Снятие со Креста: восточное и западное понимание. Смотреть что такое "Снятие с креста" в других словарях

25 апреля 2008
Вечер Великой пятницы: Снятие с креста и погребение
иерей Павел Конотопов
Римский закон не дозволял снимать с крестов и предавать погребению обреченных на позорную смерть. Тела казненных оставались висеть на крестах и после того как смерть уже прекратила их мучения, доставаясь, наконец, в добычу хищным зверям и птицам.

Только иногда, в торжественные дни рождения императоров или накануне их, бывали отступления от этого обыкновения, и распятые предавались погребению.

Иудейский закон относился к этому иначе. Желая сделать казнь преступника особенно позорною, иудеи иногда труп казненного вешали на древе, но при этом никогда не оставляли его здесь на ночь. Это значило бы, по слову самого Бога, осквернить землю, данную народу-избраннику в наследие. Так бывало в период лучшей жизни иудейского народа. Но и теперь, когда право смертной казни было отнято у него римлянами, которые стали часто практиковать в чужой стране свою крестную казнь, Израиль не мог совершенно забыть это постановление Иеговы и равнодушно относиться к пригвожденным на несчастном древе, по законам римским. По крайней мере, для него было бы величайшим оскорблением оставить таких в их позорном положении на месте казни на ночь против субботы или дня праздничного. Суббота же, накануне которой был распят Господь Иисус Христос, к тому еще была день великий и особенно торжественный, так как совпадала с праздником Пасхи.

Понятна после этого просьба иудеев пред Пилатом о дозволении снять распятых с крестов. Но чтобы можно было сделать это, прежде необходимо было умертвить их, поэтому иудеи предлагают перебить им голени. Получив приказ от Пилата, воины каждому из разбойников не только перебили голени, но и нанесли удар копьем, после которого смерть уже была несомненна. Умертвив обоих разбойников, воины подходят к кресту Господа; но в этом теле со склонившеюся на грудь головою они не видят признаков жизни и потому считают себя вправе не перебивать голеней уже умершему. Чтобы не оставалось никакого сомнения относительно Его смерти, с целью угасить и последнюю искру жизни, если бы такая почему-нибудь еще сохранилась в Его сердце, один из воинов лезвием своего копья ударил в бок Распятого. Желая нанести удар смертельный, воин должен был выбрать левую сторону груди как вместилище сердца; эта же сторона в данном случае была и более удобною для удара. Из пробитой груди Иисуса Христа «истекла кровь и вода».

Для нас, как и для каждого, как и для воина, своим действием исполнившего пророчество Захарии, должно быть ясно одно: в этот момент на холме голгофском, на кресте, оставалось только одно тело умершего за весь мир Единородного Сына Божия.

Между тем, солнце уже стояло на окраине небосклона и наступило то время, между тремя и шестью часами по нашему счислению, которое иудеи называли «вечер». Если, уважая святость быстро приближавшейся великой субботы, иудеи не желали оставить распятых на крестах, то им нужно было торопиться. Поэтому как только были перебиты голени двум разбойникам и не оставалось сомнения в их смерти, тела их поспешно были сняты с крестов.

Может быть, те же грубые руки солдат, которые несколько часов назад веревками поднимали эти тела на крест, теперь также грубо и быстро сорвали их и бросили на землю. Затем, если нашлись добрые и набожные люди среди иудеев, они наскоро похоронили эти тела в особых гробницах, специально назначенных для погребения казненных. Если же способных на такой подвиг не оказалось, те же солдаты быстро отнесли их в какую-нибудь местную пещеру и оставили там в добычу гиенам и шакалам. Но умершему на кресте рядом со злодеями Провидение определило быть погребенным у богатого.

