Декоративная роспись по дереву для начинающих. Роспись по дереву акриловыми красками: техники для начинающих


Мезенская роспись

Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись - тип росписи домашней утвари - прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до XX века. Предметы густо испещрены дробным узором - звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный - сажа и красный - «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента - солярные диски, ромбы, кресты - напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

Полхов-Майданская роспись

Полхов-майданская роспись – один из самых молодых художественных промыслов России. Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек. Полхов-майданская игрушка или как ее называют сами мастера «тарарушка», появилась в конце 1920-х годов. С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан Основные мотивы узоров этой росписи – цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе.

Пижемская роспись

Пижемская роспись известна с XVII века. Одна из древнейших росписей Русского Севера. Северная река Печора и ее притоки Цильма, Пижма и другие - места, где в XIX-начале XX в. существовал небольшой центр графической росписи. На формирование стиля пижемской росписи сильнейшее влияние оказала рукописная традиция староверов со времен Аввакума. Здесь были целые династии переписчиков дониконовских книг, известных по всей Печоре; они и положили начало своеобразной пижемской росписи. Пижемская роспись выполнялась акварельными красками - красной, зеленой, желтой, черной. Основна пижемской росписи - это геометрический орнамент, выполненный черной краской (сажа с использованием смолы лиственницы) в виде ромбов, крестов, точек и т.д., с незначительным добавлением красной и зеленой краски.

Гуслицкая роспись

Гуслицкая роспись восходит к XVII столетию. Просуществовала эта роспись до XX века, когда рукописная книга была вытеснена печатной. Гуслица - так с давних пор называлась подмосковная местность в юго-восточной части по реке Гуслице, впадающей в Москва-реку (территория части современного Орехово- Зуевского и Егорьевского районов Московской области). В Гуслицах получили развитие иконопись, культовая меднолитая пластика, шитье. В 60-70-х гг. XIX в. в слободе Абрамовке функционировала подпольная старообрядческая типография крестьянина Е.П.Пискунова. В районе Гуслиц было широко распространено искусство переписки и украшения книг. Особенно известны были певческие рукописи гуслицкой работы. «Гуслицкая» манера оформления книг сложилась к последней четверти XVIII в. Специфика росписи - сияющие краски: синий, голубой, розовый, бирюзовый, в сочетании с обильным золочением.

Ракульская роспись

Ракульская роспись появляется в первой половине XIX века в селе Ульяновская, стоящее на месте впадения речки Ракулки в Северную Двину (ныне Красноборский район Архангельской области). Орнамент ракульской росписи очень близок к графике миниатюр знаменитых Выговских рукописей - богослужебных и наставительных книг, изготовлявшихся старообрядцами.В росписях Ракулки доминируют, как правило черный и золотисто-охристый цвета, которым сопутствуют насыщенный зеленый и коричнево-красный. Цветовой колорит очень строг и гармоничен, пластика элементов лаконична. Элементы ракульского орнамента крупны, их форма ограничивается четким чёрным контуром. Мелкие декоративные элементы - виньетки и прожилки исполняются черным или белым цветами: белым преимущественно рисуются прожилки листьев, бегущие по насыщенному цветовому фону.

Шекснинская роспись золоченка

«Шекснинская золоченка» является одной из традиционных росписей Русского Севера. Она украшала крестьянские предметы быта и была распространена на небольшой территории – в южной части Шекснинского района Вологодской области. Местные жители называли роспись «золоченкой». Это название и вошло в научный оборот вновь открытого центра народных росписей. Роспись графическая, цветовой строй ее основан на сочетании красного, золотого и черного цвета традиционного для древнерусской иконописи.Причудливые растения с диковинными листьями, цветами и плодами, на ветвях которых сидят гордые птицы с орлиным взглядом и с хвостом, иногда переходящим в растительный узор, – вот основные мотивы этой росписи. Истоки шекснинской золочёнки имеют корни в древнерусской культуре, напоминают орнаменты икон и рукописных книг.

Хохломская роспись

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристо- оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Роспись выглядит ярко, несмотря на темный фон. Для создания рисунка используются такие краски, как красная, жёлтая, оранжевая, немного зелёной и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Борецкая роспись

Бо́рецкая роспись - русский народный художественный промысел, роспись по дереву. Существует с XVIII века. Вначале существовал один центр росписи - село Борок (Шенкурский уезд) в среднем течении реки Северная Двина (возникло на берегу Двины при заселении Двинского края новгородцами в XI-XII веках). Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зеленый, коричневый, оранжевый, желтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся черным контуром. Символ борецкой росписи - Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепития, гуляния.

