Дцп лечится или нет. Лечение дцп. Список некоторых реабилитационных центров для детей с ДЦП

ДЦП (детский церебральный паралич) все чаще диагностируют у грудничков. Связано это не только с тяжелыми родами, но и различными патологиями развития ребенка, Последствия этого заболевания довольно тяжелые, в основном проявляются в виде задержки физического и психического развития, нарушения двигательной активности. Можно ли вылечить ДЦП и вернуть ребенка к нормальной жизни?

Возможные методы лечения

Исходя из того, какое количество детей живут с диагнозом ДЦП, может возникнуть вопрос ДЦП лечиться или нет? Существуют различные способы лечения ДЦП, но ответить с полной уверенностью, что эта болезнь излечима, нельзя. В лечении ДЦП очень важно время, поскольку все зависит от того, насколько поражена нервная система и мозг. К каждому ребенку нужно подходить индивидуально, ведь кому-то помогает лечебная физкультура и массаж в домашних условиях, а кому-то необходимо лечение только в реабилитационных центрах.

Важно! Главной задачей в лечении ДЦП является максимально развить навыки и умения ребенка. Важной составляющей лечения является профилактика контрактур и искривления позвоночника.

Родителям стоит попытаться реабилитировать ребенка до 8 лет. Принято считать, что это лучшее время для восстановления работы мозга. Можно ли вылечить ДЦП у ребенка после 5 лет? Если у ребенка не имеется тяжелых нарушений центральной нервной системы, длительное поэтапное лечение может дать положительный результат. Ребенок сможет освоить речь, начнет двигаться, ходить без выраженных дефектов походки, впоследствии учиться в школе.

Существуют такие способы лечения:

  • массаж и лечебная физкультура;
  • физиотерапия (магнитотерапия, лазеротерапия, ультразвуковая терапия);
  • рефлексотерапия (иглорефлексотерапия, электропунктура, магнитопунктура);
  • метод Войта (рефлекторное перемещение при надавливании на определенные зоны);
  • работа с психологом;
  • прием лекарственных препаратов;
  • применение гипсовых повязок при стойких контрактурах;
  • хирургическое лечение (нейрохирургия и ортопедическое вмешательство).

Как правило, массаж и ЛФК проводятся комплексно при двигательных расстройствах. Детям с ДЦП полагается санаторно-курортное лечение и прохождение реабилитации в специализированных центрах.

Рассмотрим, как вылечить ДЦП у ребенка при помощи ортопедических хирургических вмешательств. Операция проводится для того, чтобы восстановить нормальную походку и улучшить двигательную активность ребенка. В ходе операции хирурги извлекают часть мышц, которые мешают ходить или делают их пересадку на другое место (сухожильная или сухожильно-мышечная пластика).

Важно! Операции при ДЦП проводятся только детям, достигшим 5 лет, которые имеют деформированные суставы ног, в результате чего не могут нормально ходить.

Медикаментозная терапия

Медикаментозное лечение ДЦП направлено на восстановление нормального функционирования нервной системы. Используют следующие группы препаратов:

  • средства для снижения тонуса мышц (Баклофен, Мидокалм);
  • препараты для улучшения кровообращения в головном мозге (Винпоцетин);
  • (Пирацетам, Кортексин);
  • препараты ботулинотоксина (Диспорт);
  • витаминно-минеральные комплексы;
  • нейропептиды (Церебрамин).

Все медицинские препараты способствуют избавлению от судорог, уменьшению тонуса мышц, нормализации кровообращения в мозг, улучшению памяти и возможности обучения, а также восстановлению ЦНС.

Лечебная физкультура

Кроме приема медикаментов очень важную роль играет лечебная физкультура. Как вылечить ДЦП с ее помощью? Занятия оказывают общеукрепляющее действие на организм в целом, улучшают кровообращение, укрепляют мышцы, помогают наладить координацию движений и побороть различные двигательные нарушения.

Важно! Упражнения для ребенка подбираются индивидуально, чтобы максимально восстановить двигательные функции.

Курс реабилитации должен быть непрерывным, для достижения эффекта упражнения должны выполняться регулярно. Увеличивать нагрузки нужно постепенно по мере того, как ребенок справляется с занятиями. Упражнения для детей должны оказывать следующие действия:

  1. Снятие напряжения и растягивание мышц.
  2. Укрепление определенных групп мышц и выработка силы.
  3. Тренировка чувствительности нервов.
  4. Расслабление мышц и избавление от судорог и спазмов.
  5. Обучение нормальной ходьбе.
  6. Улучшение равновесия и .

Более подробно весь комплекс изложен в видео.

Вылечить ДЦП можно только при своевременном комплексном лечении и не выраженном поражении мозга. В ином случае ребенок останется инвалидом. Родителям рекомендуют воспользоваться консультациями психотерапевта, для того чтобы принять ситуацию и решить внутрисемейные проблемы, связанные с болезнью ребенка.

Внимание!

С диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич) я живу с рождения. Точнее — с годовалого возраста (примерно тогда врачи наконец-то определили, как называется то, что со мной происходит). Я окончила спецшколу для детей с ДЦП, а через 11 лет пришла туда работать. С тех пор прошло уже 20 лет… По самым скромным подсчетам, я знаю, более или менее близко, больше полутысячи ДЦПшников. Думаю, этого достаточно для того, чтобы развеять мифы, которым склонны верить те, кто столкнулся с этим диагнозом впервые.

Миф первый: ДЦП — тяжелое заболевание

Не секрет, что многие родители, услышав от врача этот диагноз, испытывают шок. Особенно в последние годы, когда СМИ все чаще и чаще рассказывают о людях с тяжелой формой ДЦП — о колясочниках с поражением рук и ног, невнятной речью и постоянными насильственными движениями (гиперкинезами). Им и невдомек, что многие люди с ДЦП нормально говорят и уверенно ходят, а при легких формах вообще не выделяются среди здоровых. Откуда же берется этот миф?

Как и многие другие заболевания, ДЦП варьируется от легкой до тяжелой степени. По сути, это даже не болезнь, а общая причина целого ряда расстройств. Ее суть — в том, что во время беременности или родов у младенца оказываются поражены отдельные участки коры головного мозга, в основном те, которые отвечают за двигательные функции и координацию движений. Это и вызывает ДЦП – нарушение правильной работы отдельных мышц вплоть до полной невозможности управлять ими. Медики насчитывают более 1000 факторов, которые могут запустить этот процесс. Очевидно, что разные факторы вызывают разные последствия.

Традиционно выделяются 5 основных форм ДЦП, плюс смешанные формы:

Спастическая тетраплегия – самая тяжелая форма, когда больной из-за чрезмерного напряжения мышц не в состоянии управлять ни руками, ни ногами и нередко испытывает сильные боли. Ею страдает только 2% людей с ДЦП (здесь и далее статистика взята из Интернета), но именно о них чаще всего рассказывают в СМИ.

Спастическая диплегия – форма, при которой сильно поражены либо верхние, либо нижние конечности. Чаще страдают ноги – человек ходит с полусогнутыми коленями. Для болезни Литтля, наоборот, характерно сильное поражение рук и речи при относительно здоровых ногах. Последствия спастической диплегии имеют 40% ДЦПшников.

