Методы проверки слуха у новорожденных деток. Способы врачей роддома. Как могут проверить слух родители в домашних условиях? Слух у новорожденного ребенка и старше — проверка, полезная информация

Ваш малыш не реагирует на просьбы, не поворачивает голову даже, если вы зовете его по имени? Вам кажется, что он так делает, чтобы позлить вас. Однако это не всегда так. Возможно, у малыша имеются проблемы со слухом .

Сегодня мы поговорим о том, по какой причине происходят нарушения слуха, каковы могут быть последствия, и как понять, хорошо ли слышит ребенок .

Тугоухость и причины ее возникновения.

Специалисты выделяют 3 вида тугоухости:

1. Врожденная.

Возникает в результате осложнений в период вынашивания малыша : токсикоза, риска выкидыша, приема антибиотиков. Также врожденные нарушения слуха могут быть обусловлены патологическими родами: длительное или же чересчур быстрое родоразрешение, фрагментальная отслойка плаценты, проведение кесарево сечения, аномалии, которые могли спровоцировать блокирование подачи кислорода к будущему малышу.

2. Наследственная.

Появляется у малышей, у родителей которых наблюдаются нарушения слуха. Врачи уверяют, что если хоть один из родителей плохо слышит, то риск появления на свет малыша с такой патологией составляет около 50 %.

3. Приобретенная.

Такой вид тугоухости может быть обусловлен следующими факторами :

  • скопление в ушах грязи или серной пробки - в данном случае решить проблему поможет ЛОР-врач ;
  • воспалительный процесс в среднем ухе - данное заболевание необходимо своевременно лечить, в противном случае будет нарушена барабанная перепонка, что приведет к потере слуха;
  • травма , которая была вызвана шумом - при длительном воздействии чересчур громких звуков ребенок может на некоторое время частично потерять слух;
  • наличие инфекции - к ним причисляют свинку, менингит, корь и коклюш.

Для ребенка очень важно иметь хороший слух, особенно если это касается новорожденных и младенцев, поскольку благодаря слуху они изучают окружающий мир и учатся контактировать с родителями и другими людьми. У детей, которые имеют проблемы со слухом, наблюдаются задержки в развитии речи, в результате этого они не могут нормально общаться с окружающими. Чтобы избежать этого, важно своевременно выявить нарушения и проконсультироваться по этому поводу с врачом.

Как понять, что ребенок плохо слышит?

Если вы желаете проверить, есть ли у вашего малыша проблемы со слухом, понаблюдайте, проявляются ли следующие симптомы :

  • малыш не обращает внимания на неожиданные и довольно громкие звуки;
  • ребенок не отзывается на ваш голос;
  • к четырехмесячному возрасту не реагирует на разговор других людей;
  • к четырехмесячному возрасту не поворачивается на музыку, доносящуюся из игрушки;
  • ребенок постоянно дергает ушки. Это может говорить о том, что имеется инфекция или же повышенное давление в ушках;
  • к шести месяцам карапуз не издает никаких звуков , постоянно молчит;
  • к 2 годам не произносит слов и фраз;
  • к годовалому возрасту ребенок не выполняет ваши просьбы;
  • ребенок малообщителен, проявляет агрессию;
  • каждое слово переспрашивает по несколько раз;
  • при разговоре следит за губами собеседника и его мимикой;
  • не реагирует на говорящего человека, если он находится за спиной малыша;
  • при просмотре телевизора увеличивает громкость;
  • не может расслышать речь по телефону.

Если у малыша присутствуют какие-либо из этих симптомов, обязательно воспользуйтесь помощью ЛОРа, который сможет поставить точный диагноз .

Органы малышей чувств немного незрелые, но функционируют, а это значит, что новорождённые дети различают очертания фигур, смотря на вас, чувствуют запах молока, а ещё различают тембр голоса. Бытует мнение, что высокие голоса новорождённым нравятся больше, чем низкие.

Так с чего же всё начинается?

