«Этические и моральные нормы в жизни человека»
Урок гражданственности
11 класс
Подготовила
Классный руководитель
Учитель МОУ «Школа № 101 города Донецка»
Павленко Л.П.
«Крошка сын к отцу пришел, и спросила Кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?»…
простые понятия, что же они означают ?
Духовный мир человека - обозначает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.
Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов
Человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира .
Что такое мораль?
Мораль - особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости
Заповеди христианства
- Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
- Не делай себе кумира/идолов и никакого изображения.
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
- Шесть дней работай, а день седьмой – Господу Богу твоему.
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и продлились дни твои на земле.
- Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.
Аяты В Священном Коране (ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ)
- Не придавайте Аллаху в сотоварищи другое божество.
- Почитайте своих родителей
- Отдавайте другим то, что им положено
- Не приближайтесь к имуществу сироты
- Будьте верны в мере, когда взвешиваете и взвешивайте правильными весами.
- Выполняйте свои обещания
- Не убивайте своих детей из боязни обеднения
- Не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе, как по праву
- Не приближайтесь к прелюбодеянию
- Не следуй за тем, о чём у тебя нет знания
- Не ходи по земле горделиво
- Не расточай своё богатство безрассудно, а придерживайся середины
моральные ценности человека
Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе.
Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей?
Выберите свой вариант ответа:
- Боязнь общественного осуждения
- Совесть, чувство долга
- Одобрение окружающих
- Желание делать, как все
- Боязнь наказания
Какие ассоциации у вас возникают к слову «добро»? «зло»? Назовите их.
Иногда очень трудно оценить поступок с позиций добра и зла.
Как должен вести себя человек, по отношению к которому совершают дурной поступок?
Притча «Ведро яблок»
Купил человек себе новый дом - большой, красивый - и сад с фруктовыми деревьями возле дома.
А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там - ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!».
Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:
Мораль - правила поведения человека в обществе, не закрепленные в законах.
Мораль и право
Вопросы для сравнения
Право
Кто вырабатывает
Государство
Где закреплено?
Мораль
В законах государства
Общество
Каковы последствия нарушения?
Нет письменного закрепления
Выполнение
Наступает юрид. ответственность
Обязательно
Общественное осуждение, критика, “угрызение” совести
Что регулирует?
Не обязательно
служат для регулирования и оценки поступков человека.
Все можно простить, но не извращение тех высших истин, до которых с таким трудом дошло человечество.
Не делай другому того, чего себе не желаешь!
Нравственность Правила поведения человека, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведущий компонент системы всестороннего гармонического развития личности. Нравственность – один из важнейших факторов общественного развития. По Канту, нравственность есть «некоторая ощущаемая зависимость частной воли от общей». Это значит, что нравственность, присущая индивидуму, позволяет ему соотносить свои интересы и желания с интересами и желаниями общества, в котором индивид существует.
НРАВСТВЕННОСТЬ есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. Нравственность - есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей СОВЕСТИ.
Вся нравственность человека заключается в его намерениях. (Жан Жак Руссо) Высочайшая возможная стадия нравственной культуры - когда мы понимаем, что способны контролировать свои мысли. (Чарлз Дарвин) Если вы поклонник формул и определений, то это для вас: Нравственность - это разум сердца. (Генрих Гейне) Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства. (Михаил Пришвин) Почему нравственность так важна: Нравственный человек многое делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь. (Аристотель) Отсюда вывод: нравственность нужна ВСЕМ людям!
Завещание Где бы ты ни стал на корабле, У мачты иль кормила, Всегда служи своей земле: Она тебя вскормила. В волнах иль по ухабам, - Будь вынослив, отважен будь, Но не кичись над слабым, Быть добрым не забудь. Не отступай, коль принял бой – Платиться – так за дело, А если петь – так птицей пой – Свободно, звонко, смело. И. Анненский
Благородство, сердечность Относиться к друг другу хорошо Порядочность Понимание Честность, доброта Отношение ко всем одинаково Добрая душа и ты сделаешь все, чтобы помочь другому Любовь, понимание, забота Сердечность, добросовестность Понимание чужих проблем
- « нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами;
- духовность -свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.»
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- С 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях России более миллиона учащихся 4-х классов начали изучать курс «Основы религиозных культур и светской этики»
- Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;
- Основная задача нравственного воспитания: «воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека».
- «Чувства - это плоть, кровь и сердце моральной убежденности»
«У маленьких детей переживания наполняют всю душу, безраздельно овладевают мыслями»
В.А. Сухомлинский
- Целью воспитания, считал Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека. Нравственное воспитание занимает главное место в педагогике Ушинского, оно, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей.
