Почему древний китай. История существования древнего китая

Китайской древней цивилизации насчитывается около 5000 лет . Найденные древние источники доказывают,что Китаю не меньше 3500 лет . Несколько веков после смерти первого императора Китай раздирали войны. К 626 году до н.э. в стране вновь наступил золотой век. Власть перешла к первому императору династии Тан - Тайцзуну . В столицу империи, переместившуюся в Чанъань , прибывали купцы по Великому шёлковому пути. По всему городу шумели базары. Мирно сосуществовали разные религии. Впервые простые люди, а не только знать, cмогли занимать государственные посты.Каждый кто рассчитывал получить место на государственной службе, должен был cдать экзамен. Население трудилось на производстве соли, бумаги, железа. Расцвели искусства и ремёсла. Крестьяне продавали свои товары на улицах, многих призывали в армию.

Первый император

До 221 года до н.э. Китай был поделён на несколько царств, каждое со своим правителем, воевавших между собой более 250-ти лет. Победу одержало государство Цинь (от этого слова происходит названия Китая в европейских языках). Его правитель взял себе титул Цинь Шихуанди , что значит "первый император Цинь". Он взошёл на престол всего в 13 лет. Блестящий полководец и политик, он сметал любого, кто стоял у него на пути. За крутой нрав его прозвали "циньским тигром ". Цинь приказал сжечь книги, которые противоречили его идеям, а несогласных учёных сбросить в яму. Но император боялся умереть. В его пышном дворце было более 1000 спален , и каждую ночь он менял место ночлега, cтрашась быть убитым во сне.
Цинь Шихуанди стремился сохранить единство империи. Он отстранил от власти прежних правителей,поселив их в столице Чанъань , заново поделил страну на области и назначил своих чиновников. По его указанию была построена сеть дорог и каналов. Для безопасности северной границы император велел возвести гигантское сооружение - Великую китайскую стену, часть которой сохранилась до наших дней. Император взялся восстанавливать силы и богатства страны после долгих войн. Письменность унифицировали. На всех изделиях, даже кирпичах, должно было стоять имя изготовителя: за плохую работу мастера могли наказать. Длина тележных осей должна была быть одинаковой, cоответствующей выбитой в дорогах колее. Китайские царства чеканили свою монету. При Цинь Шихуанди все монеты были круглыми, c дыркой для шнура.
Несмотря на все усилия, империя рухнула вскоре после смерти Цинь Шихуанди , в 210 году до н.э.

Великая Китайская стена

Долгое время Китаю угрожали жившие к северу от него кочевые племена сюнну (хунну, или гунны). Местные правители старались защититься, строя большие стены. В 214 году до н.э. император распорядился соединить их в одну гигантскую пограничную стену длиной более 3460 км. Строительством руководил военачальник Мэн Тянь , который посылал чиновников следить за работами. Cтену строили тысячи крестьян. Надсмотрщики с кнутом постоянно следили за темпом и скоростью работы. Солдаты охраняли стройку от вражеских нападений. Холод, cырость и опасные условия работы губили людей. Умерших хоронили прямо там, где они упали.

Рабочие пользовались простыми инструментами - кирками, лопатами, корзинами и грузовыми, ручными тачками. Для подъёмов громадных булыжников, плит и камней использовали строительные леса из связанных бамбуковых шестов. Насыпь из камней и земли покрывали каменные плиты.

Высота стены была 9 метров , а ширина такой,что по ней могла проехать колесница. В верхних частях укрепления строили сторожевые башни. В стене также конструировали щелевидные проёмы для стрельбы из луков и арбалетов.

В конечном итоге считалось, что Великая стена имеет силуэт китайского дракона головой на запад и хвостом на восток.

Cтолица Китая - Чанъань

При Танской династии Чанъань стал крупнейшим городом мира.Чанъань означает "навеки безопасный ".В городе проживало более миллиона постоянных жителей и множество иноземных купцов,путешественников и учёных. Одежда была из цветного шёлка. Только император мог носить жёлтую одежду. Дворец императора, окружённый высокой стеной, находился в северной части города. На городской площади выступали музыканты и танцоры. Дома из дерева покрывали лаком. На Крышу домов конструировали черепицу.

Жизнь богатой знати

Богачи жили на широкую ногу. Cостоятельные семьи имели прекрасные дома в 2-3 этажа. Пышные шёлковые одеяния, роскошные пиры, на которых слуги подавали блюда из свинины или оленины и напитки, приготовленные из проса и риса. Долгие часы посвящались наслаждению музыкой и поэзией, играм в шахматы и карты. Дома украшали предметы роскоши из золота и серебра, нефрита и фарфора. Популярны были лакированные изделия и живопись на шёлке. Знатные китайцы передвигались по городу в носилках - паланкине.

Великие изобретения

Китайцы были великими изобретателями. Во II веке до н.э. они изобрели бумагу, позже печать с помощью деревянных штампов. Они также сконструировали прибор для определения силы землетрясений. В эпоху династии Тан появились механические водяные часы, магнитный компас, бумажные игральные карты и тонкий фарфор.Был изобретён порох, с помощью которого устраивали фейерверки. Китайцы изобрели книгопечатание. Страницы были соединены в длинную полосу, книга сворачивалась свитком.

Великий шёлковый путь

Императоры Тан поощряли торговлю. Караваны верблюдов и лошадей увозили шёлк, фарфор, cоль, чай и бумагу по Великому шёлковому пути длиной более 7000 км . Он соединял Китай со Средиземноморьем и шёл через Центральную Азию, Персию, Cирию. Китайцы покупали у соседей меха, лошадей, золото, пряности. Меховые изделия везли с севера.
Путешествие по Великому шёлковому пути было долгим. Купцы отправлялись в путь караванами. Для ночлега разбивали лагерь. Великий шёлковый путь был назван так из-за огромного значения торговли шёлком.

Ремесло и искусство Китая

Китайцы научились добывать соль из подземных соленых вод. Рассол поднимали на поверхность и по бамбуковым трубам направляли в чаны, где вода выпаривалась.Во II веке до н.э. в Китае начали делать бумагу. Из древесины тутового дерева делали целлюлозную массу и сушили её на деревянных рамках. Буддийские монахи впервые принесли с Гималаев чайные кусты, которые в скором времени начали выращивать. Земледельцы вспахивали поля перед посевом проса и выращивали рис. Ирригация позволяла осваивать новые земли для посевов.Около VI века до н.э . китайцы научились делать шёлк из коконов шелковичного червя. Рабочие умельцы научились строить домны и выплавлять сталь. Их оружие и орудия труда стали прочнее. Дорожники трамбовали землю для прокладки дороги.
В Китае была очень популярна каллиграфия - искусство красивого письма. Художники украшали керамическую посуду цветной глазурью. Очертания превосходного красивого пейзажа скал в Южном Китае стали любимым сюжетом живописцев и художников.