Ребёнок появляется на свет, и начинается процесс адаптации после родов. В первые дни жизни у новорождённого кардинально перестраивается система кровообращения, а вместе с ней и система дыхания.

Что же касается нервной системы и органов чувств, то их процесс адаптации очень долгий и требует больших затрат организма. Именно поэтому заканчивается он приблизительно к трём месяцам. Давайте разберёмся, как это происходит.

В каком возрасте ребёнок начинает видеть?

Приблизительно к 3 месяцам, когда впервые узнаёт маму. Новорождённые рождаются с высокой степенью и видят примерно на расстоянии 30 сантиметров.

Насколько можно рассмотреть при таком зрении лицо? Думается, сделать это тяжеловато. Зато грудь — вполне возможно. К тому же у крох очень слабая фиксация взгляда. Именно поэтому новорождённые не узнают своих родителей.

Хочется также отметить, что новорождённые не умеют ни осознанно улыбаться, ни плакать. Поэтому, если вы увидели непонятные гримасы у новорождённого, срочно обратитесь к врачу.

Более подробно о том, и как происходит развитие органов зрения у новорождённого малыша, рассказывает врач-офтальмолог.

Родителям новорождённых крох будет полезно узнать, . Об этом максимально содержательно расскажет детский доктор.

Когда ребёнок начинает ощущать запахи?

Обоняние, пожалуй, развито у новорождённого практически на 100 %. Запах молока они чувствуют, находясь от матери на большом расстоянии.

Особенно это видно в первые трое суток, когда молоко в груди ещё не пришло, а голод младенца даёт о себе знать. Именно в это время мамочка может допустить ошибку и положить спать малютку рядом с собой.

В этом случае новорождённый привыкает чувствовать запах молока, и потом спать раздельно будет уже просто невозможно.

Когда малыш начинает слышать?

Самый частый вопрос мамочек: слышит ли новорождённый ребёнок? Как я уже говорила выше, они отлично различают тембр голоса, а смысл слов, естественно, не понимают.

Невзирая на это, с новорождёнными стоит постоянно разговаривать. Реагировать на звуки младенец начинает также к 3 месяцам.

Развитию слуха и фонетического восприятия способствуют . О пользе таких прослушиваний рассказывает детский психолог.

Каким образом проверяют слух у новорождённого?

Сейчас в каждом роддоме на 3 — 4 день (а у недоношенных новорожденных на 7) осуществляется проверка слуха. Заключается она в том, что относительно маленький переносной приборчик приносят в палату, когда ребёнок спит.

В наружный слуховой проход вставляют датчик, который вырабатывает определенные волны. Если звук отразился от барабанной перепонки, значит, что отоакустическая эмиссия зарегистрирована и слух ребёнка в порядке.

Узнать о результатах обследования можно у лечащего врача в роддоме или посмотреть в выписке. Если тест в роддоме не пройден, это ещё не повод расстраиваться. Причин может быть множество. Но особенно это касается недоношенных новорождённых.

После достижения своего долженствующего «срока родов» слух, скорей всего, появится. Если ребёнок родился с большим количеством родовой смазки, это также может быть преградой к прохождению звуковой волны.

Также не проводят исследование у детишек, которые по состоянию здоровья находятся или находились в палате интенсивной терапии. В эти трёх случаях назначается контроль обследования через месяц.

Кроме этого, слух новорождённого опосредованно может проверить врач, вызвав рефлекс Моро. Это рефлекс испуга, относится к защитным. Проявляется в раскидывании ручек и вздрагивании при ударе-хлопке рук врача о стол на расстоянии 15 сантиметров с двух сторон от головки ребёнка.

Родителям этот рефлекс самостоятельно дома проверять ни в коем случае не стоит.

Если ребёнок в 1 месяц не реагирует на резкие звуки, это повод обратиться к врачам – неврологу и сурдологу, которые, в свою очередь, помогут найти причину.