- Нравственное воспитание - это целенаправленное взаимодействие педагога с воспитанниками, в ходе которого осуществляется воздействие на сознание, чувства, поведение воспитанников и формируются их нравственные качества.
(К.Д. Ушинский)
- нравственное воспитание - это систематическое формирование у ребенка знаний о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о хорошем и плохом, помощь в эмоциональном переживании нравственных ценностей, чтобы те стали личностно значимыми для воспитанника.
- Целью нравственного воспитания является формирование нравственной культуры личности.
- Нравственная культура личности -освоенный личностью моральный опыт общества, выражающийся в уровне развития нравственных понятий
Осуществление нравственного воспитания предполагает знание содержания тех отношений личности, которые лежат в основе ее нравственных качеств:
Отношение к родине;
- отношение к людям;
- отношение к себе;
- отношение к труду;
Отношение к природе;
Убеждение;
Одобрение;
Создание воспитывающих ситуаций;
Приучение и упражнение;
Дискуссии;
Ролевые игры;
- Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. В этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывают содержание, методы и организация обучения, а также учитель, его личность, знания, убеждения и, главное та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой.
- Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Воспитывать должен весь процесс обучения на уроке, а не только так называемые воспитательные моменты.
Урок 79-80
Обществознание 11, профильный уровень
Мораль и нравственность
Д.З: § 30, ?? (с.325), задания (с.325-326),
источник (с.326-327)
© А.И. Колмаков
- Дать представление о духовном мире личности;
- Развивать умения осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные проблемы и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
- Формировать уважительное отношение к духовному миру каждого человека.
Универсальные учебные действия
- Знать понятия: мораль, нравственность, нравственная культура
- Развивать умение нравственной оценки социального поведения людей.
- нравственная культура;
- мораль;
- нравственность;
- этика;
- добро и зло;
- долг;
- совесть;
- честь и достоинство личности;
- моральный идеал;
- этические категории;
- моральное сопротивление
Изучение нового материала
- Нравственные ориентиры личности.
- Нравственная культура
Вспомните. Какое место занимает мораль в системе социальных норм и ценностей? Чем отличается моральное регулирование от правового? Можно ли считать личностью человека с низким уровнем нравственной культуры?
Этика
Специализированная философская наука, которая исследует целостное теоретическое рассмотрение нравственной жизни общества в системе её разнообразных проявлений.
В Древней Индии, Древнем Китае философское измерение раскрывало общественно значимый смысл нравственных и безнравственных Поступков человека.
Этика исследовала структуры и механизмы подготовки и принятия нравственных решений конкретными личностями, раскрыла влияние на уровень, характер и направленность этих решений самосознания личности. Основной предмет этики МОРАЛЬ .
Два мира есть у человека -
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий.
Появление надписи – автоматически после первого щелчка мыши (с задержкой для чтения строк).
«Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звёздное небо над нами и нравственный закон внутри нас». И. Кант
Что хотели выразить в своих мыслях поэт ХХ века и философ Х VIII- нач.Х I Х в.?
Притча:
Создавая род человеческий, боги позаботились о нём с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству . Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели . И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела - строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой... И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.
Тогда отец богов Зевс , чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.
Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому – музыканта, третьему – лекаря и т. д.
А как поступить со стыдом и правдой?
Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди . Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей. . .
Какие вечные универсальные ценности и зачем даровал человеку Бог?
МОРАЛЬ
Сформировалась вместе с возникновением человеческого общества
Связана со всеми сферами общественной жизни
Форма общественного сознания
Явление культурно-историческое, классовое
Предмет изучения этики
МОРАЛЬ
оценочный
аспект
Познавательный
аспект
регулятивный
аспект
Свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором.
Мораль - это совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом.
Не лги
Не укради
Не убий
Смысл жизни
Свобода
Счастье …
Доброжелательность
Справедливость
Мудрость
Нормы
поведения
Моральные
качества
Высшие
моральные
ценности
Моральные
требования и
представления
Нравственные
принципы
Морально-
психологические
механизмы
Долг
Совесть
Коллективизм / индивидуализм
Эгоизм / альтруизм
РОЛЬ МОРАЛИ
Один вариант
Регулирует
поведение
человека во
всех сферах
общественной
жизни
Обеспечивает
единство и
согласованность
взаимодействия
людей при
различных
обстоятельствах
Является
жизненным
ориентиром для
человека,
стремящегося к
самосовершен-ствованию
Формирует
нравственный
облик
личности,
нравственное
сознание
Моральные нормы и требования стимулируют развитие моральных взглядов, убеждений, чувств, которые в совокупности образуют нравственное сознание.