Петербургская роспись

Петербургская роспись возникла на основе изучения подносов, созданных в 19 веке в Петербурге. Характеризуется особой изысканностью. Белые цветы с золотыми листьями на черном фоне. Листья и цветы пишутся особыми, полупрозрачными мазками. Создается особая атмосфера Петербурга - города белых ночей. Основными мотивами рисунка являются цветы: нарциссы, пионы, ромашки; композиция характеризуется изяществом и динамизмом. Особым приёмом можно считать активное использование фона, как дополнительного изобразительного элемента. Белый и золотой полупрозрачные мазки кладутся так, чтобы проявляющийся фон создавал неповторимую атмосферу загадочности. Сейчас это малоизвестный вид бытового искусства. А в конце XIX - начале XX века на черном фоне подносов начали распускаться белые, полупрозрачные цветы с золотыми листьями.

Городецкая роспись

Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В нижегородских росписях можно различить два типа - павловские и городецкие росписи. Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, : фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

Жостовская роспись

Жо́стовская ро́спись - народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Считается, что жостовская роспись переняла традицию рода Демидовых расписывать жестяные подносы, которая была распространена на Урале, а именно на Тагильском и Выйском заводских посёлках. Заводчики Демидовы внедряли там этот промысел. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Основной мотив жостовской росписи, как и тагильской, - это цветочный букет.

Гжельская роспись

Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, - это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва - Муром - Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам. Само название «Гжель» имеет балтийские корни и относится скорее к природным особенностям региона, чем к процессу обжига изделий в гончарном производстве. Наиболее близко слово «гжель» к древне-прусскому звучанию слова «кустарник», с некоторыми отличиями прижившемуся во всех балтийских языках.

В современном искусстве обширно используют роспись по дереву акриловыми красками, гуашью, масляными и анилиновыми красящими веществами. В истории роспись по дереву - старинное народное ремесло. Дерево долгие века преобладало в быту из-за своей доступности и легкости в обработке. До того как люди научились обрабатывать металл, из дерева делали всю мебель и кухонную утварь, сундуки, шкатулки, прялки, не говоря уже о дверях, воротах, деревянных ставнях. Наряду с плотничеством и резьбой по дереву, развивались особые технологии по обработке дерева и орнаментальная разрисовка изделий.

Виды художественной росписи

В середине 20 века виды росписи по дереву из ремесленного вида искусства перешли в художественные и их изучают и школах изобразительного творчества. Различные виды техник характеризуются своим неповторимых и узнаваемым орнаментом, который исторически развивался в ногу со временем и эволюцией красок и материалов.

В наши дни достаточно использовать специальные краски по дереву и приобрести деревянные изделия, лаки и укрепляющие средства для поделок. Многие современные мастера не только привносят новизну в работы, но и продолжают традицию росписи деревянных изделий.

Первые уроки для начинающих мастеров состоят в изучении принципов рисования каждого вида. Городецкая роспись по дереву характеризуется растительным орнаментом яркими расцветками, преимущественно на желтом фоне, но в наши дни фону в этом виде росписи уделяют меньше внимания, так как рисунок хорошо смотрится на чистой деревянной фактуре.

Элементы рисунка делают в несколько простых этапов, замалевкой основными цветами, теневкой более темными тонкими штрихами и осветлением белой или желтой краской.

Используются также идеализированные изображения птиц, животных, в частности вороных коней, деревьев. В древние времена городецкая роспись также изображала крестьянскую и купеческую жизнь тех времен. На картинках ниже видно пример.

Хохломская роспись существующая в массовом производстве и по сей день, стала визитной карточкой России. Это не просто разрисовка, а целая технология производства деревянных изделий, при обработке которых используется олифа, глина, алюминиевый порошок и лак. В результате многоэтапных действий изделия сначала обретают серебристую окраску, расписывают преимущественно черной и красной красками, иногда выполняют листья зеленым цветом. В конце работы покрывают лаком, и серебристая окраска становится позолоченной. Такая технология росписи пришла от иконописцев.


Элементы хохломской росписи — это в основном густая растительность, большие цветы, завитки, листья, ягоды рябины, клубники, встречаются декоративные птицы, петухи лебеди, но главным символом хохломы является жар-птица.