При гемиплегической форме поражены двигательные функции руки и ноги с одной стороны тела. Ее признаки есть у 32%.

У 10 % людей с ДЦП основная форма – дискинетическая или гиперкинетическая . Для нее характерны сильные непроизвольные движения – гиперкинезы – во всех конечностях, а также в мышцах лица и шеи. Гиперкинезы часто встречаются и при других формах ДЦП.

Для атаксической формы характерен пониженный тонус мышц, вялые замедленные движения, сильное нарушение равновесия. Она наблюдается у 15% больных.

Итак, малыш родился с одной из форм ДЦП. А дальше включаются другие факторы — факторы жизни, которая, как известно, у каждого — своя. Поэтому то, что происходит с ним после года, правильнее называть последствиями ДЦП. Они могут быть совершенно разными даже в рамках одной формы. Знаю человека со спастической диплегией ног и довольно сильными гиперкинезами, который окончил мехмат МГУ, преподает в институте и ходит в турпоходы со здоровыми людьми.

С ДЦП рождается, по разным данным, 3-8 младенцев из 1000. Большинство (до 85 %) имеет легкую и среднюю тяжесть заболевания. Это значит, что многие люди просто не связывают особенности их походки или речи со «страшным» диагнозом и считают, что в их окружении ДЦПшников нет. Поэтому единственный источник сведений для них — публикации в СМИ, которые отнюдь не стремятся к объективности…

Миф второй: ДЦП излечим

Для большинства родителей детей с ДЦП этот миф крайне привлекателен. Не задумываясь о том, что нарушения в работе мозга сегодня не исправляются никакими средствами, они пренебрегают «неэффективными» советами рядовых врачей, тратя все сбережения и собирая огромные суммы с помощью благотворительных фондов, чтобы оплатить дорогостоящий курс в очередном популярном центре. Между тем, секрет облегчения последствий ДЦП отнюдь не столько в модных процедурах, сколько в постоянной работе с малышом начиная с первых недель жизни. Ванны, обычные массажи, игры с распрямлением ножек и ручек, поворотами головы и выработкой точности движений, общение — вот та база, которая в большинстве случаев помогает организму ребенка частично компенсировать нарушения. Ведь главная задача раннего лечения последствий ДЦП — не исправление самого дефекта, а предупреждение неправильного развития мышц и суставов. А этого можно достичь только ежедневным трудом.

Миф третий: ДЦП не прогрессирует

Так утешают себя те, кто столкнулся с нетяжелыми последствиями заболевания. Формально это верно – состояние мозга действительно не меняется. Однако даже легкая форма гемиплегии, практически не заметная окружающим, уже к 18 годам неизбежно вызывает искривление позвоночника, которое, если им не заниматься, — прямой путь к раннему остеохондрозу или межпозвонковым грыжам. А это – сильные боли и ограничение подвижности вплоть до невозможности ходить. Подобные типичные последствия есть у каждой формы ДЦП. Беда лишь в том, что в России эти данные практически не обобщаются, а потому растущих ДЦПшников и их родных никто не предупреждает об опасностях, подстерегающих в будущем.

Гораздо лучше известно родителям, что пораженные участки мозга становятся чувствительными к общему состоянию организма. Временное усиление спастики или гиперкинезов могут вызвать даже банальный грипп или скачок давления. В редких случаях нервное потрясение или серьезное заболевание вызывают резкое длительное усиление всех последствий ДЦП и даже появление новых.

Разумеется, это не значит, что людей с ДЦП надо содержать в тепличных условиях. Наоборот: чем крепче организм человека, тем легче он адаптируется к неблагоприятным факторам. Однако если процедура или физическое упражнение регулярно вызывают, к примеру, усиление спастики, от них нужно отказаться. Ни в коем случае нельзя делать что-либо через «не могу»!

Особое внимание должны проявлять родители к состоянию ребенка с 12 до 18 лет. В это время даже здоровые дети испытывают серьезные перегрузки из-за особенностей перестройки организма. (Одна из проблем этого возраста – рост скелета, опережающий развитие мышечных тканей.) Знаю несколько случаев, когда ходячие дети из-за проблем с коленными и тазобедренными суставами в этом возрасте садились на коляску, причем навсегда. Именно поэтому западные врачи не рекомендуют ставить на ноги ДЦПшников 12-18 лет, если до этого они не ходили.

Миф четвертый: всё от ДЦП

Последствия ДЦП бывают самые разные, и все же их перечень ограничен. Однако близкие людей с этим диагнозом порой считают ДЦП причиной не только нарушения двигательных функций, а также зрения и слуха, но и таких явлений как аутизм или синдром гиперактивности. А главное – считают: стоит вылечить ДЦП – и все остальные проблемы решатся сами собой. Между тем, даже если причиной болезни действительно стал ДЦП, лечить надо не только его, но и конкретное заболевание.

В процессе родов у СильвестраСталлоне были частично повреждены нервные окончания лица — часть щеки, губ и языка актера так и остались парализованными, впрочем невнятная речь, ухмылка и большие грустные глаза стали в дальнейшем визитной карточкой.

Особенно забавно фраза «У вас же ДЦП, чего вы хотите!» звучит в устах врачей. Не раз и не два я слышала ее от докторов разных специальностей. В этом случае приходится терпеливо и настойчиво объяснять, что хочу я того же, что и любой другой человек, – облегчения собственного состояния. Как правило, врач сдается и назначает те процедуры, которые мне необходимы. В крайнем случае, помогает поход к заведующему. Но в любом случае, сталкиваясь с тем или иным заболеванием, человеку с ДЦП приходится быть особенно внимательным к себе и порой подсказывать врачам нужное лечение, чтобы свести к минимуму негативное воздействие процедур.

Миф пятый: с ДЦП никуда не берут

Здесь утверждать что-либо с опорой на статистику крайне сложно, ибо надежных данных попросту нет. Однако, если судить по выпускникам массовых классов спецшколы-интерната № 17 г. Москвы, где я работаю, лишь единицы после школы остаются сидеть дома. Примерно половина поступает в специализированные колледжи или отделения вузов, треть — в обычные вузы и колледжи, кое-кто сразу идет работать. В дальнейшем трудоустраивается не менее половины выпускников. Иногда девушки после окончания школы быстро выходят замуж и начинают «работать» мамой. С выпускниками классов для детей с умственной отсталостью ситуация сложнее, однако и там около половины выпускников продолжает учебу в специализированных колледжах.

Этот миф распространяют в основном те, кто не в состоянии трезво оценить свои способности и хочет учиться или работать там, где ему вряд ли удастся соответствовать предъявляемым требованиям. Получая отказ, такие люди и их родители нередко обращаются в СМИ, стремясь силой добиться своего. Если же человек умеет соизмерять желания с возможностями, он находит свой путь без разборок и скандалов.