Философия и путь познания

У китайцев никогда не было веры в единого бога. Они обожествляли природу, поклоняясь духам гор, рек и деревьев. У них сложились также две религиозно-философских школы, указывающие нормы человеческих отношений. Это учения Лаоцзы (даосизм) и Конфуция (конфуцианство). Основа даосизма - вера в гармонию с природой. Конфуцианцы уповали на добродетель, cемью и стабильность общества. Однако когда в I веке до н.э . из Индии был заимствован буддизм , он распространился очень широко. Монах Сюань Цзан вернулся и Индии с буддийскими трактатами для своих учёных собратьев в 629 году . К священным "Пещерам тысячи Будд" шли паломники. Более чем в 1000 пещерах находились стенные росписи, буддийские скульптуры и обширная библиотека.
Даосские мудрецы созерцали символ инь-ян . Китайцы считали, что инь и ян обладают великой силой со вселенной, а их равновесие обеспечивает гармонию мира.
Китайцы считали, что в теле человека существует сеть путей, по которым протекает энергия. Иглы, введённые в особые точки, влияют на ток энергии и исцеляют болезни. Этот метод лечения называется

С древних времён китайцы хоронили покойников вместе с предметами для загробной жизни. В могилах правителей находят не только еду, напитки и личное имущество, но и тела слуг, которые должны были пребывать в вечном услужении у своего господина. Китайцы почитали умерших предков, веря в их помощь и защиту.
Принцессу Доу Вань похоронили в одеянии из кусочков нефрита, cоединённых золотом. Нефрит должен был уберечь её тело от тления.
В гробнице императора погребли копию его армии в натуральную величину, cделанную из терракоты : 7500 пехотинцев, лучников, офицеров, колесницы и лошади. Арбалеты были взведены для выстрела при попытке ограбления. Там были и макеты дворцов, и наполненные ртутью, приводимой в движение колёсами, каналы, изображающие реку Янцзы . Над созданием этого трудились тысячи людей. В 1974 году гробницу случайно нашли рабочие, рывшие колодец.
Императорскую гробницу с "терракотовой армией " строили на горе Ли. Тела фигур делали отдельно, потом прикрепляли голову и руки.Внутри гробницы в подземных коридорах ряд за рядом стояли воины и кони. Лицо каждого воина отличалось от другого.

Во II тысячелетии до н. э., далеко к востоку от древнейших цивилизаций Передней Азии и Индии, складывается рабовладельческое общество и возникает первое рабовладельческое государство в Северном Китае. Это имело огромное значение для истории народов, населявших как Китай, так и другие страны Дальнего Востока. К этому времени восходят древнейшие предания китайского народа, начатки его иероглифической письменности, рост и распространение влияния его высокой культуры. С этого времени берёт своё начало многовековая история великого китайского народа.

Разложение первобытно-общинного строя и возникновение государства Шан (Инь)

Русское название «Китай» заимствовано у среднеазиатских народов, которые дали стране это наименование по имени китаев (народа монгольского происхождения), владевших в Х-XII вв. н. э. северной частью Китая. Западноевропейские и ближневосточные названия Китая восходят к слову «Чин», таджикско-персидскому обозначению названия страны. Это название происходит от наименования древнекитайского царства Цинь, распространившего свою власть на большую часть Китая в III в. до н. э.

Сами китайцы называли свою страну по-разному, чаще всего по имени царствовавших династий, например: Щан, Чжоу, Цинь, Хань и т. д. С древних времён было распространено также название «Чжун го» («Срединное государство»), которое сохранилось до настоящего времени. Другое китайское название страны-«Хуа» («Цветущая») или «Чжун хуа» («Срединная цветущая»); ныне оно входит в состав наименования Китайской Народной Республики.

Природа и население

По географическим и экономическим особенностям современный Китай обычно делят на две части: западную и восточную. Территория Западного Китая представляет собой обширное плоскогорье с такими мощными горными системами, как Гималаи, Куньлунь и Тянь-Шань. Высочайшие в мире горные хребты Гималаев, имеющие местами высоту более 8 км над уровнем моря, образуют как бы барьер между Китаем и Индией.

Восточный Китай не имеет таких мощных горных систем, как Западный; значительную часть территории здесь составляют низменности, приморские равнины, к ним примыкают горы средней высоты и плато.

В Восточном Китае более благоприятные природные условия, чем в Западном, значительно мягче климат, разнообразнее растительность и т. п. Все эти условия способствовали тому, что именно в этой части Китая зародилась древнейшая земледельческая культура, появились первые очаги китайской цивилизации, раньше, чем в других частях страны, возникло государство.

Китай обладает значительной речной сетью, но все крупные реки находятся в восточной части страны. Главные реки Китая текут с запада на восток. Долины рек - самые плодородные и наиболее населённые области страны. Древнее население Китая сосредоточивалось в речных долинах. Бассейн главной реки Северного Китая - Хуанхэ, протяжённость которой составляет более 4 тыс. км, был центром древнейшей китайской цивилизации. Хуанхэ - бурная река. Она неоднократно меняла своё русло, затопляла огромные пространства земли, принося большие бедствия населению. Самой большой рекой Китая является Янцзыцзян, имеющая протяжённость свыше 5 тыс. км, её бассейн - Центральный Китай. Крупнейшей рекой Южного Китая является многоводная Сицзян (около 2 тыс. км).

Недра Китая изобилуют полезными ископаемыми. Реки, озёра и моря богаты рыбой. В древности обшинрые территории в Катае были покрыты лесами.

Климат восточной части Китая весьма благоприятен для сельского хозяйства, так как на самое жаркое время года - лето приходится наибольшее количество атмосферных осадков, осень же тёплая и сухая. Климат западной части Китая отличается значительной сухостью: здесь длинная холодная зима и короткое знойное лето.

Население Китая в древности не было однородным. Собственно китайские племена, носившие, согласно указаниям более поздних литературных источников, названия ся, шан, чжоу и др., уже в очень ранние времена занимали значительную часть Восточного, Северного и Северо-Западного Китая. На юге и юго-западе страны обитали в основном родственные китайцам различные племена сино-тибетской группы языков. Запад, север и северо-восток Китая заселяли преимущественно племена тюркской, монгольской и маньчжуро-тунгусской групп языков.

Основными районами расселения китайцев в древние времена были области среднего и нижнего течения реки Хуанхэ, а также равнина, примыкающая к Бохайскому (Чжилийскому) заливу. Здесь преобладала плодородная наносная (аллювиальная) почва, образовавшаяся главным образом из речного ила. Плодородная почва и умеренный климат Великой Китайской равнины способствовали развитию здесь земледелия у древних китайских племён.