Предрасполагающие факторы к возникновению тугоухости:

  • наследственность. Если у мамы, папы или дедушки с бабушкой была выявлена тугоухость, стоит обязательно об этом сообщить врачу, заболевание может наследоваться;
  • внутриутробные инфекции. Инфекции, которыми мог заразиться ребёнок внутриутробно (цитомегаловирус, токсоплазмоз и другие), в настоящее время являются очень распространёнными и представляют достаточно большую опасность для плода и новорождённого;
  • недоношенность (срок гестации менее 37 недель);
  • маловесные дети (до 2500 г.) находятся в зоне риска по нарушениям слуха;
  • пороки развития лицевого скелета;
  • использование препаратов, которые негативно влияют на орган слуха новорождённого (ототоксичны), особенно это касается антибиотиков, которые назначаются новорождённым при некоторых заболеваниях.

Детей, у которых выявлен один или несколько таких факторов риска, как правило, отправляют на повторное обследование.

Подробное описание поведения ребенка, которое поможет Вам определить как развивается слух

Проверка состояния слуха ребенка много раз упоминалась в темах про речь. Собственно говоря, если у ребенка не появляется лепет, или малыш лепечет редко и однообразно, сразу возникает вопрос про состояние слуха. Как же определить, слышит ли ребенок?

Самый простой способ – это наблюдение за поведением ребенка. Новорожденный малыш различает только громкие высокие звуки и практически не реагирует на низкие и тихие. К 4-6 месяцам у ребенка появляется способность локализовать звуки. У хорошо слышащего малыша с полугода способность реагировать на звуки улыбкой, гулением и лепетом. Появляется четкий поворот головы в сторону источника звука. С 9 месяцев ребенок может повторить некоторые звуки, чаще всего неречевые (как папа кашляет, как мама чихает, как ежик сопит). После этого возраста малыши начинают понимать значение простых слов и начинает говорить простые лепетные слова.

Приведем более подробное описание поведения ребенка, которое поможет вам определить как развивается слух у вашего малыша:

0- 6 недель

  • Во сне ответ на громкие звуки открывает глаза, моргает, вздрагивает во сне или просыпается, может заплакать
  • Когда вы заговорите с ребенком, прекращает сосать или плакать

6 недель — 4 месяца

  • Перестает плакать, когда вы разговариваете
  • Перестает сосать, когда вы разговариваете
  • Реагирует на ваш голос – гулит и улыбается
  • Замирает, когда раздается новый звук
  • Начинает в горизонтальной позе поворачивать голову на звук и голос (4 мес)

4-7 месяцев

  • Поворачивает голову в сторону звука, прислушивается, улыбается
  • Поворачивает голову на ваш голос
  • Узнает и реагирует на ваш голос: начинает гулить
  • Улыбается, когда к нему обращаются

7-9 месяцев

  • Любит музыку
  • Поворачивает голову в поисках источника звука, даже очень негромкого
  • Поворачивается, когда его зовут по имени
  • Лепечет много разных звуков
  • Выражает разными звуками различные потребности
  • Ребенок начинает понимать простые слова, как, например, «мама» и «пока».
  • Реагирует на звуки средней громкости

9-12/13 месяцев

  • Указывает по просьбе знакомых людей или предметы, или поворачивается и смотрит на них
  • Понимает слова «нет» и «нельзя»
  • Появляются лепетные слова
  • Оборачивается, когда его окликают сзади
  • Поворачивает голову к тому кто разговаривает
  • Пытается имитировать звуки

12-18 месяцев

  • Пользуется несколькими лепетными словами
  • Поворачивается к знакомым предметам или людям, когда их называют по имени, может показать пальцем
  • Понимает простые просьбы, например «Брось мячик» .
  • Начинает делать соответствующие движения, когда услышит знакомый стишок или песенку (ладушки, мишка косолапый)
  • Машет на прощанье рукой в ответ на ваше «до свидания», даже если вы не сопровождаете свои слова соответствующим жестом.
  • Поворачивает голову на тихие звуки