Показательный пример – наша выпускница Екатерина К., девушка с тяжелой формой болезни Литтля. Катя ходит, но может работать на компьютере всего одним пальцем левой руки, а ее речь понимают только очень близкие люди. Первая попытка поступить в вуз на психолога не удалась – посмотрев на необычную абитуриентку, несколько преподавателей заявили, что отказываются ее учить. Через год девушка поступила в Академию печати на редакторский факультет, где была дистанционная форма обучения. Учеба пошла настолько успешно, что Катя стала подрабатывать сдачей тестов за своих однокашников. Устроиться после окончания вуза на постоянную работу ей не удалось (одна из причин – отсутствие трудовой рекомендации МСЭ). Однако время от времени она работает модератором учебных сайтов в ряде вузов столицы (трудовой договор оформляется на другого человека). А в свободное время пишет стихи и прозу, выкладывая произведения на собственный сайт.

Сухой остаток

Что же я могу посоветовать родителям, которые узнали, что у их малыша ДЦП?

Прежде всего – успокоиться и постараться уделять ему как можно больше внимания, окружая его (особенно в раннем возрасте!) только положительными эмоциями. При этом постарайтесь жить так, будто в вашей семье растет обычный ребенок – гуляйте с ним во дворе, копайтесь в песочнице, помогая своему малышу наладить контакт со сверстниками. Не нужно лишний раз напоминать ему о болезни – ребенок должен сам прийти к пониманию своих особенностей.

Второе – не уповайте на то, что рано или поздно ваш ребенок будет здоровым. Примите его таким, какой он есть. Не следует думать, что в первые годы жизни все силы надо бросить на лечение, оставив развитие интеллекта «на потом». Развитие ума, души и тела взаимосвязаны. Очень многое в преодолении последствий ДЦП зависит от желания ребенка их преодолеть, а без развития интеллекта оно просто не возникнет. Если же малыш не понимает, зачем нужно терпеть дискомфорт и трудности, связанные с лечением, пользы от таких процедур будет немного.

Третье – будьте снисходительны к тем, кто задает нетактичные вопросы и дает «глупые» советы. Помните: недавно вы сами знали о ДЦП не больше, чем они. Постарайтесь спокойно вести такие разговоры, ведь от того, как вы будете общаться с окружающими, зависит их отношение к вашему ребенку.

А главное – верьте: у вашего ребенка всё будет хорошо, если он вырастет открытым и доброжелательным человеком.

<\> код для сайта или блога

No related articles yet.

    Анастасия

    Прочитала статью. Моя тема:)
    32 года, правосторонний гемипарез (лёгкая форма ДЦП). Обычный детский сад, обычная школа, ВУЗ, самостоятельные поиски работы (на ней, собственно, сейчас и нахожусь), путешествия, друзья,обычная жизнь….
    И через "хромоногую" прошла, и через "косолапую", и через бог весть что. И многое ещё будет, я уверенна!
    НО! Главное это позитивный настрой и сила характера, оптимизм!!

    Нана

    А действительно с возрастом следует ждать ухудшений? У меня легкая степень, спастика в ногах

    Анжела

    А меня отношение людей, не благоприятные условия жизни сломали. В 36 лет у меня не ни образования, ни работы, ни семьи хотя легкая форма (правосторонний гемипарез).

    Наташа

    После прививок появилось много "дцп". Хотя детки и вовсе и не дцп. Там ничего врожденного и внутриутробного нет. Но приписывают к дцп и соответственно неправильно "залечивают". В результате — действительно разновидность паралича получают.
    Часто причина "врожденного" дцп вовсе и не травма, а внутриутробная инфекция.

    Елена

    Замечательная статья, поднимающая огромную проблему — как "с этим" жить. Хорошо показано, что одинаково плохо и не учитывать наличие связанных с заболеванием ограничений и придавать им избыточное значение. Не стоит фокусировать внимание на том, чего ты не можешь, а нужно сосредоточиться на том, что доступно.
    И действительно очень важно уделять внимание интеллектуальному развитию. Мы даже Цереброкурин кололи, он нам дал огромный толчок в развитии, всё-таки эмбриональные нейропептиды действительно помогают использовать имеющиеся возможности мозга. Моё мнение, что не нужно ждать чуда, но и опускать руки тоже нельзя. Автор прав: «этого можно достичь только ежедневным трудом» самих родителей и чем раньше они эти займутся, тем продуктивнее. Начинать «предупреждение неправильного развития мышц и суставов» после полуторагодовалого возраста поздно — «паровоз ушел». Знаю на личном опыте и на опыте других родителей.
    Екатерина, всего Вам хорошего.

    * Кинесте́зия (др.-греч. κινέω — «двигаю, прикасаюсь» + αἴσθησις — «чувство, ощущение») — так называемое «мышечное чувство», чувство положения и перемещения как отдельных членов, так и всего человеческого тела. (Википедиия)

    Ольга

    не согласна абсолютно с автором. во-первых, почему при рассмотрении форм дцп ничего не сказали про двойную гемиплегию? она отличается от обычной гемиплегии и от спастического тетрапареза. во-вторых, дцп действительно излечим. если подразумевать развитие компенсаторных возможностей мозга и улучшение состояния пациента. в-третьих, автор в глаза тяжелых детей видела??? таких, о которых и речи нет вынести поиграться в песочницу. когда чуть не так посмотри на ребенка и его трясет от судорог. и крик не прекращается. и он выгибается дугой так, что синяки на руках у мамы, когда она пытается его держать. когда не только сидеть — лежать ребенок не может. в-четвертых. форма дцп — это вообще ни о чем. главное — тяжесть заболевания. я видела спастическую диплегию у двоих детей — один почти не отличается от сверстников, другой — весь скрюченный и с судорогами, разумеется, даже ровно сидеть в коляске не может. а диагноз один.

    Елена

    не совсем согласна со статьей как мама ребенка с ДЦП-спастическая диплегия, средней степени тяжести. Как маме мне легче жить и бороться думая, что это если и неизлечимо, то поправимо-возможно максимально приблизить ребенка к "норм." социальной жизни. за 5 лет успели наслушаться что сына лучше в интернат сдать, а самим родить здорового…и это-от двух разных врачей-ортопедов! сказано было при ребенке, у которого сохраненный интеллект и он все слышал…конечно замкнулся, стал сторониться чужих….но у нас огромный скачок-сын ходит сам, правда плохо с равновесием и колени согнуты…но мы боремся.начали довольно поздно-с 10мес, до этого лечили другие последствия преждевременных родов и пофигизма врачей…

Фото А. Гальпериной

Но мы понимаем, что этот материал не будет методичкой или руководством к действию, потому что в нашей стране нет системы помощи детям с ДЦП. Разрозненная помощь есть, а системы нет. Нет государственной системы реабилитации – есть отдельные реабилитационные центры. Нет системы мониторинга пациентов. Нет общей стратегии помощи родителям. И вам все равно придется самостоятельно искать пути и принимать большинство ответственных решений. Но мы надеемся, что этот текст даст вам направление движения.

ДЦП: первые шаги

Сам диагноз ДЦП не говорит о том, какое именно нарушение произошло в организме. Церебральный паралич (так его называют в англоязычной медицинской литературе) – собирательный термин для группы разнообразных двигательных нарушений, вызванных повреждениями мозга различного происхождения на ранних этапах его развития. То есть, ДЦП – это следствие повреждений.