В менее выгодном положении находились древние племена, заселявшие район лёссовых почв, которые занимают огромное пространство в Северном и Северо-Западном Китае. Лёсс, представляющий собой отложения частиц минеральной пыли, сдуваемой зимними муссонами с горных возвышенностей, содержит питательные вещества (органические остатки и легкорастворимые щёлочи), которые позволяют обходиться без удобрений. Но в районе лёссового плато осадков выпадает сравнительно мало, поэтому здесь для развития земледелия требуется искусственное орошение. В силу отмеченных выше условий у племён, населявших в древние времена лёссовое плато, земледелие было менее развито, чем в районе нижнего течения Хуанхэ.

Разложение первобытно-общинного строя

По данным китайских литературных источников можно сделать вывод о сохранении в Китае в III тысячелетии до н. э. пережитков материнского рода. Это видно из того, что древние источники, сообщая о происхождении первых родоначальников племен шан, чжоу и цинь, не говорят об их отцах, а приводят лишь имена матерей, счет родства вёлся тогда по материнской линии. Известно, что при материнском роде (матриархате) сыновья не могли наследовать отцу, так как они принадлежали к другому роду, именно к роду матери. Согласно данным Сыма Цяня, автора «Исторических записок» 1(«Исторические записки» («Ши цзи»), состоящие из 130 глав, представляют собой первую по времени в Китае сводную историю страны, охватывающую период от легендарной древности до I в. до н. э. Сыма Цянь (II-1 вв. до н. э.), автор этого труда, использовал источники, доступные в его время и утраченные впоследствии. «Исторические записки» освещают большой круг вопросов: внутриполитические события, внешние связи Китая в древние времена, экономический строй страны (главным образом II-1 вв. до н. э.), культурное развитие и др.), легендарные правители Яо и Шунь перед смертью избирали себе преемников не из числа своих сыновей.

«Исторические записки» доносят до нас воспоминания о периоде, когда существовал совет родовых старейшин. Вождь племени часто советовался с ним по важнейшим вопросам. Родовые или племенные вожди по решению совета старейшин могли быть освобождены от своих обязанностей. Из преданий, приводимых литературными источниками, можно сделать вывод, что в конце III тысячелетия выборное начало было заменено наследственным правом: племенные вожди уже не избирались, появляется наследственная власть вождя, передававшаяся от отца к сыну. Семья вождя, обособившаяся от остального племени, стала в дальнейшем носительницей царской власти. Но и в этих условиях совет старейшин ещё существует, хотя его права ограничиваются, а его решения становятся необязательными для наследственных вождей племени.

Данные археологических раскопок позволяют сделать вывод о том, что во II тысячелетии, когда в Китае появляется бронза, происходит разложение первобытно-общинного строя и постепенный переход к классовому, рабовладельческому обществу.

Источники не дают возможности проследить весь процесс разложения родового строя и перехода к классовому обществу в Китае; они сообщают об этом лишь отрывочные данные. По ним можно сделать вывод, что ещё в недрах родового общества появляется рабство. Пленных, захваченных во время войн между отдельными племенами и родами, использовали в качестве рабочей силы, превращали в рабов. Этот процесс происходил на базе дальнейшего развития производительных сил, появления частной собственности на средства производства и продукты труда, на основе роста имущественного неравенства и проходил в непрерывной борьбе как внутри племён, .населявших Китай в древнейшее время, так и между племенами. На основании китайских литературных источников можно предполагать, что борьба внутри племён сопровождалась борьбой родовых старейшин против вождей племён.

К концу III тысячелетия, как можно предположить на основании древних преданий, решающую роль на территории древнего Китая играли племена ся и шан. В конечном счёте победителем оказалось племя шан, с именем которого связано создание первого государства в истории Китая. О племени ся наука не располагает достоверными археологическими данными. О нём мы можем судить лишь по некоторым данным литературных источников.

Создание государства Шан(Инь)

Судя по преданиям, сохранившимся в древних литературных источниках, племя шан первоначально заселяло бассейн реки Ишуй (северо-западная часть нынешней провинции Хэбэй). Затем, как предполагают некоторые современные китайские исследователи, это племя расселяется из бассейна реки Ишуй по разным направлениям: на запад - на территорию современной провинции Шаньси, на юг - в Хэнань, на юго-восток - в Шаньдун, на северо-восток - по побережью Бохайского залива до Ляодунского полуострова.

К XVIII в. до н. э., когда, по преданиям, во главе племени шаи стоял Чэн Taн, относится окончательное покорение им племени ся.

Чэн Тан, согласно китайской традиции, основал династию, получившую название Шан. В более поздние времена, после падения этой династии, в надписях на бронзовых сосудах династию Шан и государство в целом, а также коронное население его, впервые стали обозначать иероглифом «инь». Это название получило широкое распространение как в древних источниках, так и в современной китайской и иностранной литературе. Поэтому мы тоже применяем для обозначения одного и того же государства или периода два названия: Шан и Инь.

Название Шан, приме нявшееся вплоть до уничтожения этого царства в XII в. до н. э., происходит от названия местности, где, повиди мому, находились родовые владения вождей племени Шан. Это название применялось и для обозначения племени, затем оно было принято в качестве названия государства и страны.

Основным источником сведений о царстве Шан (Инь) являются данные, почерпнутые из раскопок остатков последней столицы этого царства, города Шан, найденных близ города Аньян, у деревни Сяотунь (в современной провинции Хэнань). Особое значение имеют найденные здесь кости с надписями. Эти надписи представляют собой в основном гадательные записи - вопросы иньских царей к оракулам и ответы последних. Надписи сделаны на костях различных животных (чаще всего быков и оленей) и щитках (панцырях) черепах и могут быть отнесены к XIV-XII вв. до н. э.

На основании данных этих надписей некоторые исследователи делают вывод, что вся территория государства Шан (Инь) разделялась на пять больших районов, носивших названия: Шан, Северные земли, Южные земли, Восточные земли и Западные земли. Район Шан считался центральным, основным, поэтому в надписях на костях он назывался Центральный Шан.

Царство Шан (Инь) занимало территорию современной провинции Хэнань, а также части прилегающих провинций. Вокруг царства Шан находился целый ряд полузависимых, временами подчинявшихся ему, в том числе китайских по языку племён. По соседству с Западными землями обитали племена чжоу, цян, гуйфан, куфан; соседями Северных земель были племена люйфан и туфан; соседями Южных земель - цаофан и др., и, наконец, по соседству с Восточными землями находилось племя жэньфан.

Орудия труда. Сельское хозяйство.