Также этот вид разрисовки делится на два типа техники — верховую и фоновую. Верховая роспись подразумевает собой нанесение рисунка на фон, а фоновая нанесение контуров и нанесением черного или красного фона.

Мезенская роспись изображает черно-красных орнаментов, более напоминающая пещерную наскальную живопись.


Роспись гжель также не спутать с другим искусством, своими синими пышными цветами на белом фоне.


В современном искусстве росписи по дереву мастера-художники пользуются различными техниками для создания стиля декора, сувенирных наборов посуды. В подарок преподносят собственноручно разрисованные тарелки, конфетницы, салатницы, разделочные доски.

Подготовка дерева

Роспись по дереву акриловыми красками - простое занятие для опытных художников, так как материал дорогой, хоть и подходящий для работы с деревом.

Чтобы начать рисовать на деревянной поверхности, нужно взять готовое изделие, которые продаются как заготовки для декора, почистить самой мелкой наждачной бумагой и загрунтовать поверхность соответствующей краске, после чего можно приступить к рисованию.


Важное место в культурном наследии Древней Руси занимает роспись по дереву. Вазы, дощечки, шкатулки, лари, деревянную посуду, настенные панно, подносы, прялки раскрашивали яркими красками и передавали из поколения в поколение.

Расписные предметы быта и интерьера украшают дома, квартиры и современных любителей этого старинного искусства. Сегодня широко используют декор мебели, посуды, музыкальных инструментов и различной сувенирной продукции.

Прежде чем определиться, какой стиль подойдёт для новичка, необходимо ознакомиться с классикой. Существует множество техник и видов росписи по дереву. Этим искусством издревле занимались и взрослые, и дети. Они изображали цветы и сцены из былин на деревянной посуде, предметах интерьера, панно. Орнаменты, рисунки, узоры - в каждом уезде имели особенности и значение. Зачастую название роспись получала от названия города, где зародилась техника.

Главное место в этом виде искусства занимает классическая роспись по дереву.

К ней относятся:

  • мезенская;
  • хохломская;
  • северодвинская;
  • городецкая.

Мезенский декор

Мезенская роспись - один из старейших видов декорирования . Она зародилась ещё до крещения древней Руси. Это отображается в орнаменте, который содержит языческие символы.

Для этого вида характерной чертой является использование в рисунках геометрических фигур - ромбов, крестов, дисков, а также схематических изображений лошадей и оленей. Каждый элемент имеет свое значение. Цветовая гамма - черный и красный.

Дерево перед работой не грунтуют, окрашивают красной краской, затем делают черную окантовку.

Зародилась в 17 веке в окрестностях Нижнего Новгорода . Отличается яркостью и насыщенностью цветовой палитры. Для изображения цветов, ягод, веток, реже - зверей и птиц, используют три основных цвета: черный, красный и жёлтый (золотой), один из которых фоновый.

Хохлома использует старинную иконописную технику золочения. Для экономии фон раскрашивается серебром либо оловом, затем наносится основное изображение и покрывается варёным льняным маслом (олифой) несколько раз (каждый слой просушивается отдельно в печи). От высокой температуры образуется золотистая пленка и серебряный фон переливается золотом. Расписываются деревянные изделия от руки без предварительного контурирования.

Эту роспись по дереву называют международной. Издавна на берегах реки Северная Двина останавливались поляки, старообрядцы, крестьяне-переселенцы - все, кто хотел уединиться и найти спокойное место. Они внесли свой вклад в развитие искусства росписи Севера.

Узнать технику можно по следующим признакам:

  • выполнение работ желтыми, красными и чёрными цветами;
  • использование в изображениях мифических существ (русалки, птицы);
  • присутствие изображений медведя и льва;
  • разделение мира на три части - земной, небесный, подземный.

На свадьбу молодым дарили изделие с изображением дерева жизни и пары голубей.

Городецкие узоры

Городецкая роспись, как и хохлома, появилась в Нижнем Новгороде, только гораздо позже - в 19 веке. Сюжеты из сказок и былин, городские сцены, цветочные композиции - основные изображения этой техники. Художники наносили рисунок без предварительного эскиза, вручную. Расписывали изделия темперными красками по яркому фону.

В первую очередь наносится фон, затем крупными цветовыми пятнами эскиз, рисунок раскрашивается тонкой кистью, и завершается роспись тонкими штрихами и точками белого цвета для детализации и контрастности. Кроме классических техник росписи, существует множество других, не менее ярких: владимирская, петриховская, гжель, волховская и др.

