Развитие городов, ремесла и торговли. История китая с древнейших времен до наших дней

Спрос городов на сельскохозяйственные продукты способствовал развитию сельского хозяйства, росту товар- Но-денежных отношений в деревне, отделению ремесла от сельского хозяйства и вместе с тем разложению феодального способа производства.

Ремесленно-торговый город постепенно становился ведущим в борьбе за экономический, социальный, политический и культурный прогресс страны.

Турецкие завоеватели захватили территории с большим количеством городов, в которых были развиты ремесло и торговля. После завоевания эти города были превращены в крепости и центры военной и гражданской администрации. Ремесленное производство, регулируемое и регламентируемое государством, было обязано в первую очередь обслуживать потребности армии, двора и феодалов. Военные нужды феодалов и государства, а также все возраставшие бытовые потребности первых вызывали спрос на оружие, военное снаряжение, предметы бытового обихода. Большое значение для развития ремесла имело объединение огромной территории в Азии и Европе в рамках одного государства, ликвидация феодальных усобиц, охрана дорог. За 50 лет численность населения 14 крупнейших городов Османской империи (без Стамбула) почти удвоилась.

Одна из главных причин быстрого роста городского общества заключалась в политике султанских властей, направленной на создание благоприятных условий для развития городов, поддержания стабильности и устойчивости жизни горожан. Рассматривая города как опорные пункты центральной власти и распространения исламской религии и культуры, османские власти уделяли много внимания вопросам снабжения городского населения продовольствием и сельскохозяйственным сырьем, а также предоставляли крупным городам некоторые налоговые льготы. Норма эксплуатации городского населения была несколько ниже, чем крестьян. Сосредоточив в С£|оих руках значительные богатства, полученные в качестве военной добычи, а также за счет эксплуатации крестьянства, османские феодалы располагали большими возможностями для широкого городского строительства, для покупки предметов роскоши, оплатЫ труда ремесленников, строительных рабочих, художников и т.д. Поэтому в городах особенно быстро росло число тех ремесленников, чьи изделия пользовались спросоМ земельной аристократии.

Данные налоговых реестров XVI в. показывают, что среди городских жителей преобладали ремесленники и мелкие торговцы. Большинство из них было связано с

удовлетворением нужд самого городского населения и потребностей государства, особенно армии. Большое развитие в турецких городах получили текстильное производство, в особенности - выработка хлопчатобумажных я шелковых тканей, кожевенное дело, обработка металлов, в первую очередь меди, производство различных ви-

Турецкая ткацкая мастерская. Старинная гравюра.

дов оружия и военной амуниции. B то же время численность представителей тех профессий, чья.продукция шла на продажу в другие города или вывозилась в соседние страны, была относительно невелика.

B ремесле того времени господствовал мелкий товаропроизводитель, не пользовавшийся наемной силой. Ремесленное производство было основано на ручном труде. Рост производительности достигался дальнейшим разделением труда. B процессе производства круг предметов, относившихся к специальности мастера, все более сужался, узкая специализация позволила довести мастерство ремесленников до совершенства. Большой популярностью в Османской империи и Европе пользовался бархат из Бурсы, ковры, вытканные в Ушаке и Конье, Ткани из козьей шерсти, привозимые из Анкары. Бол- Гарский город Самохово был известен как центр железоделательной промышленности, изделиями из меди прославились Данербакыр, Эрзурум, Кастамону, крупнейши- ми центрами керамического производства были города Кротахья и Изник.

B XVI в. ремесленники османских городов объединились в эснафы (цеховые организации). Цехи средневековья были порождены глубокой натуральностью хозяйства, ограниченностью рынка, стабильностью способа производства.

B цехах существовала внутренняя иерархия и система контроля над производством и сбытом. Эснафы закрепляли и консервировали определенный способ производства, устанавливая соответствующие методы работы и предъявляя строгие претензии в отношении количества и качества изготовляемых изделий. Столь же строго регламентировался сбыт. Каждый цех имел определенный район, где он мог продавать свою продукцию. Никто не имел права превышать цены, установленные на товары. B условиях существования сильной государственной власти эснафы не играли большой роли в управлении городами, хотя цеховые старейшины входили в состав «именитых граждан» города.

Даже в административных и финансовых вопросах автономия цеха была ограничена правительством.

