"беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник". Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник Коль пироги начнет печи сапожник

«Беда, коль пироги начнет печи сапожник…»

Звонок в редакцию: - Александр Григорьевич, я знаю, вы любите животных, вы должны мне помочь. Я собрала у людей деньги и выпустила народную газету «Будьте милосердны» тиражом в 10000 экземпляров. Представляете, даже по пять рублей жертвовали. Часть газет мы раздали, надеюсь, что вы поможете распространить остальное. Нам нужны средства на выпуск второго номера. Уверена, что вы поможете.

А почему вы не пришли посоветоваться до выпуска газеты? И почему вы называете ее народной? И в чем должна заключаться моя помощь?

Мне было некогда – я собирала материалы. Газета народная потому, что деньги пожертвовал народ. Вашу газету все знают, и я подумала, что вы возьметесь продать и нашу; может быть, вложите наш тираж в ваш.

А вы когда-нибудь занимались газетным делом, журналистикой, полиграфией, торговлей? Представляете ли вы, что тираж вашей, никому не известной газеты, очень большой даже для известного издания? Что по договору никто не позволит мне вкладывать в свою газету чужую? Что вкладка вашего тиража дорого стоит и заняла бы неделю работы всех моих сотрудников? Что рынок периодики давно поделен, и внедриться в него можно с колоссальным трудом? Что издание даже небольшой газеты стоит огромных денег? Что на разовые пожертвования ни один профессионал газету издавать не сможет? Что…

Теперь я знаю, что правильно говорят о вас – вы неправославный человек, жестокий, вы не любите животных, вы никому не помогаете. Зря я вам позвонила… - с тем женщина и положила трубку.

Некоторые, далекие от журналистики, люди почему-то считают, что сделать газету очень просто: пишешь и набираешь материалы, фотографии, располагаешь их на газетной площади, как Бог даст, придумаешь рубрики, названия, подписи, выводишь газету на специальную пленку, отвозишь оригинал-макет в типографию – и получаешь пахнущий свежей типографской краской номер газеты, за которым сразу же выстраивается очередь.

На деле все по-другому. Объявила Александро-Невская Лавра о выпуске городской монастырской газеты с приложениями «Вестник Александро-Невской Лавры», а люди покупать газету не хотят – скучная получается газета. Или епархия стала издавать красочный журнал «Церковный вестник» по 35 рублей за штуку – и опять не берут люди: дорого и скучно. Даже настоятели храмов не желают подписывать по 10 журналов на приход – будут они пылиться на прилавке, пока не потеряют товарного вида. А сколько приходских газет загинуло после первых же неумелых выпусков?..

К чему я это излагаю, братья и сестры? Да вот к чему. Еще гениальный баснописец Иван Андреевич Крылов †1844 учил:

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник,

И дело не пойдет на лад.

Да и примечено стократ,

Что кто за ремесло чужое браться любит,

Тот завсегда других упрямей и вздорней:

Он лучше дело все погубит

И рад скорей

Посмешищем стать света,

Чем у честных и знающих людей

Спросить иль выслушать разумного совета.

«Щука и кот»

А животных я все же люблю, особенно жаль их, бездомных. Пишу о них в своих книжках. Охотников презираю. Никогда не ударю животное. Дома два кота в холе и ласке приближаются к концу своего кошачьего века, да каждое утро выношу знакомой стайке воробышков стакан проса – зимой им каждое зернышко в радость. Но выпускать газету про «братьев наших меньших» на уме нет: пусть выпускают те, кому это по силам…

