Одни из самых популярных во всей квестовой индустрии. Количество их разновидностей просто поражает воображение, но прежде чем изучать виды, давайте разберёмся, что это вообще такое.
Слово хоррор
пришло к нам из английского, horror
переводится как «ужас»,
«страх», «кошмар». Большинство из нас знакомы с хоррорами благодаря
кинематографу - кто-то любит смотреть фильмы ужасов, кто-то нет, но все мы
знаем об их существовании. Читаете вы книгу или смотрите фильм, вас попытаются
напугать, погрузить в гнетущую атмосферу, заставить вцепиться в плечо соседа и
в ужасе подпрыгивать в своём кресле.
Итак, хоррор-квест - то же самое, что и страшный квест.
Страшные квесты так же делятся на перфомансы и квесты без актёров, как и квесты
любого другого жанра.
Хорроры без актёров пугают игроков за счёт страшной
мистической атмосферы, жуткой музыки, тусклого освещения и антуража. Важную
роль играет история, правильно поданная оператором перед игрой, и разные
сюрпризы внутри квеста, вроде внезапных звуков и спецэффектов.
Страшные квесты, в которых есть актёры, уже не так стеснены в средствах
запугивания. Здесь актёр может внезапно появиться перед вами из темноты, может
схватить вас сзади за плечо, а может утащить в своё логово, приковать цепями к
батарее и хорошенько обработать бейсбольной битой. Вас это шокирует? Видимо, вы
новичок и с хоррор-квестами ещё не знакомы
:)
Что ж, мы вас успокоим: всё зависит от желания игрока. Перед любой игрой
операторы всегда интересуются, что игрок хочет получить от квеста. А предложить
квест-индустрия может многое.
Хоррор-перфомансы бывают контактные и бесконтактные. Если вам интересно
разгадывать головоломки, то вам прямая дорога на бесконтактный квест. Актёры
вас не тронут, лишь наведут страху.
Если вам интересно попробовать поиграть в контактном квесте и проверить себя на
прочность, то вы можете выбрать режим контакта. В большинстве случаев их три:
лайт, медиум и хард. Называться они могут совершенно по-разному, но суть у них
одна: на лёгком режиме актёры почти вас не тронут, на среднем могут
схватить вас или толкнуть, на жёстком режиме вас могут повалить на пол, утащить
за ногу в другую комнату, схватить за волосы и так далее и так далее.
Сейчас хорроры вышли на новый уровень и предлагают не просто квест, а шоу.
Команда актёров, игре которых позавидуют многие зарубежные кинокомпании,
дорогой и реалистичный антураж, спецэффекты, фаер-шоу - чего только не
увидишь!
Очень часто хоррор-квесты разворачиваются на больших территориях: реальных
заброшенных заводах, бункерах, локации делаются многоуровневыми, и благодаря
этому они становятся доступными для
больших компаний . Если в обычных
эскейпах к
игре допускаются 4–6 игроков, то в больших страшных перфомансах могут
участвовать 8–10, а в некоторых до 20 игроков!
Есть мнение, что страшные квесты и хорроры - это разные вещи, и хорроры - это
обязательно истории про маньяков, про жёсткий контакт с актёром и погони по
всей территории квеста, но это неверно. Хорроры могут быть и без контакта, и
без актёров вообще, они могут быть про
мистику и саспенс , единственное условие
хоррор-квеста - вам должно быть страшно.
Почему же такой вид развлечений популярен? Потому что многим из нас не хватает
сильных эмоций, экстремальных ощущений! Ведь наша жизнь подчинена спокойному и
размеренному ритму, нам не нужно выживать, добывать себе пищу с копьём в руках
и спасаться от хищников или врагов. Поэтому рано или поздно возникает желание
устроить себе встряску, пощекотать себе нервы, убежать от опасности, сразиться
с потусторонними силами или просто почувствовать себя героем фильма ужасов! Для
этого и существует в мире квестов такой жанр, как хоррор.