Подготовка к работе

Изучив основные виды и техники росписи, перед работой над изделием нужно подготовить все необходимое для творчества:

Начинающему мастеру важно правильно подготовить поверхность к работе. Нужно очистить и отшлифовать заготовку наждачной бумагой. В качестве грунтовки можно использовать краску для фона. После нанесения и просыхания рисунка важно закрепить результат прозрачным лаком, тогда произведение будет дольше радовать своим насыщенным и ярким цветом.

Выбор кистей также немаловажен. Для росписи чаще используют кисточки натуральные - беличьи, соболиные и колонковые. Для акриловой росписи подойдут и синтетические. Размеры кисточек обозначены цифрами. В работе используются кисти разных размеров, в зависимости от величины элементов рисунка, которые расписываются.

Виды красок

Для создания красивого и качественного изделия насыщенного цвета необходимо правильно подобрать краски. Поскольку дерево - это материал, который обладает разными свойствами (рассыхается, трескается со временем), важно выбрать краску стойкую и качественную.

Сегодня выбор красящих средств очень широк, в зависимости от мастерства и самого изделия для творчества, можно выбрать оптимальный вариант.

Чтобы расписанные предметы быта и мебели, посуда, игрушки, сувениры, шкатулки и доски не меняли свой цвет под воздействием солнца и воды, мастера-художники с незапамятных времён использовали темперную краску. Преимуществ у темперы достаточно .

  1. Легко растворима в воде.
  2. После высыхания ее нельзя размыть.
  3. Имеет однородную текстуру и покрывает рисунок непрозрачным слоем.
  4. Она не трескается, в отличие от аналогов.
  5. Хранится в закрытой посуде, не загустевает, не покрывается плесенью.

Изготавливается краска вручную, процесс довольно трудоемкий. Основа состоит из яичного желтка, который растирается с красителем.

На сегодняшний день представлены несколько вариантов темперы:

Важно знать, что ингредиенты темперной краски не взаимодействуют с металлами.

Для получения стойкого и насыщенного цвета изображения применяют акриловую и масляную краску. Они удобны в использовании, довольно густые по консистенции, их можно смешивать для достижения большего эффекта. Акрил сохнет быстрее масляной краски и имеет более насыщенную палитру цветов - это их основные отличия. Главным преимуществом акрила является создание защитной пленки на деревянной поверхности, поэтому нет необходимости в дополнительном вскрытии лаком (исключение - посуда, которая в дальнейшем будет использоваться).

Роспись по дереву акриловыми красками для начинающих включает: шлифовку заготовки; выравнивание поверхности; перевод рисунка; саму роспись; сушку готового изделия.

Особенность росписи акварелью по дереву заключается в быстром нанесении. Поскольку дерево от переизбытка влаги может испортиться, необходимо раскрасить деревянную заготовку быстро. С помощью акварели можно создавать воздушные образы, оттенять, делать плавные переходы. Для большего эффекта ее можно смешивать с другими видами красок.

Эта краска наиболее точно передает натуральные цвета, оттенки и идеально подходит для рисования портретов. Новичкам для тренировки можно выбрать деревянную заготовку матрёшки. Для начала необходимо перевести рисунок на изделие. Чтобы краска лучше ложилась, по нужному участку провести раз мокрой кисточкой. Сначала расписываются большие элементы рисунка, после чего они придаются цвету. После росписи изделие просушивается и вскрывается лаком.

Художественная гуашь

Альтернативой акриловой, масляной и акварельной краске для начинающих мастеров станет гуашь. Однако она уступает акриловой краске в яркости и насыщенности цвета. Процесс росписи гуашью трудоемкий, но увлекательный. Для создания деревянного изделия необходимо:

  • отшлифовать и отполировать доску наждачной бумагой;
  • покрыть заготовку морилкой для защиты структуры дерева;
  • прогрунтовать акриловой краской, подобрав нужный цвет;
  • перевести рисунок на доску либо от руки нарисовать эскиз будущего орнамента;
  • расписать изделие, предварительно добавить в гуашь клей ПВА, чтобы лучше ложилась краска;
  • покрыть лаком после окончания работы.

Начинающие мастера и любители в процессе работы используют разные способы и методы перевода изображения. Умение самостоятельно рисовать по дереву приходит со временем и с большим опытом. Чтобы перевести сложный орнамент или узор, используется калька. Ее накладывают на заранее выбранный рисунок, обводят его контуры, переворачивают и натирают графитом. Затем кальку необходимо приложить к деревянной поверхности и обвести изображение чем-нибудь острым.