Регламентация торговли, государственные налоги и местные феодальные сборы препятствовали развитию торговли. B силу неразвитости транспортных возможностей свободный товарообмен значительно затруднялся. Крестьянское хозяйство имело натуральный характер. Большинство деревенского населения удовлетворяло свои основные потребности в одежде, домашней утвари, питании не через рынок, а продуктами собственного производства. Деревенские жители выходили на рынок со своей продукцией, лишь когда им были необходимы деньги для уплаты налогов или покупки инвентаря. Сколь бы ни была ограниченной потребность крестьян в продуктах ремесла, все же они вынуждены были покупать в городе соль, ткани. Соответственно на рынок поступали продукты земледелия и животноводства. Основная часть торговых операций совершалась на базарах, происходивших в городах и крупных селах в определенные дни недели, чаще всего по пятницам, иногда только два раза в месяц. B ряде районов Османской империи, прежде всего на Балканах, все большую роль ничинает играть ярмарочная торговля; объем закупок, совершавшихся на ярмарках, заметно возрос в XVI в. Развитие межгородских и региональных связей серьезно сдерживалось ограниченными возможностями караванной транспортировки товаров.

Торговля производилась оптом и в розницу. B городах существовали группы оптовых торговцев, располагавших довольно большими капиталами. Наиболее богатые среди цих были связаны с закупками продовольственных товаров. Многие купцы были связаны с внешней торговлей - ввозили ткани, металлы и предметы роскоши из европейских стран, Ирана, Индии.

Власти были заинтересованы в развитии внутренней торговли, являвшейся одним из наиболее важных источников доходов казны. Султанское правительство принимало меры к восстановлению и охране дорог и мостов, вдоль важнейших караванных путей было построено много караван-сараев. Однако в существовавших в то время условиях торговля не могла свободно развиваться. Особенно пагубное влияние оказывала полная незащищенность личности и имущества купцов от притязаний местных властей. Тем более, что большинство купцов было из неравноправного местного населения - греков, армян, болгар, сербов и евреев. Произвол пашей и султанских чиновников вынуждал торговцев скрывать свои богатства и ограничивать масштабы коммерческих операций. Многие из них предпочитали копить деньги или вкладывать их в недвижимое имущество. Сами турки мало занимались торговлей. Это объяснялось не только презрительным отношением сипахи к профессии купца, но и тем, что турецкая народность отставала в своем социально-экономическом развитии от многих народов, оказавшихся под их властью.

Результатом турецких завоеваний явилось серьезное расстройство торговли по Средиземному и Черному морям и значительное сокращение торговых связей между Европой и странами Востока. Однако Османская империя не разорвала традиционных торговых связей Востока с Запа- Дом. Турецкие султаны извлекали немалые деньги, собирая таможенные сборы и рыночные пошлины с армянских, греческих и др. купцов, пополняя за их счет казну.

B XVI в. Османская империя вела довольно оживленную внешнюю торговлю. Особенно прибыльна была Транзитная торговля восточными пряностями, шелкОм И другими предметами роскоши, которая велась через пор- Ты Египта и Сирии при посредстве венецианских и дуб- Ровницких купцов. Заинтересованные в левантийской торговле Генуя, Венеция н Дубровник еще B XV в. до- бились от османских властей разрешения вести торговлю на территории, подвластной османам. Торговая республика Дубровник (Рагуза) признала протекторат Порты и обязалась выплачивать турецкому султану определенную дань, в обмен на торговые привилегии. Торговые операции дуб- ровницких купцов охватывали главным образом балканские земли, отсюда они вывозили различные продукты сельского хозяйства, в частности, шерсть, кожи, воск. Иноземные корабли заходили в Стамбул, Измир, Синоп, Трабзон, Салоники. Однако внутренние территории Малой Азии оставались не втянутыми в торговые отношения с внешним миром.

B крупнейших городах империи существовали невольничьи рынки, на которых процветала обширная работорговля. Bo время военных походов воины захватывали и уводили в плен десятки тысяч взрослых и детей, превращая их затем в рабов. Труд рабов широко применялся в сельском хозяйстве - в качестве пастухов в султанских xaccax и в домашнем быту феодала.










1. Оставались под властью сеньора 2. Добивались относительной независимости –Коммуна –Самоуправление Мэр, магистрат, суд, казна, войско. Вносили бывшему господину платежи за землю Государство облагало города налогами. 3. Добивались полной независимости (города – государства и городские республики в Италии и Германии). XIV-XV вв. – результаты борьбы


Важный результат борьбы городов с сеньорами Освобождение горожан от феодальной зависимости. Беглый крестьянин становился свободным, если ему удавалось прожить в городе один год и один день – «городской воздух делает человека свободным». Личная свобода привлекала людей из деревни.