Хоррор - слово, образованное от английского horror, что в переводе означает «ужас». Фактически, это просто другое название для различных «ужастиков»: фильмов, книг, комиксов, мультфильмов. Если вам нравится переживать сильные эмоции, испытывать страх, переживать выбросы адреналина, это ваш жанр. Хоррор хорош тем, что позволяет концентрировано пережить сложные и сильные эмоции, «отключаясь» в любой момент. Например, если речь идет о литературе, можно отложить книжку в сторону, почувствовав, что эмоций становится слишком много. После чего можно сделать себе чаю, включить романтическую комедию и так далее. Книжка позволяет в любой момент вернуться к сложным, сильным и отрицательным эмоциям. С фильмами немного сложнее, в кинотеатре не получится поставить показ на паузу, но само понимание, что страшный фильм закончится через определенное количество времени, позволяет любителям пощекотать себе нервы сосредоточиться на своих эмоциях.
Первые фильмы в этом жанре появились еще в конце девятнадцатого века.
Считается, что набирает популярность в сложные, переломные времена. Например, Говард Лавкрафт творил во времена Великой Американской депрессии. Затем его книги были подзабыты, и снова «всплыли» на поверхность во времена холодной войны.
Популярность страшного кино или ужасающих книг в сложное время объяснима. Дело в том, что нестабильная обстановка мотивирует людей обращать больше внимания на несовершенство мира, на отсутствие инструментов познания мира. В сложные времена мир как бы поворачивается к людям пугающей, непростой стороной.
Как работает хоррор?
Основным средством хоррора является страх. Именно посредством страха хоррор развлекает и пробирает читателя или зрителя. Литературный или книжный страх делится на три основных типа. Страх неизвестного и непознанного (сверхъестественные создания, ), гипертрофированный реальный страх (политический, социальный) и страх-отвращение (изуродованные тела, оторванные конечности). Основным конфликтом любого хоррора можно назвать активное столкновение иррационального, морального, рационального и аморального начал. Причем этот конфликт может происходить в голове одного человека (одним из лучших представителей подобного жанра является «Доктор Джекил и Хайд»), так и в формате борьбы между героями, каждый из которых олицетворяет одно из начал (яркий представитель этого жанра – «Молчание ягнят»).Одной из самых популярных современных разновидностей хоррора являются фильмы и книги про зомби.
Чтобы хоррор правильно «сработал», читатель или зритель должен постоянное осознавать реальность происходящего. Поддержание сложной, напряженной атмосферы – основная задача автора хоррора. Практически все хорошие произведения в данном жанре основываются на том, что автор «находит» нужный рычаг давления, а остальную работу возлагает на воображение читателя или зрителя.
Этим постом я открываю планируемую большую серию статей по общей теме "Что такое хоррор?". Но, прежде чем перейти непосредственно к теме разговора, следует сказать почему и зачем я вообще этот цикл начинаю.
На протяжении довольно долгого времени - а по правде сказать едва ли не всю свою сознательную жизнь - я изучаю жанр хоррор. Сначала и прежде всего это было изучение литературы ужасов и мистики, в последствии стал уделять больше внимания и кинематографу. Поэтому в планируемой серии статей будет в основном говориться о литературе, изредка же (а может и не очень-то изредка) буду касаться и кино.
Почему об этом давно стоит поговорить всерьез. На постсоветском пространстве в 90-тые годы хоррор был жанром абсолютно новым, совершенно неизведанным. В дальнейшем это привело к тому, что распространение у нас получили самые разные и далеко не всегда правильные трактовки жанра. Проще говоря, каждый понимает его как хочет. В каком-то отношении это верно для любого жанра, но, пожалуй, хоррор страдает больше всего. Плюс сам термин horror - англоязычного происхождения и банальный перевод "ужасы", мягко говоря, не совсем соответствует тому, что подразумевает этот термин за рубежом, у себя "на родине". Если говорить о литературе, то у нас часто говорят и пишут "литература ужасов", хотя более полно и верно будет все-таки "литература ужасов и мистики". Причем союз "и" здесь означает "и/или". И опять же даже этот, наиболее полноценный вариант названия не передает всего смысла термина horror.
Актуальны и другие вопросы в этой связи. Очень часто некие косвенные внешние признаки жанра приравнивают к его сути. Очень часто путаются в разновидностях хоррора. Еще чаще, с подачи отечественных фантастов, зачем-то называют хоррор поджанром фантастики, что есть несусветная глупость (кто не согласен, объясните мне пожалуйста, в чем усматривается сколько-нибудь фантастический элемент в таких фильмах ужасов как первая часть "Пятницы, 13-тое", "Техасская резня бензопилой" или в вообще полностью основанных на реальных событиях картинах "Дамер", "Роттенбург" и иже с ними).
