Стандарты аудита. Международные стандарты аудита. создают общественный имидж профессии. в) непреложное следование аудиторских организаций и аудиторов Кодексу профессиональной этики

  • Тема 4. Стандарты, регламентирующие процесс планирования аудита
  • 2. Внутренние стандарты, регламентирующие порядок проведения выборочных проверок в аудите
  • 3. Внутренние стандарты, устанавливающие порядок внутреннего контроля качества аудита
  • Тема 5. Стандарты, регламентирующие процесс проведения аудита
  • 1. Внутренние стандарты, устанавливающие порядок получения информации о деятельности аудируемого лица
  • 2. Внутренние стандарты, регламентирующие процессы сбора аудиторских доказательств
  • 3. Внутренние стандарты, устанавливающие порядок проверки операций с аффилированными лицами, применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица
  • Непрерывность деятельности (разделы стандарта).
  • 4. Внутренние стандарты, регламентирующие обязанности по рассмотрению ошибок и возможных фактов мошеннических действий в ходе аудита
  • Тема 6. Стандарты, регламентирующие оформление результатов аудита
  • Тема 7. Разработка внутренних (внутрифирменных) стандартов аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
  • Тема 8. Стандарты, содержащие общие положения по аудиту
  • 4. Внутренние стандарты, регламентирующие порядок осуществления внутрифирменного контроля качества выполнения аудита
  • Тема 9. Стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита
  • 2. Внутренние стандарты, регламентирующие ответственность аудиторов
  • 3. Внутренние стандарты, регламентирующие процесс учета законов и нормативных актов в ходе аудита
  • Внутренний стандарт по данному направлению может включать следующие разделы:
  • Существенные события, произошедшие после даты подписания аудиторского заключения.
  • 12. Внутренние стандарты, регламентирующие порядок процесс учета событий после отчетной даты
  • Тема 10. Стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов
  • 2. Внутренние стандарты, регламентирующие подготовку письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита
  • Тема 11. Специализированные стандарты
  • 1. Внутренние стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита кредитных учреждений
  • 4. Внутренние стандарты, отражающие отраслевые особенности проведения аудита других экономических субъектов
  • Тема 12. Стандарты, устанавливающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг
  • 1. Внутрифирменные стандарты оказания сопутствующих аудиту услуг
  • 3) Итоговая часть:
  • 3. Внутренние стандарты, описывающие изучение прогнозной финансовой информации
  • Тема 13. Стандарты по образованию и подготовке кадров
  • 1. Внутренние стандарты, регламентирующие порядок подготовки сотрудников аудиторской организации
  • 2. Внутренние стандарты, регламентирующие порядок повышения квалификации сотрудников аудиторской организации
  • Внутрифирменные стандарты аудита

    Конспект лекций

    для студентов специальности

    «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Тема 1. Понятие и классификация внутренних стандартов

      Понятие внутреннего стандарта. Требования законодательных и нормативных актов РФ к внутрифирменным стандартам аудита. Взаимосвязь внутрифирменных стандартов аудита и российских федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности

    Федеральным законом «Об аудиторской деятельности в РФ» предусмотрена следующая классификация стандартов аудита:

        федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (которые разрабатываются на основе Международных стандартов аудита),

        внутренние стандарты саморегулируемых организаций аудиторов, а также отдельных аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

    Для выделения из третьей группы стандартов, разработанных и применяемых в отдельных аудиторских организациях и у индивидуальных аудиторов, в экономической литературе применяется термин «внутрифирменные стандарты аудита». Их также можно называть и внутренними наряду со стандартами саморегулируемых организаций. Под внутренними стандартами аудиторской организации понимаются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности.

    Согласно требованиям законодательства, внутренние стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. Общее правило - чем ниже уровень стандарта, применяемого в государстве (федеральный, внутренний саморегулируемой организации, внутрифирменный), тем детальнее должны быть его требования.

    Задачами внутренних правил (стандартов) являются:

    а) определение единых принципов подготовки и рекомендаций по структуре построения внутренних стандартов аудиторских организаций;

    б) установление минимальных обязательных требований к аудиторским организациям при разработке внутренних стандартов;

    в) описание порядка осуществления внутрифирменного контроля за соблюдением сотрудниками аудиторских организаций требований внутренних стандартов.

      Принципы классификации внутрифирменных стандартов аудита

    Наличие системы внутренних стандартов и ее методологического сопровождения является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутренние стандарты аудиторских организаций должны содержать конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам на практике определить четкий порядок своих действий по выполнению требований правил (стандартов) и по повышению качества аудиторских проверок.

    Внутренние стандарты аудиторских организаций разрабатываются с учетом их актуальности и приоритетности и должны удовлетворять требованиям (принципам их составления):

    а) целесообразности - иметь практическую пользу;

    б) преемственности и непротиворечивости - каждый последующий внутренний стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;

    в) логической стройности - обеспечивать четкость формулировок, целостность и ясность изложения;

    г) полноты и детализации - полностью охватывать значимые вопросы данного стандарта, логически развивать и дополнять излагаемые принципы и положения;

    д) единства терминологической базы - содержать одинаковую трактовку терминов во всех стандартах и документах.

    Все внутренние стандарты должны в совокупности представлять описание комплексного подхода аудиторской организации к организации и технологии проведения аудита.

      Назначение внутренних стандартов , их виды

    Применение внутренних стандартов позволяет аудиторским организациям:

    а) полнее соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности;

    б) сделать технологию и организацию проведения аудита более рациональной, уменьшить трудоемкость аудиторских работ по проверкам отдельных участков (с помощью рабочих таблиц и вопросников, других документов технического характера), обеспечить дополнительный контроль за работой ассистентов (помощников) аудитора;

    в) содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий, укрепить общественный престиж профессии;

    г) обеспечить высокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска;

    д) детализировать профессиональное поведение аудитора в соответствии с этическими нормами аудита.

    Внутренние стандарты аудиторских организаций по своему назначению могут быть объединены в следующие группы:

    а) стандарты, содержащие общие положения по аудиту;

    б) стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита;

    в) стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов;

    г) специализированные стандарты;

    д) стандарты, устанавливающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг;

    е) стандарты по образованию и подготовке кадров.

    Внутренние стандарты, содержащие общие положения по аудиту, предназначены для регулирования взаимоотношений, возникающих между аудиторской организацией и проверяемым экономическим субъектом, взаимоотношений между аудиторами, а также между сотрудниками и администрацией аудиторской организации в соответствии с основными принципами проведения аудита и этическими нормами.