Повреждения мозга могут произойти внутриутробно, в процессе родов и в первые два года после рождения. Причем те повреждения, которые произошли внутриутробно или в процессе родов, могут не сразу себя проявить. Поэтому:

1 шаг: оценить, находитесь ли вы в группе риска

«В анамнезе пациентов с ДЦП нужно обращать внимание на:

– состояние здоровья матери к моменту беременности (сахарный диабет, ожирение, повышение артериального давления и др.);

– патологию течения беременности;

– наличие недоношенности, низкую и очень низкую массу тела ребенка при рождении;

– проведение реанимационных мероприятий ребенку после рождения, в том числе искусственной̆ вентиляции легких;

– наличие внутрижелудочковых кровоизлияний (ВЖК) 3-4степени;

– перивентрикулярную лейкопатию (ПВЛ), по данным МРТ головного мозга;

– неонатальные судороги;

– метаболические нарушения (гипогликемию, гипербилирубинемию и др.);

– сепсис;

– синдром угнетения свыше 2-х недель – только для доношенных;

– бульбарные нарушения свыше 3-х недель – только для доношенных;

– малый прирост размеров головы или его отсутствие;

– нарушения мышечного тонуса и спонтанной двигательной активности – только для доношенных».

То есть, каждый их этих факторов является фактором риска развития ДЦП.

Елена Семенова (невролог, реабилитолог, руководитель отделения реабилитации детей с ДЦП медицинского центра «Милосердие»): «Причины и механизмы повреждения мозга могут быть разные. Важно то, что структурные изменения приводят к нарушению его функционирования. То есть, основа ДЦП – это органический дефект структуры мозга. “Вылечить” его нельзя. Он – этот дефект – уже есть.

Но, если повреждения не тяжелые, они могут компенсироваться на первом году жизни ребенка. Мозг обладает уникальными компенсаторными возможностями. Поэтому в раннем возрасте не ставят диагноз “детский церебральный паралич”. Задержку моторного развития могут сформулировать как “синдром двигательных нарушений”, “задержка психомоторного развития”. И только после года, если двигательные нарушения сохраняются, диагноз трансформируется в ДЦП».

Повреждения мозга задерживают моторное развитие, а моторные нарушения ограничивают дальнейшее развитие мозга. Ведь мозг на первом году жизни интенсивно формируется именно благодаря контактам с внешней средой, сенсорным стимулам, поступающим от собственного тела. Малыш не просто учится держать голову, переворачиваться, ползать, стоять и ходить. Вся эта двигательная активность – стимуляция развития мозга. Но если повреждены те участки мозга, которые отвечают за эти движения, то отсутствие движений не дают развиваться другим участкам мозга.

Если ребенок находится в «группе риска», это повод как можно раньше начать реабилитационные мероприятия.

Даже если у ребенка еще нет диагноза «детский церебральный паралич». Реабилитационные мероприятия, вовремя и грамотно назначенные, позволят свести к минимуму и ограничить распространение тех нарушений мозговой функции, которые есть.

В младенчестве реабилитация будет направлена, в основном, на обучение родителей. Их научат правильному позиционированию ребенка, уходу и кормлению, стимуляции его развития путем исследования окружающей среды и физических упражнений.

Например, если ребенок не может двигаться, он не будет ползать, собирать и засовывать в рот разные предметы, как это обычно делают малыши. Значит, не сможет получить представление о вкусе, поверхности, форме различных предметов. Поэтому необходимо помогать ему в этом, давая пробовать вещи на вкус, и поощрять его к исследованию.

2 шаг: правильная постановка диагноза

Фото Анна Гальпериной из реабилитационного центра для детей с ДЦП в Марфо-Мариинской обители

Если беременность и роды протекали нормально, но ребенок при этом отстает в развитии, а, тем более, если он утрачивает те навыки, которые уже приобрел, – это повод для поиска других причин нарушений. Церебральный паралич – не прогрессирующее заболевание.

Ищите другую причину! Это может быть генетическое заболевание, нарушение обмена органических и аминокислот, прогрессирующее заболевание нервной системы. Важно точно установить диагноз, потому что некоторые прогрессирующие заболевания можно и нужно лечить медикаментозно (в отличие от ДЦП). Кроме того, точный диагноз поможет составить адекватную программу реабилитации.

Очень важно пройти полноценное обследование в условиях стационара, скорее всего в психоневрологическом детском отделении, только после него можно определиться с диагнозом и программой действий.

А что делать, если участковый педиатр не видит причины для беспокойства, не хочет давать вам направление, отговаривает от дополнительных консультаций? Не хочется повышать тревожность среди мам. Большинство из них и так избыточно тревожны.

И все-таки нельзя не сказать. Если вы видите, что ребенок действительно плохо развивается, сильно отстает от сверстников, не стесняйтесь задавать вопросы, настаивайте на дополнительных консультациях, ищите специалистов. Не секрет, что зачастую врачи не хотят «портить статистику».

Точно так же в стационаре. Не стесняйтесь просить специалистов объяснять вам все до тех пор, пока вы не поймете. Это лучше, чем держать свою тревогу и озабоченность в себе или пытаться узнать что-то у родственников и знакомых. Чтобы в суете не забыть что-нибудь важное, лучше записывать свои вопросы.

3 шаг: найти врача, которому доверяешь

В медцентре при Марфо-Мариинской обители. Фото Анны Гальпериной

В Тюмени существует единственная в нашей стране полноценная бюджетная программа поддержки родителей детей с ДЦП. Там родителей с детьми из «группы риска» сразу же после выписки из роддома или перинатального центра приглашают в Детский психоневрологический лечебно-реабилитационный центр «Надежда», которым руководит Вера Анатольевна Змановская.

С этого момента дети получают возможность находиться под наблюдением всех необходимых специалистов, а мамы – консультироваться, делиться сомнениями, наблюдениями.

Возможно, вы найдете в своем городе кабинет катамнеза (или: катамнестического наблюдения). Такие кабинеты обычно работают на базе перинатального центра, родильного дома, детской больницы или поликлиники. Их цель – систематическое наблюдение за детьми с отягощенным анамнезом. То есть, они созданы для помощи глубоко недоношенным детям, детям, родившимся с очень низкой и экстремально низкой массой тела, перенесшим асфиксию, ИВЛ, реанимационные мероприятия, оперативное вмешательство на самых ранних сроках жизни.

В Санкт-Петербурге работает Институт раннего вмешательства. В рамках городской медико-социальной программы «Дети-инвалиды» во многих детских поликлиниках созданы районные центры раннего вмешательства.

В службе ранней помощи работает междисциплинарная команда специалистов: психолог, логопед или специалист по ранней детской коммуникации, физический терапевт (специалист по развитию движений), врач (педиатр, невролог). Такой подход позволяет посмотреть на ребенка и его семью с разных сторон, лучше оценить возможности ребенка, определить проблемы и ограничения, а также его сильные стороны, опираясь на которые специалисты совместно с родителями составляют программу помощи для конкретного ребенка.