В числе людей, расположенных к Господу Иисусу Христу и стоявших на Голгофе в некотором отдалении от креста, вероятно, был и Иосиф из Аримафеи. Богатый человек и видный член синедриона, он был тайным учеником божественного Учителя. Будучи не в силах помешать беззаконному ночному судопроизводству, Иосиф сделал только одно - уклонился от участия в этом нечестивом «совете и деле». Теперь же, забыв прежние страх и осторожность, он отправляется к Пилату и просит правителя отдать ему тело Иисуса Христа. Вероятно, еще очень недавно ушли от прокуратора просившие о дозволении перебить голени распятым; во всяком случае, после того прошло так мало времени, что Пилат, выслушав новую просьбу, был очень удивлен такою необычайно скорою смертью главного из осужденных. Тем не менее, имея на этот счет определенные предписания закона и справившись у сотника о смерти Иисуса Христа, он отдал тело в полное распоряжение Иосифа. Тогда последний, не теряя ни минуты, спешит назад к Голгофе и по дороге покупает плащаницу т, необходимейшую вещь при погребении.

Быть может, еще в минуты страданий Спасителя на кресте в голове Иосифа родилась мысль предать погребению тело божественного Учителя в своей собственной гробнице. Мы не знаем, чем именно руководился тайный ученик Иисуса Христа, выбрав место для этой гробницы вблизи позорного и страшного лобного места. Тот новый гроб, который высек Иосиф в скале, находился очень недалеко от места казни Спасителя. Здесь еще никто не был положен; гробница, вероятно, даже не была еще окончена и представляла только одну камеру, когда единственное простое ложе у ее стены должно было послужить временною усыпальницею для краткого смертного покоя Господа Иисуса Христа.

С длинным куском тонкого полотна в руках, спешит Иосиф от Пилата к Голгофе. Между тем, последняя за это время совершенно изменила свой вид. Не видно стражи, которая, исполнив приказ Пилата, считала свое дело оконченным. Рассеялась и многочисленная толпа, еще недавно теснившаяся здесь. Чудесные события, сопровождавшие смерть Богочеловека, заставили этих легкомысленных людей инстинктивно почувствовать нечто великое и необычайное и, «бия себя в грудь», разойтись по домам. Умолк и голос вожаков толпы, которым теперь оставалось лишь торжествовать успех своего дела. Тихо на Голгофе. Лишь несколько взоров с мольбою покоятся на Умершем и несколько сердец бьются быстрее обыкновенного, с нетерпением ожидая возвращения Иосифа. Здесь стоят Мария Магдалина, Мария, мать Иакова меньшого и Иосии, может быть, еще некоторые из преданных Спасителю галилейских женщин. Здесь же, вероятно, стоят в ожидании и ученик, которого так любил Умерший, и святая Матерь, оставленная Сыном на попечение этого ученика. Здесь же, наконец, и другой тайный ученик Господа, приходивший к Нему для ночной беседы Никодим. С радостью выслушав добрую весть от возвратившегося Иосифа, поспешно приступают они к отданию последнего долга на земле Умершему.

Не грубые руки палачей-солдат, а любящая рука Иосифа снимает тело с креста. Новая высеченная в скале гробница была окружена тенистым садом, и последний находился так недалеко от Голгофы, что евангелист Иоанн прямо помещает его там, где был распят Иисус Христос. Такая близость места, гораздо более удобного для совершения необходимых приготовлений к погребению, чем открытая вершина Голгофы, вероятно, побудила тотчас же, после снятия с креста, перенести тело Господа в сад Иосифа. И вот здесь, омыв запекшиеся кровью раны, завертывают Его в чистую плащаницу, а царственную главу в особый плат, обильно пересыпая погребальные пелены 100 литрами принесенных Никодимом смирны и алоя. После этого, молчаливые и погруженные в глубокую скорбь, Иосиф и Никодим тихо поднимают святое тело и, войдя в гробницу, бережно кладут его на единственное высеченное здесь ложе. Отдав таким образом последнюю земную дань Умершему, совместными усилиями они подкатывают большой камень, и закрывают им вход в гробничную камеру. Быстро надвигающиеся сумерки, которыми уже начинался праздничный день, заставляют очень торопиться с погребением. Тем не менее, считая обряд неоконченным, присутствовавшие здесь женщины, возвратясь домой, приготовляют еще «благовония и масти» с целью помазать ими тело, как только пройдет суббота. Но их забота была напрасна и их благовониям не пришлось уже коснуться пречистого тела Господа Иисуса Христа.