Материалы археологических раскопок дают известное представление о развитии производительных сил в период Шан (Инь). Прежде всего широкое распространение получают изделия из бронзы, но одновременно ещё сохраняют большое значение каменные и костяные орудия.

При раскопках в Сяотуне иньского города, столицы царства Шан (Инь), обнаружено много изделий из меди и бронзы: жертвенные сосуды, домашняя утварь и оружие - мечи, алебарды, секиры, наконечники стрел, острия копий. Кроме того, были найдены бронзовые орудия труда: топоры, ножи, шилья, долота, вилы и иглы. Если учесть, что в доиньский период сосуды производились главным образом из глины, а орудия и оружие -из камня и кости, то следует сделать вывод, что в период Шан (Инь) был достигнут большой прогресс в развитии производительных сил. Об этом же свидетельствует и большое разнообразие форм, более искусная выделка изделий, в частности сосудов, богатая роспись на них.

Хотя в жизни населения древнего Китая в этот период попрежнему сохраняли значение примитивные формы хозяйства - рыболовство и частично охота, однако они уже не играли решающей роли. Их вытесняли скотоводство и земледелие, причём последнее стало играть основную роль.

Для обозначения различного рода понятий, связанных с земледелием, в надписях на костях применяется ряд знаков, означающих: «поле», «колодец», «пашня», «межа», «пшенипа», «просо» и др. Знак «поле» (тянь) изображался в виде соединённых вместе правильных четырёх квадратов, или в виде прямоугольника, разделённого на несколько частей, или же в виде неровного пяти-шестиугольника.

Главными зерновыми культурами в Северном Китае были просо, требовавшее сравнительно мало влаги, пшеница, ячмень и сорго (гаолян). Возможно, что культура риса также существовала в это время в бассейне Хуанхэ. Надписи на костях свидетельствуют о наличии в период Шан (Инь) садово-огородных культур, а также о разведении шелковичных червей (шелкопряда) и выращивании тутовых деревьев. По преданиям, шелковичные черви разводились в Китае с глубокой древности. Шёлковые коконы были обнаружены при раскопках одной из неолитических стоянок в деревне Синьцунь (провинция Шаньси). В надписях на костях часто встречаются знаки, изображающие шелковичного червя. Гусеницы шелкопряда были в почёте у иньцев Их духам даже совершали жертвоприношения. В гадательных надписях часто встречаются также знаки, изображающие шёлковые нити (продукт шелкопряда), платье и т. д.

О дальнейшем развитии земледелия свидетельствует более высокая, чем прежде, техника обработки земли. Ряд современных китайских учёных высказывает предположение о том, что уже тогда применялось орошение, повидимому примитивное и ещё в небольших размерах. Этот вывод подсказывают как древние предания, сообщающие о зачатках искусственного орошения ещё в доиньский период, так и надписи на костях. В последних встречается ряд иероглифов, выражающих идею орошения. Один из них изображал поле и потоки воды, являвшиеся как бы оросительными каналами.

В земледелии применялись уже и металлические орудия. Об этом свидетельствуют найденные при раскопках в окрестностях Лояна и близ Аньяна медные лопаты. Интерпретация ряда знаков в надписях на костях даёт возможность предположить, что иньцы использовали скот при обработке земли. Так, один из знаков, «у», изображал вола, стоящего сбоку земледельческого орудия. Другой знак, «ли» (плуг, пахать), в своём составе также имеет вола, а иногда, но редко-лошадь. В гадательных надписях встречаются также сочетания двух иероглифов, обозначающих плуг и быка.

Согласно китайским преданиям, в глубокой древности существовала так называемая «спаренная вспашка», когда два человека пахали вместе. Это давало больше эффекта при разрыхлении земли. Понятие «спаренная вспашка» имело и более широкий смысл: оно означало соединение усилий двух и более человек при обработке земли, т. е. коллективную обработку поля.

Охота и рыболовство теперь уже не играли основной роли в хозяйстве иньцев, однако продолжали сохранять существенное значение. Об этом свидетельствуют многие надписи на костях.

В иньском обществе значительное место занимало скотоводство. Об этом свидетельствует количество животных, приносившихся в жертву духам. Иногда оно числе и белая каолиновая. В эту пору уже существовал гончарный круг, хотя глиняные сосуды производились и ручным способом. Глиняные изделия обжигались, иногда покрывались глазурью, часто украшались тонким орнаментом.

Мы уже говорили о развитии в иньские времена шелководства. Об изготовлении шёлковых тканей и развитии ткацкого дела свидетельствует существованитаких иероглифов, которые обозначали понятия «шёлковая нить», «одежда», «платок» и др.

Существование различных отраслей ремесла и особых мастерских, а также высокое мастерство иньских ремесленников свидетельствуют о том, что ремесленное производство прошло уже немалый путь в своём развитии.

Развитие обмена.

С появлением разделения труда между земледелием и ремеслом и ростом избыточных продуктов сельского хозяйства и изделий ремесла получает развитие обмен. Археологические находки позволяют сделать вывод о существовании экономических связей между иньцами и другими племенами, в том числе и весьма отдалёнными. От племён с побережья Бохай иньцы получали рыбу, морские раковины; повидимому, из современного Синьцзяна - яшму. Из областей, находившихся в верхнем течении реки Янцзыцзян и в Южном Китае, привозились медь и олово, из которых выплавлялась бронза. Кочевые и полукочевые племена получали от иньцев продукты земледелия и изделия ремесла, в частности оружие. Находки на реке Абакане сосудов, а на реке Енисее- бронзового оружия, однотипных с изделиями шанских ремесленников, свидетельствуют о связях иньцев с племенами Сибири.

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что по крайней мере после XIV в. до н. э. у иньцев мерилом стоимости были драгоценные раковины каури.

В развалинах иньской столицы найдено много таких раковин с гладкой, отполированной наружной стороной. Для того чтобы раковины удобнее было носить, в них просверливали отверстия и нанизывали на нить. Стоимость связок, повидимому, была значительной. В надписях встречается упоминание о подарке царём нескольких связок, самое большее до десяти. В дальнейшем, по мере расширения обмена, количество имевшихся в обращении морских раковин стало недостаточным, добывать их было трудно. Тогда стали прибегать к замене натуральных раковин искусственными, сделанными из яшмы или костей. Раковины, став мерилом стоимости, в дальнейшем превратились в символ драгоценности, богатства. Понятия, означающие драгоценность, богатство, накопление и многие другие, близкие им по смыслу, стали обозначаться иероглифами, в которых основной составной частью являлась раковина.

Классовый характер иньского общества.