Программы ранней помощи направлены на развитие всех базовых навыков: двигательных (дотягиваться и брать игрушки, поворачиваться, ползать, ходить), когнитивных (думать, помнить, решать поставленные задачи), коммуникативных (слушать обращенную к нему речь, понимать, разговаривать), социально-эмоциональных (играть, взаимодействовать с другими людьми, проявлять чувства), навыков самообслуживания (есть, одеваться, мыться).

Если же вы не нашли такого центра, где бы вам оказали комплексную помощь, самое главное – ищите грамотного невролога, у которого вы будете наблюдаться постоянно. Если вы одновременно консультируетесь с разными неврологами, вам будет тяжело принимать решения.

Вам предстоит долгий путь, в котором врач станет вашим проводником. И важно, чтобы изначально ваши отношения строились на доверии и взаимопонимании. Иначе значимых результатов добиться будет сложно.

Отношения врача и пациента – это не отношения начальника и подчиненного, не отношения продавца услуг и клиента.

Это партнеры и соучредители сложного предприятия, в котором знания и опыт одного должны подкрепляться доверием и трудолюбием другого. Включенность и чуткость родителя, помноженная на внимательность и сочувствие доктора – формула успешного взаимодействия.

Настоящие специалисты по реабилитации стараются направлять и поддерживать родителей, они не делают из них специалистов и не берут на себя родительские функции.

Узнали о новом методе реабилитации? Обсудите его со своим врачом. Грамотный врач всегда с удовольствием поговорит про преимущества и недостатки нового подхода. Это будет полезнее, чем самостоятельные поиски «методом проб и ошибок».

Выбирать врача нужно внимательно и вдумчиво, прислушиваясь к себе, приглядываясь к своему ребенку: с кем из специалистов установился лучший контакт у вас и у вашего ребенка. С другой стороны, нужно избегать метаний. Слишком частая и безосновательная смена врачей, а, тем более, консультирование у нескольких врачей сразу, даст вам разрозненную картину заболевания, рваную, нелогичную. Не исключено, что рекомендации будут расходиться, а то и противоречить друг другу.

4 шаг: настроиться на постепенную и регулярную реабилитацию

Ксения Коваленок , главный врач Центра реабилитации детей с ДЦП – совместного проекта православной службы помощи «Милосердие» и Марфо-Мариинской обители: «Чаще всего родители ребенка с ДЦП проявляют невероятную активность в первые три года жизни ребенка. Они тратят все накопленные средства, испытывают все возможные способы реабилитации. Им кажется: чем больше вложено, чем более технологичны (или необычны) реабилитационные мероприятия, тем лучше. И если к семи годам чуда не произошло, родительский азарт не всегда, но часто пропадает, реабилитация к 7-11 годам практически сходит на нет».

В реабилитации главное: не разнообразие, а регулярность.

Ведь реабилитация – это формирование повседневных навыков. Полученный в реабилитационном центре навык закрепится только в том случае, если повторять его дома каждый день. Иначе через две недели он забудется.

И да, иногда удобнее просто взять на руки ребенка, отнести, положить, самой покормить. Но если мама не будет делать за ребенка то, что он может сделать сам, а наоборот, будет побуждать его к движению, его двигательная активность будет намного выше. И даже если станет понятно, что ребенок не будет ходить и говорить, крайне важно поддерживать ту его двигательную активность, которая есть, дать ему почувствовать, что эти движения помогают достичь конкретной цели.

Способность самостоятельно ходить, которая многим родителям видится главной целью терапии, – важный навык, но отнюдь не самый главный для социализации ребенка. При тяжелых двигательных нарушениях эта цель может быть и не достигнута. Зато ребенок может быть способен к самообслуживанию, к обучению в школе.

И это будет залогом его успешной социализации. Ведь цель реабилитации – сделать ребенка полноценным членом общества настолько, насколько позволяют особенности его развития.

Выбирая реабилитационный центр, обратите внимание, как именно организованы там реабилитационные мероприятия. Программа должна:

– быть комплексной, то есть должно быть взаимодействие разных специалистов – невролога, логопеда, психолога, физического терапевта, ортопеда – друг с другом и с родителем,

– обучать, чтобы родитель, вернувшись домой, умел делать то, что ему показывали специалисты в центре, чтобы отработка движений и навыков была постоянной,

– ставить конкретные цели.

Важно также понимать, что на результативность реабилитации во многом будет влиять ваш внутренний настрой, ваша способность принять ситуацию.

Ирина Третьякович , реабилитолог, физический терапевт: «Если родители психологически не приняли диагноз своего ребенка, они неосознанно хотят одного – побыстрее вернуть себе здорового ребенка. Хотят, чтобы этот кошмар закончился и у них был обычный ребенок. Такие родители будут, скорее всего, искать чудодейственные способы реабилитации. Будут искать чудесные истории типа “встал и пошел”.

Родители, которые готовы увидеть правду – “мозговые нарушения есть”, “ДЦП не лечится” – готовы ставить и решать конкретные задачи. Не такие блестящие, как “встал и пошел”, но все-таки совершенно определенные.

Например, “тренируем равновесие в положении сидя”. То есть учимся сидеть на стуле без поддержки. Стараемся дотянуться до игрушки то одной, то другой рукой. Отводим на это месяц. И целый месяц отрабатываем дома, во время обычных рутинных дел, рутинных процедур, те положения и упражнения, которые подобрал специалист. Правда, до этого он еще подберет вам оптимальную высоту и угол наклона сидения. Так работает физический терапевт.

Небольшая задача? Да. Значимая? Очень! Добившись равновесия, мы освободим по очереди обе руки и поможем ребенку пользоваться ими. Собственно, то же самое самостоятельно проделывает младенец 6-8 месяцев. Но в данной ситуации, когда мозг сам не справляется с этой задачей, нужно создать ему специальные условия, чтобы он “вспомнил”, как это делать».

5 шаг: принять ребенка и его диагноз

В медцентре при Марфо-Мариинской обители. Фото диакона Андрея Радкевича

Это сказать легко – принять ребенка. А сделать это самостоятельно бывает крайне трудно. Маме, да и всей семье, в которой появился ДЦП, может понадобиться психологическая помощь.

Наталья Зоткина (руководитель фонда «Право на чудо»): «В нашем фонде установлен такой порядок помощи родителям:

– помочь маме прожить утрату,

– наладить коммуникацию внутри семьи,

– наладить внешнюю коммуникацию (с врачами и родственниками),

– маршрутизация (выстроить порядок посещения специалистов).

О какой утрате мы говорим? Хотя ребенок жив, наша психика может воспринимать его рождение как утрату. Утрату образа здорового, идеального малыша, который помимо нашего желания сформирован сознанием».

Автор книги «Запрещенное горе» Гурли Фюр пишет: «Рождение ребенка с функциональными ограничениями тоже может ощущаться как потеря. Родители чувствуют горе, хотя у них родился живой ребенок. Когда рождается ребенок с нарушениями, родители теряют своего желанного, здорового, идеального ребенка – “ребенка своей мечты”.