Это событие составляет последнее, конечное звено в истории страданий Господа Иисуса Христа. Еще несколько часов после него, и те, которым Провидение судило быть первыми последователями божественного Учителя, уже с радостью и страхом передавали друг другу весть о Его воскресении.

Составлено по: Николай Маккавейский, «Археология истории страданий Господа Иисуса Христа».


Питер Пауль Рубенс. Снятие с креста.

ЖУВЕНЕ ЖАН Снятие с креста, 1697.

Руан, 1644 - Париж, 1717

Холст, 424 х 312 см. Написана для церкви капуцнов на площади Луи-ле-Гран в Париже. Перенесена в Королевскую Академию живописи и скульптуры в 1756 г.; коллекция Королевской Академии

Четверг, 17 Апр. 2014

Главный научный сотрудник Эрмитажа профессор Борис Сапунов сделал открытие, которое идет вразрез со всеми канонами церкви. Суть его гипотезы сводится к тому, что Христа сняли с креста живым!

К этому парадоксальному выводу Борис Викторович пришел после почти полувекового изучения библейских текстов и исторических документов о Христе.

Лучше всего в пользу моей гипотезы свидетельствует описанный в Евангелии факт: когда сотник Лонгин проткнул копьем грудь распятого Христа, из нее потекла кровь. Из покойников кровь не течет! - рассуждает Сапунов.

Значит, сердце Иисуса Христа еще билось.

Мучительная казнь на кресте была больше похожа на пытку и проводилась, прежде всего, для устрашения живых. Поэтому палачи стремились, чтобы приговоренный как можно дольше не умирал, чтобы его страдания длились несколько дней.

Пытки

Чтобы распятый как можно дольше висел на кресте, гвозди вбивались не в ладони, как часто рисуют на иконах, а в запястья. Только в этом случае человек мог висеть на кресте долго. Ладони не способны выдержать подобной нагрузки, они рвутся под тяжестью тела. Чтобы отсрочить смерть, избавляющую от страданий, к кресту под ногами человека прибивали небольшую поперечную планку, на которую он мог опираться.

Я обсуждал этот момент с врачами, - говорит Сапунов. - Медики подтвердили, что без упора на ноги человек в позе распятого начинает задыхаться. Нарушается работа сердца, и несчастный очень быстро умирает. Однако из исторических документов известно, что Христа распяли, тщательно соблюдая все правила казни. Римляне желали его мучений, а не быстрой смерти! Поэтому есть повод полагать, что на кресте Спаситель через три часа впал в состояние комы, которое и было принято за смерть. Для палачей это было не в новинку: потеря сознания, шок и кома - вполне естественны при таких мучениях.

Обязательный в финале казни укол копьем в грудь обычно делался не для того, чтобы засвидетельствовать смерть, а чтобы наверняка добить человека ударом в сердце.

Удар

Но тут-то и кроется парадокс, который обнаружил доктор исторических наук Сапунов:

На иконах издревле мы видим изображение Христа, у которого кровь струится из правой половины груди. Заметьте - из правой! Значит, удар копьем, который нанес сотник Лонгин, не мог пробить сердца! Это еще больше убеждает в том, что Иисус мог остаться в живых.

Профессор Сапунов установил, под каким углом могла быть нанесена рана копьем. Крест обычно был высотой 2, 5 - 3 метра. Длина боевого копья, рассчитанного на действия в плотном строю римских когорт, колебалась от 160 до 200 сантиметров. Голгофский холм, на котором был воздвигнут крест для Иисуса, имел высоту 6-7 метров и заканчивался конусообразной вершиной. Исходя из этого, легионер мог нанести Христу только касательный удар, стоя ниже Его на склоне холма. Направленное снизу вверх, лезвие проникло под правое ребро. Если бы копье нанесло прямой удар в левую сторону груди, то лезвие должно было задеть сердце, вызвать обильное кровотечение и смерть.