Остатки жилищ и погребений указывают на значительное имущественное расслоение. В то время как бедняки ютились в землянках, богачи жили в больших деревянных домах с каменными фундаментами. Погребения также отражают классовую дифференциацию. Усыпальницы царей и знати по обилию и богатству найденных в них вещей резко отличаются от погребений простых людей. В погребениях знати обнаружено большое количество дорогих вещей из бронзы и нефрита, а также разукрашенное оружие. Вместе с умершими знатными людьми хоронились их слуги, вероятно рабы. Так, в могилах иньских парей были найдены трупы с отрубленными головами. Есть основания предполагать, что иногда рабов хоронили и живыми.

До сравнительно недавнего времени учёные единодушно считали иньское общество доклассовым, отмечая при этом, что к концу его существования (XII в. до н. э.) произошло разложение первобытно-общинных отношений и совершился переход к рабовладельческому строю. Однако дальнейшие исследования по расшифровке иньских надписей на костях и археологические раскопки, произведённые китайскими учёными за последние годы, позволили сделать другой вывод, а именно: иньское общество было классовым, рабовладельческим обществом. Но установить точное время перехода от родового общества к классовому весьма трудно. Хотя данные археологических раскопок, отражающие классовые отношения, и относятся к периоду после перенесения столицы царём Пань Гэном в Шан, т. е. к XIV в. до н. э., можно предположить, что классовое общество возникло ещё до этого времени. В течение длительного времени этот строй, разумеется, сохранял значительные пережитки первобытно-общинных отношений.

Наиболее достоверным литературным памятником, данные которого об иньцах проливают свет и на период, предшествовавший созданию династии Шан, является глава «Основные записи об Инь» из «Исторических записок» Сыма Цяня. Характерно, что приводимый Сыма Цянем список иньских ванов (правителей, царей) в основном подтверждается надписями на костях. Это и даёт основание считать материалы Сыма Цяня достаточно достоверными. Как сообщает Сыма Цянь, Чэн Тан, обращаясь к чжухоу (военачальникам) и к населению, говорил: «Тех из вас, кто не будет уважать мои приказы, я сурово накажу и уничтожу. Никому не будет пощады». Так мог говорить правитель, уже полностью распоряжавшийся жизнью подчинённых.

Книга:
История Китая с древнейших времен до наших дней.
Москва - Главная редакция восточной литературы, 1974 г.

Китай - страна одной из древнейших цивилизаций мира, возникших за несколько тысячелетий до нашей эры в бассейнах великих рек - Тигра и Евфрата, Нила, Инда и Хуанхэ. Непрерывность развития китайского очага культуры, его этнических и политических традиций - одна из важных особенностей истории Китая. Вторая особенность заключается в географической отдаленности и изолированности Китая от других центров мировой культуры.

Эти черты в значительной мере способствовали тому, что китайская цивилизация стала постепенно рассматриваться как явление, возникшее целиком на местной автохтонной почве. В действительности, как свидетельствуют источники, на всем протяжении своего формирования и развития это общество не только оказывало влияние на соседние народы, но и воспринимало от них многие культурные достижения, впитывало разнородные этнические компоненты.

Восстановить древнейшие этапы сложения китайской цивилизации стало возможным только после того, как в Китае начались археологические исследования. В 1918 г. шведский геолог И. Андерсон открыл в местечке Чжоукоудянь под Пекином четвертичную фауну и начал здесь раскопки. Позже китайский археолог Пэй Вэнь-чжун обнаружил в одной из пещер Чжоукоудяня обломки черепа раннепалеолитического человека - синантропа, а затем костные остатки и каменные орудия человека позднего палеолита - шаньдиндунского человека.

Находки синантропа близ Пекина и в провинции Шэньси на северо-западе Китая (1963 г.) и шаньдиндунского человека дали возможность сделать вывод о том, что территория современного Китая входила в область первоначального формирования человека современного вида.

Шаньдиндунцы жили в пещерах, занимаясь преимущественно рыболовством и охотой. Они использовали каменные оббитые орудия и другие поделки из кости и рога. Находка полированной костяной иглы позволила предположить, что шаньдиндунцы знали уже одежду (вероятнее всего, из звериных шкур). У них были своеобразные украшения из зубов дикой собаки, а также просверленные каменные бусины. Наличие погребального обряда свидетельствовало о существовании религиозных представлений. Возможно, единицей социальной организации у шаньдиндунского человека был материнский род.

В 1921 г. И. Андерсоном впервые была найдена в бассейне среднего течения Хуанхэ культура неолитической расписной керамики и шлифованных каменных орудий, которую он назвал культурой Яншао.

Из всех наиболее ранних неолитических культур, открытых в бассейне Хуанхэ и на близлежащих территориях, большую роль в процессе формирования китайского этноса сыграли три: Цюйцзялин, Мацзяяо, Яншао. Культура Цюйцзялин, ареал распространения которой охватывал бассейн р. Ханыпуй, характеризовалась оседлым земледелием. Главной сельскохозяйственной культурой был рис, обугленные зерна которого находили на цюйцзялинских поселениях. Жилищем служили углубленные в землю хижины, разделявшиеся внутренними перегородками на несколько отдельных помещений. Цюйцзялинцы пряли на веретенах с круглыми глиняными пряслицами, украшенными цветным орнаментом. Они использовали разнообразную посуду, изготовлявшуюся ручным способом и иногда также покрывавшуюся крашеным орнаментом.

Культура Мацзяяо была распространена к северо-западу от культуры Цюйцзялин, в верхнем течении р. Хуанхэ. Мацзяяо - типичная восточноазиатская культура крашеной керамики, отличавшаяся, однако, той особенностью, что глиняная посуда раскрашивалась после того, как она обжигалась в печи. Основу земледелия составляло возделывание чумизы (один из сортов проса). Люди занимались разведением собак и свиней, являвшихся главными домашними животными.

В среднем течении Хуанхэ и на ее главном притоке р. Вэйхэ примерно в V-IV тыс. до н. э. развилась наиболее яркая и хорошо изученная неолитическая культура Китая - Яншао. Природные условия этого района тогда существенно отличались от современных. Огромное лессовое плато было покрыто сплошным массивом лесов, богатых оленями и другими животными. Только в непосредственной близости от рек человек производил пожог и корчевку кустарниковых зарослей. Благодатные лессовые почвы, поддающиеся обработке с помощью самых несложных орудий труда, давали обильные урожаи такой неприхотливой культуры, как чумиза. Более теплый и влажный, чем теперь, климат позволял возделывать ее, не прибегая к искусственному орошению. Для вскапывания земли применялись каменные и деревянные орудия. Урожай убирали плоскими каменными или керамическими прямоугольными ножами с отверстиями для продевания ременной или веревочной петли.