    В перечень внутренних стандартов, содержащих общие положения по аудиту, могут быть включены:

    а) стандарты, описывающие концепцию и подход к разработке внутренних стандартов, в том числе стандарт, определяющий их структуру;

    б) стандарты, регламентирующие этику поведения аудитора, дополняющие и конкретизирующие действующие нормативные документы в области аудиторской деятельности;

    в) стандарты внутренней структуры и организации деятельности аудиторской организации;

    г) стандарты, регламентирующие порядок осуществления внутрифирменного контроля качества выполнения аудита, а также ответственность аудиторов.

    Внутренние стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита, формулируют конкретные правила, методику проведения аудита и представляют собой разработки по реализации требований правил (стандартов) аудиторской деятельности.

    В перечень внутренних стандартов аудиторских организаций, устанавливающих порядок проведения аудита, могут быть включены:

    а) стандарты, регламентирующие ответственность аудитора;

    б) стандарты, регламентирующие порядок планирования аудита;

    в) стандарты, регламентирующие порядок изучения и оценки внутреннего контроля;

    г) стандарты, регламентирующие порядок получения аудиторских доказательств;

    д) стандарты, регламентирующие порядок использования работы третьих лиц.

    В дополнение к перечисленным внутренним стандартам аудиторских организаций разрабатываются методики, внутренние инструкции и положения, перечень процедур, рабочие таблицы и вопросники, макеты и другие документы вспомогательно-технического характера, раскрывающие подходы аудиторской организации к проведению аудита.

    Внутренние стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов, содержат внутренние требования аудиторской организации к содержанию и формированию выводов и составлению заключений по результатам проведенного аудита.

    В перечень данных стандартов могут входить:

    а) стандарты, описывающие концепцию и подход к порядку составления аудиторских заключений;

    б) стандарты, регламентирующие подготовку письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита;

    в) стандарты, регламентирующие порядок подготовки иных аудиторских отчетов, в том числе по дополнительной информации, содержащейся в документах, связанных с бухгалтерской отчетностью.

    Специализированные внутренние стандарты включают стандарты в области методологии проведения аудиторских проверок по различным направлениям деятельности экономических субъектов, а также по различным целям проведения аудита.

    а) стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита кредитных учреждений;

    б) стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования;

    в) стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

    г) стандарты, отражающие отраслевые особенности проведения аудита других экономических субъектов.

    Внутренние стандарты, устанавливающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг, содержат положения о порядке оказания консалтинговых, юридических и других сопутствующих аудиту услуг.

    В перечень данных стандартов могут быть включены:

    а) стандарты, регламентирующие подготовку заключений аудитора по специальным аудиторским заданиям;

    б) стандарты, описывающие изучение прогнозной финансовой информации.

    Внутренние стандарты по образованию и подготовке кадров устанавливают требования к образованию, профессиональному уровню аудиторов и специалистов, регламентируют порядок подготовки и повышения квалификации кадров аудиторской организации.

      Место и роль внутрифирменных стандартов аудита в системе нормативного регулирования аудиторской деятельности. Место и роль внутрифирменных стандартов аудита в системе внутреннего контроля качества аудита аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

    Внутренние стандарты регламентируют деятельность аудиторов в рамках данной аудиторской организации и обеспечивают дополнительные основы для урегулирования реальных и потенциальных конфликтов между сотрудниками и администрацией аудиторской организации, между аудиторской организацией и контролирующими органами, между аудиторской организацией и экономическим субъектом, между аудиторской организацией и организациями, защищающими общественные интересы, а также между самими аудиторами.

    Требования внутренних стандартов аудиторских организаций должны регулировать осуществление аудиторской деятельности в соответствии с основными принципами аудита и общепризнанными этическими нормами. Внутренние стандарты формулируют единые базовые требования к порядку проведения аудита, к качеству и надежности аудита и создают при их соблюдении дополнительный уровень гарантии результатов аудиторской проверки. Внутренние стандарты определяют общий подход аудиторской организации к проведению аудита независимо от условий, в которых проводится аудит.

    К внутренним стандартам аудиторской организации могут относиться принятые и утвержденные в установленном порядке стандарты, инструкции, методические разработки, пособия и другие документы, обязательные к применению в аудиторской организации, раскрывающие внутренние подходы к осуществлению аудиторской деятельности.

    Внутренние стандарты являются частью организационно-распорядительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации.

    При разработке внутренних стандартов аудиторские организации обязаны руководствоваться действующими законодательными и иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими аудиторскую деятельность. При отсутствии правил (стандартов) аудиторской деятельности в определенной области аудита, детализированных методик и подходов к проведению аудита аудиторские организации при разработке внутренних стандартов могут руководствоваться международными стандартами аудита с учетом специфических особенностей проведения аудита в Российской Федерации.

    Аудиторская организация самостоятельно устанавливает перечень, сроки, порядок разработки и внедрения в практику внутренних стандартов.

    В случае прямых указаний в правилах (стандартах) аудиторской деятельности на то, что некоторые моменты требуют дополнительного утверждения в качестве внутренних стандартов, аудиторская организация обязана обеспечить выполнение данного указания в первоочередном порядке.

      Внутренние стандарты в международной аудиторской практике

    В настоящее время большинство федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности имеют прямые аналоги в системе Международных стандартов аудита. Это связано с тем, что российские стандарты аудита гармонизированы с МСА. Однако российское Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте

    РФ 20 октября 1999 г., протокол N 6) не имеет аналогов в МСА. МСа носят наднациональный характер, в то время как деятельность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов регулируется законодательством страны, в которой осуществляется аудиторская деятельность. В зарубежной практике подготовка внутренних стандартов осуществялется в соответствии с национальным законодательством соответствующей страны и зависит от масштаба деятельности конкретной фирмы. Системы внутренних стандартов во многом продиктована содержанием и логикой применяемых в каждой стране национальных стандартов аудита. Такая ситуация обусловлена следующими факторами:

    За многие десятилетия существования западного аудита в близкой к современной форме в нем в значительной мере определился как состав лидирующих аудиторских организаций, так и их внутренние стандарты (которые охраняются как коммерческая тайна),

    На международном уровне сложно обеспечить единые требования к внутренним стандартам, которые должны отражать специфику работы отдельной аудиторской организации или индивидуального аудитора.