Собачья выставка в Измайлове

В старом парке, под елкой зеленой, безпороден, забит и несмел, синеглазый щенок потрясенно на собачье собранье глядел. По аллеям овчарки шагали, доги четко печатали шаг и звенели, звенели медали на услужливых шеях собак… Щен зарылся в траву и от скуки представлял крупноблочный уют: он-то знал, что не то что не купят, даже даром его не возьмут. Кто на бедность придумает моду? Разве к нищенству вытравлен страх? В наше время родство и породу ценят выше, чем в прошлых веках. Только вдруг, чей-то окрик-не окрик: «Вылезай-ка, бездомный, сюда!» Словно сбрызнута солнечной охрой клочковатая борода… Задрожала спина от испуга, но сказал этот рыжий чудак: «Если мы не поможем друг другу, кто же нас пожалеет, дворняг?» Он щенка сгреб в охапку неловко. А потом начались чудеса: пахла счастьем мясная похлебка, половик был постелен для пса. Ни болонкой он был, ни терьером, но постиг он все тайны двора: тот, кто делал карьером карьеру, мало ближнему делал добра… Надо быть настоящей собакой, чтобы стать безкорыстным как Бог. И от радости горько заплакал синеглазый вихрастый щенок… Николай Добронравов.

Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдёт на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит.
Тот завсегда других упрямей и вздорней;
Он лучше дело всё погубит
И рад скорей
Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать разумного совета.
Зубастой Щуке в мысль пришло
За кошачье приняться ремесло.
Не знаю: завистью ль её лукавый мучил,
Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?
Но только вздумала Кота она просить,
Чтоб взял её с собой он на охоту,
Мышей в анбаре половить.
«Да, полно, знаешь ли ты эту, свет, работу? -
Стал Щуке Васька говорить. -
Смотри, кума, чтобы не осрамиться:
Недаром говорится,
Что дело мастера боится».
«И, полно, куманёк! Вот невидаль: мышей!
Мы лавливали и ершей».
«Так в добрый час, пойдём!» Пошли, засели.
Натешился, наелся Кот,
И кумушку проведать он идёт;
А Щука, чуть жива, лежит, разинув рот, -
И крысы хвост у ней отъели.
Тут, видя, что куме совсем не в силу труд,
Кум замертво стащил её обратно в пруд.
И дельно! Это, Щука,
Тебе наука:
Вперёд умнее быть
И за мышами не ходить.

Убойная сила… колготок

Никогда я не был на Босфоре. Не был и на берегах Потомака. Как и на берегах Темзы.

Поэтому не знаю, как там назначают министров и вице-премьеров. Может, у них в чести профессионализм кандидатов, ответственность за порученное дело, личная скромность, следование закону, порядочность, уважение простых людей.

У нас компетентность только помеха. У нас назначают, прежде всего, по личной преданности, «питерскому происхождению», по блату, умению правильно носить колготки, сидению в детсаду на одном горшке. А также по толщине кошелька, естественно.

А как в пресс-секретарши к ним попадают исключительно красотки, не знает никто. Одна такая украсила недавно своим мощным бюстом Арбатский военный округ.

И никто уже не скажет, за какие заслуги у одного из бывших гендиректоров «Роскосмоса» пресс-девицей стала фотомодель. Участница конкурса «Мисс Москва».

Это в начале 2000-х годов мы с восхищением слушали, что «бизнес и власть должны быть разделены». Что чиновников надо лишить возможности извлекать «административную ренту» из своих должностей. Да мало ли что мы в те поры слышали про последний и решительный бой коррупции.

А кончилась эта битва убийственной статьей европейского собкора под насмешливым заголовком «Взятка победила Путина» (см.подр. http://forum-msk.org/material/society/5254547.html).

И сегодня у нас одна из лучших в мире систем потрошения казны, получения откатов, распилов и «барашка в бумажке». Говорят, за опытом в наш «Белый дом» приезжают лучшие сыны «Коза ностры» и идейно примкнувшей к ней колумбийской наркомафии.

Оттого костяк наших министров - крутые бизнесмены, загребающие по 100-300-600 млн. руб. в год. При том, что всякий бизнес им запрещен, а их кормилец декларирует всего 8,8 млн. руб. Беднейший из беднейших.

И мы с вами, очевидно, никогда в этой жизни не узнаем, за какие медицинские таланты инженер М.Зурабов мог получить пост министра здравоохранения, а потом и посла на Украине.