Несмотря на то, что такое горе незаметно ни для самих родителей, ни для остальных людей, оно может быть достаточно сильным, чтобы омрачить всё их существование, и иногда оно может оказывать на их жизнь серьезное влияние в течение еще очень долгого времени…

Когда родители осознают, что у ребенка имеется ограничение, у них, одновременно, появляется смутное ощущение того, что их мечты о будущем больше не имеют никакого значения. Мысль об ограничении их ребенка так тяжела, что ее просто невозможно принять; они отталкивают ее от себя, но чувствуют или как бы предчувствуют, что теряют множество вознаграждений, которые ребенок может дать своим родителям».

Еще не так давно считалось, что ДЦП возникает в результате родовой черепно-мозговой травмы и именно неблагополучные роды обусловили болезнь ребенка.

Сейчас стало ясно, что осложненные, затянувшиеся роды - это очень часто следствие внутриутробного поражения плода которое могло возникнуть в любой период беременности из-за каких-либо инфекций или интоксикаций и других заболеваний, перенесенных матерью. В результате плод не может правильно продвигаться по родовым путям, так как у него отсутствует или резко ослаблен необходимый для этого врожденный двигательный рефлекс - «рефлекс с головы на туловище», описанный впервые выдающимся нейрохирургом Н. Н. Бурденко. Головка задержавшегося в родовых путях плода подвергается механическому сжатию, и вот тогда-то возникает черепно-мозговая травма, кислородная недостаточность, асфиксия (удушье).

Но даже в тех случаях, когда роды протекают относительно благополучно, внутриутробное заболевание плода и связанное с ним поражение головного мозга вызывают отклонения в развитии ребенка, и в частности возникновение церебрального паралича,

Дальнейшая судьба новорожденного в этом случае зависит от своевременно поставленного диагноза и, значит, своевременно начатого лечения. Опыт специализированных отделений для новорожденных детей, больных ДЦП, показал, что если сроки лечения не упущены и оно, что очень важно, проводится систематически и длительно, то к 3 - 4 годам даже в тяжелых случаях большей частью удается настолько улучшить состояние ребенка, что он становится практически здоровым, может посещать детский сад, а затем и школу.

Беда в том, что часто в первые дни, а иногда и недели жизни признаки ДЦП еще мало заметны. Но и позднее, когда неблагополучие уже становится явным, многие родители все еще медлят с обращением к врачу,

Человеку свойственно отгонять от себя худшие предположения. Ребенок, допустим, выглядит вялым, отстает от своих сверстников в развитии моторных навыков, но окружающие (из добрых, конечно, побуждений) заглушают материнскую тревогу уверениями, что это «такой рост», что он станет старше и «свое возьмет», «перерастет» и так далее. Матери, конечно, хочется верить этому, и она ждет. А время, когда можно эффективно помочь ребенку, безвозвратно уходит.

Родители должны знать, что ДЦП проявляется отсутствием или слабостью таких врожденных рефлексов, как рефлекс опоры (если ребенка держат вертикально на твердой плоскости, например, на застланном одеялом и простыней столе, ОН ПОДГИБАЕТ НОЖКИ, В БОЛЕЕ ЛЕГКИХ СЛУЧАЯХ - ОПИРАЕТСЯ НА СТОЛ ОДНИМИ ПАЛЬЧИКАМИ , а не всей стопой), рефлекс ползания (если положить ребенка на живот с согнутыми в коленях ногами и надавить ладонью на его стопы, ОН НЕ ВЫПРЯМЛЯЕТ НОГИ И НЕ ПЫТАЕТСЯ ПРОДВИНУТЬСЯ ВПЕРЕД) .

Если взять его под мышки и как бы повести по той же ровной плоскости, он НЕ ПЫТАЕТСЯ ПЕРЕБИРАТЬ НОЖКАМИ , как это делают здоровые дети, А ВОЛОЧИТ ИХ.

Далее, по мере роста ребенка выявляется отставание в развитии других моторных навыков. Ребенок, страдающий ДЦП, НЕ УДЕРЖИВАЕТ ГОЛОВУ, НЕ САДИТСЯ, НЕ ВСТАЕТ , не способен передвигаться. Для ориентира скажем, что здоровый ребенок с конца второго месяца удерживает голову вертикально, в 4 - 5 месяцев лежит на животе с выпрямленными ногами, опираясь на локти и приподымая верхнюю часть туловища, в 6 - 7 месяцев сам может сесть и в положении сидя удерживается без опоры, не сваливаясь в стороны.

Если больного ребенка положить на живот. у него резко повышается тонус мышц - сгибателей туловища и конечностей, и он принимает позу как бы собравшегося в комок, а если повернуть его на спину, столь же четко повысится тонус мышц-разгиба теней, и он ляжет с вытянутыми руками и ногами и слегка запрокинутой головой.

При ДЦП наряду со слабостью врожденных двигательных рефлексов сохраняется активность тех тонических примитивных рефлексов, которые у здорового ребенка исчезают на первом-втором месяце жизни.

У больного ДЦП при опущенной на грудь голове ручки сгибаются, а ножки разгибаются, а если голова запрокинута назад, происходит обратное - ручки разгибаются, а ножки сгибаются.

Главная задача лечения состоит в развитии ослабленных двигательных рефлексов и торможении закрепившихся тонических рефлексов. Если этого не сделать вовремя, ребенок останется калекой.

В комплексе лечебных мер важнейшее место принадлежит физкультуре, массажу, соблюдению ортопедического режима, применяется и медикаментозная терапия, направленная на стимуляцию функций мозга.

При ДЦП нарушается не только моторика, но и развитие речи. Язык ребенка и его губы могут быть малоподвижными, язык - нередко имеет неправильную форму. Иногда возникают непроизвольные, насильственные движения языка и губ, что мешает произносить слова.

Постепенно выявляется и задержка психического развития; ребенок с запозданием начинает понимать речь: у него медленно формируются ориентировочные познавательные реакции, внимание, память,

Очень важно поэтому своевременно начать коррекцию так называемого пред речевого развития. Становление речи стимулирует познавательную деятельность, психику ребенка. Такие занятия проводит логопед, он же дает совет, как заниматься с ребенком дома.

При необходимости ребенку делают гипсовые повязки, назначают грязелечение. минеральные ванны, ортопедо - хирургическое лечение. Как видите, придется вооружиться терпением и приложить много усилий. И усилия эти, как правило, не напрасны.

Но может ли выздороветь ребенок, если лечение начато поздно, то есть после 3 - 4 лет, или если поражение центральной нервной системы было тяжелым и меры, принятые в первые годы жизни, не дали полного эффекта? Не всегда, но очень часто удается при условии длительного, поэтапного лечения добиться, чтобы ребенок начал говорить, ходить без грубого дефекта, смог учиться в школе, а впоследствии и - овладеть какой-либо специальностью.

Даже если время упущено, положение еще не полностью безнадежно. Повторим: чем раньше начато лечение, тем больше надежд на успех, И все-таки лучше поздно, чем никогда.

К.А. Семёнова, профессор.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это болезнь, возникающая в результате осложненных родов (например, преждевременных родов, асфиксии и т.д.), серьезных инфекций в неонатальном периоде или других воздействий, и даже во время беременности. Речь идет о повреждении головного мозга, приводящем к тому, что человек сталкивается с проблемой управления движением или умственными способностями. Лечится ли ДЦП у детей? Можно ли избавиться от болезни полностью?