    Аудиторские стандарты - это единые базовые принципы, которым должны следовать аудиторы при проведении аудиторских проверок.
    Российские стандарты имеют определенную структуру и состоят из следующих разделов:
    1. общие положения;
    2. основные понятия и определения, используемые в стандарте;
    3. сущность стандарта;
    4. практические приложения.
    Раздел «Общие положения» включает в себя цель и необходимость разработки данного стандарта, объект стандартизации, сфера применения стандарта и взаимосвязь с другими стандартами.
    В разделе «Основные понятия и определения, используемые в стандарте» содержаться основные термины и их краткая характеристика.
    В разделе «Сущность стандарта» формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ, предлагаются методы решения.
    В разделе «Практические приложения» приводятся типовые документы, используемые в аудиторской проверке и практические примеры применения стандарта.
    Стандарты являются нормативными документами, поэтому содержат такие реквизиты, как номер стандарта, дата ввода его в действие.
    В настоящее время переработан и введен в действие 31 стандарт. Остальные пока используются в старой редакции. Их можно разделить на четыре вида:
    1. общие стандарты аудита;
    2. рабочие стандарты аудита;
    3. стандарты отчетности;
    4. специфические стандарты, используемые для аудита в отдельных областях деятельности.
    Общие стандарты аудита описывают основные принципы аудиторской деятельности, то есть понятие аудита, требования к аудитору. Основные требования, предъявляемые к аудитору, следующие: подготовленность; компетентность; независимость и объективность; надлежащее внимание при подготовке к аудиторской проверке, сборе и оценке информации, составлении отчетов, выводов и рекомендаций. В соответствии с общими стандартами аудиторские организации должны укомплектовывать штат специалистами достаточной квалификации, совершенствовать подготовку аудиторов, готовить инструкции и наставления по проведению аудиторских проверок, содействовать специалистам в приобретении и накоплении опыта, определять эффективность внутренних стандартов и методов работы.
    Рабочие стандарты аудита описывают ход проведения аудиторской проверки. Эти правила включают подготовку к аудиторской проверке, планирование аудита, сбор достоверных сведений и соответствующее изучение и оценка средств внутреннего контроля и системы бухгалтерского учета предприятия. Основные правила представляют собой схему целенаправленных систематических действий, которыми руководствуется аудитор для достижения определенного результата. Рабочие стандарты применимы во всех типах аудиторской проверки, они определяют основу для проведения аудита и управления им, а также связаны с другими стандартами (общими стандартами и стандартами отчетности).
    На завершающем этапе аудита используют стандарты отчетности. Они представляют собой правила, касающиеся формы, содержания, размещения и подачи материалов по результатам аудиторской проверки. В зависимости от сферы и целей аудиторские отчеты могут составляться в следующих формах:
    а) аудиторское заключение;
    б) письменный отчет руководству или собственникам предприятия по результатам проверки хозяйственной деятельности.
    Цель отчетов состоит в том, чтобы прокомментировать те недостатки в учетных записях, системах учета и контроля, которые могут привести к значительным ошибкам и соответственно исказить отчетность; дать конструктивный советы; определить, что может иметь значение для будущих аудиторских проверок. Самое главное, что в случае проведения обязательного аудита, аудитор в отчете (аудиторском заключении) должен выразить свое мнение о достоверности бухгалтерской отчетности и о соответствии бухгалтерского учета предприятия нормативным документам Российской Федерации.
    Согласно стандартов отчетности, информация, представленная в отчетах, должна быть четкой и ясной, надежной и компетентной, а также независимой, объективной, правдивой и конструктивной, содержать руководство к действию.
    По форме в отчете или выводе должен быть адресат, заголовок, подпись и дата, а в его содержании следует отразить цели и масштаб, полноту, предмет аудита, нормативную базу, соответствие стандартам, своевременность. При формулировании вывода или отчета аудитор должен обращать внимание на значимость вопроса, характер деятельности проверяемого предприятия.
    Специфические стандарты, используемые для аудита в отдельных областях деятельности представляют собой основные принципы и рекомендации по проведению аудиторской проверки в банках, страховых компаниях и других организациях.
    В таблице 1.2.3.1 представлена система российских аудиторских стандартов

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    План

    Введение

    1. Аудиторские стандарты: понятие, виды стандартов аудиторской деятельности; порядок утверждения федеральных стандартов аудиторской деятельности

    1.1 Понятие, виды стандартов аудиторской деятельности

    1.2 Порядок утверждения федеральных стандартов аудиторской деятельности в России

    Заключение

    Литература

    Введение

    История аудита показывает, что его развитие было вызвано разделением интересов администрации предприятий и инвесторов. Поэтому возникновение института независимых аудиторов устраняет проблему несовпадения интересов составителей информации (администрации предприятий) и пользователей (владельцев акций, кредиторов или других лиц), приводящую к необъективности информации. Таким образом, аудит устраняет возможность принятия хозяйственных решений, основанных на недостоверной информации, что может повлечь для субъекта предпринимательства негативные экономические последствия. Кроме того, деятельность аудиторов в России снимает проблему, связанную с необходимостью специальных знаний для оценки достоверности полученной информации, которыми не обладают пользователи информации.

    С переходом к рыночным отношениям аудиторская деятельность в нашей стране получает все большее развитие. В условиях создания правового государства определение правовых основ аудиторской деятельности имеет важное значение. Аудит дает большие возможности для дальнейшего развития экономико-правового контроля, задача которого заключается не только в защите вновь возникающих экономических отношений от недобросовестного предпринимательства, в борьбе и профилактике с правонарушениями в сфере экономики, но и в формировании общественного правосознания на более высоком уровне.

    В мировой практике аудиторский контроль не является новшеством и широко применяется во всех сферах деятельности. В России новым является появление независимого контроля, обеспечивающего потребности пользователей финансовой информации экономических субъектов в виде подтверждения ее достоверности. В связи с тем, что пользователям финансовой информации необходима уверенность в абсолютном качестве аудиторского заключения, подтверждающего достоверность отчетности, к работе аудиторских фирм и аудиторов предъявляются все более жесткие требования.

    Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Первая проводится в случаях, прямо установленных законодательством РФ, вторая - по решению экономического субъекта.

    В настоящее время аудиторская деятельность регламентируется: Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» N 119-ФЗ от 7 августа 2001 г., постановлениями Правительства РФ, документами министерств и ведомств, правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

    Аудит является отдельной сферой предпринимательской деятельности профессиональных аудиторов по осуществлению независимых проверок финансовой отчетности. Аудиторы могут оказывать также и дополнительные услуги, связанные с консультированием по вопросам бухгалтерского и налогового законодательства. В России за последние годы оформилась и выделилась в самостоятельную профессию деятельность налоговых консультантов, которые, по сути, являются налоговыми аудиторами.