Яншаосцы охотились на оленей, кабаргу, тапиров, бамбуковую крысу. Они занимались разведением домашних животных - свиней и собак; ловили рыбу на костяные крючки или сетью с каменными грузилами, били острогами.

Производство орудий из камня и кости, а также гончарство были наиболее развитыми отраслями ремесла у яншаосцев. Каменные и костяные изделия отличались тщательной полировкой, нередко имели аккуратно просверленные отверстия. Гончарная посуда, которую в изобилии можно найти в поселениях Яншао, восхищает изяществом своих форм, мастерством изготовления, гаммой расцветки - от ярко-красных до оранжево-лимонных тонов. Но более всего поражает в произведениях яншаоских гончаров сложный геометрический и зооморфный орнамент.

В отличие от мацзяяосцев они расписывали посуду до обжига, поэтому орнамент не смывался и не отслаивался. Кроме расписных чаш и мисок широкое применение получил остродонный керамический сосуд, отдаленно напоминавший древнегреческие амфоры. Этим сосудом доставали воду из источника: небольшие ручки, в которые продевалась веревка, были сделаны с учетом центра тяжести. Сосуд окунался в воду горлышком вниз, а затем по мере наполнения нижняя часть его перевешивала и он сам собой выпрямлялся. Яншаосцы одевались, вероятно, в тканую одежду, о чем свидетельствовали пряслица, небольшие костяные иглы и отпечатки тканей на днищах глиняных сосудов.

В 1954-1956 гг. у дер. Баньпо, недалеко от г. Сиань, было раскопано поселение, позволившее в общих чертах воссоздать картину жизни небольшой неолитической общины. В средней части поселения помещалось четырехугольное здание общей площадью более 125 кв. м. По периметру здания сохранились углубления от 30 с лишним опорных столбов, на которых покоилась кровля. Вокруг здания были расположены круглые или квадратные хижины каркасно-столбовой конструкции, несколько углубленные в землю; стены их состояли из вертикальных шестов, обмазанных сверху глиной с примесью соломы. В середине жилища находилась очажная яма. Эти жилища по своим размерам были намного меньше центрального помещения. Все поселение окружал ров, за которым начиналось кладбище.

Небольшие размеры домов свидетельствовали о том, что они могли служить жилищем одной-двум брачным парам. Что касается центрального здания, то некоторые археологи считают, что оно предназначалось для общественных нужд всего коллектива и служило местом собраний и празднеств. Не исключено, однако, что это - «мужской дом», в котором жили юноши общины. В Яншао детей хоронили в отличие от взрослых не на кладбище за поселением, а в больших глиняных сосудах около жилищ.

Каждому из яншаоских поселений были свойственны свои собственные, строго определенные зооморфные орнаменты: рыбы и олени - в Баньпо, ящерицы и черепахи - в Мяодигоу (провинции Хэнань), длиннохвостые и короткохвостые птицы - в Хуасянь (провинции Шэньси). Возможно, это являлось отражением дуально-родовой экзогамной организации. Некоторые из изображений животных имели в то же время определенные антропоморфные признаки (например, сочетание изображения человека и рыбы). В этом находила свое выражение идея тотема- животного предка и покровителя людей данного родового коллектива. Позднее древние китайцы изображали своих мифических первопредков в виде полулюдей-полуживотных: Фуси, якобы научившего людей охотиться и ловить рыбу, - с телом змеи; Шэньнуна, изготовившего первые деревянные земледельческие орудия и впервые начавшего употреблять в пищу хлебные злаки, - с головой быка.

Китайская мифология наполнена описаниями изображений, в которых причудливо переплетаются отголоски древнейших анимистических представлений и стремление найти персонифицированных «авторов» всех важнейших культурных достижений. Здесь и Суйжэнь, открывший способ добывания огня путем трения; и Ючао, научивший людей строить шалаши; и Хуанди, который ввел обычай варить хлебные злаки на пару и начал сооружать наземные жилища и изготовлять лодки. В древнекитайских мифах и исторических преданиях содержатся указания на то, что «в древности люди знали мать и не знали отца». С этим тесно связаны многочисленные легенды о «непорочном зачатии» всех выдающихся героев и «правителей» древности, представляющие собой отголосок первоначального господства матрилинейной родовой организации.

В письменных памятниках, дошедших до нас, имеются также и более поздние легенды и предания, отражающие уже эру разложения первобытнообщинных отношений и возникновения социального неравенства. В конфуцианском трактате «Лицзи», написанном во второй половине I тыс. до н.э., содержится, например, следующая оценка путей общественного прогресса: «Когда господствовала Великая Справедливость, Поднебесная была общей, тогда избирали мудрых и способных, полагались на доверие, сохраняли мир и согласие.

Поэтому люди относились как к родственникам не к одним только близким родственникам, считали своими детьми не одних только своих детей. Старики имели опору на закате своих дней, возмужавшие имели себе применение, юные подрастали, а вдовые, сирые, одинокие и больные имели пропитание. Мужчины получали свою долю, а женщины находили себе пристанище. Люди скорее готовы были бросить богатство на земле, но не стали бы прятать его у себя; скорее вообще не напрягали бы свои силы, чем стали бы использовать их для своей лишь собственной пользы. По этой причине не возникало злых умыслов, не было воровства и разбоя, двери не запирались.

Ныне, - продолжал автор трактата, - когда Великая Справедливость в ущербе, на Поднебесную смотрят с точки зрения интересов своей семьи, относятся как к родственникам только к своим близким родственникам, считают детьми только своих детей, богатство и силы употребляют для самих себя».

Первые следы появления имущественного и социального неравенства отмечались уже в памятниках поздненеолитической культуры Луншань (примерно конец III тыс. до н. э.), пришедшей на смену Яншао на всем протяжении среднего и нижнего течения р. Хуанхэ. Наиболее явным внешним отличием этой культуры от прежних было то, что в Луншань изменился цвет керамики: глиняная посуда - не красная, как в Яншао, а чаще всего серая и черная. Это явилось результатом технического совершенствования обжига, который осуществлялся теперь без свободного доступа воздуха в закрытых печах, что резко повышало температуру внутри обжигаемой камеры.

Появившийся гончарный круг значительно способствовал повышению производительности труда. Земледельческие орудия стали более совершенными. В одном из поселений культуры Луншань обнаружены отпечатки двузубого деревянного орудия для вскапывания земли, широко известного в более позднее время под названием лэй. (Орудие этого типа было также распространено у басков и индейцев Центральной Америки.) Основной земледельческой культурой продолжала оставаться чумиза, а среди домашних животных появились крупный рогатый скот и козы.