Жители средневековых городов (§ 14) Вопросы для сравнения Городские богачи Мастера- ремесленники, лавочники Городские бедняки 1. Группы городского населения? ПатрицииБюргерыПлебеи 2. Чем владели? 3. Чем занимались? 4. Какую роль играли в управлении городом?












Цеховой устав – правила, обязательные для всех членов цеха: 1.Делать вещи по единому образцу. 2.Иметь дозволенное число станков, учеников, подмастерьев. 3.Не переманивать друг у друга покупателей. 4.Нельзя работать в праздники и «при свечах». 5.Продавать изделия по предписанной цене. 6.Закупать сырье у определенных поставщиков. Старшины – следили за соблюдением устава и наказывали нарушителей


Роль цехов в жизни города Долгое время цехи способствовали развитию ремесла К концу Средних веков цехи стали задерживать рост промышленного производства 1.Члены цеха устраивали совместные праздники, сообща тушили пожар, несли сторожевую службу в городе, составляли отряды городского войска. 2.Цех помогал больным, разорившимся ремесленникам, осиротевшим семьям мастеров. 3.Цех имел свой герб, знамя, церковь, кладбище. 1.Препятствовали переходу подмастерьев в мастера. 2.Не разрешалось расширять мастерские и вводить новые орудия труда.




Важные торговые пути 1.На Восток (к портам Сирии и Египта, Крыма и Кавказа) через Венецию и Геную (предметы роскоши, пряности). 2.По Северному и Балтийскому морям – к Восточной Европе через Новгород, Брюгге и Лондон (соль, шерсть, железо, меха, воск, мед, лес). Ганза – союз немецких торговых городов. Фактории – торговые дворы иностранных купцов. Ярмарки – ежегодные торги. Меняла – специалисты по денежным делам. Ростовщики – люди, дававшие деньги в долги под проценты. Банк – хранилище больших сумм денег. Банкиры – владельцы банков.


Домашнее задание § Р/т 1,2,4,5 стр; 1,4 стр; кроссворд на стр

В X -- XII вв. в Китае продолжался процесс обособления города от деревни. Повсюду возникали новые города, разрастались старинные поселения. Наиболее крупными административными и торгово - ремесленными центрами стали: Кайфын, Ханчжоу, Чэнду и Учан. Начали складываться и новые торгово-ремесленные пункты, которые назывались чжэн или ши.

За городскими стенами вырастали торгово-ремесленные посады, которые вновь окружали стенами, образуя внешний город. Территорию многих городов пересекали транспортные каналы.

К XI в. довольно высокого уровня достигло строительное искусство. Дворцовые постройки и дома знати возводились в два-три этажа. Крупные города имели хорошо налаженное городское хозяйство: цехи доставляли воду, чистили город от мусора и нечистот, несли пожарную службу.

В столицах Кайфыне и Ханчжоу жило по нескольку сот тысяч человек. Деление горожан на сословия отсутствовало. Торговля не считалась низким занятием для чиновника, даже члены императорской фамилии получали доходы от содержания торговых домов. Разбогатевшие купцы и ремесленники могли купить чины и тем самым социально уравняться с чиновниками, купить землю.

С развитием городов расширилось ремесленное производство, главным образом отраслей, обслуживавших господствующий класс. Увеличилась добыча и обработка металлов. В XI в. добыча меди возросла в 30 раз по сравнению с IX в., а железной руды -- в 12 раз. Расширилась добыча свинца, олова, ртути, золота, серебра; совершенствовалась техника плавки и обработки металлов: стали применять каменный уголь и химические реактивы, а также гидрометаллургический метод выплавки меди. Широко распространилось кузнечное дело и изготовление металлических изделий: оружия, ножей, гвоздей, котлов, обручей, посуды.

Десятки видов шелковых тканей изготовлялись на юге; изобрели способ тканья декоративных панно. В XI в. в Китай из Средней Азии и с островов Индийского океана завезли хлопок, а изобретение станка для очистки хлопка и многоверетенной прялки дало возможность уже в XII -- XIII вв. выпускать ткани из хлопковой нити без примеси льна или конопли.