    Роль аудиторских проверок в обеспечении достоверности финансовой отчетности обусловлена их независимостью от субъекта проверки и руководства проверяемой организации, возможностью получить независимое, а, значит, более объективное мнение о финансовой отчетности проверяемых предприятий. Фактор независимости чрезвычайно важен, поскольку именно он, прежде всего, позволяет обеспечивать беспристрастное и непредвзятое мнение аудиторов о состоянии финансовой отчетности клиента.

    Ответственность аудитора и значение его мнения в оценке состояния финансовой отчетности связана с той ролью, которую финансовая отчетность играет в современной финансово-экономической жизни различных предприятий и организаций.

    1. Аудиторские стандарты: понятие, виды стандартов аудиторской деятельности; порядо к утверждения федеральных стан дартов аудиторской деятельности

    1. 1 Понятие, виды стандартов аудиторской деятельности

    Стандарты аудита -- это единые базовые принципы, которым должны следовать аудиторы в процессе профессиональной аудиторской деятельности. Они устанавливают единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Стандарты необходимы для обучения аудиторов внутри фирм, а также могут использоваться для защиты аудитора на судебном процессе.

    Различают четыре группы стандартов: Аудит: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Подольского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010

    1. международные аудиторские стандарты , разработанные Международным комитетом по аудиторской практике. Они фиксируют требования к проведению аудита в разных странах. Их требования обязательны при проведении аудита транснациональных компаний;

    2. национальные стандарты имеют развитые страны. В настоящее время в России действуют 34 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер;

    3. внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности , действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Одна из функций профессиональных объединений аудиторов состоит в организации аудита на основе единых принципов и подходов. С этой целью профессиональные аудиторские объединения могут устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности на основе федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Аудиторские организации, добровольно вступившие в объединение, обязаны соблюдать требования данных;

    4. внутрифирменные стандарты . Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, основываясь на национальных стандартах, разрабатывают свой фирменный подход к выполнению различных действий аудитора, закрепляемых в собственных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

    При этом требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются. Если аудиторское заключение дается по международным стандартам, то внутрифирменные стандарты не должны противоречить международным стандартам.

    Стандарты аудита регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторскою мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.

    Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Они устанавливают единые требования к процедуре аудирования, аудиторскому заключению и самому аудитору. С изменением экономической ситуации аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру в целях максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

    Стандарты устанавливают общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, методологию аудита, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.

    Стандарты играют важную роль в аудите и аудиторской деятельности, поскольку они:

    - обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

    - содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

    - помогают пользователям понимать процесс аудиторской проверки;

    - создают общественный имидж профессии;

    - устраняют контроль со стороны государства;

    - помогают аудитору вести переговоры с клиентом;

    - обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

    1. 2 Порядок утверждения федеральных стандартов аудиторской деятельности в России

    В России, где в настоящее время происходит переход от жестко регулируемой континентальной системы бухгалтерского учета к англо-американской, разработка аудиторских правил (стандартов) ведется самостоятельно с учетом положений международных стандартов аудита.

    Работа над современным вариантом системы общероссийских аудиторских стандартов началась в нашей стране в 1995 г. С самого начала эта система создавалась как национальный аналог системы Международных аудиторских стандартов, разрабатываемых МФБ.

    В Российской Федерации согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 разработку федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности осуществляет федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности (ФОГРАД). Утверждает федеральные правила (стандарты) Правительство Российской Федерации. Поскольку федеральные правила находятся в процессе разработки и утверждения, действуют правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденные ранее Минфином России; их действие заканчивается по мере утверждения федеральных правил.

    Федеральные правила (стандарты) базируются на международных стандартах аудита.

    Правила (стандарты) аудиторской деятельности -- это, как отмечается в законе об аудиторской деятельности в Российской Федерации, единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

    Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на: Крикунов А.В. Организация российского аудита: итоги и перспективы. // Аудиторские ведомости. 2009г. № 2

    - федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (см. таблицу)

    Таблица 1

    Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

    Наименование

    Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности

    Документирование аудита

    Планирование аудита

    Существенность в аудите

    Аудиторские доказательства

    Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности

    Внутренний контроль качества аудита

    Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом

    Аффилированные лица

    События после отчетной даты

    Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица

    Согласование условий проведения аудита

    Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита

    Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита

    Понимание деятельности аудируемого лица

    Аудиторская выборка

    Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях

    Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников

    Особенности первой проверки аудируемого лица

    Аналитические процедуры

    Особенности аудита оценочных значений

    Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника

    Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица

    Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами

    Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация

    Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности

    Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность

    Использование результатов работы другого аудитора

    Рассмотрение работы внутреннего аудита

    Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации

    Компиляция финансовой информации

    Использование аудитором результатов работы эксперта

    Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности

    Контроль качества услуг в аудиторских организациях.

    - внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях,

    а также правила (стандарты) аудиторских организаций (фирм) и индивидуальных аудиторов.

    Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

    Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и правил профессионального аудиторского объединения, членами которых они являются.

    Приказом Минфина РФ от 20 мая 2010 г. N 46н «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности», зарегистрированным 7 июля 2010 г., полномочия Правительства РФ по порядку утверждения федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД) переданы Минфину России. В связи с этим утвержден ряд новых ФСАД.

    Один из них определяет требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности. В заключение аудитор выражает свое мнение о достоверности отчетности. Оно формируется на основе полученных аудиторских доказательств. Аудитор должен оценить, в частности, обоснованность принятой учетной политики, а также является ли информация, отраженная в бухотчетности, надежной, сопоставимой, понятной и уместной. Следует выяснить, дает ли отчетность достоверное представление об имевших место хозяйственных операциях и событиях.

    Отдельный ФСАД посвящен аудиторскому заключению, содержащему модифицированное мнение о достоверности отчетности. Оно может быть выражено в следующих формах: с оговоркой, отрицательное, отказ от выражения мнения. Аудитор обязан модифицировать свое мнение, если он пришел к выводу, что бухотчетность в целом содержит существенные искажения. Второй случай - у него отсутствует возможность получить достаточные доказательства того, что такие искажения отсутствуют. Определено, что понимается под существенным искажением отчетности.