Управляющая поступками человека
Регулятивная
Утверждение человеческого в человеке
Другой вариант
Ценностно-
ориентационная
Координационная
Функции
морали
Единство и согласованность действий людей
Мотивационная
Конститутивная
Формирование нравственного облика личности
Безнравственность недопустима
Функции морали
- оценочная - рассмотрение поступков в координатах добра и зла (как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);
- регулятивная - установление норм, принципов, правил поведения;
- контролирующая - контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;
- интегрирующая - поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;
- воспитательная - формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.
Приведите примеры реального проявления каждой функции морали!
Позитивное закрепление моральных норм в индивидуальном сознании
моральные убеждения
как принятые
личностью моральные принципы
Примени к проявлениям своего поведения!
Нравственность
принципы реального практического поведения людей,
специфическая сфера культуры , в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения , регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни
степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни
Мир сущего
Мир должного
Нравственность - степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, т. е. выражение человеческого в человеке. Нравственность - это уровень реального морального поведения людей.
Мораль - совокупность одобренных общественным мнением норм,
определяющих
отношения людей
в социуме, их
обязанности друг
перед другом и перед
обществом
Этические (моральные) категории - это фундаментальные понятия морали, отражающие события жизни с точки зрения самых общих моральных оценок.
долг
достоинство
совесть
счастье
честь
моральный идеал
Моральный выбор
Долг
- совокупность обязанностей человека перед обществом на уровне общественного мнения (сознания) ,
- на уровне индивидуального сознания - понимание личностью этих обязанностей и принятие их ею.
- требование долга является моральной основой социальной дисциплины.
Совесть
- способность личности к эмоциональной оценке совершенных и совершаемых ею поступков, соотносимых с идеей должного. Совесть - это «сторожевой пункт» общества в индивидуальном сознании.
- манипуляция личностью возможна лишь при условии отключения совести .
Честь и достоинство
- Категории чести и достоинства личности отражают признание ценности личности на основе наличия у неё некоторых обязательных черт: благородства, готовности к самоотверженности, определенной сдержанности и соблюдения в отношениях с другими людьми правил, принятых той или иной референтной группой.
Счастье
- Категория счастья фиксирует переживания человека, удовлетворенного своей деятельностью, своим положением и открывающимися перспективами.
Моральный идеал
Представление о совершенной системе моральных норм, ценностей, воплощаемых в деятельности и поведении личности
Нравственная культура личности:
- степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества;
- реализация человеком в своём поведении нравственных принципов, ценностей, норм.
Факторы, определяющие уровень нравственной культуры:
Учитель организует обсуждение, только после его завершения на слайд выводятся пункты плана.
- Общая культура
- Социальные интересы
- Цели жизни и деятельности
- Степень нравственных переживаний, сопереживания
- Богатство и разнообразие жизненных связей и интересов личности
Этапы формирования нравственной культуры личности
Определите, на кокой стадии находитесь Вы!
Трудности в осуществлении нравственного идеала (причины):
- Низкая общая культура людей;
- Различные социальные группы, имеют неодинаковые фундаментальные интересы и цели своей жизни и поведения;
- Эгоистические групповые и индивидуалистические идеалы и цели заставляют отступить на задний план или вообще исчезнуть общесоциумные задачи и интересы;
- Паралич эмпатии;
- Социальная мимикрия.
Духовно-нравственные заповеди академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва:
- люби людей – и ближних, и дальних;
- твори добро, не видя в том заслуги;
- люби мир в себе, а не себя в мире.
- будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам;
- учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь;
- чтение – путь к житейской мудрости, не гнушайся им!
- будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух;
- будь совестлив: вся мораль в совести;
- чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее!
В. С. Высоцкий.
«Баллада о времени»
Время эти понятия не стёрло.
Нужно только поднять верхний пласт.
И дымящейся кровью у горла
Чувства вечные хлынут из нас.
Ныне присно, во веки веков, старина,
И цена есть цена, и вина есть вина,
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если духом надёжно прикрыта спина.
Чистоту, простоту мы у древних берём,
Саги, сказки из прошлого тащим
Потому, что добро остаётся добром
В прошлом, будущем и настоящем.
Появление строк – автоматически после первого щелчка мыши (с задержкой для чтения строк).
Контрольные вопросы
- В чём состоит отличие принципов морали от моральных норм?
- Как вы понимаете смысл моральных принципов личности?
- Чем мораль отличается от нравственности?
- Какие вопросы решает этика?
- Каковы причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии?