Усовершенствовалось изготовление керамических и фарфоровых изделий, появились зеленоватые или серо-голубые сосуды (селадоны) и изделия, декорированные причудливой сеткой подглазурных трещин (кракле).

На улицах города располагалось бесчисленное множество мастерских по изготовлению одежды и обуви, мебели, домашней утвари, вееров, зонтов, туши, жертвенной утвари, ювелирных изделий и т. д. В X-- XIII вв. труд в городских ремесленных мастерских не был дифференцирован. Разделение же труда между различными мастерскими происходило весьма интенсивно и сопровождалось увеличением числа ремесленных профессий: в ткацком производстве выделились прядение, ткачество и крашение.

Основным типом ремесленного предприятия была мастерская-лавка, где ремесленник трудился вместе с членами своей семьи, подмастерьями и учениками и сам сбывал товары. В XII--XIII вв. в ремесленных кварталах возникали уже мастерские и лавки значительных размеров. Венецианский купец Марко Поло, посетивший Китай в конце XIII в., писал о мастерских, где работали по 10 и даже 40 человек.

Объединение ремесленников в цехи (ханы и туани) стало обязательным. Государственные власти использовали этот институт в своих целях, вынуждали объединяться в цехи даже гадателей, торговцев водой, банщиков и т. п. В Ханчжоу в XIII в. насчитывалось 414 цехов. Существовала иерархия цехов. Как правило, ханы были смешанного типа -- торгово-ремесленные. Лишь в таких важных отраслях, как оптовая торговля рисом и скотом, возникли чисто купеческие объединения, *обладавшие большим влиянием. Членом хана обычно был глава семьи, а ремеслом занималась вся семья. Цеховое право определяло число подмастерьев и учеников на одно хозяйство, вступительные взносы в цех, равные для всех мастеров, условия работы и ее оплаты, продажи готовых изделий, запрещало передачу на сторону цеховых секретов,

В отличие от Западной Европы в Китае в торгово-ремесленных кварталах более интенсивно шла торговля, имелись даже ночные рынки. Цех имел праздники и культы, защищал интересы мастеров, помогал своим членам в случае болезни или похорон. Старшины и казначеи взимали штрафы, отвечали за уплату властям налогов, выполнение заказов и трудовых повинностей.

Ханы и туани обладали лишь некоторым внутренним самоуправлением, но не имели никакого политического влияния, испытывая сильный гнет феодального государства.

Наем рабочей силы в XII--XIII вв. был феодальным по своей сути, он, как правило, не касался основных отраслей ремесла, был не свободным, а происходил через посредство главы цеха. В крупных городах были специально выделены места для найма рабочей силы.

Развитию ремесла и расширению рынка препятствовала монополия на добычу и сбыт металлических руд, соли, на литье монеты, обжиг и продажу древесного угля, на производство и продажу чая, вина, дрожжей, уксуса. Казенные мастерские сосредоточивались в крупных ремесленных пунктах, в местах добычи полезных ископаемых, а также в обеих столицах -- Кайфыне и Ханчжоу. Наиболее крупными были оружейные, судостроительные, шелкоткацкие мастерские, печатные и монетные дворы. Ремесленники, обслуживающие эти мастерские, работал» на основе выполнения повинностей или принудительного найма.

Продукция мастерских шла на удовлетворение потребностей императора и высшей знати, оснащение армии, уплату дани чжурчжэням и киданям и частично на внешний рынок.

С развитием сельского хозяйства и городского ремесла оживилась и торговля. В крупных городах на площадях или у ворот функционировали ежедневные рынки с разнообразным ассортиментом товаров, необходимых городскому жителю. В определенные дни открывались рынки, специализирующиеся на продаже лекарств, угля, риса, лошадей, ювелирных изделий, готовой одежды, конопляной пряжи.

По большим праздникам собирали ярмарки, чаще всего на территории храмов и монастырей. Кроме того, на внутренних торговых путях и в местах большого скопления деревенского населения появилось много поселений городского типа. Там на рынках и ярмарках шел обмен сельскохозяйственных продуктов на ремесленные изделия. Важную роль в сбыте изделий ремесленников и продуктов земледелия играли бродячие купцы. Однако межобластные связи были еще слабыми, а движение товарных масс из области в область -- небольшим.

Рост ремесла и торговли увеличил денежную массу в стране. Кроме железных и медных монет вошли в обращение золото и серебро. Несмотря на суровые законы, каравшие частных лиц за вывоз монеты, на рынках сопредельных стран были в ходу главным образом китайские монеты. Наряду с металлическими монетами в Китае применялись, бумажные деньги. На рынках действовали меняльные конторы и лавки: маклеры посредничали при найме рабочей силы, а также при торговых сделках оптовых продавцов с лавочниками.