    Третий ФСАД устанавливает требования к дополнительной информации, включаемой в аудиторское заключение. Цель - привлечь внимание пользователей отчетности к отраженному в ней обстоятельству, которое, по мнению аудитора, настолько важно, что является основополагающим для понимания отчетности ее пользователями. Другое обстоятельство -- не отраженное в отчетности, но которое может способствовать пониманию пользователями аудита, ответственности аудитора или содержания аудиторского заключения.

    Различаются не только подходы к аудиту, но и содержание аудиторских стандартов. Сравнение международных стандартов аудита и российских необходимо для:

    аудиторский стандарт

    - понимания существенных аспектов порядка проведения аудита и формирования профессионального мнения аудитора о достоверности финансовой отчетности;

    - формулирования предложений по совершенствованию действующего российского законодательства по аудиту.

    На основе действующих международных стандартов аудита разработан ряд отечественных аналогов.

    В целом стандарты можно подразделить на несколько групп: Крикунов А., Профессиональный комментарий о федеральном законе Об аудиторской деятельности. //Финансовая газета. 2008 г. - №40, с. 12.

    1) российские правила (стандарты), имеющие аналоги среди международных стандартов аудита;

    2) российские правила (стандарты), имеющие существенные отличия от международных стандартов аудита;

    3) российские правила (стандарты), не имеющие аналогов в системе международных стандартов аудита;

    4) международные стандарты, не имеющие аналогов в системе российских стандартов аудита.

    Значительная часть российских стандартов аудита тождественна или в существенных аспектах близка к международным стандартам аудита. Имеющиеся расхождения обусловлены:

    1) различиями в подходах к аудиту;

    2) формальными различиями - стиль и оформление документов, подробности изложения; практические примеры и т.п.;

    3) реформой международных стандартов аудита.

    Тринадцать документов из числа международных стандартов аудита и положений о международной аудиторской практике в настоящее время не имеют российских аналогов. Это связано с тем, что российские регламентирующие документы еще находятся в стадии разработки, и подготовка всего пакета стандартов еще не завершена.

    Кроме того, следует учитывать, что практика аудита, опираясь на накопленный в мире опыт, имеет в различных странах, в том числе в России, свои особенности, связанные со спецификой каждой страны, системой ее государственного самоуправления и многими другими факторами.

    Развитие стандартов бухгалтерского и финансового учета оказывает влияние на эволюцию стандартов аудита. Более того, продвижение в России международных стандартов аудита зависит от внедрения и применения в учетной практике международных стандартов финансовой отчетности. Это проявляется в содержании документов, разработанных с целью гармонизации бухгалтерского учета и аудита в соответствии с международными стандартами. 1 июля 2004 г. была одобрена Приказом МФ РФ Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В работе над Концепцией приняли участие Минэкономразвития, Федеральная служба по финансовым рынкам, Центральный банк, Федеральная служба по статистике, Миннауки, МНС РФ. Концепция была обсуждена с профессиональными общественными бухгалтерскими и аудиторскими объединениями, научными организациями, вузами, коммерческими организациями. В документе учтен мировой опыт и рекомендации ряда международных организаций. Концепция связывает дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности в стране с активизацией использования МСФО непосредственно хозяйствующими субъектами и в регулировании учета и отчетности.

    Реализация Концепции осуществляется по специальным планам, охватывающим все выделенные направления развития бухгалтерского учета и отчетности. При этом изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе переход на МСФО, предполагается проводить постепенно с учетом потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти.

    Основными направлениями развития бухгалтерского учета и отчетности, согласно принятой Концепции, являются: Панкова С.В., Панкова Н.И. Реформирование системы федеральных стандартов аудиторской деятельности и их сближение с МСА // Аудиторские ведомости. -2009

    1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

    2) создание инфраструктуры применения МСФО;

    3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

    4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

    5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

    Качество бухгалтерской информации зависит от того, насколько эффективно осуществляется контроль качества бухгалтерской отчетности. Концепция гласит: «Основой системы контроля должен быть институт аудита как форма независимой проверки бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов лицами, обладающими необходимой квалификацией и наделенными соответствующими полномочиями. В этом отношении институт аудита выступает одним из основных инструментов развития бухгалтерского учета и отчетности.

    Предпосылками действенности аудита бухгалтерской отчетности являются:

    а) качественные стандарты аудиторской деятельности, соответствующие Международным стандартам аудита;

    б) четкие правила независимости аудиторских организаций и аудиторов;

    в) непреложное следование аудиторских организаций и аудиторов Кодексу профессиональной этики;

    г) единые квалификационные требования к аудиторам, независимо от того, в какой отрасли или сфере экономики они ведут деятельность;

    д) высокий квалификационный уровень (в том числе в области МСФО) аудиторов, обеспечиваемый системой аттестации и повышения квалификации, включая квалификационный экзамен;

    е) контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов со стороны, прежде всего, профессиональных общественных объединений;

    ж) эффективная система государственно-общественного надзора за аудиторскими организациями и аудиторами».

    С целью развития института аудита как основного элемента системы контроля качества бухгалтерской отчетности в План мероприятий по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ включены не только задачи по бухгалтерскому учету, но и по аудиту. К таким задачам относятся: Крикунов А.В. Организация российского аудита: итоги и перспективы. // Аудиторские ведомости. 2009г. № 2

    1. Подготовка изменений и дополнений к Федеральному закону «Об аудиторской деятельности», в том числе введение обязательного аудита консолидированной финансовой отчетности по МСФО.

    2. Разработка проектов федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности на основе международных стандартов аудита и представление их в Правительство РФ.

    3. Разработка предложений по совершенствованию правил независимости аудиторских организаций и аудиторов в соответствии с мировым опытом.

    4. Разработка предложений по введению единых квалификационных требований к аудиторам, в том числе в области аудита финансовой отчетности, подготовленной по МСФО.

    5. Повышение уровня контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов, в том числе обеспечение единых подходов к содержанию, формам и методам такого контроля.

    В результате осуществления ряда мер по данным направлениям система бухгалтерского учета и отчетности будет отвечать реальным и современным потребностям рыночной экономики, а бухгалтерская и аудиторская профессия выйдут на качественно новый этап своего развития.

    Заключение

    Стандарты аудита регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.

    Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантия результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Они устанавливают единые требования к процедуре аудирования, аудиторскому заключению и самому аудитору. С изменением экономической ситуации аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру в целях максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

    На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

    Любая аудиторская проверка, как правило, начинается с разработки общего плана и программы аудита. Начиная эту разработку, аудиторы должны основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур. С помощью таких аналитических процедур аудиторы выявляют области, значимые для аудита.