- Что такое нравственная культура личности? Чем она отличается от общей культуры?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
Источники
1. Обществознание: 11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень. / [Л. Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Росс. акад. наук, Росс. акад. образования, изд-во «Просвещение» .- 8-е изд. - М.: Просвещение, 2014. – 432 с. – (Академический школьный учебник) ISBN 978-5-09-032479-3
2. Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др./: под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008
3. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 11 класс: к учебнику «Обществознание. 11 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и др. / С.В. Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2012
5. Сорокина Е.Н. Поурочные планы по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс (к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова). – М.: ВАКО,2013
6. Зинина С.А., учитель истории и обществознания МОУ СОШ №43, г.Волгоград, http://prezentacii.com/obschestvoznanie/6077-moral-i-nravstvennost.html ;
7. Тимофеева Т.А., учитель истории и обществознания «МБОУ № 16», http://infourok.ru/user/timofeeva-tatyana-aleksandrovna/progress
8. Павлова А.В., учитель истории и обществознания, МОУ СОШ № 12, г. Вышний Волочок http://metodichka.ucoz.ru/load/istorija_i_obshhestvoznanie/prezentacii/prezentacija_k_uroku_obshhestvoznanija_quot_moral_i_nravstvennost_quot_dlja_11_klasa_profil/7-1-0-136
Аннотация к материалу
Как часто наши родители беседуют со своими детишками на нравственные темы? Не имея специальной подготовки довольно сложно быть компетентным в подобных вопросах. Презентация на нравственную тему станет первым кирпичиком в создании фундамента, который в дальнейшем определит мотивацию поступков и поведение человека.
Каждая презентация на тему духовно-нравственное воспитание и развитие в современной школе по ФГОС - это кладезь житейское мудрости и собрание традиций русской культуры, на основе которых можно воспитать личность целостную, стремящуюся к проявлению собственного характера и свершению благих поступков. Про нравственное воспитание доступная возрасту презентация должна быть показана обязательно и в 1 классе и в 10. Да, их смысл и тематика будут совершенно непохожими, но суть одна: презентация по духовно-нравственному воспитанию по ФГОС учит быть людьми в любых житейских обстоятельствах.
Долгое время наше общество жило какими-то своими законами. Глазное было всему научить, всюду успеть, а как поступить ребенок должен был решить сам. Время показало, что такое отношения приводит к деградации умных личностей, которые владеют знаниями, но не могут ужиться друзьями, в семье, конфликтую по поводу и без него. Презентации на тему нравственное воспитание и развитие в школе по ФГОС откроют детям суть и слагаемые таких понятий как идеал, поступок, научат золотому правилу нравственности, которое упрощает отношения с людьми.
Нередко учитель старших классов, решив скачать презентацию на тему нравственное воспитание для классного часа в 9, 10 или 11 классе или для внеурочной деятельности, с грустью отмечает, что сделать это надо было намного раньше. Если время упущено, подростков приходится не воспитывать, а полностью перевоспитывать, ломать их стереотипы и формировать новое мировоззрение. Это сложнее и в некоторых случаях безрезультатно. Чтобы подобное не случилось и с вашими детишками, презентации на тему духовно-нравственного воспитания надо нести в детский сад (ДОУ), где дети впитывают каждое слово воспитателя. Нравственные сказки, веселые стихи - все это материал разработок и презентаций на тему нравственное воспитание современной молодежи.
Начиная с детского возраста, ребенок учится постепенно постигать и вместе с тем понимать окружающий его мир. Понять, что люди разные, но относиться ко всем необходимо уважительно поможет презентация на нравственную тему. Не всегда окружающая детей жизнь - хороший пример для подражания. Все более редкими становятся проявления милосердия и добра, стремление проявить великодушие и патриотизм. Даже дружба и любовь теряют искренность, становясь корыстными и фальшивыми. Презентация на тему духовно-нравственное воспитание и развитие во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС должна поднять эти вопросы и познакомить помимо того с толерантностью и прощением, нормами этикета и общения, основами православия и нашей культуры.
Мы сеем зерна нравственности и пожинаем ее плоды, но эти зерна могут не взойти, если поле уже засохло и очерствело. Не бойтесь говорить с детьми о самом главном, о вечном, о том, что нам взрослым кажется очевидным. С чего начать назидательную беседу? Попробуйте скачать презентации по нравственному воспитанию в школе и пойти с ними к своим ученикам. Они сами станут активными участниками разговора, потому что тоже устали от фальши и грубости, которая уже присутствует даже в детстве.