В плане анализа с точки зрения литературоведения или киноведения весьма нередко авторы ошибаются, пытаясь определить законы жанра и его художественную систему - на чем хоррор стоит, из чего произрастает, что в нем находится "во главе угла".
Имеет место и упрощение, и наоборот - излишнее усложнение. В первом случае к хоррору могут ошибочно отнести "Сумерки" Стефени Мейер. В другом - отрицают хоррор-составляющую и вообще отторгают от хоррора близкий и родственный ему жанр триллера.
Все это порождает столько проблем, столько кривотолков, что кому-то уже давно пора серьезно и обстоятельно раскрыть тему, пояснить само понятие. Опираясь на существующие работы, указать на типичные ошибки и дать обоснованное опровержение.
Я предпочел бы, чтобы кто-нибудь сделал это за меня. Однако те попытки, которые я вижу в этом плане, в большинстве своем крайне неудовлетворительны, по тем или иным причинам. Даже лучшее из них, такие как монография Дмитрия Комма "Формулы страха".
В августе 2012 года я был на фантассамблее в Санкт-Петербурге, где имел, помимо прочего, ряд бесед о самом жанре. Слушал других и высказывался сам. А возвращаясь домой подумал о том, что пора бы расставить наконец все точки над i.
Первая мысль была - написать статью. Но уже делая первые наброски, размышляя над тем, о чем необходимо сказать в такой статье, я понял, что это слишком узкий формат. Тут мало одной статьи. Тут скорее книга должна быть.
Но времени сесть и писать такую книгу-исследование у меня не хватало и не хватает. Так я пришел к мысли о том, что изначально следует оформлять наброски к книге в виде серии постов в каком-то из своих блогов. А лучшее место в рунете для серьезного и длинного, вдумчивого разговора о хорроре сейчас - это DARKER.
Итак, общее понимание задач у меня такое выстроилось.
2. Эти посты будут, по сути, черновыми вариантами глав для будущей книги.
3. Книгу эту хрен кто когда издаст, по крайней мере я на это совершенно не рассчитываю, не закладываюсь и не надеюсь какие-то финансовые выгоды от этого получить.
3. По окончании цикла статей я его, возможно, еще дополню и отредактирую. Затем сведу в нечто единое, сопровожу ссылками и цитатами на различные источники, присовокуплю какие-то приложения (начиная со списка использованной литературы). То есть оформлю это уже в текстовый файл как полноценную работу.
4. То, что получится, сделаю электронной книгой, которая будет распространяться бесплатно через мои личные сайты. Ну и, если редакция и читатели DARKER будут не против, через сайт нашего журнала тоже.
Пока достаточно сложно сказать, чем я все закончу. В голове на данный момент только задумки для условных "первых глав", то есть - о чем конкретно я буду писать в первых постах этого цикла. Главная задача моя - наиболее полно раскрыть термин horror, дать развернутое определение с обязательным экскурсом в историю жанра, показать его специфику. Памятуя об этой главной задаче, я намерено вынесу за пределы цикла не менее интересные и важные темы, "как писать хоррор" и все такое. Лично мне уже хватает беглых статей, в которых вся эта сложная тематика дается обзорно, без детализации и осмысления. Мухи отдельно, котлеты отдельно. Иными мловами, сначала будем долго говорить о том, что такое хоррор вообще, а только потом, если хватит сил, времени и желания, совершенно отдельно (в другой серии постов или в другой электронной книге, пособии) поднимем другие важные вопросы.
Что касается ближайших планов по серии "Что такое хоррор?", то начать я хочу с самого понятия "жанр", дабы избежать путаницы в дальнейшем. Далее следует (как мне кажется) указать на специфику жанра хоррор, сказать о том, что составляет его художественную базу, систему. Затем должно поговорить об исторических предтечах хоррора и первых его литературных формах. Потом - о различных видах хоррора, о разнообразном понимании жанра.
Любому более или менее не флегматичному человеку, всегда была интересна сторона неизведомого, мистика и тайна наполняла его сознание, давая волю воображению, она вселяла ужас и дарила наслаждение от этого. Ночные кошмары и боязнь наступления темноты, страх смерти, привидений, чудовищ и порой собственной тени - все это сопровождается присутствием ощущения ужаса и эмоционального возбуждения, что стало доступно наблюдать со стороны - в кино.