    В процессе подготовки общего плана и программы аудита оценивается эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и производят оценку ее риска. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. Кроме того, при подготовке общего плана и программы аудита аудиторам следует установить также приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной.

    Литература

    1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 года.

    2. Кодекс этики аудиторов России. Одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине России (Протокол № 56 от 31 мая 2007 года).

    3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности шестой очереди, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 557 от 22.07.08.

    4. Галова Е.В. Федеральные стандарты аудита: Учеб. пособие. - М. Изд-во: АБИК, 2010

    5. Грачева М.Е. Международные стандарты аудита (МСА): учеб. пособие. - М.: РИОР, 2009.

    6. Панкова С.В., Панкова Н.И. Реформирование системы федеральных стандартов аудиторской деятельности и их сближение с МСА // Аудиторские ведомости. -2009.

    7. Рогуленко Т.М. Аудит: учебник. - изд. с изм. - М.: Экономистъ, 2009.

    8. Чикунова И.П. Международные стандарты аудита: структура и содержание // Бухгалтерский учет. - 2008.

    9. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007.

    10. Мазуренко А.А. Зарубежный бухгалтерский учет и аудит. - Учебное пособие/ Под. ред. Л.И. Ушвицкого. - М.: КНОРУС, 2009

    11. Аудит: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Подольского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010

    12. Аудит, В.И. Подольский [и др.] М. Издательский центр «Академия», 2008 г.

    13. Андреев В.К. Правовое регулирование аудита в России -М.:Инф-ра-М, 2006г

    14. Алборов М.Д. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК., М, Изд.-во Дело и Сервис, 2007г.

    15. Барышников Н.П. «Организация и методика проведения общего аудита». - изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2007г.

    16. Данилевский Ю.А., Аудит: учебное пособие. - М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2005г.

    17. Скобара В.В. Аудит: методология и организация. - М.: Инфра-М, 2009г.

    18. Зеленин В.А. «Аудиторский риск и его оценка». // Бухгалтерский учет, 2007г. - № 2

    19. Крикунов А., Профессиональный комментарий о федеральном законе Об аудиторской деятельности. //Финансовая газета. 2008 г. - №40, с. 12.

    20. Крикунов А.В. Организация российского аудита: итоги и перспективы. // Аудиторские ведомости. 2009г. № 2

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Понятие бухгалтерских стандартов в России. Законодательные акты, регламентирующие организацию учета. Международные стандарты финансовой отчетности. Сравнительный анализ российских и международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

      курсовая работа , добавлен 16.12.2014

      Понятие бухгалтерских стандартов и их значение. Характеристика основных международных стандартов, характеризующих принципы учета и состав финансовой отчетности. Положения по бухучету. Сопряжение национальных и международных стандартов учета и отчетности.

      курсовая работа , добавлен 04.03.2010

      Сущность международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), принципы и история их развития. Перечень действующих международных стандартов. Роль и значение МСФО в гармонизации системы бухгалтерского учета. Реформирование бухгалтерского учета в РФ.

      реферат , добавлен 28.01.2010

      Понятие и классификация стандартов аудиторской деятельности, особенности международных стандартов аудита. Основные определения и этапы развития аудита в России, федеральные стандарты. Республиканские правила аудиторской деятельности на примере Беларуси.

      курсовая работа , добавлен 31.07.2011

      Международная гармонизация стандартов финансового учета и отчетности. Положения каждого стандарта, порядок и техника применения, взаимосвязь отдельных стандартов и наиболее сложные аспекты практики применения. Правовое регулирование бухгалтерского учета.

      методичка , добавлен 05.05.2009

      Национальные и международные стандарты аудита и сопутствующих услуг. Современное состояние разработки российских стандартов аудита в соответствии с международными стандартами аудита. Классификация стандартов. Правила (стандарты) аудиторской деятельности.

      реферат , добавлен 26.02.2009

      Назначение и классификация международных стандартов аудиторской деятельности. Основные принципы международного аудита финансовой отчетности. Связь международных стандартов аудиторской деятельности с международными и с российскими стандартами аудита.

      контрольная работа , добавлен 17.01.2010

      Теоретические аспекты стандартизации аудиторской деятельности. Сущность, понятие и виды аудиторских стандартов. Практическое применение в РФ, роль в регулировании аудиторской деятельности. Использование международных стандартов в российской практике.

      курсовая работа , добавлен 19.04.2016

      Значение международных аудиторских стандартов в регулировании аудиторской деятельности и их группы: международные, национальные, внутренние, внутрифирменные, федеральные и профессиональные. Регламентация аудиторских процедур проверки отчетности.

      курсовая работа , добавлен 23.06.2009

      Понятие международных и национальных стандартов аудита и сопутствующих услуг. Федеральные стандарты и внутренние стандарты аудиторских фирм. Структура федеральных правил (стандартов), их аналогичность международным стандартам аудита и сопутствующих услуг.

    Аудиторские стандарты определяют единые базовые правила осу­ществления аудиторских проверок, единые требования к качеству и надежности аудита. Использование аудиторских стандартов обеспе­чивает определенный уровень гарантий достоверности результатов аудиторской проверки.

    Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масш­таб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методо­логии, а также базовые принципы, которым должны следовать все пред­ставители этой профессии независимо от условий, в которых прово­дится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступление стан­дарта, должен быть готов объяснить причину этого.

    Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответствен­ности аудиторов.

    Каждый стандарт соответствует принципиальной схеме, представ­ленной в таблице.

    Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масш­таб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методо­логии, а также базовые принципы, которым должны следовать все пред­ставители этой профессии независимо от условий, в которых прово­дится аудит.

    Российские стандарты аудиторской деятельности разработаны на базе международных стандартов аудита (МСА), которые выпускает Международная федерация бухгалтеров.

    Принципиальная схема стандарта

    1. Общие положения - цель и основные разработки стандарта; - необходимость использования данного стандарта; - объект стандартизации; - сфера применения стандарта; - взаимосвязь с другими стандартами (в том числе с международными);

    Преемственность с ранее действовавшими нормативными документами

    2.Стандарт (изложе­ние сущности) - формулировка проблемы, требующей описа­ния, анализа и решения в данном стандарте; - методология решения указанной проблемы

    3. Приложение Практические приложения (при необходимости)

    Аудиторские стандарты формируют единые базовые требования, определяющие нормативные требования к качеству и надежности ауди­та и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением экономи­ческих условий аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользо­вателей финансовой отчетности.