Внутренняя торговля -- источник доходов казны -- строго ею контролировалась. Первым среди китайских рынков был кайфынский: от приносил казне 400 тыс. связок монет годового дохода. Сборы на внутренних таможнях нередко достигали половины стоимости товара. Кроме налогов с дохода ремесленники и торговцы были обязаны платить казне за землю, арендуемую под лавки, и продавать часть товаров по низким ценам, установленным властями. Экономический гнет государства и злоупотребления чиновников мешали развитию торговли, сосредоточению денежных средств в руках частных лиц.

Внешняя торговля связывала Китай с различными странами. На юге по узким горным тропам торговцы проникали в Бирму и Вьетнам. Торговля с северными кочевыми племенами происходила на казенных пограничных рынках и носила преимущественно обменный характер. Морская торговля велась через приморские портовые города -- Цюаньчжоу, Нинбо и Ханчжоу. Крупнейшим портом стал Гуанчжоу, там жили иностранные купцы, прибывшие из Индии, Персии, арабских стран. Иногда их численность доходила до 200 тыс. Китайские корабли плавали вдоль индокитайского побережья и к странам южных морей, в Японию и к островам Тихого океана. Они везли шелковые ткани, фарфор, металлические изделия, золото и серебро. В Китай же доставляли пряности, драгоценности, слоновую кость, благовония, ценную древесину.

С потерей в XII в. Севера и окончательным перемещением центра экономической жизни на юго-восток удельный вес морской торговли во внешнеторговом обороте значительно возрос. Прочные и устойчивые китайские корабли могли брать на борт до 600--700 человек и большой груз.

Экономическое возвышение города не сопровождалось формированием его самостоятельного облика. Подчинение властям ремесленных и купеческих организаций, их зависимая роль, политическое бесправие ставили горожан в положение, почти равное деревенским жителям. Развитие городов, ремесла и торговли сковывали те же феодальные узы.

Интересы фольварочного хозяйства рано или поздно должны были столкнуться с интересами горожан. Однако и в этом отношении XVI в. создавал иллюзию благополучия. Общая экономическая обстановка благоприятствовала развитию ремесла и торговли, хотя рост цен на изделия ремесленников был далеко не так стремителен, как рост цен на зерно. Тем не менее наличие денег и у шляхтичей, и у крестьян обеспечивало сбыт городской продукции по выгодным ценам, а государственная политика регулирования городского рынка пока еще не сказалась негативно на торгово-ремесленной деятельности бюргеров.

Ремесло весьма динамично развивалось в городах и местечках. В этом отношении особенно выделялись Краков, Гданьск и Познань, а за пределами коронных земель - Вроцлав, Вильно и Львов. Более того, в Великой Польше появились первые рассеянные мануфактуры, а кое-где возникали весьма крупные сукновальни, красильни, кирпичные и металлургические мастерские, в которых применялся и наемный труд. Совершенствовалась технология, возникали новые отрасли (такие, как книгопечатание и бумажное производство). Наряду с железом росла добыча меди, свинца, серебра, а в соляных копях Бохни и Велички было занято около 1000 человек.

Перелом обозначился в конце XVI - начале XVII в., когда шляхта стала систематически законодательно ограничивать рост цен на городские продукты, выкупать кузницы и использовать в них крепостной труд и вообще всячески тормозить развитие

городского ремесла и торговли, считая, что фольварочное производство (при котором часто существовали и ремесленные мастерские) способно и тут заменить городское хозяйство.

ПОЛЬША XVI - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII в.: СОСЛОВИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

В XV-XVIII вв. в Западной Европе сословные отношения стали постепенно уступать место иному типу социальных связей, для которых определяющим моментом был уже не правовой статус того или другого слоя, а его материальное могущество, экономическая роль, место и роль в системе производства. Хотя традиционные сословные критерии не потеряли своего значения, их влияние становилось все более ограниченным. Польша же вплоть до конца XVIII в. оставалась страной, в которой сословные перегородки являлись основным фактором социальных отношений. Главной тенденцией их развития было не разложение сословных структур, а, напротив, их окостенение, взаимное отдаление и внутренняя консолидация сословий. В этом социальная эволюция общества Речи Посполитой противоположна тому, что мы наблюдаем на западе Европы. Иными словами, вместо социальной модернизации отмечается консервация средневековых начал общественной жизни.