Обычно распятый человек мучился на кресте несколько дней. Понтий Пилат, когда ему доложили, что Иисус скончался через три часа после казни, удивленно воскликнул: "Он уже умер?" Об этом изумлении прокуратора говорится в Евангелии от Марка.

Профессор Сапунов, учитывая свой личный фронтовой опыт и мнение военно-полевых, хирургов, считает, что раны Христа не могли привести к быстрому летальному исходу. И что за смерть приняли коматозное состояние.

Из комы Христос вышел естественным образом после омовения его тела растворами из алоэ и смирны, - утверждает ученый. - Ведь оба растения - сильные антисептики...

Раны

Однако есть материальное свидетельство, которое прямо говорит о смерти и чудесном воскресении Иисуса. Это знаменитая Туринская плащаница - кусок ткани, в который, по преданию, было завернуто тело Христа. Ее точная копия, освященная патриархом Алексием II, выставлена в Сретенском монастыре в Москве.

На плащанице чудесным образом запечатлелся не только лик Иисуса, но и его раны. На теле было множество прижизненных кровоточащих травм от тернового венца, от избиения бичами и палкой, от гвоздей и копья. Из Евангелия известно, что Христос воскрес через 36 часов после погребения. Криминалисты и медики обратили внимание на то, что тело отделилось от всех кровяных сгустков на плащанице, от всех затвердений сукровицы и околосердечной жидкости, не потревожив ни одного из них. Христос же вышел из покровов ткани, не развернув их!

В Евангелии описано, как усомнившемуся в Его воскресении апостолу Фоме Христос показал на руках раны от гвоздей и рану в ребрах. Фома воскликнул: "Господь и Бог мой!" Иисус сказал ему: "Ты поверил потому, что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие!"

На иконах с изображением умершего на кресте Христа, рана от копья изображается, как и на плащанице, также на правом боку.

Реликвии

Гвозди, которыми Христа прибивали к кресту, и наконечник копья Логина после чудесного воскресения Спасителя христианами всего мира почитаются как святыни. Именно копье могло бы поставить точку в гипотезе профессора Сапунова: была ли смертельна полученная от него рана?

Наконечников копья сотника Лонгина по миру насчитывается не меньше десяти, - говорит Борис Викторович. - Какой из них подлинный, неизвестно. Ясность могли бы внести ученые. Современные технологии позволяют точно определить возраст вещи и местность, из которой она попала к нам в руки. Зная размеры копья, мы можем предполагать, был ли нанесенный им удар в правую сторону груди смертельным. Но, увы, хранители реликвий категорически против исследований...

Копье

Копье, пронзившее грудь Иисуса Христа, хранится в Армении. По преданию, оно было принесено туда апостолом Фаддеем. В средние века его сберегли в монастыре Сурб Гегард (Святого Копья). А сейчас оно находится в Святом Эчмиадзине. Копьем раз в семь лет Католикос освящает святое миро во время мироварения.

На свете есть несколько древних наконечников копья, которые называют копьем Лонгина, - рассказал отец Ваграм, один из хранителей копья. - Но мы не придаем этому значения. Ведь не армянское духовенство придумало, что апостол Фаддей принес его на нашу землю. Это подтверждено множеством описаний и документов. Сам вид нашей реликвии свидетельствует о ее подлинности. Наконечник невзрачный, из самой простой стали. Копье Судьбы, как мы его называем, решило судьбу Спасителя. Христос умер за весь род человеческий, а потом воскрес, указав нам всем путь к вечной жизни. И ничто не поколеблет нас в этой вере...

Оксана Щербакова

Величайший обман в истории. Миф о распятии Христа

Читаем внимательно Евангелия или как сатана обманул христиан

Научный сотрудник Эрмитажа Борис Сапунов более 20 лет проработал в органах МВД - помогал раскрывать дела, связанные с кражей древнерусских икон, проводил экспертизу. Основательно изучив методику работы следователей и милиционеров, научный сотрудник применил их в своем собственном исследовании четырех Евангелий. В итоге ученому удалось, как ему кажется, обнаружить новые подробности земной жизни Иисуса Христа, а также составить его фоторобот.