    Система стандартов в обобщенном виде включает в себя:

      международные стандарты;

      национальные стандарты;

      внутрифирменные стандарты.

    В конечном счете цель системы стандартов достигается формиро­ванием и применением пакета внутрифирменных стандартов, которые детализируют и регламентируют единые требования к выполнению аудиторских проверок и оформлению аудиторских заключений.

    Значение системы стандартов состоит в том, что она:

      обеспечивает высокое качество аудиторской проверки;

      содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

      помогает пользователям понять процесс аудиторской проверки;

      обеспечивает связь отдельных элементов аудиторского процесса;

      создает общественный имидж профессии.

    Стандарты аудиторской деятельности подразделяются на:

      федеральные стандарты аудиторской деятельности;

      внутренние стандарты аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;

      внутрифирменные стандарты аудиторских организаций и индиви­дуальных аудиторов.

    Федеральные стандарты аудиторской деятельности являют­ся обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных ауди­торов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отно­шении которых указано, что они имеют рекомендательный характер и утверждаются Правительством РФ.

    Профессиональные аудиторские объединения вправе устанавли­вать для своих членов стандарты аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской дея­тельности и требования которых не могут быть ниже требований фе­деральных стандартов и правил профессионального аудиторского объединения, членами которых они являются.

    Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе ус­танавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской дея­тельности, которые не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных стандартов аудиторской деятельности.

    Аудиторские организации в соответствии с требованиями законо­дательных и иных нормативных правовых актов РФ и федеральных стандартов аудиторской деятельности вправе самостоятельно выби­рать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации ауди­тора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответ­ствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности.

    Постановлениями Правительства РФ № 696 от 23.09.2002 г. и № 405 от 04.07.2003 г. утверждены соответственно шесть и пять Федераль­ных правил (стандартов) аудиторской деятельности, представленные в таблице 5.

    Действующие федеральные стандарты аудиторской деятельности

    1 Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтер­ской) отчетности

    2 Документирование аудита

    3 Планирование аудита

    4 Существенность в аудите

    5 Аудиторские доказательства

    6 Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности

    7 Внутренний контроль качества работы в аудите

    8 Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осущест­вляемый аудируемым лицом

    9 Аффилированные лица

    10 События после отчетной даты

    11 Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 80 от 6 фев­раля 2002 года «О вопросах государственного регулирования ауди­торской деятельности в Российской Федерации» аудиторские орга­низации и индивидуальные аудиторы до утверждения федеральных правил аудиторской деятельности должны руководствоваться в сво­ей деятельности правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Прези­денте РФ.

    Система правил (стандартов) аудиторской деятельности состоит из четырех взаимозависимых последовательных блоков:

    Общие стандарты;

    Рабочие стандарты;

    Стандарты отчетности;

    Прочие стандарты.

    Общие стандарты аудита являются основополагающими в опре­делении цели, образовательного стандарта, единых принципов ведения аудита в России:

      письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита;

      понимание деятельности экономического субъекта;

      порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг;

      права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов;

      образование аудитора и др.

    Рабочие стандарты аудита устанавливают общие правила осуще­ствления проверок и условия работы аудиторов.

      планирование аудита;

      аудиторская выборка;

      аудиторские доказательства;

      документирование аудита;

      письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита;

      первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгал­терской отчетности и др.

    Стандарты отчетности определяют единые требования к со­ставлению и оформлению документов по результатам проверок с целью доступности информации пользователям:

    Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности;

    Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности;

    Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям и др.

    Прочие стандарты необходимы для проведения аудита, особен­ности которого в отдельных сферах деятельности отличны:

      особенности аудита малых экономических субъектов;

      аудит в условиях компьютерной обработки данных;

      характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним и др.

    ВНУТРИФИРМЕННЫЕ АУДИТОРСКИЕ СТАНДАРТЫ

    Российские аудиторские фирмы могут применять стандарты, во-первых, являющиеся нормативными документами и обязательными для применения, и во-вторых, разработанные внутрифирменные стан­дарты, представляющие собой, как правило, методики проведения конкретных аудиторских процедур.

    К аудиторским стандартам фирмы можно отнести:

      организацию ознакомления сотрудников фирмы с изменениями в законодательстве и профессиональных стандартах;

      составление и утверждение на собрании ведущих специалистов и руководства фирмы программ аудиторских проверок;

      формирование группы аудиторов и специалистов для выполнения проверки у конкретного клиента;

      порядок обсуждения результатов проверки;

      организацию хранения документации.

    Внутренние стандарты аудита обеспечивают единый подход к ау­диторской проверке в данной аудиторской фирме, который обычно включает следующие элементы (в тех или иных вариантах):

    Определение целей соглашения : каждая аудиторская проверка должна быть тщательно спланирована, чтобы обеспечить уверенность в том, что она проведена квалифицированно и профессионально, кли­енту предоставлена высококачественная услуга, использование ауди­торов было оптимальным и получена коммерческая выгода.

    Обзор бизнеса : проверка начинается со знакомства с клиентом и изучения его деятельности. В фирме постоянно отслеживаются изме­нения в законодательстве и профессиональных стандартах, а также изменения в бизнесе, которые имеют отношение к клиентам и ауди­торской проверке.

    Оценка возможного риска : используя знания о клиенте и его бизнесе, структурированный подход к выявлению риска, определяет­ся риск мошенничества и обычных ошибок и оценивается их значи­мость.

    Оценка системы внутреннего контроля для разработки стра­тегии аудита : на предварительной стадии проверки оценивается сис­тема внутреннего контроля - сначала система контроля за хозяйствен­ной деятельностью, используемая руководством, а затем система бух­галтерского учета и контроля. На этой стадии оценивается лишь информация, необходимая для разработки стратегии проверки.

    Определение стратегии аудиторской проверки: обобщаются част­ные оценки главных рисков и определяются необходимые аудитор­ские процедуры.

    Оценка эффективности системы контроля : дается расширенная оценка системы внутреннего контроля для разработки плана проверки и обобщающей оценки системы контроля в конце аудиторской про­верки; клиент ставится в известность о ходе проверки.

    План независимых обследований: в плане рассматривают сущ­ность, применение и продолжительность наиболее эффективных в каж­дом случае независимых обследований.

    Независимые обследования: независимые обследования прово­дятся в соответствии с планом; после анализа их результатов в план вносятся соответствующие коррективы.