Польские историки (например, Я. Мачишевский) предлагают следующую периодизацию эволюции социальных отношений в Речи Посполитой этого времени. Период между Нешавскими статутами (1454) и Генриховыми артикулами (1573) характеризовался ростом влияния шляхты и был временем расцвета польской государственности. В 1573-1648 гг. могущество шляхты обернулось упадком горожан как сословия, началом разорения и деградации крестьянства, ослаблением государства, быстрым возрастанием роли магнатов в обществе и торжеством консервативных тенденций в культуре. Между 1648 и 1764 гг. именно магна-терия определяет тонус общественной и политической жизни в Речи Посполитой, что влечет за собой нарастание анархии, катастрофическую децентрализацию, кризис основных институтов государственной власти; в культурном плане это время безраздельного господства католической реакции. На последние десятилетия XVIII в. (1764-1795) приходится начало перестройки социальных отношений, оздоровление государства, регенерация культуры и ее приобщение к достижениям Просвещения.

При этом главной силой, определявшей направление, темп и характер социальных перемен, оставалась деятельность и политика шляхты.

Шляхта Речи Посполитой

Речь Посполитая, как и Испания, принадлежала к тем регионам Европы, где дворянство было очень многочисленным и имело большой удельный вес в социальной структуре общества. В последней четверти XVI в. шляхта составляла 5,6% населения в Великой Польше, 4,6 - в Малой Польше, 3,0 - в Королевской Пруссии и целых 23,4% - в Мазовии. Обыкновенно считается, что в целом 8-10% населения Речи Посполитой принадлежало к шляхте. Для сравнения укажем, что во Франции дворянство составляло 1% населения, в Англии - 3,7 вместе с духовенством, в Испании - 10%. Уже одни эти цифры заставляют обратить внимание на то, насколько своеобразна была польская шляхта и насколько трудно зачислить без оговорок всю ее массу в эксплуататорский класс.

Речь Посполитая, за исключением некоторых территорий, на которых в позднее Средневековье и Раннее Новое время произошла как бы запоздавшая феодализация, не знала типичной для Запада иерархической лестницы, составленной из сеньоров и вассалов.

Внутри шляхты выделяют три слоя: магнатерию, среднюю и мелкую шляхту. Каковы критерии их взаимного обособления? Определить это весьма непросто, поскольку очень велики были региональные отличия. С одной стороны, в Великой Польше среди средней шляхты преобладали владельцы одной деревни, а магнатом считался тот, у кого было 20 и больше деревень. С другой - на юго-востоке Речи Посполитой, на Украине «средним» был владелец 5-10 деревень, а магнатские латифундии включали не только сотни деревень, но и десятки городов. Очень неопределенным является и понятие «мелкая шляхта». В нее входили не только владельцы маленьких фольварков, но и те, кто имел лишь часть фольварка и деревни, или надел, равный одному или нескольким крестьянским ланам или вовсе не имел земли, довольствуясь принадлежностью к клиентеле того или другого магната. Таким образом, имущественный критерий недостаточен для описания не только внутренней стратификации шляхты, но и для обособления шляхты от других сословий.

Наряду с имущественным положением громадное значение для статуса семьи или индивида внутри шляхетского сословия имела принадлежность к той или иной магнатско-шляхетской группировке, генеалогические и родственные отношения, роль в сейме и на сеймике, связь с церковными кругами, обладание государственной или земской должностью. Все это делает условным разделение шляхты на сколько-нибудь четкие, взаимно

обособленные социальные слои. Тем не менее глубокие различия в положении магната и провинциального безземельного шляхти-: ча-»гречкосея» совершенно очевидны. В то же время и тот и другой принадлежали к одному сословию. Что же их объединяло и интегрировало шляхту в целом?

Объединяющей и интегрирующей силой выступала не столько феодальная собственность на землю, сколько сложившиеся в Польше правовые и социокультурные институты и традиции. Прежде всего это та совокупность публично-правовых и частноправовых привилегий, которыми было наделено шляхетское сословие независимо от социального и имущественного статуса его отдельных представителей. «Золотые вольности» обеспечивали шляхте как сословию не только монопольное право владеть землей, но и безусловное господство в церкви и государстве, доминирование в торговле, особые позиции в уголовном праве, неограниченную власть над крестьянином, фактическую независимость от королевской власти и право контролировать при помощи представительных институтов все действия органов высшего государственного управления, в том числе и самого монарха. Все это законодательно закреплялось в шляхетском праве.