Если фон будет темный, можно вместо графита использовать мыло. Самый простой способ перевода - копирка. Между листом бумаги с рисунком и заготовкой кладется копирка. Изображение обводится ручкой и отпечатывается на деревянной поверхности, после чего расписывается красками.

Мастер-класс росписи по дереву для начинающих

Одним из самых простых предметов для творчества является разделочная доска . С нее можно начать свой путь начинающему художнику.

Чтобы подготовить дощечку к работе и скрыть недостатки, необходимо ее прогрунтовать. Для этого используют картофельный крахмал или олифу. Выбрать простой узор (цветы, листья), чтобы отработать навыки. Перевести изображение на поверхность с помощью копирки. Для первой работы выбрать гуашь или акрил. Роспись досок начинать с крупных деталей, затем добавлять цвет и переходить к более мелким элементам. Последний этап работы - покрытие прозрачным лаком несколько раз. Каждый последующий слой наносится после полного высыхания предыдущего. После освоения техники, можно переходить к более сложным предметам для росписи.

Деревянная посуда появилась в обиходе позже глиняной. Чашки, миски, черпаки с диковинными изгибами ручек, имитирующих шеи птиц, расписные ложки, туески для хранения ягод, лари, короба и остальные деревянные предметы быта в русской избе имели орнаменты, рисунки или резьбу. Для каждого уезда, губернии есть характерные черты рисунков, выделяющих их из многих других. Роспись по дереву можно схематически поделить на две основные категории – цветочные орнаменты и лубочные картинки (пейзажи и сюжеты народного быта).

Роспись по дереву можно схематически поделить на две основные категории – цветочные орнаменты и лубочные картинки

Не мудрствуя лукаво, мастера давали имя росписи по названию города, вблизи которого зародился этот стиль . Основными тонами росписи в русских селениях были чёрный, красный, жёлтый. Они характерны для техник орнаментов, появившихся раньше тех, в которых используется больше основных цветов и их оттенков.

Особенности мезенской росписи

Для мезенской росписи характерны изображения оленей и лошадей . Они прорисовываются тщательно, а изображение человека наносится чисто схематически. Каждый знак узора имеет в этой росписи своё толкование. Чтобы правильно составить рисунок изделия, необходимо знать, что значит то или иное изображение. Не все они могут органично сочетаться в одном рисунке.

Для мезенской росписи характерны изображения оленей и лошадей

  1. Движение солнца по небосводу олицетворяют красные кони.
  2. Небесные роженицы, дарящие жизнь всему на земле изображались в виде олених.
  3. Лебеди, утки, гуси символизируют души усопших родственников, охраняющих и предостерегающих членов семьи от скверны, помогающих в трудные моменты.
  4. Ёлки – символ мужской силы.
  5. Дерево жизни изображалось с корнями, спиралями, уходящими в подземный мир. Посчитав ромбы на стволе можно судить, сколько родов объединяет семья. Верхушку родового древа венчает знак небесного мира.

Эта роспись зародилась до крещения Руси, что явно прослеживается по языческой символике. Прялки с мезенской многослойной росписью можно увидеть в краеведческих музеях.

Галерея: роспись по дереву (25 фото)





















Северодвинская роспись: её особенности

Северодвинскую роспись можно назвать международной. К её северным корням со временем примешивались мотивы, привносимые перекочевавшими на север старообрядцами, поляками, торговым людом и ищущими лучшей доли крестьянами из других районов.

Северодвинскую роспись можно назвать международной

Распознать северодвинскую роспись можно, несмотря на использование в рисунке красного, жёлтого и чёрного цветов, по следующим характерным признакам:

  • Древо жизни, напоминающее диковинный цветок, где на венчающей его полусфере сидят два голубка. Подарок из древесины с таким мотивом преподносился молодожёнам в день свадьбы. Это древо имело на один лист больше, чем у родителей новоиспечённого супруга.
  • На рисунках могут присутствовать мифические существа – птица Сирин, русалки, грифоны.
  • Из животных северодвинцы изображали льва и медведя.
  • Рисунок делится на три части. В соответствии с представлениями о строении мира, он делился на изображения подземного мира, земли, и небесных сфер.

По многим параметрам северодвинская роспись сходна с пермогорской, ракульской, борецкой.