Характеристика ДЦП

Детский церебральный паралич – это термин, представляющий группу хронических заболеваний, характеризующихся расстройством центрального контроля двигательной способности.

  • Обозначение «детский» представляет период, в котором болезнь проявляется.
  • Термин «церебральный» определяет, где происходит расстройство (в головном мозге).
  • Указатель «паралич» говорит о том, что заболевание вызывает проблемы с двигательными способностями.

Диагноз ДЦП означает только мозговое поражение, т.е. не включает нарушения движения, вызванные расстройствами периферических нервов или мышц. Болезнь характеризует плохое развитие или повреждение моторных (двигательных) областей головного мозга, что приводит к недостаточному контролю движения, неправильному положению туловища и конечностей. ДЦП начинает проявляться в первые несколько месяцев или лет жизни (как правило, в 1-й год), но не ухудшается с возрастом.

Формы ДЦП

Сегодня отдельные типы болезни классифицируются в зависимости от характера расстройства движения на 4 широкие категории.

Спастическая форма

Затрагивает примерно 70-80% пациентов. Характеризуется затвердеванием и спастичностью мышц в пораженных частях. Она, в свою очередь, делится на следующие типы:

  • диплегия – конечности поражаются двусторонне;
  • гемипарез – поражаются конечности на одной стороне тела;
  • трипарез – поражаются обе нижние и одна верхняя конечность;
  • квадропарез – поражаются все четыре конечности.

Гиперкинетическая форма

Характеризуется непроизвольными медленными, круговыми движениями, обычно осуществляемыми руками, ногами или всеми конечностями. Иногда затрагиваются мышцы лица, языка, что приводит к гримасам и т.д. Аномальные движения прекращаются во сне. Эта форма болезни поражает около 10-20% пациентов.

Атаксическая форма

Эта форма встречается редко, в основном, влияет на восприятие баланса и глубокую чувствительность (проприоцепцию). Ходьба пациентов обычно нестабильна, у них плохое согласование движения, ноги расположены необычайно далеко друг от друга. При свободном движении может появиться тремор. Болезнью страдает примерно 5-10% пациентов.

Комбинированная форма

Этот тип представлен сочетанием различных форм заболевания. Наиболее распространенная комбинация – спастический + гиперкинетический тип.

Причины

Мозг ребенка в эмбриональном периоде и в первые несколько месяцев жизни еще незрелый, неразвитый, имеет очень ограниченное количество ответов, которыми может реагировать на повреждения. Иными словами, вредные факторы вызывают существенные изменения. Причины можно разделить на следующие категории.

  • Пренатальные – факторы, имеющие место во время беременности – различные инфекции, рентген, особенно облучение брюшной полости, воздействие токсичных веществ, лекарств. Эти причины наиболее рискованные, особенно в течение первых 3-х месяцев беременности.
  • Перинатальные – неблагоприятные условия, происходящие во время родов – опасны все факторы, ухудшающие поставку крови к мозгу плода. Например, длительные, многоплодные, преждевременные роды, травмы ребенка во время родов.
  • Постнатальные – возникающие в первые недели после родов – новорожденный подвержен риску желтухи из-за несовместимости резус-фактора, особенно при повторной беременности. Следующие проблемы включают кровоизлияние в мозг, инфекционные заболевания, т.к. гематоэнцефалический барьер в столь короткий период после рождения еще не сформирован, токсины легко проникают в мозг.

Прогноз

Прогноз, предопределяющий, возможно ли вылечить ДЦП у ребенка, зависит от типа болезни, степени поражения конечностей и головного мозга. Все пациенты с церебральным параличом – маленькие дети, подростки, взрослые больные – наблюдаются врачами и реабилитируются на протяжении всей их жизни.

Предупреждающие признаки необходимо анализировать по следующим аспектам:

  • проявляются ли отклонения при повторных проверках;
  • оценка характера отклонений – патологическая природа или возможность их рассмотрения, как варианта индивидуального развития;
  • существует ли рост дефицита изменений в развитии или, наоборот, имеется тенденция к их уменьшению.

Можно ли вылечить заболевание?

Ответ на вопрос о пожизненности ДЦП (излечимо или нет это заболевание) исходит из того, что речь идет о состоянии, вызванном необратимым повреждением некоторых частей мозга, важных для правильного движения и позиционирования тела. Из этого определения следует, что основную его причину – необратимое поражение – нельзя излечить. Но это не означает, что нет эффективных средств для оказания помощи пациентам с этой болезнью.

Несмотря на то, что даже современная медицина не может положительно решить проблему — вылечить ДЦП у ребенка, она способна улучшить ее курс и, следовательно, качество жизни. Стандартной процедуры нет, каждому пациенту необходим конкретный подход, т.е. лечить заболевание следует индивидуально. Цель терапии заключается в снижении двигательного расстройства пациента, развитии его общей личности и навыков, чтобы он имел возможность вести полноценную жизнь настолько, насколько это возможно, был максимально самостоятельным.

Методы реабилитации

Основной метод лечения болезни – это техники реабилитации. Они включают:

  • Войта-терапия – рефлекторная локомоция, разработанная профессором В. Войтой;
  • Бобат-терапия;
  • система Кабата;
  • метод Андраша Пете;
  • синергетическая рефлекторная терапия – метод В. Пфаффенрота.

Войта-терапия

Наиболее часто используется у младенцев и детей ясельного возраста, потому что не требует сознательного сотрудничества. В связи с этим метод относится к самым применяемым, в то же время, являясь наиболее эффективным. Хотя положительного ответа в вопросе прогнозирования ДЦП (можно ли вылечить болезнь) эта терапия не дает, она способна существенно снизить проявления двигательных расстройств.

Расположением ребенка в четко определенную начальную позицию, стимуляцией «триггерных зон» путем давления, достигается индуцирование рефлекторных (врожденных) двигательных моделей, необходимых для физиологического движения. Так ребенок «оснащается» базовым стереотипом движения, проявляющимся ползанием, переворачиванием. Хотя он не поднимается и не поворачивается, мышцы активируются изометрически, против сопротивления, в такой последовательности и степени, как это происходит при нормальном движении.

Бобат-терапия

Этот метод лечения, в отличие от вышеупомянутой рефлекторной локомоции, требует непосредственного участия ребенка. Суть терапии состоит в последовательном поиске нежелательных позиций, т.е. положений, приводящих к непропорциональному увеличению мышечного тонуса и последующему неправильному воспроизведению движения. Путем исключения этих позиций с помощью тренировки провоцируются правильные движения в соответствии с развитием человеческих двигательных способностей.

Цель метода состоит в изменении ненормального мышечного тонуса в областях, влияющих на собственную двигательную способность конечностей (голова, шея, плечевой узел, туловище, таз). Этого можно достичь, среди прочего, путем помещения ребенка в удобное положение (например, в позу, в которой он находится в матке).

В качестве вспомогательных средств в Бобат-терапии часто используются специальные мячи и цилиндры.

Система Кабата

Эта методика также требует сотрудничества со стороны ребенка. Она фокусируется на движениях, проводящихся одновременно с вращением. Движение стимулируется растяжением мышц, применением к ним сопротивления, давления. Всегда активируются группы мышц, каждая мышца выполняет свою функцию.