Другим критерием принадлежности к шляхетству было происхождение и определенный образ жизни. Радомский сейм 1505 г. ввел этот критерий даже в законодательство: «...лишь тот может считаться шляхтичем, каждый из родителей которого шляхтич и происходит из шляхетской семьи. И он, и его родители должны проживать как прежде, так и в настоящее время - в своих имениях, гродах, местечках или деревнях в соответствии с обычаем отчизны и привычкой шляхты, живя по уставам и законам, принятым среди шляхты нашего королевства». Эта норма прочно вошла в общественное сознание и юридическую практику Речи Пос-политой в XVI-XVIII вв.

Наряду с сословными привилегиями, происхождением и особым образом жизни большое значение для интеграции шляхты как сословия имела и сама традиционная практика публичной жизни, создававшая иллюзию участия всей шляхты in согроге в управлении государством. Особенно важным это было для мелкой и беднейшей шляхты, которая не упускала случая подтвердить свое исконное шляхетство участием в выборах поветового чиновника, в съезде, в сеймике, в ежегодных военных смотрах, в посполитом рушении. Каждый шляхтич стремился иметь хотя бы самую маленькую, хотя бы и заведомо фиктивную, но признанную в общественном мнении должность (уряд). Эти должности были очень разнообразны и чаще всего не были сопряжены ни с какими реальными обязанностями, но тем не менее среди

шляхты бытовало убеждение, что шляхтич без должности все равно что пес без хвоста.

Наконец, громадное значение и в глазах современников, и в реальной жизни имели родственные связи и такое специфическое выражение общности шляхты данной территории, как «соседство» (это понятие было введено в польскую науку А. Зайончков-ским). «Соседство» - это та совокупность связей, которая объединяла территориально компактную группу дворянства. Реализо-вывалась эта близость преимущественно во взаимных визитах и совместном времяпрепровождении, влекущим за собой порой и установление родственных отношений. «Соседство» сочеталось, таким образом, с установлением более широких родственнокла-новых объединений, которые консолидировали шляхту.

Но и на этом не кончается перечень интегрирующих факторов в жизни польского шляхетства XVI-XVIII вв. Чрезвычайно существенной была субъективная сторона дела. Шляхетство являлось носителем особой субкультуры с присущими только ей представлениями о мире, специфической этикой, эстетикой, аксиологией и самосознанием. Эта субъективная исключительность ярко запечатлена в шляхетской ментальное™. Шляхетство рассматривалось как некий особый, едва ли не небесный дар. Польский поэт XVI в. Николай Рей писал, что «истинное шляхетство - это какая-то чудесная сила, гнездо добродетелей, славы, всякой значительности и всякого достоинства». Истинный шляхтич как бы генетически наследует весь возможный спектр достоинств, и прежде всего prudentia, temperantia, fortitudo, justitia. Польскому шляхтичу был присущ сословный нарциссизм. Благородное происхождение придавало ему в собственных глазах как бы особое психофизиологическое состояние, которое делало его духом и телом отличным от плебея. Умственные и физические достоинства, добродетель и сила, свобода и ответственность находили в нем, как думали шляхетские идеологи, гармоническое соединение. Один из публицистов писал: «Польский шляхтич от природы обладает всеми талантами и добродетелями, и никто в целом мире не может с ним сравняться». Недостатки шляхтича - и те! - рассматривались как продолжение его достоинств, некий переизбыток сил и способностей, дарованных ему небесами.

Замкнулись ли сословные границы польской шляхты в XVI- XVII вв.? Тенденция к превращению ее в сословную касту, безусловно, существовала. Законодательство не раз пыталось установить крепкие и непроницаемые сословные перегородки. Однако сама многочисленность постановлений сеймов по этому вопросу показывает, насколько неэффективным оказывалось такое

законодательство. В 1496 г. на Петрковском сейме горожанам было запрещено приобретать землю. В 1532 г. этот запрет был подтвержден, и исключение было сделано только для Королевской Пруссии и нескольких крупнейших городов других польских земель. Конституции 1505, 1550, 1565, 1637, 1677 гг. запрещали шляхте под угрозой потери герба и связанных с ним привилегий селиться в городах, заниматься ремеслом, торговлей, принимать назначения на городские должности. Но уже во второй половине XVII в. этот запрет перестал действовать не только de facto, но, судя по всему, и de jure, хотя формально он был отменен лишь в 1775 г. Причиной неуважения к принятому закону было то, что переход шляхтича в город, угрожая ему потерей социального статуса, во-первых, сопровождался чаще всего улучшением материального положения; а во-вторых, далеко не всегда заставлял расставаться с сословными привилегиями. Даже становясь горожанами по роду деятельности и месту проживания, шляхтичи сохраняли особые права и значительную часть «золотых вольностей».