Роспись без религиозного подтекста

Матрёшки, деревянная посуда чаще украшаются в стиле полхово-майданской росписи. Она заключается в нанесении на древесину незамысловатого цветочного орнамента. В этой росписи нет определённых правил в сочетании цветовой гаммы. Единственное, что требуется – это получить яркую, дарящую радость, игрушку.

Подойдёт для украшения деревянных объёмных болванок и плоских поверхностей.

Петриховская роспись состоит из листьев, лепестков, ягод. Этот вид народного промысла радует яркостью красок.


Элементы полховской росписи сходны по технике нанесения с хохломской. Только строгих правил в подборе цветов и элементов рисунка в этом художественном промысле нет.

Хохломская роспись подчиняется общепринятым правилам русских народных ремёсел – используются жёлтый, чёрный, красный цвета. Один из них является фоном для рисунка, наносимого двумя другими цветами.

Хохломская роспись – это классика. В ней используются только три цвета, один из которых является фоном рисунка. Это может быть любой из используемых в русской традиционной росписи цветов. Они все контрастны друг к другу, что позволяет с наименьшими усилиями создать эффект 3D-эффекта. В этой росписи нет полутонов, только яркие насыщенные цвета.

Используя ту же технику мазкового нанесения, с разной степенью прижатия кисти к раскрашиваемой поверхности, можно воссоздать роспись гжель . Этот вид росписи отличается от хохломы и петриковской тем, что синий рисунок наносится на белую поверхность. Пожалуй, для новичка выбор одной из этих трёх росписей для начала своего творческого пути наиболее прост.

Как сделать точечную роспись шкатулки (видео)

Краски для классической росписи по дереву

Классические расписные доски, шкатулки, предметы быта при правильном подборе и обработке не меняют цвета под воздействием солнечных лучей, воздействия воды. С древних времён мастера использовали в работе темперную краску. Самый древний рецепт составления краски используется и современными профессиональными мастерами росписи по дереву. Особенность состава заключается в том, что краситель растирается на яичном желтке. Этот компонент является основой.

С древних времён мастера использовали в работе темперную краску

На некоторое время в производстве темперу пробовали заменять на более простые в обращении и дешёвые масляные краски. От этого опыта отказались очень быстро, что связано с такими характеристиками, как изменение цвета под воздействием солнца. Радикальный чёрный цвет, который должен быть угольного оттенка, изменялся под воздействие ультрафиолета. Приобретал зелёный, а порою жёлтый тон. Светлые краски наоборот темнеют. Вторым недостатком масляных красителей является их способность растрескиваться, отслаиваться. В народный промысел вновь вернулась темпера.

Виды темперной краски

Характеристики качественной темперы:

  • При работе она легко растворяется в воде;
  • Она однородная;
  • Даёт 100-процентное покрытие (рисунок не прозрачный);
  • После высыхания, размыть её водой не возможно;
  • Застывший слой не трескается, в отличие от масляных и акварельных красок;
  • При хранении в закрытой таре на ней не появится плесени, она не загустеет и не будет расслаиваться.

Состав темперы очень прост, всего два ингредиента – эмульсия (основа) и краситель. Процесс изготовления краски довольно трудоёмкий. Изготавливают темперу вручную, основа выкладывается на гранитную или мраморную поверхность, где и происходит её соединение с пигментом. Втирается сухой колер в клеевую или яичную основу курантом – хрустальным пестиком. Процесс длится до того момента, пока краситель не станет однородным по цвету и текстуре.

Внимание! Вместо хрустального куранта можно использовать аналогичный предмет, изготовленный их твёрдой древесины, камня. Противопоказано ингредиентам краски взаимодействие с металлами.

Готовые темперные краски

Название современной темперы созвучно с основой, на которой она изготовлена:

  • Яичная – в основе, изготовленной в промышленных условиях краски, используется искусственная эмульсия. Она состоит из яйца, растительного масла, лака на основе масла или скипидара.
  • Казеиновая краска изготавливается на основе сложного белка, добываемого преимущественно из молока животных. В состав казеиновой эмульсии входят масло и смолы. Качество этой темперы выше, чем у яичной.
  • Гуммиарабиковая названа по одному видов клеевой основы, используемой в изготовлении насыщенной цветом краски. Этот ингредиент может быть заменён на клей изготовленный их смол других плодовых деревьев. В наших широтах чаще используется вишнёвый клей.

Справка: Декстрин, полисахарид изготавливается из картофельного крахмала, является промежуточной стадией между крахмалом и глюкозой. Гаммиарабик означает камедь аравийская – это затвердевшая на воздухе смола акаций. Добывается из растений южных широт.