    Завершение аудиторской проверки : составляется обзор финан­совой отчетности и делаются заключительные выводы. Наиболее важ­ные моменты обсуждаются с клиентом.

    Представление заключения: заключение составляется в соответ­ствии с выводами аудиторской проверки. Кроме мнения о финансовой отчетности клиенту представляется отчет о результатах проверки. При этом преследуется цель дать обобщающую оценку соответствия сис­темы внутреннего контроля предъявляемым требованиям и рекомен­дации по повышению эффективности системы аудита.

    Аудиторские стандарты , разработанные и утвержденные локальными актами организации, оказывающей аудиторские услуги, принято называть внутрифирменными. Целью внутрифирменных аудиторских стандартов является упорядочение и детализация правил и методов проведения аудита, повышение удобства и эффективности работы.

    Каким аудиторским стандартам может подчиняться деятельность профессионального аудитора?

    Аудиторские стандарты — это систематизированный комплекс правил, регулирующий деятельность профессионального аудитора. Комплекс включает в себя положения, позволяющие:

    • оптимизировать и сделать более эффективной работу по аудиторским проверкам;
    • минимизировать риски ошибок и заблуждений при формировании аудиторского мнения и профессиональных оценок;
    • обеспечить эффективный контроль качества на всех участках и этапах работы;
    • привести деятельность и поведение аудитора в соответствие с установленными этическими нормами и принципами.

    Комплексы аудиторских стандартов могут подразделяться по территориально-национальному признаку:

    • Международные аудиторские стандарты призваны унифицировать аудиторскую деятельность в мировом масштабе. Основной задачей является обеспечение заинтересованным пользователям в любом уголке мира понятной и достоверной информации из аудированных отчетов.
    • Национальные аудиторские стандарты устанавливаются в конкретной стране или объединении стран (например, применяемые стандарты аудита для ЕЭС установлены комплексом специальных директив ЕЭС). В России также действует комплекс документов, основным из которых является закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В соответствии с данным ФЗ и на основе постановления Правительства РФ от 11.06.2015 № 576 в России вводятся международные аудиторские стандарты , публикуемые на сайте Минфина.

    По принципу возникновения для аудиторской фирмы аудиторские стандарты делятся:

    • на внешние — установленные на государственном или международном уровне;
    • внутренние — разработанные и принятые самой фирмой на основе внешних.

    Нюансы разработки внутрифирменных стандартов аудита

    Для чего разрабатываются внутрифирменные аудиторские стандарты?

    Чтобы разобраться в этом, следует рассмотреть еще одну систему классификации и структурирования стандартов. По этой системе аудиторские стандарты могут быть:

    • общие — устанавливают и конкретизируют цели и принципы аудита;
    • рабочие — описывают технологию выполнения аудиторских мероприятий и процедур;
    • стандарты отчетности — конкретизируют требования к содержанию и структуре аудиторских отчетов.

    При этом описание рабочих технологий в стандартах носит достаточно обобщенный характер. Например, Международный аудиторский стандарт 315 формулирует общие требования для аудитора по знанию аудируемого субъекта и его среды. Однако, поскольку аудиторы могут работать в очень разных сферах бизнеса, то и применение требований к знанию субъекта и среды может иметь свои нюансы. Если аудиторы выходят проверять высокотехнологичное производство с особыми условиями труда, им потребуются одни знания для разработки процедур и оценки рисков, если проверяют кредитную организацию — другие. Поэтому на внутреннем уровне в фирме желательно конкретизировать и детализировать обобщенный процесс, изложенный в стандарте, применительно к специфике аудируемого субъекта. Например, в организации могут быть разработаны отдельные методички и инструкции для аудита промышленных предприятий и для кредитных организаций. Эти документы и будут относиться к внутрифирменным аудиторским стандартам .

    Основное требование к таким документам — они могут дополнять и расшифровывать требования внешних стандартов, но не должны эти требования изменять.

    Общераспространенные требования к внутренним аудиторским стандартам

    Внутренние аудиторские стандарты являются авторской интеллектуальной собственностью фирмы. Зачастую их содержание может составлять коммерческую тайну.

    При этом уникальная внутренняя система аудиторских стандартов все же должна соответствовать некоторым критериям:

    • практической полезности и логичности — объемные внутренние методические материалы (а объемные они почти всегда) должны быть понятны читающему и содержать только такую информацию, которая действительно пригодится аудитору в работе;
    • взаимосвязанности и согласованности — все используемые термины и определения должны быть едиными во всех документах, а каждый новый документ должен базироваться на положениях предыдущих и занимать свое место в структурированной системе;
    • полноты — содержание каждого документа должно максимально полно и подробно раскрывать рассматриваемый в нем аспект.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Аудиторская фирма имеет право заключить с сотрудниками соглашение о неразглашении информации, включенной во внутренние аудиторские стандарты , а также о запрете применять эту информацию в случае работы вне данной фирмы.

    Больше о соглашениях об ограничении использования информации сотрудниками сказано в материале .

    Утверждение внутрифирменных аудиторских стандартов

    Если внутренними регламентами аудиторской организации не предусмотрен иной порядок, то разработанные внутрифирменные аудиторские стандарты утверждает руководитель.

    Внутренние аудиторские стандарты подлежат обязательному пересмотру и повторному утверждению в случаях:

    • внесения изменений во внешние применяемые стандарты;
    • внесения изменений в национальное законодательство, если такие изменения могут оказать влияние на применение внутренних аудиторских стандартов в работе;
    • в случае изменения собственника аудиторской организации.

    Внутрифирменные аудиторские стандарты и стандарты внутреннего аудита фирмы: в чем различия?

    Внутренние аудиторские стандарты не следует путать с регламентами для внутреннего аудита обычной организации. Аудиторские стандарты предназначены для регулировки деятельности профессиональных аудиторов, которые по отношению к аудируемому субъекту являются внешними. Если же в структуре субъекта (организации) имеется работник или подразделение, выполняющее аудиторские функции для внутренних целей субъекта, то речь идет о внутреннем аудите. При этом деятельность внутреннего аудитора тоже может регламентироваться внутренними локальными актами субъекта — стандартами внутреннего аудита.

    Итоги

    Внутрифирменные аудиторские стандарты — комплекс уникальных авторских документов, регулирующих деятельность сотрудников аудиторской организации. Основное их назначение — уточнять, дополнять и детализировать положения внешних общих аудиторских стандартов для эффективного применения в работе. Положения внутрифирменных аудиторских стандартов не должны изменять общие установки, определяемые внешними (общими) аудиторскими стандартами .