Снятие с креста живописные изображения, описанной в Евангелиях сцены снятия с креста тела Иисуса Христа. «Снятие с креста» картина Рафаэля Санти, 1507 г. «Снятие с креста» картина Чиголи «Снятие с креста» картина Питера Пауля Рубенса «Снятие с… … Википедия

Питер Пауль Рубенс Снятие с креста, 1612 Kruisafneming Дерево, масло. 420,5×320 см Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Снятие с креста (картина) … Википедия

- … Википедия

Питер Пауль Рубенс … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Воздвижение Креста (Рубенс) … Википедия

ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ - [греч. ᾿Ιωσὴφ [ὁ] ἀπὸ ᾿Αριμαθαίας; лат. Ioseph ab Arimathea], св. прав. (пам. в Неделю жен мироносиц; пам. греч. 31 июля); влиятельный член синедриона и тайный ученик Иисуса Христа (Мф 27. 57 60; Мк 15. 43 46; Лк 23. 50 53; Ин 19. 38 42). И. А.… … Православная энциклопедия

ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА - [Церковнослав. ; греч. ῾Η ἁγία καὶ μεγάλη Παρασκευὴ; лат. Feria VI in Parasceve], пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа.… … Православная энциклопедия

ВАТОПЕД - [греч. ῾Ιερὰ Μεγίστη Μονὴ Βατοπαιδίου, Βατοπεδίου; Βατοπαίδιον, Βατοπέδιον], во имя Благовещения Пресв. Богородицы общежительный муж. мон рь; расположен на берегу небольшой бухты, находящейся примерно посередине сев. вост. побережья п ова Афон… … Православная энциклопедия

Книги

  • Снятие с креста
  • Снятие с креста , Пол Клеменс. В парке старинного французского замка найден труп молодой женщины. Через несколько дней кто-то убивает смотрителя замка. Далее убийства следуют одно за другим: погибают престарелая дама из…

Картина Рубенса «Снятие с креста»(1612 -1914 годы) - второй из великих алтарей живописца, который был написан для собора Богоматери в Антверпене.

Историческая часть

Произведение состоит из трех частей. Левая - «Встреча двух сестер», центральная - «Снятие с креста» и правая - «Сретение». «Снятие с креста» - картина Рубенса, написанная в стиле барокко под влиянием венецианской школы. Цветовая гамма, а также светотень напоминают работы Караваджо Римского периода, который положил начало реализму и с молодых лет задумывался о бренности жизни.

Основой считается центральная панель 421х311 см. Две боковые по высоте равняются ей, а по ширине составляют 153 см. Картина Рубенса «Снятие с креста» была написана для одного из боковых приделов капеллы Гильдии аркебузьеров. Это произведение никогда не покидало Фландрии. Только Наполеон, завоевав страну в 1794, вывез его в Париж. После его поражения в 1815 году картина Рубенса «Снятие с креста» вернулась на родину.

Мария и Елизавета

Левая панель описывает встречу Марии и Елизаветы после Благовещения, когда немолодая и бездетная Елизавета стала наконец-то беременной.

В это время младенец взыграл в чреве Марии, и Елизавета наполнилась святым духом и торжественно и восторженно известила Богоматери ее будущее. Имеется предположение, что Рембрандту моделью Марии служила молодая беременная жена Изабелла Брандт. Слева направо нам является жизнь Спасителя - картина Рубенса «Снятие с креста».

Центр композиции

На центральной панели расположено девять фигур. Композиционно они располагаются по диагонали. Это придает динамичность действию. Придерживая ткань руками и зубами, рабочие, которые находятся наверху, бережно и заботливо снимают тело Христа с лестницы.

Святой Иоанн в красных одеждах стоит одной ногой на лестнице. Вся его фигура изогнулась, чтобы поддержать тело самым энергичным образом. Так изображает «Снятие с креста» Рубенс. Одна из ног Спасителя, с окровавленными следами от гвоздя, легко касается красивого плеча Магдалины с золотистыми волосами.