Название современной темперы созвучно с основой, на которой она изготовлена

Искусственные эмульсии красок для начинающих художников делятся на три основных категории ПВА, воскомасляная, акриловая.

Какие акриловые краски лучше выбрать для росписи по дереву

Наносить акриловую краску на увлажнённую древесину лучше в технике «Импасто», если необходимо раскрасить большой элемент рисунка. Но неразбавленным акрилом трудно сделать завитки и удлинённые листья в одно касание, как того требует народный промысел. От степени прилегания кисти на разных участках раскрашиваемой поверхности, зависит эффект лёгкости и воздушности цветочного мотива.

Матовая эмульсия служит основой краски, цвет ей придают пигменты. Для раскрашивания рисунков в народном стиле, потребуется акрил с высокой плотностью покрытия. При высыхании он не должен стать прозрачным. Из этого следует, что специализированная краска для нанесения рисунка на стекло не подходит. Равно как и краска для слоёного теста и росписи по матерчатой основе. Единственно верный вариант выбора – это приобретение краски для рисования по дереву.

Сколько сохнет роспись

Самый длительный срок высыхания у краски, которая используется в работе для создания основного фона. Это объясняется тем, что она должна создать идеально ровный тон, то есть накладывается более толстым слоем, чем сам рисунок. На высыхание акриловой основы, нанесённой на увлажнённую водой поверхность, уйдёт не более часа. Примерно столько же проходит и при нанесении темперы.

Небольшие элементы, нанесённые тонким слоем, высохнут почти моментально, более основательные мазки в течение 15-20 минут. Но это не относится к краске, которую пришлось разбавлять водой. Особенность акрила заключается в том, что вода заставляет сохнуть краску значительно быстрее.

Работать акрилом, вступившим в контакт с водой, необходимо очень быстро. Чем больше воды использовано для разбавления краски, тем стремительнее будет её высыхание.

Как раскрасить деревянную заготовку для разделочной доски: мастер-класс для начинающих

Подготовка доски заключается в пропитывании её картофельным крахмалом. Он скроет все небольшие дефекты доски и даст тонкий грунтовочный слой. Этот процесс можно упростить, покрыв доску олифой. При выборе в качестве орнамента северные мотивы, в которых тон не используется, можно применить в качестве грунта морилку светлого тона.

Раскрасить деревянную болванку можно гуашью. Эта техника доступна и для детей.

  1. Взяв лист бумаги для рисования, выделив на нём участок, соответствующий по размеру тому, который необходимо покрыть рисунком на древесине, нужно разметить участки самых крупных элементов декора. Очертив место их расположения, как это показано на рисунке.
  2. На втором этапе производится детализация изображения – прорисовка контуров.
  3. При помощи переводной бумаги, изображение переносится на подготовленную, обезжиренную, пропитанную картофельным крахмалом доску.
  4. Чтобы разные цвета не смешивались, можно взять выжигальный аппарат, сделать небольшие углубления по контурам. Такой контур будет препятствовать смешиванию краски. При работе оформительскими акриловыми красками можно заменить процесс выжигания нанесением контура и тонких элементов непосредственно через тонкий распределитель тюбика.
  5. После высыхания возвышающегося над поверхностью контура, его необходимо заполнить цветом.
  6. Завершающим этапом работы будет покрытие расписной доски лаком. Он наносится в 2-3 этапа. Каждый последующий слой ложится на тщательно просушенный предыдущий.

Внимание! Второй слой лака будет сохнуть в два раза дольше первого, так как он растворит ранее нанесённое покрытие. В результате получится монолитный, очень прочный лаковый слой.

Простые узоры для начинающих

Роспись по дереву не терпит мелких деталей и извилистых линий. Неровности краёв элементов воспроизводятся за счёт мазков полусухой кистью по увлажнённой поверхности.

Самыми простыми, но довольно эффектными можно назвать рисунки гроздьев рябины, цветы с незамысловатыми формами листьев.

Роспись по дереву не терпит мелких деталей и извилистых линий

Простейшие для рисования лепестки приобретут объём при затемнении их у серединки. Для этого достаточно сделать несколько штрихов-лучиков. Ягоды вообще рисовать просто. Трёхмерность рябиновым гроздьям придают чёрные точки завязи, произвольно расположенные на изображении ягод. Этот приём при создании серединки цветка делает рисунок «выпуклым».