Важные сдвиги в социальной структуре общества были прослежены по изменениям в погребальном обряде. В Яншао умерших хоронили в грунтовых ямах, куда клали глиняную посуду и другую утварь. Но если в то время в размерах ям и количестве сопогребенных предметов не наблюдалось сколько-нибудь существенных различий, то в луншаньских могильниках имущественная и социальная дифференциация проявилась уже вполне отчетливо.

По мнению некоторых историков, археологическая культура Луншань была создана племенами, известными по письменным источникам под названием «ся». Согласно преданию, Юй, предводитель ся, основал династию того же названия. Предшественниками Юя были правители Яо и Шунь. У Яо был сын, но свой «престол» Яо завещал не ему, а, посоветовавшись со старейшинами, назначил своим преемником мудрого Шуня. Тот, в свою очередь, передал власть не своему сыну, а прославившемуся умом и способностями Юю. Однако затем место Юя вопреки традиции занял его сын Ци. После этого верховная власть стала передаваться по наследству. В этом предании, бесспорно, содержатся указания на весьма важные исторические факты. В мат- рилинейном родовом обществе дети не могли принадлежать к тому же роду, что и их отец, а стало быть, не могли наследовать ему. Установление патрилинейного порядка наследования знаменовало собой ослабление родовых связей, укрепление индивидуальной семьи как новой ячейки общества, углубление социального неравенства.

На юго-востоке Азии, отгородившись от всего мира высокими горами, находится Великая Китайская равнина. Удобное географическое расположение, климат и богатая природа создали все предпосылки для развития одной из мощнейших цивилизаций под названием Древний Китай.

Образование единого Китайского царства

На территории Китайской равнины протекают две крупнейшие реки Азии - Хуанхэ и Янцзы. Почвы вдоль побережий этих рек всегда были столь мягкими, что их без труда можно было обрабатывать простейшими орудиями труда, изготовленными из кости или дерева. Поэтому с древних времен здесь было хорошо развито земледелие.

В переводе Хуанхэ означает Желтая река, поскольку ее воды несут с собой большое количество желтого песка. Именно на ее плодородных почвах и были найдены древнейшие поселения первых китайских земледельцев. Но Хаунхэ всегда обладала строптивым характером, и в сезон дождей эта река часто выходит из берегов и затопляет все вокруг, размывая берега и меняя свое русло. В Древнем Китае ее называли «рекой тысячи бедствий», поскольку во время половодья она безжалостно смывала посевы и целые поселения.

Рис. 1. Река Хуанхэ.

В VIII веке до н. э. территория современного Китая находилась под властью множества небольших самостоятельных царств, которые вели между собой бесконечные войны. В ходе ожесточенных сражений окончательную победу одержало царство Цинь и в 221 году до н. э. его правитель принял титул «хуанди», что означает «император».

В историю он вошел как Цинь Шихуанди, то есть «первый император Цинь». Он назвал себя Сыном Неба, а управляемую им империю окрестил Поднебесной.

Во времена правления династии Цинь были проведены следующие реформы:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Страна была заново поделена на области, которые контролировались чиновниками.
  • Построена сеть каналов и дорог. Создание единого для всех стандарта колесной оси для одинакового размера дорог.
  • Были определены основные черты права, написан свод единых для всех законов, реформирована судебная система.
  • Создание единой системы письменности.
  • Контроль за качеством выпускаемой продукции. На всех изделиях должно было стоять имя мастера: за плохую работу его могли сурово наказать.
  • Чеканка монет, равнозначных во всех областях империи. Единые деньги, а также установленные меры длины и веса существенно облегчали торговлю в стране и способствовали развитию экономики.

По приказу Цинь Шихуанди была возведена Великая Китайская стена - гигантское сооружение, призванное защитить северные границы империи от воинствующих племен и кочевников. Часть стены сохранилась до наших дней, и в настоящее время является объектом Всемирного наследия.

Рис. 2. Великая Китайская стена.

Несмотря на расцвет во времена правления Цинь Шихуанди, империя рухнула вскоре после его смерти.

Религия и философия Древнего Китая

Философия Древнего Китая кардинально отличалась от философии европейских стран. В отличие от мусульманства и христианства, религия Китая не имела единого бога, который наказывал грешников в загробной жизни. Главный принцип всех учений был основан на проявлении доброты и любви к ближним, поиске гармонии внутри себя.

В Древнем Китае были широко распространены две наиболее значимые философские школы:

  • Конфуцианство . Основоположником этого учения стал великий китайский философ Конфуций, разработавший верный, по его мнению, образ жизни. Согласно ему люди должны помогать ближним, оберегать семейные ценности и традиции, почитать старших, постоянно заниматься самосовершенствованием.
  • Даосизм . Основатель учения - Лао-цзы, который считал, что в основе всех вещей во Вселенной лежит «дао» – «путь». Согласно даосизму, люди должны жить в гармонии с природой, в скромности и простоте, вдали от роскоши, быть смиренными и сострадающими.

Рис. 3. Конфуций.

Достижения Древнего Китая

В Древнем Китае были заложены основы китайской цивилизации и ее культуры - науки, медицины, искусства, литературы.

Китайцы были великими изобретателями, подарившими миру немало полезных предметов.
К важнейшим достижениям Древнего Китая относят:

  • Изобретение бумаги. Технология ее изготовления была очень сложной, и требовала большого мастерства. С появлением бумаги китайцы стали первыми, кто изобрел книгопечатание.
  • Порох, который применяли не только в качестве начинки для зажигательных снарядов, но и при лечении язв и ран, создании увеселительных фейерверков.
  • Магнитный компас. Навигационное искусство Древнего Китая было очень хорошо развито благодаря тому, что в стране большое значение уделялось таким наукам как математика и астрономия.
  • Изготовление тонкого и прочного шелка из коконов шелковичного червя.

В Китае было очень популярно искусство красивого письма - каллиграфия, а основным направлением в живописи было изображение эффектных пейзажей скал Южного Китая, персонажей мифов и легенд.

Большой интерес представляет архитектура Древнего Китая. Все здания, будь то императорский дворец или жилище простого ремесленника, гармонично вписывались в окружающий ландшафт и всегда были окружены дополнительными пристройками. Обычно они украшались искусной резьбой с изображениями животных и растений, расписывались яркими красками.

Что мы узнали?

При изучении темы «Древний Китай» по программе истории 5 класса мы узнали кратко самое главное об истории Древнего Китая. Узнали, как и кем была образована Поднебесная империя, какие философские учения были наиболее популярны, каким наукам уделялось особое внимание. Также мы узнали, какие достижения Древнего Китая заняли особое место в истории страны.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 172.

