Что такое хоррор

Одни из самых популярных во всей квестовой индустрии. Количество их разновидностей просто поражает воображение, но прежде чем изучать виды, давайте разберёмся, что это вообще такое.


Слово хоррор пришло к нам из английского, horror переводится как «ужас», «страх», «кошмар». Большинство из нас знакомы с хоррорами благодаря кинематографу - кто-то любит смотреть фильмы ужасов, кто-то нет, но все мы знаем об их существовании. Читаете вы книгу или смотрите фильм, вас попытаются напугать, погрузить в гнетущую атмосферу, заставить вцепиться в плечо соседа и в ужасе подпрыгивать в своём кресле.


Итак, хоррор-квест - то же самое, что и страшный квест.


Страшные квесты так же делятся на перфомансы и квесты без актёров, как и квесты любого другого жанра. Хорроры без актёров пугают игроков за счёт страшной мистической атмосферы, жуткой музыки, тусклого освещения и антуража. Важную роль играет история, правильно поданная оператором перед игрой, и разные сюрпризы внутри квеста, вроде внезапных звуков и спецэффектов.


Страшные квесты, в которых есть актёры, уже не так стеснены в средствах запугивания. Здесь актёр может внезапно появиться перед вами из темноты, может схватить вас сзади за плечо, а может утащить в своё логово, приковать цепями к батарее и хорошенько обработать бейсбольной битой. Вас это шокирует? Видимо, вы новичок и с хоррор-квестами ещё не знакомы :) Что ж, мы вас успокоим: всё зависит от желания игрока. Перед любой игрой операторы всегда интересуются, что игрок хочет получить от квеста. А предложить квест-индустрия может многое.


Хоррор-перфомансы бывают контактные и бесконтактные. Если вам интересно разгадывать головоломки, то вам прямая дорога на бесконтактный квест. Актёры вас не тронут, лишь наведут страху.


Если вам интересно попробовать поиграть в контактном квесте и проверить себя на прочность, то вы можете выбрать режим контакта. В большинстве случаев их три: лайт, медиум и хард. Называться они могут совершенно по-разному, но суть у них одна: на лёгком режиме актёры почти вас не тронут, на среднем могут схватить вас или толкнуть, на жёстком режиме вас могут повалить на пол, утащить за ногу в другую комнату, схватить за волосы и так далее и так далее.


Сейчас хорроры вышли на новый уровень и предлагают не просто квест, а шоу. Команда актёров, игре которых позавидуют многие зарубежные кинокомпании, дорогой и реалистичный антураж, спецэффекты, фаер-шоу - чего только не увидишь!


Очень часто хоррор-квесты разворачиваются на больших территориях: реальных заброшенных заводах, бункерах, локации делаются многоуровневыми, и благодаря этому они становятся доступными для больших компаний . Если в обычных эскейпах к игре допускаются 4–6 игроков, то в больших страшных перфомансах могут участвовать 8–10, а в некоторых до 20 игроков!


Есть мнение, что страшные квесты и хорроры - это разные вещи, и хорроры - это обязательно истории про маньяков, про жёсткий контакт с актёром и погони по всей территории квеста, но это неверно. Хорроры могут быть и без контакта, и без актёров вообще, они могут быть про мистику и саспенс , единственное условие хоррор-квеста - вам должно быть страшно.


Почему же такой вид развлечений популярен? Потому что многим из нас не хватает сильных эмоций, экстремальных ощущений! Ведь наша жизнь подчинена спокойному и размеренному ритму, нам не нужно выживать, добывать себе пищу с копьём в руках и спасаться от хищников или врагов. Поэтому рано или поздно возникает желание устроить себе встряску, пощекотать себе нервы, убежать от опасности, сразиться с потусторонними силами или просто почувствовать себя героем фильма ужасов! Для этого и существует в мире квестов такой жанр, как хоррор.

Хоррор - слово, образованное от английского horror, что в переводе означает «ужас». Фактически, это просто другое название для различных «ужастиков»: фильмов, книг, комиксов, мультфильмов. Если вам нравится переживать сильные эмоции, испытывать страх, переживать выбросы адреналина, это ваш жанр. Хоррор хорош тем, что позволяет концентрировано пережить сложные и сильные эмоции, «отключаясь» в любой момент. Например, если речь идет о литературе, можно отложить книжку в сторону, почувствовав, что эмоций становится слишком много. После чего можно сделать себе чаю, включить романтическую комедию и так далее. Книжка позволяет в любой момент вернуться к сложным, сильным и отрицательным эмоциям. С фильмами немного сложнее, в кинотеатре не получится поставить показ на паузу, но само понимание, что страшный фильм закончится через определенное количество времени, позволяет любителям пощекотать себе нервы сосредоточиться на своих эмоциях.