Так же просто рисуются мелкие цветы, они схематически составляются из примерно равных точек. Располагаются мелкие элементы поверх крупных, это придаёт рисунку объём. Симметричность их расположения не важна. Больше внимания необходимо уделить расстоянию между параллельно расположенных длинных листьев.

Начинать свой творческий путь лучше с расписывания разделочных досок. Позже можно будет перейти и на изготовление расписных журнальных или детских столиков, что будет не просто ошеломляющим подарком, но и необходимым элементом интерьера.

Роспись дощечки гуашью: мастер-класс (видео)

Еще с давних времен изделия из дерева были не только предметом быта, но и оберегом для каждой семьи. Его ели, на нем спали, его вешали на деревянную дверь в виде защиты от злых духов. Сейчас роль деревянных изделий заключается в том, чтобы служить предметом мебели. Но не нужно забывать, что они могут стать отличным украшением вашего дома и наполнить его уютом, если правильно его использовать. Не многие знают, что деревянные вещи могут служить прекрасным материалом для росписи .

В этой статье мы расскажем вам, как самим можно наполнить свой дом прекрасными деревянными вещицами без услуг мастеров.

Для того, чтобы расписывать дерево нам понадобятся заготовленные деревянные изделия или деревянные вещи, в которые вы хотите вдохнуть вторую жизнь.

Как и у всех многошаговых действий у этого дела есть свой алгоритм:

  • Сначала делается деревянная заготовка.
  • Затем очищаем поверхность дерева от посторонних предметов при помощи щетки.
  • Шлифуем дерево наждачной бумагой, чтобы не было заноз.
  • Покрываем дерево грунтовкой, чтобы краска не впитывалась.
  • После того как заготовка высохнет можно наносить рисунок. Узор может быть самым разнообразным, от старинных орнаментов, до ультрамодных графических картинок.
  • После того, как краска высохла мы покрываем изделия лаком.

Перед тем как начать выполнять этот алгоритм мы должны подготовить необходимые материалы для росписи.

Материалы для росписи:

  • Деревянная заготовка. Ею может послужить любая не приглядная по вашему мнению деревянная вещица (посуда, доска, шкатулка).
  • Наждачная бумага.
  • Кисти разной толщины, в зависимости от рисунка.
  • Грунтовка.
  • Краски: Темпера, акриловые или гуашь (при использовании этого вида краски к ней нужно добавлять клей ПВА).
  • Лаки: нитрацелюлозный и художественный масляный.
  • Карандаш.
  • Палитра.

Также, мы научим вас расписывать самую обычную деревянную шкатулку.

Расписываем шкатулку.

  1. Берем шкатулку и шлифуем ее наждачной бумагой до тех пор, пока ее поверхность не станет гладкой.
  2. Покрываем нашу шкатулку грунтовкой для акриловых красок
  3. Пока наш грунт сохнет мы можем представить себе какой именно узор мы видим на шкатулке. Сразу лучше нарисовать рисунок на листе А4.Ели вы новичок в этом деле, вы можете взять уже чей-то готовый рисунок.
  4. Подбираем краски . Основную - в которую мы покрасим всю нашу шкатулку и краски для узоров.
  5. Когда вы убедились, что грунт высох, покрасьте шкатулку в краску, которую вы выбрали для основы. Подождите пока краска высохнет.
  6. Когда краска высохла начинайте наносить рисунок карандашом. Если вы новичок, не бойтесь показаться банальным, не нужно сразу же пускать в ход самые сложные элементы любой росписи. Начните с узоров попроще. Поверьте, круги и ромбики тоже могут прекрасно смотреться на этом изделии.
  7. После того как контуры нанесены вы можете наносить цветные краски, которые вы выбрали. Лучше всего здесь подойдут акриловые краски. Если за основу вы взяли темный насыщенный цвет, то для росписи лучше взять светлые, яркие краски. Используйте кисти разной толщины, в зависимости от формы и размера элемента.
  8. Чтобы предать шкатулке старинности вы можете использовать лак для кракелюра, который можно купить в любом художественном магазине. Его можно наносить только на боковые части шкатулки, где нет узора или рисунка, предварительно покрыв это место краской другого цвета.
  9. Чтобы создать эффект потертости вы также можете использовать остатки краски, наносить их следует на уже высохшую краску сухой кистью.
  10. В конце шкатулку можно покрыть лаками указанными ранее, так ее цвет сохранится дольше.

Когда лак высох - шкатулка готова. Она может служить отличным подарком или просто элементом декора вашей квартиры.