У каждого из нас еще есть возможность объяснить школьнику, почему так важно не потерять духовность. Наш портал предлагает учителю скачать презентации по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников в семье и в школе по ФГОС и помочь детям в становлении и формировании их эмоциональной среды.
Классный час Нравственность
Материал содержит презентацию для классного часа о нравственности и взаимоотношениях полов. На мероприятии рассказывается о нравственности, любви, браке, ответственности влюбленных друг перед другом. ...
Классный час Мораль и нравственность
Разработка содержит презентацию для классного часа о морали и нравственности. Мероприятие увеличит и закрепит знания школьников о морали и ее значении в жизни общества, нравственности, нравственной культуре. ...
Классный час Твори добро
Материал содержит презентацию и сценарий проведения классного часа о нравственности "Твори добро". Мероприятие познакомит детей с понятием "добро", научит их быть добрыми и отзывчивыми, помогать другим. ...
Классный час Учимся быть культурными
Материал содержит сценарий проведения классного часа о нравственности "Учимся быть культурными". Урок расширит представление школьников о нравственности, правилах этикета, сформирует навыки культурного общения....
Классный час Азбука нравственности
Материал содержит сценарий проведения классного часа "Азбука нравственности". Урок расскажет школьникам о нравственности, о нормах поведения в обществе, о морали. Научит быть честными и справедливыми....
Нравственность
Что такое духовно-нравственное воспитание, презентация рассказывает на 19 слайдах. Материал предназначен для проведения педсовета, но может быть полезным и молодому специалисту при планировании работы на тему духовно-нравственного воспитания. В презентации на тему духовно-нравственного воспитания и развития школьников по ФГОС предложено много тем для планирования, определены принципы, приоритетные задачи духовно-нравственного воспитания...
Нравственность
Всегда ли мы четко проводим различие между нравственностью и моралью? А удается ли то сделать детям? Презентация на тему «Нравственность и мораль» дает не только определение этих понятий, но и на примерах раскрывает суть каждого. О морали и нравственности в презентации есть красивая притча, высказывания философов. Материал презентации на тему...
Здоровье
Презентация на тему нравственности и здоровья затрагивает вопросы формирования здорового микроклимата в семьях. Не стоит удивляться, что наше общество становится морально неустойчивым. Многие, уйдя со школы, пробуют создать собственную семью. Будет ли она крепкой? Родятся ли в ней здоровые дети, зависит не только от наследственности родителей, но и от их...
Золотое правило
Что такое золотое правило нравственности, презентация рассказывает учащимся 4 класса на примере высказываний Конфуция, Будды, законов Ману, в пословицах и поговорках. чтоб получить ответ на вопрос, вам необходимо скачать презентацию к уроку ОРКСЭ или классному часу на тему золотого правила нравственности и предложить учащимся несколько интересных заданий, которые могут выполняться...
Нравственные идеалы
Можно ли быть идеальным и нужно ли это человеку в современном обществе? Нравственные идеалы в презентации для 4 класса по светской этике для уроков ОРКСЭ или классных часов рассматриваются на примере поступков богатырей. Эти воины отличались недюжинной силой, особым складом ума, но при этом оставались добрыми и стремились всем помочь....
Нравственный поступок
Ученикам 4 класса самое время рассказать о нравственных поступках на уроке ОРКСЭ или на классном часу. Каждый слайд наполнен содержательным материалом. Презентация на тему «Нравственный поступок» для 4 класса вместила в себя и высказывания Толстого и Аристотеля, Руссо и Омара Хайяма, и множество практического материала, который сделает урок ОРЕСЭ или...
Человек
Хорошо, чтобы все современные люди были высоконравственными и при свершении каждого поступка руководствовались принципами морали и нравственности. Детям сложно самим прийти к таким убеждениям, поэтому презентация расскажет им о том, каким должен быть нравственный человек. Презентация предлагает составить портрет современного нравственного человека в виде синквейна. Материал данной презентации можно использовать...
В семье
Понятия нравственности и патриотизма в процессе воспитания часто идут рядом. Презентация на тему нравственное воспитание в семье создана для учителя, который составляет планирование на год или готовится к педсовету. Нравственное воспитание затрагивает всегда аспекты патриотического воспитания. Роль семьи главная при формировании ценностно-целевого компонента в процессе нравственно-патриотического воспитания, о чем рассказывается...
Уроки нравственности
Какими должны быть уроки нравственности, классные часы, которые учат детей добру и терпимости, знакомят с идеалами и рассказывают о благих поступках? Презентация «Уроки нравственности» рассказывает ученикам начальной школы о благотворительности, знакомит с людьми, которые готовы заботиться о людях неимущих и нуждающихся в помощи. Идут эти добрые традиции со времен купечества....