2 года

  • Говорит не меньше 10 слов
  • Выполняет ваши просьбы не стараясь смотреть вам в лицо (если ребенок внимательно смотрит на ваше лицо, возможно, он читает по губам)
  • Ребенку нравится, когда ему читают вслух детскую книгу, он может указать пальцем на рисунки в книге и называть доступным ему способом (ав-ав, бах)

Если вам кажется, что ребенок не демонстрирует большинство из этих навыков, вы можете проверить слух следующими способами:

Обследование слуха с помощью звучащих игрушек: сначала шарманкой, пищалкой затем дудкой и барабаном. Сделать это можно так:

Ребенок сидит у вас на коленях лицом к вам. Второй взрослый играет последовательно справа и слева вне поля зрения ребенка на этих инструментах. Затем зовет громким шепотом, тоже справа и слева. Реакция ребенка — поворот головы в соответствующую сторону. Расстояние от ребенка до игрушки 3-4 метра. В литературе при описании обследования упоминают расстояние 6 метров. Такое расстояние возможно только в полностью звукоизолированной комнате.

Если такой метод обследования не дал результатов (т.е. ребенок не реагирует ни на один из стимулов), то покажите ребенка отоларингологу, который может проверить слух при помощи звукореактотеста. В случае необходимости исследования необходимо продолжить в сурдологическом центре на специальном оборудовании. При отсутствии звукореактотеста можно воспользоваться методом «гороховых проб»: баночек, заполненных горохом и крупой.

ГОРОХОВЫЕ ПРОБЫ

Нужны четыре пластмассовые баночки, например, из-под «киндер-сюрприза». Три баночки на одну треть заполняются: первая — нелущеным горохом, вторая — гречкой-ядрицей и третья — манкой. Четвертая баночка остается пустой. Малыша положите на пеленальный стол или посадите на руки. Проверяющий располагается перед ребенком, чтобы видеть изменения его реакций в ответ на звуковые стимулы. Он трясет баночки на расстоянии 20-30 см от правого и левого уха малыша. При этом в одной руке у него баночка с крупой (вначале с манкой, затем с гречкой и последняя с горохом), а в другой руке — пустая баночка. Движения рук должны быть симметричными. При проверке второго уха баночки меняют местами. В ответ на сигнал малыш должен как-то среагировать: замереть, или, наоборот, начать активно двигаться, заморгать, повернуть головку в сторону источника звука. Вторая, пустая баночка нужна для того, чтобы исключить ситуацию, когда ребенок поворачивается просто чтобы рассмотреть новый незнакомый предмет. Если ребенок четко реагирует на звучание баночки с манкой и определяет направление звука, то гречку и горох можно уже не предъявлять.

Не стоит беспокоиться, если малыш до 4 месяцев не реагирует на баночку с манкой: в этом возрасте это нормально. Дети этого возраста еще не могут также определять направление звука. Ребенок старше 4 месяцев должен реагировать на звучание всех трех баночек и поворачивать голову или глаза в направлении источника звука.

Вниманию родителей: не нужно самостоятельно повторять такое обследование снова и снова: многократным повторением звуковых сигналов вы добьетесь лишь торможения реакций на звук, что затруднит дальнейшее обследование.

Что может помешать получить правильные результаты

Помните, ребенок может реагировать на движения губ, движение воздуха (если при обследовании используются хлопки или резиновая пищалка с воздушной струей), вибрацию поверхности и движения звучащей игрушки, когда вы трясете ею.

Читайте также:

Просмотрено

Родительские ошибки, о которых принято молчать, но которые можно исправить

От рождения до года, Советы родителям

Просмотрено

В каком возрасте ребенка можно садить

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Дети, которые НИЧЕГО не делают

Это интересно!

Просмотрено

5 важных вещей, которые делают родители, которые воспитывают добрых и отзывчивых детей

Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Доращивание как одна из главных задач терапии ранней травмы

Это интересно!