Первые фильмы в этом жанре появились еще в конце девятнадцатого века.

Считается, что набирает популярность в сложные, переломные времена. Например, Говард Лавкрафт творил во времена Великой Американской депрессии. Затем его книги были подзабыты, и снова «всплыли» на поверхность во времена холодной войны.

Популярность страшного кино или ужасающих книг в сложное время объяснима. Дело в том, что нестабильная обстановка мотивирует людей обращать больше внимания на несовершенство мира, на отсутствие инструментов познания мира. В сложные времена мир как бы поворачивается к людям пугающей, непростой стороной.

Как работает хоррор?

Основным средством хоррора является страх. Именно посредством страха хоррор развлекает и пробирает читателя или зрителя. Литературный или книжный страх делится на три основных типа. Страх неизвестного и непознанного (сверхъестественные создания, ), гипертрофированный реальный страх (политический, социальный) и страх-отвращение (изуродованные тела, оторванные конечности). Основным конфликтом любого хоррора можно назвать активное столкновение иррационального, морального, рационального и аморального начал. Причем этот конфликт может происходить в голове одного человека (одним из лучших представителей подобного жанра является «Доктор Джекил и Хайд»), так и в формате борьбы между героями, каждый из которых олицетворяет одно из начал (яркий представитель этого жанра – «Молчание ягнят»).
Одной из самых популярных современных разновидностей хоррора являются фильмы и книги про зомби.

Чтобы хоррор правильно «сработал», читатель или зритель должен постоянное осознавать реальность происходящего. Поддержание сложной, напряженной атмосферы – основная задача автора хоррора. Практически все хорошие произведения в данном жанре основываются на том, что автор «находит» нужный рычаг давления, а остальную работу возлагает на воображение читателя или зрителя.

Этим постом я открываю планируемую большую серию статей по общей теме "Что такое хоррор?". Но, прежде чем перейти непосредственно к теме разговора, следует сказать почему и зачем я вообще этот цикл начинаю.

На протяжении довольно долгого времени - а по правде сказать едва ли не всю свою сознательную жизнь - я изучаю жанр хоррор. Сначала и прежде всего это было изучение литературы ужасов и мистики, в последствии стал уделять больше внимания и кинематографу. Поэтому в планируемой серии статей будет в основном говориться о литературе, изредка же (а может и не очень-то изредка) буду касаться и кино.

Почему об этом давно стоит поговорить всерьез. На постсоветском пространстве в 90-тые годы хоррор был жанром абсолютно новым, совершенно неизведанным. В дальнейшем это привело к тому, что распространение у нас получили самые разные и далеко не всегда правильные трактовки жанра. Проще говоря, каждый понимает его как хочет. В каком-то отношении это верно для любого жанра, но, пожалуй, хоррор страдает больше всего. Плюс сам термин horror - англоязычного происхождения и банальный перевод "ужасы", мягко говоря, не совсем соответствует тому, что подразумевает этот термин за рубежом, у себя "на родине". Если говорить о литературе, то у нас часто говорят и пишут "литература ужасов", хотя более полно и верно будет все-таки "литература ужасов и мистики". Причем союз "и" здесь означает "и/или". И опять же даже этот, наиболее полноценный вариант названия не передает всего смысла термина horror.

Актуальны и другие вопросы в этой связи. Очень часто некие косвенные внешние признаки жанра приравнивают к его сути. Очень часто путаются в разновидностях хоррора. Еще чаще, с подачи отечественных фантастов, зачем-то называют хоррор поджанром фантастики, что есть несусветная глупость (кто не согласен, объясните мне пожалуйста, в чем усматривается сколько-нибудь фантастический элемент в таких фильмах ужасов как первая часть "Пятницы, 13-тое", "Техасская резня бензопилой" или в вообще полностью основанных на реальных событиях картинах "Дамер", "Роттенбург" и иже с ними).