Китая — начинаются в Тибетском нагорье и несут к Тихому океану очень много песка и ила. Море, куда впадает Хуан-хэ, из-за цвета воды называется Желтым. Речные наносы очень плодородны, люди издавна селились на берегах рек. Но Хуанхэ и Янцзы часто выходили из берегов, меняли положение русла, что приводило к сильнейшим наводнениям и гибели множества лю-дей. За тысячи лет китайцы построили тысячи километров дамб — защитных земляных валов вдоль Хуанхэ и Янцзы. Но наводнения по-прежнему угрожают стране. Природу Китая, его государствен-ное устройство, обычаи народа описал, вернувшись, Марко Поло .

История Древнего Китая

  • 1766-1027 гг. до н. э. — правление династии Шан.
  • 1027-221 гг. до н. э. — правление династии Чжоу.
  • Ок. 722-481 гг. до н. э. — цари из династии Чжоу теряют власть. Войны между вельможами (период Вёсен и Осеней).
  • 481-221 гг. до н. э. — семь царств воюют между собой (эпоха воюющих царств, или период Сражающихся царств).
  • 221-210 гг. до н. э. — правление Цинь Шихуанди , первого китайского императора.
  • 202 г. до н. э. — 220 г. н. э. — династия Хань.

Династия Шан

Примерно к 1765 г. до н. э. огромная часть Китая находилась под властью царской семьи (или династии) Шан.

Династия Чжоу

Около 1027 г. до н. э. царская династия Шан была побеждена племенем Чжоу. Новые правители из династии Чжоу позволили знатным людям владеть землей. Те в ответ должны были хранить им преданность и помогать во время войн.

С течением времени знать обрела такую силу, что власть начала ускользать из рук династии Чжоу. Вельможи основывали собственные небольшие царства и постоянно сражались друг с другом, стараясь отхватить кусок земли побольше.

Династия Цинь

Династия Хань

Вскоре после смерти первого китайского императора Цинь Шихуанди вспыхнули восстания, и империя Цин ь распалась. В 202 г. до н. э. полководец Лю Бан, распространив свою власть над всей страной, провозгласил себя императором. Он стал основателем новой династии Хань, правившей Китаем последующие четыреста лет . Столицей древних императоров из династии Хань был город Ханьдань.

Чиновники

У императоров из династии Хань было множество чиновников, которые помогали им управлять империей. Чиновники собирали подати, следили за состоянием дорог и каналов, проверяли, все ли подданные послушны закону.

Всякий, кто желал стать чиновником, должен был держать испытание. Претенденту задавали вопросы по древней поэзии и учению философа Конфуция.

Шелковый путь

Приблизительно с 105 г. до н. э. китайские купцы пересекают Азию и вступают в торговые отношения с людьми на западе. С тех пор по ставшему легендарным Шелковому пути, протянувшемуся от Китая до Средиземного моря, начали возить на верблюдах китайский шелк, пряности и драгоценные камни.

Войны с гуннами

Императоры династии Хань вели войны, защищая империю от племен гуннов с севера, и в конце концов взяли над ними верх. Гунны больше не совершали набегов на Китай и ушли на запад.

Падение династии Хань

Власть императора ослабляли раздоры между царским семейством и их придворными. В 220 г. н. э. последний император из династии Хань отрекся от трона, и империя распалась.

Торговля

Послы, воины, купцы Китая попадали в центр Азии по Великому торговому шелко-вому пути. Такое название он получил по главному перевозимому товару — китайско-му шелку. Китай — родина шелка, бумаги, фарфора.

Европейцы начали торговлю с Китаем во времена Древней Греции и Древнего Рима . Потом она перешла в руки арабских куп-цов.

Жизнь и быт в Древнем Китае

  • Ок. 5000 г. до н. э. — в Китай проникает земледелие.
  • Ок. 4000 г. до н. э. — начинают выращивать рис.
  • Ок. 2700 г. до н. э. — начало шелкопрядения.
  • Ок. 1400 г. до н. э. — письмена на гадальных костях.
  • 551 г. до н. э. — рождение Конфуция.
  • Ок. 1 — 100 гг. н. э. — распространение буддизма из Индии.
  • Ок. 100 г. н. э. — изобретение бумаги.

Письменность Древнего Китая

Письменность в Китае появилась около 1400 г. до н. э. Жрецы, желая предсказать будущее, вырезали на гадальных костях вопросы. Кости нагревали, пока те не начинали трескаться, и затем читали по рисунку , образованному трещинами, пытаясь найти ответы на свои вопросы.

Архитектура Древнего Китая

Великая Китайская стена

2300 лет назад китайцы возвели огромную каменную стену длиной около 5000 км, чтобы защитить себя от набегов ско-товодов-кочевников. Часть ее сохранилась до наших дней. Она хорошо видна из космоса, ее часто рисуют на географических карт ах.

Конфуций

Мыслитель по имени Кунцзы (или Конфуций) жил в тревожную эпоху Древнего Китая. Он учил, что войны прекратятся только тогда, когда люди поймут, как должны себя вести. Подданные обязаны повиноваться своему правителю, а правитель должен быть добр к своему народу. Материал с сайта

Наука Древнего Китая

Древние китайцы первыми изобрели бумагу. Они опускали решето из бамбука в смесь из измельченной коры дерева, растений и тряпья. На решете оставался тонкий слой массы, которую сушили.

Китайские ученые изобрели много приборов, которыми пользуются по сей день: компас , тачку и корабельный руль. Древние китайцы изобрели устройство для обнаружения землетрясения — чашу, по сторонам которой были металлические головы дракона с шариком во рту. При землетрясении шарик падал в рот находящейся под каждой головой дракона статуи жабы — так определяли направление землетрясения.

Производство шёлка

Китайцы первыми научились разматывать коконы и ткать из шелковых нитей ткань. Шелковую нить выделяют гусеницы тутовых шелкопрядов (вид бабочки), которые плетут из нее кокон. Перед размоткой коконы промывали в чане с горячей водой. Для поддержания пламени женщины дули на огонь.

Использование металла

Китайские ремесленники в эпоху династии Шан научились делать оружие и посуду из бронзы. Население предпочитало готовить пищу и вино для своих усопших предков, которых они считали богами, в бронзовых, со сложным узором котлах.

Картинки (фото, рисунки)

  • Карта Китая при династии Шан
  • Вельможа из династии Чжоу в своей боевой колеснице
  • Карта Китая при династии Хань
  • Китайский вельможа
  • Деревянная статуэтка вельможи из династии Хань
  • Чиновник со своими слугами
  • Чиновники держат экзамен
  • Знамя из китайского шелка

  • Погребальный костюм царевны Ту Ван из нефрита
  • Деревянная чаша, покрытая блестящим лаком
  • Бронзовый котел
  • Гадальная кость
  • Производство бумаги
  • Китайское устройство для обнаружения землетрясения