Просмотрено

Самые проверенные Советы Мамам о Девочках, которые идет в Школу

Детская психология

Просмотрено

Как не вырастить ребенка нарциссом, влюбленным в себя идиотом?

Когда у женщины рождается ребенок, она с трепетом пересчитывает его пальчики на ногах и руках, рассматривает строение его тела. Она уже любит своего малыша, но с осторожностью наблюдает – все ли у него нормально, здоров ли ребенок. В первые месяцы жизни очень важно показать кроху ортопеду, невропатологу и другим специалистам. Не потому, что у него что-то болит, а для проверки состояния его здоровья. Ведь различные отклонения и патологии в раннем возрасте лечить намного проще.

Очень важно проверить и слух малыша. Если у крохи проблемы с ушками, это может отразиться на его дальнейшем развитии, а именно затормозит его. Ведь огромное количество информации мы получаем при помощи слуха.

Слух ребенка можно проверять практически сразу после рождения. На самом деле, ребенок слышит, когда еще находится в утробе матери. Примерно с 15-16 недели слух крохи развивается, он прекрасно ощущает, что рядом мама, папа и посторонние люди с незнакомыми голосами. Больше всего ребенок привыкает к стуку маминого сердца.

Как проверяют слух у новорожденного в роддоме

Сложность проверки слуха малыша заключается в том, что ребенок не может ответить, слышит он или нет. Для этого на второй или третий день после рождения слух крохи проверяют прямо в роддоме. Это делает врач-неонатолог. Для этой цели существует специальная процедура — отоакустическая эмиссия. Во время нее малышу в ушко помещают тоненький зонд, который собирает информацию о волосковых клетках, работающих при передаче звука. Процедура абсолютно безболезненная, малыши переносят ее с легкостью. Однако такой прибор не может с точностью доказать, что ребенок слышит, ведь в слуховой цепочке много звеньев. Зонд проверяет только способность улавливать посторонние звуки.

Рефлекс Моро

У ребенка есть множество врожденных рефлексов, присутствие которых может говорить о нормальном его развитии. Рефлекс Моро проверяется следующим образом. Ребенка нужно положить на ровную поверхность, распрямить его ножки и ручки. Рядом с ним, на расстоянии 15-20 см от его головы нужно хлопнуть в ладоши – то с одной стороны, то с другой. Вместо этого можно слегка стукнуть по столу, на котором лежит малыш. После этих действий ребенок растопыривает пальчики, вскидывает полусогнутые в локтях ручки. Этот врожденный рефлекс ответственен за испуг и защиту организма при опасности. Если у ребенка данного рефлекса нет, можно говорить о различных нарушениях – частичной потере слуха, родовых травмах, травмах шейного отдела позвоночника, головного кровоизлияния.

Следует отметить, что данный рефлекс проходит к трем месяцам сам по себе. Вызывать легкий испуг у ребенка при помощи хлопка абсолютно безопасно для его неврологического здоровья. Однако будьте готовы к тому, что после такого эксперимента ребенок может быть капризным и плаксивым некоторое время.

Как правило, о проверке слуха задумываются родители, которые уже заметили некоторые нарушения у своего крохи. Ведь внимательность мамы и папы может рассказать гораздо больше, чем все обследования. Итак, как проверить слух у ребенка при помощи подручных средств.

Возьмите три баночки и насыпьте туда манку, горох и фасоль. Также вам понадобится погремушка. В процедуре должны участвовать два человека. Один – отвлекает малыша улыбкой, игрушками, танцами. Второй должен стоять сбоку и чуть сзади, чтобы не попадать в зону видимости ребенка. Начинать проверять слух нужно с самых тихих звуков. В данном случае это баночка с манкой. Потрясите предметом и проследите, услышал ли вас малыш. При этом в комнате не должно быть слишком громко, чтобы ребенок уловил звук, но и не слишком тихо, чтобы не нарушать условия эксперимента. Если кроха услышал звук с первого раза, будьте спокойны — он прекрасно слышит.