В плане анализа с точки зрения литературоведения или киноведения весьма нередко авторы ошибаются, пытаясь определить законы жанра и его художественную систему - на чем хоррор стоит, из чего произрастает, что в нем находится "во главе угла".

Имеет место и упрощение, и наоборот - излишнее усложнение. В первом случае к хоррору могут ошибочно отнести "Сумерки" Стефени Мейер. В другом - отрицают хоррор-составляющую и вообще отторгают от хоррора близкий и родственный ему жанр триллера.

Все это порождает столько проблем, столько кривотолков, что кому-то уже давно пора серьезно и обстоятельно раскрыть тему, пояснить само понятие. Опираясь на существующие работы, указать на типичные ошибки и дать обоснованное опровержение.

Я предпочел бы, чтобы кто-нибудь сделал это за меня. Однако те попытки, которые я вижу в этом плане, в большинстве своем крайне неудовлетворительны, по тем или иным причинам. Даже лучшее из них, такие как монография Дмитрия Комма "Формулы страха".

В августе 2012 года я был на фантассамблее в Санкт-Петербурге, где имел, помимо прочего, ряд бесед о самом жанре. Слушал других и высказывался сам. А возвращаясь домой подумал о том, что пора бы расставить наконец все точки над i.

Первая мысль была - написать статью. Но уже делая первые наброски, размышляя над тем, о чем необходимо сказать в такой статье, я понял, что это слишком узкий формат. Тут мало одной статьи. Тут скорее книга должна быть.

Но времени сесть и писать такую книгу-исследование у меня не хватало и не хватает. Так я пришел к мысли о том, что изначально следует оформлять наброски к книге в виде серии постов в каком-то из своих блогов. А лучшее место в рунете для серьезного и длинного, вдумчивого разговора о хорроре сейчас - это DARKER.

Итак, общее понимание задач у меня такое выстроилось.

2. Эти посты будут, по сути, черновыми вариантами глав для будущей книги.

3. Книгу эту хрен кто когда издаст, по крайней мере я на это совершенно не рассчитываю, не закладываюсь и не надеюсь какие-то финансовые выгоды от этого получить.

3. По окончании цикла статей я его, возможно, еще дополню и отредактирую. Затем сведу в нечто единое, сопровожу ссылками и цитатами на различные источники, присовокуплю какие-то приложения (начиная со списка использованной литературы). То есть оформлю это уже в текстовый файл как полноценную работу.

4. То, что получится, сделаю электронной книгой, которая будет распространяться бесплатно через мои личные сайты. Ну и, если редакция и читатели DARKER будут не против, через сайт нашего журнала тоже.

Пока достаточно сложно сказать, чем я все закончу. В голове на данный момент только задумки для условных "первых глав", то есть - о чем конкретно я буду писать в первых постах этого цикла. Главная задача моя - наиболее полно раскрыть термин horror, дать развернутое определение с обязательным экскурсом в историю жанра, показать его специфику. Памятуя об этой главной задаче, я намерено вынесу за пределы цикла не менее интересные и важные темы, "как писать хоррор" и все такое. Лично мне уже хватает беглых статей, в которых вся эта сложная тематика дается обзорно, без детализации и осмысления. Мухи отдельно, котлеты отдельно. Иными мловами, сначала будем долго говорить о том, что такое хоррор вообще, а только потом, если хватит сил, времени и желания, совершенно отдельно (в другой серии постов или в другой электронной книге, пособии) поднимем другие важные вопросы.

Что касается ближайших планов по серии "Что такое хоррор?", то начать я хочу с самого понятия "жанр", дабы избежать путаницы в дальнейшем. Далее следует (как мне кажется) указать на специфику жанра хоррор, сказать о том, что составляет его художественную базу, систему. Затем должно поговорить об исторических предтечах хоррора и первых его литературных формах. Потом - о различных видах хоррора, о разнообразном понимании жанра.

Любому более или менее не флегматичному человеку, всегда была интересна сторона неизведомого, мистика и тайна наполняла его сознание, давая волю воображению, она вселяла ужас и дарила наслаждение от этого. Ночные кошмары и боязнь наступления темноты, страх смерти, привидений, чудовищ и порой собственной тени - все это сопровождается присутствием ощущения ужаса и эмоционального возбуждения, что стало доступно наблюдать со стороны - в кино.