И как после него главврачом России стала бухгалтер-счетовод незамужняя и нерожавшая блондинка Т.Голикова?

Тем более не узнаем, за какие голубые глаза кардиолог Е.Скрынник сподобилась должности министром села. Хотя бы потому, что она сейчас проживает в далекой от нас свободолюбивой демократической Франции.

А что мы знаем о назначении явного баловня судьбы журналиста Дм.Рогозина вице-премьером - наставником ОПК и всех космических инноваций? Ничего-шеньки. Парламент у нас министров и вице-премьеров не назначает, не утверждает и подобных вопросов не задает.

«Агент влияния»?

Хотел пораспрашивать о нем экс-министра ракетно-космической отрасли СССР Героя Соц.Труда, лауреата Ленинской премии Олега Бакланова («гэкачеписта»).

Он стоял у истоков орбитальной станции «Мир» (утопленной знамо кем), уникальной системы «Энергия-Буран», так перепугавшей американцев.

Олег Дмитриевич деликатный человек и ответил с очень тонким юмором: «Я хорошо знал его отца - Олега Константиновича, работал с ним. Это был достойный человек, генерал-лейтенант, доктор наук, профессор. Если коротко: это был выдающийся организатор обороны нашей страны, разработчик новых видов и систем вооружений. Поэтому из уважения к нему о сыночке я помолчу».

Скажите: имея такого заслуженного папу, мог сыночек пойти по его стопам – стать технарем? Да запросто!

Но окончил журфак МГУ, а еще Университет марксизма-ленинизма при МГК. Руководил думской фракцией партии «Родина», которую безвременно покинул. После чего скончалась и она.

Потом был представителем президента по ратификации пограничного договора с Литвой. И так ловко все обстряпал, что Калининградская область, по сути, стала… закордонщиной. Без заграничного паспорта туда нельзя. Оттуда тоже. Литва не пропускает.

Вы хоть знаете, что сегодня треть ее территории - благоприобретенные земли, которые раньше принадлежали СССР, РСФР, Белоруссии?

Потом гарант послал своего любимца в Брюссель постпредом при НАТО. Вскоре тот учинил очередной скандал тем, что стал с пеной у рта агитировать за… базу блока в Ульяновске. Дескать, через нее США будут поставлять своим войскам в Афган… туалетную бумагу и прочие памперсы.

Не знаю, как вам, но мне показалось, что он выступает как явный «агент влияния» ЦРУ и НАТО. Никакому патриоту подобный бред в голову бы не пришел.

И вот сокрушительное назначение - главный по строительству ракет и космодромов, подводных лодок и кораблей…

Под его кураторством в Амурской области достроили первый отечественный гражданский космодром «Восточный». Он был призван стать альтернативой Байконуру.

Как-то так Дмитрий Олегович интересно курировал космическую новостройку, что там, по подсчетам Счетной палаты, разворовали 20 млрд. бюджетных рублей. Начались процессы…

Наконец, на 27 апреля 2016-го был намечен запуск ракетоносителя гагаринской поры «Союз» с тремя спутниками на борту. Посмотреть на старт прилетел сам президент В.Путин со свитой.

Однако освященная ракета молитвам не вняла и не взлетела. Так что пришлось главе государства сутки подождать. Скандал? Еще какой!

Как сказал бы один известный златоуст, «никогда не было такого - и вот опять».

Во вторник при взлете с разворованного «Восточного» куда-то делся освящённый перед стартом ракетоноситель той же гагаринской поры «Союз.2.1б» с 19-ю спутниками на борту. 17 их них иностранных.

Их владельцы в шоке. Шведы горько пожаловались: на разработку своего спутника у них ушло три года. Претензии других стран Кремль замалчивает.

По предварительным данным, ракета не вышла на расчетную орбиту и упала в Атлантический океан. Ее ищут. Все. Она утонула.