Шляхта смешивалась с другими слоями населения также и в деревне. Сам сельский уклад жизни исключал изоляцию шляхты, особенно мелкой и безземельной, от крестьянства, хотя в правовом отношении дистанция постоянно оставалась весьма велика.

Крепким интегрирующим звеном являлся церковный приход. Он включал фольварк как свою органичную часть, и в повседневной жизни не могло идти и речи об изоляции рядового шляхтича от крестьянина. Нередкими были и случаи социально-и формально-правовой деградации шляхты, превращения ее не только реально, но и номинально в крестьян.

Но более характерна для межсословных отношений противоположная ситуация - проникновение крестьян и городских плебеев в ряды польского дворянства. Хотя в 1578 г. сейм попытался остановить процесс расширения рядов шляхты, лишив короля права нобилитации плебеев, количество парвеню, видимо, не уменьшилось, хотя и росло вопреки законам. Поэтому сейм 1601 г. вынужден был вернуться к этому вопросу и принять специальное постановление «о новой шляхте», закрепив еще раз исключительно за сеймом прерогативу возводить и утверждать в шляхетстве. Однако в 1626 г. налоговый универсал сейма фактически признал статус «новой шляхты», возложив на нее дополнительные налоги.

Многочисленными были шляхетские мезальянсы, в которых шляхтич осчастливливал своим благородством дочь богатого или просто зажиточного купца, ремесленника или крестьянина. Ярким

памятником, отразившим эти процессы, стала составленная Ва-лерианом Некандой-Трепкой в первой половине XVII в. так называемая «Книга хамов» - перечень приблизительно 2400 фамилий, носители которых жульническим путем узурпировали шляхетство. Она составлена автором в результате изучения судебных записей, гербовников, локальных хроник, просто собирания сплетен и слухов. И хотя не всякому конкретному известию «Книги хамов» можно доверять, историки признают, что в целом в ней верно отражена межсословная мобильность в польском обществе.

К шляхетскому гербу вело много путей. Во-первых, взяв в услужение крестьянского сына, шляхтич мог по своей инициативе приставить к его прозвищу облагораживающее окончание -цкий или -ский; во-вторых, из алчности шляхта отдавала своих дочерей замуж за крестьян, и те в обход закона начинали именовать себя дворянами; в-третьих, какой-нибудь смышленый плебей устраивался стряпчим в суд или канцелярию, изучал все «уловки и крючки» делопроизводства и потом тайком вписывал в земские книги и свое имя с обозначением «nobilis»; в-четвертых (и это был очень распространенный способ стать мещанином во дворянстве), можно было подкупить какого-нибудь пана, который обвинял плебея в узурпации шляхетства, а два других подкупленных свидетеля опровергали эту «клевету». Инициатора этой махинации в итоге записывали в судебные книги как шляхтича, подтвердившего свое дворянское достоинство. Можно назвать и другие более или менее рафинированные способы пролезть в дворянство.

Наряду с такими незаконными уловками существовал и традиционный путь нобилитации за заслуги перед государством. Волна аноблирования, характерная для Европы XVI-XVIII вв., не обошла стороной и Польшу. Особенно высокой она была во второй половине XVII и второй половине XVIII в. В первом случае это связано с борьбой против шведов; во втором - с общей переменой отношения к шляхетству. Если в первой половине XVII в. произошло только 20 нобилитации, то в период с 1669 по 1764 г. - 205, а за 31 год правления Станислава Августа Поня-товского произведено около 900 нобилитации и частично восстановлено право короля на нобилитацию без санкции сейма.

В целом польская шляхта так и не стала замкнутым сословием. Отсутствие феодальной иерархии внутри шляхты, единственный в своем роде статус в обществе и государстве, односословность сейма показывают, что само понятие «сословие» в его классическом смысле, видимо, не вполне адекватно отражает социальную природу польского шляхетства.