Тело Христа с упавшей на плечо головой, которая не изуродована смертью, дают самое точное представление о горечи конца жизненного пути. Об этом рассказывает картина Рубенса «Снятие с креста». Тело Спасителя без сил скользит по пелене, которую все бережно поддерживают. Иосиф Арамейский и Никодим, расположенные по бокам от лестницы, вместе с рабочими образуют квадрат. Богоматерь в синих траурных одеждах протягивает руки к Сыну. В правом углу у лестницы стоит медный таз, где собраны гвозди, и Распятие в запекшейся крови. Дневной свет гаснет. Толпа любопытных уже разошлась.

Левая панель - Сретенье

На ней изображен бывший римлянин Репев, а ныне покровитель ордена Аркебузьеров, которыми была заказана картина, встречающий Святого Младенца, чтобы перенести его через реку.

Ребенок был очень тяжел, так как нес все тяготы мира. Позже Христос крестил великана Репева под именем Христофор.

«Снятие с креста» - картина Рубенса, в которой он вольно или невольно показал свое техническое мастерство во всем блеске. Рубенс создал образ Христа, раскрыв его во всей полноте. Живописец стал не только великим светским, но и величайшим религиозным художником. Цвет, форма и композиция давала объяснение, истолковывала веру его современников. На этом мы заканчиваем описание картины Питера Рубенса «Снятие с креста».

В тот же вечер, вскоре после всего совершившегося, приходит к Пилату знаменитый член синедриона, богатый человек Иосиф Аримафейский (из города Аримафеи). Иосиф был тайный ученик Иисуса Христа, тайный - из страха перед иудеями. Человек он был добрый и праведный, не участвовавший в совете, в осуждении Спасителя. Он просил у Пилата позволения снять тело Христово с креста и похоронить. Пилат удивился, что Иисус Христос так скоро умер. Он позвал сотника, стерегшего распятых, узнал от него, когда Иисус Христос умер, и позволил Иосифу взять тело Христово для погребения. Иосиф, купив плащаницу (полотно для погребения), пришел на Голгофу. Пришел также и другой тайный ученик Иисуса Христа и член синедриона, Никодим. Он принес с собой для погребения драгоценную благовонную мазь - состав из смирны и алоэ. Они сняли тело Спасителя с Креста, помазали Его благовониями, обвили плащаницей и положили Его в новом гробе, в саду, вблизи Голгофы. Гробом этим была пещера, которую Иосиф Аримафейский высек в скале для своего погребения, и в которой еще никто не был положен. Там они положили тело Христово, потому что гроб этот был близко от Голгофы, а времени было мало, так как наступал великий праздник Пасхи. Потом привалили огромный камень к двери гроба и удалились. Мария же Магдалина, Мария Иосиева и другие женщины были там и смотрели, как полагали тело Христово. Возвращаясь домой, они купили драгоценного мира, чтобы потом помазать этим миром тело Христово, как только пройдет первый, великий день праздника, в который, по закону, следовало всем пребывать в покое. Но враги Христовы не успокоились, несмотря на свой великий праздник. На другой день, в субботу, первосвященники и фарисеи (нарушая покой субботы и праздника) собрались, пришли к Пилату и стали просить его: "Господин! мы вспомнили, что этот обманщик (так осмелились они называть Иисуса Христа), еще будучи в живых, сказал: "после трех дней воскресну". Поэтому прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу, что Он воскрес из мертвых; и тогда будет последний обман хуже первого". Пилат сказал им: "у вас есть стража; пойдите, охраняйте, как знаете". Тогда первосвященники с фарисеями пошли ко гробу Иисуса Христа и, осмотрев внимательно пещеру, к камню приложили свою (синедрионову) печать; и поставили у гроба Господня воинскую стражу. Когда тело Спасителя лежало во гробе, душой Своей Он сошел в ад к душам людей, которые умерли до Его страданий и смерти. И все души праведных людей, которые ждали пришествия Спасителя, Он освободил из ада.

Примечание: См. в Евангелии: от Матфея, гл. 27, 57-66; от Марка, гл. 15, 42-47; от Луки, гл. 23, 50-56; от Иоан., гл. 19, 38-42.