После прошлой неудачи на разворованном космодроме Владимир Владимирович в сердцах влепил по выговору своему фавориту Рогозину и гендиректору «Роскосмоса» И.Комарову

А что будет сейчас? А что было бы во времена тов.Сталина, случись такая рукотворная катастрофа, от которой миллиардные убытки и пострадал имидж России как космической державы и надежного коммерческого партнера?..

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник:
И дело не пойдет на лад,
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней;
Он лучше дело все погубит
И рад скорей
Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать разумного совета.
__________

Зубастой Щуке в мысль пришло
За кошачье приняться ремесло.
Не знаю: завистью ее лукавый мучил
Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?
Но только вздумала Кота она просить,
Чтоб взял ее с собой он на охоту
Мышей в амбаре половить.
"Да полно, знаешь ли ты эту, свет, работу? -
Стал Щуке Васька говорить. -
Смотри, кума, чтобы не осрамиться:
Недаром говорится,
Что дело мастера боится". -
"И, полно, куманек! Вот невидаль: мышей!
Мы лавливали и ершей". -
"Так в добрый час, пойдем!" Пошли, засели.
Натешился, наелся Кот,
И кумушку проведать он идет;
А Щука, чуть жива, лежит, разинув рот, -
И крысы хвост у ней отъели.
Тут видя, что куме совсем не в силу труд,
Кум замертво стащил ее обратно в пруд.
И дельно! Это, Щука,
Тебе наука:
Вперед умнее быть
И за мышами не ходить.


Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит.
Тот завсегда других упрямей и вздорней;
Он лучше дело все погубит
И рад скорей
Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать разумного совета.

Зубастой Щуке в мысль пришло


За кошачье приняться ремесло.
Не знаю: завистью ль ее лукавый мучил,
Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?
Но только вздумала Кота она просить,
Чтоб взял ее с собой он на охоту,
Мышей в анбаре половить.
"Да, полно, знаешь ли ты эту, свет, работу? -
Стал Щуке Васька говорить. -
Смотри, кума, чтобы не осрамиться:
Недаром говорится,
Что дело мастера1) Человек, достигший большого умения, мастерства в своем деле. Мастер художественного слова. Мастера искусств. Мастер пчеловодства. Мастера высоких урожаев. Мастер - золотые руки…
Подробнее >>
Словарь >> боится".
"И, полно, куманек! Вот невидаль: мышей!
Мы лавливали и ершей".
"Так в добрый час, пойдем!" Пошли, засели.
Натешился, наелся Кот,
И кумушку проведать он идет;
А Щука, чуть жива, лежит, разинув рот, -
И крысы хвост у ней отъели.
Тут, видя, что куме совсем не в силу труд,
Кум замертво стащил ее обратно в пруд.?
И дельно! Это, Щука,
Тебе наука:
Вперед умнее быть
И за мышами не ходить.

Учитель начальных классов МОУ «ООШ №33»

Лейтнер Л. В.

Показательный урок чтения в 3 классе по программе «Школа России».

Басня И. А. Крылова «Щука и Кот».
Цели:

познакомить с басней И. А. Крылова «Щука и Кот»;

раскрыть главную мысль басни, учить выразительному чтению;

Воспитывать ответственное отношение к своему делу и умение выслушивать советы старших и своих друзей.


  1. Организация класса.

  2. Сообщение темы и целей урока.
Продолжаем знакомиться с произведениями, которые содержат юмор, но не пустой, а несущий глубокий смысл.

Что будем изучать узнаем сами.

Из какого произведения строки?

Произведения какого жанра будем изучать? Басни.

СЛАЙД 1 Иван Андреевич Крылов

Что вы можете сказать о нём?

СЛАЙД 2 – портрет Крылова

Иван Андреевич Крылов – великий баснописец. Мудрый, проницательный, добрый человек. Его произведения учат людей лучше узнавать самих себя, помогают обнаружить в себе недостатки и подсказывают, как можно от них избавится. Крылов учит мудрости, жизни, любви к народу. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Народ высоко чтит память о великом Крылове. В городе Санкт – Петербурге сооружён памятник в его честь. Можете увидеть в учебнике на странице

Его ласково называют дедушкой Крыловым. Вы уже знакомы с баснями Крылова. Попробуем узнать героев басен в викторине.