С появлением кинематографа многие творческие замыслы стали возможны к реализации их на экране. Основой каждого фильма в жанре хоррор является тема смерти - по различным причинам, начиная от укуса вампира и заканчивая суицидом героя, а так же любая жуткая ситуация в картине, смысл которой заставляет зрителя испытывать страх от необъяснимого и неминуемого. Самая распространенная и востребованная тематика классического хоррора в начале своего становления в кино - вампирическая. Режиссеры опирались на литературных героев любимых авторов в жанре готик/хоррор.

Такие эффекты в картинах как движение теней, пугающих звуков, стонов и соответствующей музыки, направлены на будоражение воображения и поддержание напряженного состояния зрителя. Так одним из первых фильмов жанра хоррор считается трехминутный Le Manoir Du Diaboli (« ») от Жоржа Мальеса в 1896 году, по праву относящийся к началу становления фильмов о вампирах. Немецкий кинематограф славен хоррором от режиссера Вильгельма Мурнау. В 1915 г. Вильгельм Мурнау ставит картину с одноименным названием, на основе наишикарнейшнего романа Густава Майринка « ». История о пражском бедном студенте, которого постигает испытание столкновения с дьяволом и сделке с ним.

Следующие шедевры Мурнау это « » (1920г.), « » (1926г.), « » (1922г.). Носферату - по слухам, украденный образ вампира из «Дракулы» Брема Стокера, после чего жена Стокера судилась с режиссером за авторские права, но безуспешно т.к. имена и места действий в фильме не совпадали с оригиналом книги. Позже в 1931г. после появления звука в кино, официально экранизируется стокеровский « », с Бела Лугоши в главной роли; фильм потрясает художественным мастерством отображения того времени, соблюдением самых четких правил постановки в своем жанре и конечно же игрой самого Лугоши... « » по роману Мери Шелли, « » - уважаемого Хенрика Галеена и многие другие представители классики хоррора. Самые лучшие картины в то время были основаны на литературе актуальной на тот момент и более ранней.

Голливудская киноиндустрия тоже не отставала, хотя и была менее впечатляющей. Американский хоррор прославил актер Лон Чейни, известный как «человек с тысячами лиц», сыгравший главного героя в « »; « », « », « » и множество фильмов про зомби было снято в Голливуде до середины 20-ого века. На арену выходит превосходный Альфред Хичкок с « », « », « » и другими триллерами, где режиссер активно использует психологически-тонкие приемы и может похвастаться подбором актеров - Грейс Келли, Марлен Дитрих и прочими. Потом появляются ужасы уже далеко отступившие от классики - « », « » выходя на более бытовую дорожку с нажимом на насилие, убийства и кровь.

В 80-ые годы прошлого столетия на экранах появляются « », « », « » и многие другие, которые получили продолжение в следующее десятилетие и стали самыми популярными картинами в данной тематике.

В начале 90-х происходит возвращение к литературным образам, красивое кино в лице - « » по Эн Райс «Вампирские хроники», « » с Гари Олдманом в главной роли по Стокеру. В то время как типичные голливудские картины « », « » - рассчитаны в основном на подростковую аудиторию.

Исходя из вышеописанного хронологического обзора, можно отметить что хоррор в кино переквалифицировался с высокого к более приземленному и в какой-то мере низменному.

Если вначале своего пути ставка делалась на мистику, вечные бессмертные образы оставались загадкой, когда каждый шорох и тень вызывали ужас и очарование игрой абстрактного, то нынешнее кино пришло и утвердилось в сторону крови, насилия и бытового убийства. Учитывая прогресс технологий спецэффектов, все меньше мы наблюдаем саму идею, замысел режиссеров остается порой скрытым для зрителя из-за претензии на коммерцию и массовое потребление. Сейчас уже никого не удивишь мертвецом или полтергейстом, они перешли в разряд героев из сказок для детей на ночь, поэтому режиссеры делают ставку либо на мясо, либо на спецэффекты в тех же ремейках.

Но поклонники классики жанра (коим является автор статьи) всегда могут достать истинный шедевр и насладится ни с чем не сравнимой индивидуальной подачей настоящих мастеров ужаса. Единственное что остается печальным, это невозможность посмотреть немое кино в оригинале, когда зачаровывает и воображение уносит зрителя в саму картину, заставляет вжиться в ситуацию и переживать чувства самих героев... Тут же вспоминается мелодия Вагнера «Голем», который специально для одноименного фильма написал композицию.