Если малыш не реагирует на звук, попробуйте баночку с горохом или фасолью. Если малыш не реагирует и на эти звуки, потрясите около его головы погремушкой. Но не забывайте, что визуально вас не должно быть видно. Ребенок должен реагировать на звук, а не на движение.

Если ребенок не слышит, повторите эксперимент через несколько минут, возможно, он был увлечен игрой, что не отреагировал на раздражающий звук. Если малыш не слышит погремушку и во второй раз, нужно как можно скорее показать его врачу-сурдологу. Своевременное вмешательство поможет вашему ребенку справиться с этой проблемой. Если ребенка с тугоухостью наблюдать и лечить в раннем возрасте, он сможет научиться слышать звуки. После трехлетнего возраста это сделать практически невозможно.

Когда следует обратиться к врачу

Есть несколько случаев, которые должно заставить вас показать ребенка сурдологу (специалисту по проблемам со слухом).

  1. Новорожденный ребенок не вздрагивает при хлопке в ладоши около него.
  2. Малыш в возрасте 3 месяца не реагирует на звуки, не поворачивает голову в ту сторону, откуда он доносится.
  3. В полгода ребенок не лопочет, не гулит, не произносит «Агу».
  4. Ребенок в год должен произнести хотя бы несколько слов, некоторые из которых могут быть простыми слогами.
  5. Если ребенок в два года не говорит отдельных слов – это повод обратиться к врачу. Возможно, это нарушения нервной или слуховой системы.
  6. Если малыш жалуется на боль или шум в ухе, если он перестал понимать или слышать окружающих, нужно обратиться к врачу вне зависимости от того, сколько лет ребенку.
  7. Иногда родители замечают, что малыш просит поставить мультик громче, постоянно переспрашивает, разговаривает громко без видимых на то причин. Это значит, что слух нарушен – нужна консультация врача.

Слух – это одно из важнейших органов чувств человека. Своевременная диагностика позволяет выявить проблему на раннем этапе ее развития. Следите за поведением своего ребенка, чтобы при необходимости дать ему возможность услышать прекрасные звуки этого мира.

Видео: зрение и слух ребенка

Если ребенок плохо реагирует на звуки, лепечет редко и однообразно, сразу возникает вопрос о состоянии слуха. В представленной анимации показаны общие принципы работы органа слуха.

Самый простой способ проверки слуха - это наблюдение за поведением ребенка

К 4-6 месяцам у ребенка появляется способность локализовать звуки. У хорошо слышащего малыша с полугода появляется способность реагировать на звуки улыбкой, гулением и лепетом. Появляется четкий поворот головы в сторону источника звука.

В возрасте около года ребенок может повторить некоторые звуки, чаще всего не речевые (как папа кашляет, как мама чихает, как ежик сопит). После этого возраста малыши начинают понимать значение простых слов и начинает говорить простые лепетные слова.

Приведем более подробное описание поведения ребенка, которое поможет вам определить как развивается слух у вашего малыша:

0- 6 недель

  • Во сне ответ на громкие звуки открывает глаза, моргает, вздрагивает во сне или просыпается, может заплакать
  • Когда вы заговорите с ребенком, прекращает сосать или плакать

6 недель - 4 месяца

  • Перестает плакать, когда вы разговариваете
  • Перестает сосать, когда вы разговариваете
  • Реагирует на ваш голос – гулит и улыбается
  • Замирает, когда раздается новый звук
  • Начинает в горизонтальной позе поворачивать голову на звук и голос (4 мес)

4-7 месяцев

  • Поворачивает голову в сторону звука, прислушивается, улыбается
  • Поворачивает голову на ваш голос
  • Узнает и реагирует на ваш голос: начинает гулить
  • Улыбается, когда к нему обращаются

