динамическое пособие.

Г) Индивидуальное задание для учащихся.

Составить схему митоза в тетради, используя готовые заготовки «Фазы митоза», клей

5. Домашнее задание

§ 18, стр. 81 - 84

Открытый урок в 9 Б классе на тему:

«Деление клетки. Митоз»

Провела: учитель биологии

Рудь Наталья Леонидовна

Москва 2009 – 2010 учебный год


, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9

Презентация к уроку




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • усвоение учащимися фаз митоза и понимание его биологического значения;
  • формировать умение последовательно выстраивать процессы митоза.

Задачи:

  • Развивающая
    • продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации;
    • оформлять работу в виде таблицы;
  • Воспитательная
    • формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности;
  • Дидактическая
    • создать условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, презентация, таблица “Деление клетки. Митоз”.

План урока:

  • Организационный момент, сообщение учащимися целей и задач урока.
  • Повторение пройденного материала. Тестирование «Обмен веществ и энергии».
  • Актуализация знаний учащихся. Определение темы урока.
  • Изучение нового материала (беседа с использованием мультимедийной презентации).
  • Закрепление изученного материала (самостоятельная работа учащихся, работа по таблице).
  • Выводы урока и запись домашнего задания.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка изученного материала (2-3 слайд)

(Учащиеся открывают тетради, записывают число, классная работа).

Тестовый контроль “Обмен веществ и энергии”

1. Универсальным источником энергии является:

а) глюкоза б) жир в) АТФ

2. В процессе фотосинтеза кислород образуется при расщеплении:

а) СО2, б) Н2О в) АТФ

3. Процесс расщепления высокомолекулярных органических веществ до низкомолекулярных называется:

а) диссоциацией б) ассимиляцией в) диссимиляцией

4. Наибольшее количество АТФ образуется в результате:

а) спиртового брожения б) дыхания в) молочнокислого брожения

5. Процессы анаэробного окисления протекают:

а) в митохондриях б) в пластидах в) в цитоплазме

6. Что происходит в темновую фазу фотосинтеза?

а) образование АТФ б) образование НАДФ · Н 2 в) образование углеводов

7. Образуют органические вещества из неорганических, используя неорганический источник углерода и энергию света:

а) гетеротрофы б) фотоавтотрофы в) хемоавтотрофы

8. Как называется 1-й этап биосинтеза белка?

а) транскрипция, б)трансляция, в) элонгация.

9. Где происходит непосредственное образование полимерной цепи белка?

а) в ядре, б) в клеточном центре, в) в рибосоме.

10. Где происходит копирование генетической информации ДНК?

а) в цитоплазме, б) вне клетки, в) в ядре.

III. Актуализация знаний учащихся. Определение темы урока.

Прочитайте высказывания. Выполните задания (4 слайд)

1. Известно, что каждый организм в природе рано или поздно погибает – от других организмов, от болезней или просто от старости. Но тем не менее численность организмов многих видов не уменьшается, а виды существуют на Земле сотни тысяч и миллионы лет.

2. Большинство многоклеточных животных и растений начинают свой жизненный цикл с одной клетки-зиготы.

Проанализируйте эти факты и ответьте на вопросы:

1. Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений?
2. Какой процесс лежит в основе этого свойства живых организмов.
– Ребята, кто сможет определить тему сегодняшнего урока? (Деление клетки. Митоз) (5 слайд)
– Теперь запишите тему урока.

IV. Изучение нового материала (беседа с использованием мультимедийной презентации)

Что же такое размножение?Прочитайте материал учебника стр.77 §2.14 1-2 абзац и сформулируйте ответ на наш вопрос.

Жизнь клетки, как и жизнь любого организма, можно разделить на периоды: (7 слайд)

– Жизненный цикл клетки и митотический цикл. Запишите эти определения в тетрадь. Вам нужно их выучить.

– Деление соматических, т.е. неполовых, клеток называется митозом. Этот процесс проходит в несколько этапов. (8 слайд) сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями каждого этапа митоза.

Ребята, сейчас начертите в тетради таблицу из 3 колонок, как показано на 9 слайде .Дальше, работая по презентации, мы заполним эту таблицу. (10-14 слайды)

V. Релаксационная физминутка

VI. Закрепление изученного материала (самостоятельная работа учащихся).

  • Теперь, ребята, проверим, как вы усвоили тему урока. Выполните задание по рисунку. (16-17 слайд).
  • Рассмотрите таблицу «Деление клетки». Охарактеризуйте каждый этап деления клетки. (Ответы учащихся).

VII. Вывод. Итог урока. (19 слайд)

– Что такое митоз?
– Какое значение имеет митоз?

VIII. Запишите домашнее задание: (20 слайд)

§ 2.14, вопросы и задания стр. 77, 81; повторить 2 главу.