С появлением кинематографа многие творческие замыслы стали возможны к реализации их на экране. Основой каждого фильма в жанре хоррор является тема смерти - по различным причинам, начиная от укуса вампира и заканчивая суицидом героя, а так же любая жуткая ситуация в картине, смысл которой заставляет зрителя испытывать страх от необъяснимого и неминуемого. Самая распространенная и востребованная тематика классического хоррора в начале своего становления в кино - вампирическая. Режиссеры опирались на литературных героев любимых авторов в жанре готик/хоррор.
Такие эффекты в картинах как движение теней, пугающих звуков, стонов и соответствующей музыки, направлены на будоражение воображения и поддержание напряженного состояния зрителя. Так одним из первых фильмов жанра хоррор считается трехминутный Le Manoir Du Diaboli (« ») от Жоржа Мальеса в 1896 году, по праву относящийся к началу становления фильмов о вампирах. Немецкий кинематограф славен хоррором от режиссера Вильгельма Мурнау. В 1915 г. Вильгельм Мурнау ставит картину с одноименным названием, на основе наишикарнейшнего романа Густава Майринка « ». История о пражском бедном студенте, которого постигает испытание столкновения с дьяволом и сделке с ним.
Следующие шедевры Мурнау это « » (1920г.), « » (1926г.), « » (1922г.). Носферату - по слухам, украденный образ вампира из «Дракулы» Брема Стокера, после чего жена Стокера судилась с режиссером за авторские права, но безуспешно т.к. имена и места действий в фильме не совпадали с оригиналом книги. Позже в 1931г. после появления звука в кино, официально экранизируется стокеровский « », с Бела Лугоши в главной роли; фильм потрясает художественным мастерством отображения того времени, соблюдением самых четких правил постановки в своем жанре и конечно же игрой самого Лугоши... « » по роману Мери Шелли, « » - уважаемого Хенрика Галеена и многие другие представители классики хоррора. Самые лучшие картины в то время были основаны на литературе актуальной на тот момент и более ранней.
Голливудская киноиндустрия тоже не отставала, хотя и была менее впечатляющей. Американский хоррор прославил актер Лон Чейни, известный как «человек с тысячами лиц», сыгравший главного героя в « »; « », « », « » и множество фильмов про зомби было снято в Голливуде до середины 20-ого века. На арену выходит превосходный Альфред Хичкок с « », « », « » и другими триллерами, где режиссер активно использует психологически-тонкие приемы и может похвастаться подбором актеров - Грейс Келли, Марлен Дитрих и прочими. Потом появляются ужасы уже далеко отступившие от классики - « », « » выходя на более бытовую дорожку с нажимом на насилие, убийства и кровь.
В 80-ые годы прошлого столетия на экранах появляются « », « », « » и многие другие, которые получили продолжение в следующее десятилетие и стали самыми популярными картинами в данной тематике.
В начале 90-х происходит возвращение к литературным образам, красивое кино в лице - « » по Эн Райс «Вампирские хроники», « » с Гари Олдманом в главной роли по Стокеру. В то время как типичные голливудские картины « », « » - рассчитаны в основном на подростковую аудиторию.
Исходя из вышеописанного хронологического обзора, можно отметить что хоррор в кино переквалифицировался с высокого к более приземленному и в какой-то мере низменному.
Если вначале своего пути ставка делалась на мистику, вечные бессмертные образы оставались загадкой, когда каждый шорох и тень вызывали ужас и очарование игрой абстрактного, то нынешнее кино пришло и утвердилось в сторону крови, насилия и бытового убийства. Учитывая прогресс технологий спецэффектов, все меньше мы наблюдаем саму идею, замысел режиссеров остается порой скрытым для зрителя из-за претензии на коммерцию и массовое потребление. Сейчас уже никого не удивишь мертвецом или полтергейстом, они перешли в разряд героев из сказок для детей на ночь, поэтому режиссеры делают ставку либо на мясо, либо на спецэффекты в тех же ремейках.
Но поклонники классики жанра (коим является автор статьи) всегда могут достать истинный шедевр и насладится ни с чем не сравнимой индивидуальной подачей настоящих мастеров ужаса. Единственное что остается печальным, это невозможность посмотреть немое кино в оригинале, когда зачаровывает и воображение уносит зрителя в саму картину, заставляет вжиться в ситуацию и переживать чувства самих героев... Тут же вспоминается мелодия Вагнера «Голем», который специально для одноименного фильма написал композицию.