7-9 месяцев

10-13 месяцев

  • Указывает по просьбе знакомых людей или предметы, или поворачивается и смотрит на них
  • Понимает слова «нет» и «нельзя»
  • Появляются лепетные слова
  • Оборачивается, когда его окликают сзади
  • Поворачивает голову к тому, кто разговаривает
  • Пытается имитировать звуки

12-18 месяцев

  • Пользуется несколькими лепетными словами
  • Поворачивается к знакомым предметам или людям, когда их называют по имени, может показать пальцем
  • Понимает простые просьбы, например "Брось мячик" .
  • Начинает делать соответствующие движения, когда услышит знакомый стишок или песенку (ладушки, мишка косолапый)
  • Машет на прощанье рукой в ответ на ваше «до свидания», даже если вы не сопровождаете свои слова соответствующим жестом.
  • Поворачивает голову на тихие звуки

2 года

Если вам кажется, что ребенок не демонстрирует большинство из этих навыков , вы можете проверить слух следующими способами:

Проверка слуха с помощью звучащих игрушек

Обследование шарманкой, пищалкой, затем дудкой и барабаном. Сделать это можно так:

Ребенок сидит у вас на коленях лицом к вам. Второй взрослый играет последовательно справа и слева вне поля зрения ребенка на этих инструментах. Затем зовет громким шепотом, тоже справа и слева.

Реакция ребенка - поворот головы в соответствующую сторону.

Расстояние от ребенка до игрушки 3-4 метра. В литературе при описании обследования упоминают расстояние 6 метров. Такое расстояние возможно только в полностью звукоизолированной комнате.

Если такой метод обследования не дал результатов (т.е. ребенок не реагирует ни на один из стимулов), то покажите ребенка отоларингологу, который может проверить слух при помощи звукореактотеста.

В случае необходимости исследования необходимо продолжить в сурдологическом центре на специальном оборудовании.

При отсутствии звукореактотеста можно воспользоваться методом «гороховых проб»: баночек, заполненных горохом и крупой.

Гороховые пробы в проверке слуха ребенка

Нужны четыре пластмассовые баночки, например, из-под «киндер-сюрприза». Три баночки на одну треть заполняются: первая - нелущеным горохом, вторая - гречкой-ядрицей и третья - манкой. Четвертая баночка остается пустой.

Малыша положите на пеленальный стол или посадите на руки. Проверяющий располагается перед ребенком, чтобы видеть изменения его реакций в ответ на звуковые стимулы. Он трясет баночки на расстоянии 20-30 см от правого и левого уха малыша. При этом в одной руке у него баночка с крупой (вначале с манкой, затем с гречкой и последняя с горохом), а в другой руке - пустая баночка. Движения рук должны быть симметричными. При проверке второго уха баночки меняют местами.

В ответ на сигнал малыш должен как-то среагировать: замереть, или, наоборот, начать активно двигаться, заморгать, повернуть головку в сторону источника звука. Вторая, пустая баночка нужна для того, чтобы исключить ситуацию, когда ребенок поворачивается просто чтобы рассмотреть новый незнакомый предмет. Если ребенок четко реагирует на звучание баночки с манкой и определяет направление звука, то гречку и горох можно уже не предъявлять. Не стоит беспокоиться, если малыш до 4 месяцев не реагирует на баночку с манкой: в этом возрасте это нормально. Дети этого возраста еще не могут также определять направление звука. Ребенок старше 4 месяцев должен реагировать на звучание всех трех баночек и поворачивать голову или глаза в направлении источника звука.

Вниманию родителей: не нужно самостоятельно повторять такое обследование снова и снова: многократным повторением звуковых сигналов вы добьетесь лишь торможения реакций на звук, что затруднит дальнейшее обследование.

Ошибки при проведении проб

Помните, ребенок может реагировать на движения губ, движение воздуха (если при обследовании используются хлопки или резиновая пищалка с воздушной струей), вибрацию поверхности и движения звучащей игрушки, когда вы трясете ею.