Каждый зритель - критик и сам себе авторитет, но если он пренебрегает классикой любимого жанра, он остается всего лишь любителем, порой не опытным и слившимся с массой. Не пренебрегайте старыми картинами, цените историю киноискусства. Приятного просмотра.

А ведь было время, когда люди с удовольствием читали такие произведения. Многие из них дали бы фору любому американскому фильму ужасов. Вспомните: «И посадила Баба Яга Ивасика на свою лопату, хотела она его зажарить и съесть»… А как выглядит «Красная Шапочка» в оригинале? Если бы по этому тексту сняли триллер? Какая тут «Пила»!

Так вот, Стивен Кинг еще в конце семидесятых годов заявил, что подавляющее большинство людей обожают, чтобы их пугали. Нам трудно понять природу страха, хотя страх – это одно из первых чувств, которое мы испытываем. Став взрослыми, мы забываем большую часть того, чего так боялись в детстве. Барьер рационализма пробить все труднее. Но страх от этого не становится слабее. Он просто трансформируется.

Вам нравятся американские горки? Какое от этого удовлетворение? Страх! А как следствие страха, выброс адреналина, который провоцирует возбужденное состояние, сравнимое только с экстазом. Но не у всех такие стальные нервы и сильное сердце, чтобы выдержать это. И вот тут хорошим заменителем данных ощущений становятся «ужасы»… В любой момент, если нервы на пределе, можно оторваться от книги и пойти на кухню, чтобы пожевать бутерброд или позвонить подруге.

Среди литературоведов распространено мнение, что «литература ужасов» становится особенно популярна в переломные времена. И, в принципе, так оно и есть. Достаточно вспомнить, что деятельность Говарда Филлипса Лавкрафта – отца жанра «хоррор» 20-го века – приходилась как раз на время «великой депрессии» в Америке. Потом его творчество было основательно подзабыто и лишь ближе к концу века снова получило известность. В переломные времена люди начинают особенно отчетливо видеть несовершенство окружающего их мира. Они перестают верить в абсолютную силу науки, перестают надеяться на лучшее. «Литература ужасов» же совершенно намеренно делает акцент на том, что наука – это вообще ничто. Мир не познаваем и чаще всего поворачивается к нам с самой своей дурной и пугающей стороны.

Обратите внимание, что именно в наши дни хоррор переживает «золотые» времена!

Но давайте все же разберемся с тем, что же относится к этому жанру.

Основная цель хоррора, как и любой жанровой литературы, – развлечь читателя. Средство хоррора – страх. Именно через него автор в этом жанре «добирается» до читателя. В хорроре встречается три типа страха:

а) страх перед неизвестным (сверхъестественный ужас);

б) сублимированный, гипертрофированный «реальный» (социальный, политический и т.д.) страх;

в) страх-отвращение (например, оторванные конечности и т.д.).

Основной конфликт хоррора – столкновение рационального, морального и иррационального, аморального начал. Происходить оно может как в рамках одной личности (от «Джекила и Хайда» Р.Л. Стивенсона до «Секретное окно, секретный сад» С. Кинга), так и в виде борьбы между героями, олицетворяющими эти начала («Дракула» Б. Стокера, «Великий бог Пан» Мейчена и др.).

Для хоррора важно постоянное, напряженное ощущение читателем реальности происходящего. Ключевую роль в хорроре играет атмосфера. Создание и поддержание ее – самая главная и самая сложная задача автора. Главное – нажать на нужный рычаг и заставить работать воображение читателя. И вовремя остановиться, не мешая, а лишь подбрасывая уголь в топку.

Настоящие знатоки хоррора применяют различные системы классификации книг и фильмов. Приведу наиболее характерные для художественной литературы виды:

1. Триллеры, в том числе «саспенс» (состояние тревожного ожидания, беспокойства), слэшер (маньяки) и т.д. В этих книгах сверхъестественное отсутствует.
2. Мистика, в т.ч. вампиры, монстры, призраки, оборотни, ведьмы и т.д.
3. Зомби.
4. Космические ужасы (в т.ч. пришельцы).
5. Энимал-хоррор, где ужасная роль достается животным.
6. На стыке различных направлений и др.

Сегодня я лишь приоткрыла завесу тьмы над жанром хоррор. Но, может быть, вы теперь не будете считать этот жанр низким и недостойным вашего внимания?