Метод Андраша Пете

Система Андраша Пете основана на педагогико-реабилитационном образовании для детей с двигательными и умственными недостатками. Это сложный целодневный образовательный процесс, где наибольший акцент делается на инициативу и деятельность ребенка.

Упражнения состоят из простых задач, выполняемых на основе ритмически назначенных команд. Дети работают с различными инструментами, специальной деревянной мебелью. Программа реабилитации проводится в течение 7-8 часов, в группах, состоящих примерно из 8 человек, что является хорошим стимулом.

Синергетическая рефлекторная терапия

Этот терапевтический подход включает в себя известные современные и народные формы рефлексологии, из которых доктор В. Пфаффенрот выбрал некоторые элементы. Он создал комбинацию методов рефлекторной терапии, создав лечение, сочетающее в себе элементы разных реабилитационных техник:

  • акупрессуры;
  • рефлексотерапии;
  • массажа рук, ног, головы;
  • классической остеопатии;
  • хиротерапии;
  • миофасциальных техник;
  • атласной терапии;
  • моделирующей корректировки патологического положения позвоночника и конечностей.

Одновременное использование различных рефлексивных методов лечения приводит к взаимно увеличивающемуся (синергетическому) эффекту, что обеспечивает глобальное влияние СРТ на все системы и органы. Одна процедура синергетической рефлекторной терапии длится в соответствии со степенью поражения 15-30 минут. Лечение проводится примерно 10-дневными курсами, что приносит кумулятивный эффект.

Медикаментозные методы

При рекомендуется принимать ноотропы – лекарства для улучшения метаболизма в мозге – «мозговые витамины». Они включают Энцефабол, Ойкамид, Энербол, Танакан и др. Эти средства можно принимать дома, но после одобрения врачом. Самостоятельно назначать лекарства для домашнего использования нельзя!

Ботулотоксин

Ботулотоксин – вещество, блокирующее перенос нервной стимуляции в мышцы. Он обеспечивает частичное, ограниченное во времени мышечное расслабление. Этот эффект применяется в месте, где выполняется передача нервной стимуляции, – в нервно-мышечном синапсе. Препарат, используемый в терапии ДЦП, содержит биотехнологически подготовленный, очищенный ботулинический токсин A-гемагглютинин, поставляемый в виде суспензии, которую необходимо разбавить перед использованием. Эффект применения проявляется не сразу – в зависимости от наличия блокировки нервно-мышечных окончаний, возникает примерно на 4-7 день.

Длительность эффекта изменчива, зависит от многих факторов.

Существенные факторы эффективности применения ботулотоксина включают:

  • уровень дозы;
  • терапевтическую эффективность конкретной партии препарата;
  • реакционную способность организма пациента.

Не решающие, но важные факторы:

  • продолжительность дистонического сокращения;
  • предыдущее хирургическое лечение.

В идеальном случае хороший терапевтический эффект длится около 3 месяцев (обычная продолжительность – 8-12 недель).

Это лечение считается безопасным, его самый большой недостаток – это высокая стоимость препарата. Следующий минус – инъекционная форма введения, особенно проблематичная у маленьких детей, поскольку включает в себя большее количество инъекций, необходимое для влияния на всю мышечную цепь, и временный эффект, в случае отсутствия навязывающей интенсивной реабилитации.

Хирургические методы

Лечение больных с детским церебральным параличом включает ортопедическую хирургию. Она, в особенности, рекомендуется при спастической форме заболевания, когда может принести пользу благодаря ортопедическим хирургическим вмешательствам на спастических мышцах. Можно также оперативно решать проблемы с опорно-двигательным аппаратом (особенно при поражении тазобедренного, коленного сустава).

Основные хирургические вмешательства:

  • Пролонгация мышц и сухожилий – особенно, аддукторов и флексоров бедер, икроножных мышц. В последнее время часто проводится пролонгация ахиллова сухожилия.
  • Коррекционные хирургические процедуры – артродез, например, тазобедренного сустава при его вывихе, хирургическая коррекция по Грайсу для минимизации планарного положения стопы.

Компенсационные методы

Если ребенок болеет развитой формой ДЦП, необходимо использование вспомогательных и протезных устройств, в соответствии с индивидуальными потребностями пациента. Они включают:

  • ортезы;
  • регулируемые устройства для сидения, коляски и т.д.

Их цель заключается в компенсации нарушений опорно-двигательного аппарата, сведении к минимуму их влияния на повседневную жизнь пациента.

Уход за больным с ДЦП должен быть комплексным, включать лечение осложнений и связанных проблем, их решений с участием многих специалистов:

  • невролога;
  • ортопеда;
  • офтальмолога;
  • ЛОР-специалиста;
  • психиатра;
  • нейрохирурга;
  • гастроэнтеролога;
  • психолога;
  • логопеда;
  • эндотерапевта;
  • педагога;
  • специалиста по обслуживанию протезных средств;
  • социальный работник и т. д.

Результаты лечения зависят от ранней диагностики, пропорциональны качеству и сложности реабилитации.

Новое клиническое исследование и надежда на излечение ДЦП

Мировые эксперты возлагают надежды на клеточную терапию, основанную на восстановлении поврежденных тканей. Этой способностью обладают стволовые клетки, присутствующие в пуповинной крови.

В клинике «Duke University Medical Center» (США) проводится исследование, способное дать положительный ответ на вопрос, излечим ли ДЦП у детей. В рамках исследования пуповинная кровь была введена внутривенно 150 детям с церебральным параличом. Врачи подтвердили, что гемопоэтические стволовые клетки способны уменьшить мышечную жесткость, улучшить подвижность и речевые способности детей.

«Из предыдущего опыта работы с детскими заболеваниями головного мозга, стало известно, что гемопоэтические стволовые клетки после введения мигрируют в мозг, где активируют восстановление поврежденных участков», — говорит доктор Джоанна Куртцберг, директор программы детской трансплантации крови и костного мозга в Университете Дьюка — «Мы считаем, что подобный успех будет наблюдаться и у детей с церебральным параличом. Пока неизвестно, сколько клеток необходимо будет применять, является ли кровоток наиболее подходящей альтернативой, в каком возрасте эта терапия максимально эффективна». Но факт остается фактом: пуповинная кровь может обеспечить лечебные процессы в мозговой ткани.

Об этом свидетельствует случай 2-летнего американского мальчика с ДЦП, болезнь которого не позволяла ему нормально общаться, ходить. После введения его собственной пуповинной крови здоровье малыша улучшилось настолько, что некоторые симптомы полностью отступили. Он постепенно делает новые достижения. Эксперты Университета Дьюка, решившие использовать этот вид лечения, считают, что в возрасте 7 лет у мальчика полностью исчезнут признаки детского церебрального паралича.

В заключение

Сегодня ДЦП считается неизлечимой болезнью. Тем не менее, можно облегчить ее симптомы, чтобы ребенок мог интегрироваться в повседневную жизнь. Кроме того, проводимые исследования, направленные на изучение действия стволовых клеток, дают надежду на возможность полного излечения заболевания в будущем.