3.Викторина.

СЛАЙД

«Лебедь, рак и щука»

«Слон и Моська».

По улицам слона водили,

Как видно, напоказ –

Известно, что слоны в диковинку у нас,

Так за слоном толпы зевак ходили.

«Слон и Моська»


- Кто является действующими лицами басен?

Познакомиться с новой басней Крылова, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях.

О ком будет новая басня, узнаете из загадки.
Мохнатенькая,

Усатенькая,

Ест и пьёт, песенки поёт . Кошка
У неё во рту игла, под водой она жила

Всех пугала, всех глотала, а теперь в котёл попала. Щука.
- познакомимся с басней «Щука и Кот».

СЛАЙД «Щука и Кот».

4.Беседа.
- У кого есть кот? Какой он из себя? СЛАЙД Котёнок.

Какие повадки у кота? -Чем он питается?

Кошка с древних времён живёт с человеком. Она ему большой друг. Врачи определили, что это ласковое животное хорошо влияет на состояние здоровья человека. У него поднимается настроение, исчезает раздражительность, и головная боль.

Кто видел щуку? Где живёт?

Чем питается? СЛАЙД Щука.
Щука – хищная рыба, гроза мелких рыбёшек. У неё очень острые загнутые назад зубы. Щуки бывают очень крупными до 1,5 метров в длину.
5. Знакомство с басней и работа над ним .

Послушайте и скажите, почему у Щуки крысы отъели хвост?

чтение басни учителем

Откройте сборник басен по закладке.

Самостоятельно прочитайте и отметьте незнакомые слова и выражения.
6. Словарная работа.

СЛАЙД словарные слова

ТАЧАТЬ – шить, изготавливать;

СТОКРАТ – сто раз;

РЕМЕСЛО – профессия, дело;

ЛУКАВЫЙ – хитрый;

АНБАР – сарай для хранилища зерна;

НЕВИДАЛЬ – удивление, диво;

ПОТЕШИЛСЯ – отдохнул, повеселился

Как понимаете слова « И дельно! Это, щука, тебе наука!»

(по делам, так тебе и надо).

Физминутка.


7. Громкое чтение басни.

О чём беседует между собой щука и кот?


8. Работа над содержанием басни .

Какими словами обращаются друг к другу? Прочитайте.

С каким предложением обратилась Щука к Коту? Прочитайте.

Как Кот ответил Щуке? Прочитайте.

Как Щука ответила Коту? Прочитайте.

Как характеризуют Щуку эти слова? СЛАЙД Глупа, самоуверенна, хвастлива, добрая.

Чем закончилась для Щуки охота за мышами? Прочитайте.

Какое у вас отношение к Щуке?

Почему Кот стащил её обратно в воду? Прочитайте.

Как относитесь к поступку Кота?

Чему учит басня?

Найдите эти строки.

Как вы их понимаете?

Крылов предупреждает людей, чтобы они не брались за то дело которому не научились. Прежде, чем взяться за что-то новое, нужно научиться или спросить совета.


10. Работа над выразительностью.

Чьи остальные слова?


11. Чтение по ролям с масками.
- Кто из действующих лиц понравился? Не понравился? Почему?
12.Анализ чтения.
Кто лучше передал характер героев?

Какие пороки осуждает Крылов в басне?

Какие строки можно использовать в качестве пословицы?

СЛАЙД Беда коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.

СЛАЙД Кто за ремесло чужое браться любит, тот завсегда других упрямей и вздорней.
13. Работа по развитию речи.

СЛАЙД изображение иллюстраций к басне.

Какой момент изображён? Прочитайте.

Какие бы иллюстрации нарисовали к следующей строчке?.


14. Итог.

С какой новой басней познакомились?

Кто понравился и почему?