Каждый зритель - критик и сам себе авторитет, но если он пренебрегает классикой любимого жанра, он остается всего лишь любителем, порой не опытным и слившимся с массой. Не пренебрегайте старыми картинами, цените историю киноискусства. Приятного просмотра.
А ведь было время, когда люди с удовольствием читали такие произведения. Многие из них дали бы фору любому американскому фильму ужасов. Вспомните: «И посадила Баба Яга Ивасика на свою лопату, хотела она его зажарить и съесть»… А как выглядит «Красная Шапочка» в оригинале? Если бы по этому тексту сняли триллер? Какая тут «Пила»!
Так вот, Стивен Кинг еще в конце семидесятых годов заявил, что подавляющее большинство людей обожают, чтобы их пугали. Нам трудно понять природу страха, хотя страх – это одно из первых чувств, которое мы испытываем. Став взрослыми, мы забываем большую часть того, чего так боялись в детстве. Барьер рационализма пробить все труднее. Но страх от этого не становится слабее. Он просто трансформируется.
Вам нравятся американские горки? Какое от этого удовлетворение? Страх! А как следствие страха, выброс адреналина, который провоцирует возбужденное состояние, сравнимое только с экстазом. Но не у всех такие стальные нервы и сильное сердце, чтобы выдержать это. И вот тут хорошим заменителем данных ощущений становятся «ужасы»… В любой момент, если нервы на пределе, можно оторваться от книги и пойти на кухню, чтобы пожевать бутерброд или позвонить подруге.
Среди литературоведов распространено мнение, что «литература ужасов» становится особенно популярна в переломные времена. И, в принципе, так оно и есть. Достаточно вспомнить, что деятельность Говарда Филлипса Лавкрафта – отца жанра «хоррор» 20-го века – приходилась как раз на время «великой депрессии» в Америке. Потом его творчество было основательно подзабыто и лишь ближе к концу века снова получило известность. В переломные времена люди начинают особенно отчетливо видеть несовершенство окружающего их мира. Они перестают верить в абсолютную силу науки, перестают надеяться на лучшее. «Литература ужасов» же совершенно намеренно делает акцент на том, что наука – это вообще ничто. Мир не познаваем и чаще всего поворачивается к нам с самой своей дурной и пугающей стороны.
Обратите внимание, что именно в наши дни хоррор переживает «золотые» времена!
Но давайте все же разберемся с тем, что же относится к этому жанру.
Основная цель хоррора, как и любой жанровой литературы, – развлечь читателя. Средство хоррора – страх. Именно через него автор в этом жанре «добирается» до читателя. В хорроре встречается три типа страха:
а) страх перед неизвестным (сверхъестественный ужас);
б) сублимированный, гипертрофированный «реальный» (социальный, политический и т.д.) страх;
в) страх-отвращение (например, оторванные конечности и т.д.).
Основной конфликт хоррора – столкновение рационального, морального и иррационального, аморального начал. Происходить оно может как в рамках одной личности (от «Джекила и Хайда» Р.Л. Стивенсона до «Секретное окно, секретный сад» С. Кинга), так и в виде борьбы между героями, олицетворяющими эти начала («Дракула» Б. Стокера, «Великий бог Пан» Мейчена и др.).
Для хоррора важно постоянное, напряженное ощущение читателем реальности происходящего. Ключевую роль в хорроре играет атмосфера. Создание и поддержание ее – самая главная и самая сложная задача автора. Главное – нажать на нужный рычаг и заставить работать воображение читателя. И вовремя остановиться, не мешая, а лишь подбрасывая уголь в топку.
Настоящие знатоки хоррора применяют различные системы классификации книг и фильмов. Приведу наиболее характерные для художественной литературы виды:
1. Триллеры, в том числе «саспенс» (состояние тревожного ожидания, беспокойства), слэшер (маньяки) и т.д. В этих книгах сверхъестественное отсутствует.
2. Мистика, в т.ч. вампиры, монстры, призраки, оборотни, ведьмы и т.д.
3. Зомби.
4. Космические ужасы (в т.ч. пришельцы).
5. Энимал-хоррор, где ужасная роль достается животным.
6. На стыке различных направлений и др.
Сегодня я лишь приоткрыла завесу тьмы над жанром хоррор. Но, может быть, вы теперь не будете считать этот жанр низким и недостойным вашего внимания?