Белоруссия второй половины XIX века как пространство национального взаимодействия. Социально-экономическое и политическое развитие Беларуси во второй половине XIX века

реформа крепостной белорусский губерния

В Беларуси реформа проводилась на основе «Общего положения» и двух местных положений. На Могилевскую и восемь уездов Витебской губернии распространялось «Местное положение для великорусских, новороссийских и белорусских губерний». В этих губерниях, где господствовало общинное землепользование, высший надел колебался от 4 до 5,5 дес. Низший был примерно в три раза меньше и составлял от 1 дес. 800 кв. саженей до 1 дес. 200 кв. саженей на мужскую душу. В случае, если дореформенный надел превышал высший, установленный «Положением…», то помещик имел право отрезать излишек в свою пользу. Кстати, отрезки в Могилевской и Витебской губерниях стали распространенным явлением - в отдельных уездах в итоге реформы крестьяне потеряли от 25 до 40% земли. За пользование землей они, как уже было сказано, обязаны были выполнять повинности в пользу помещика. За высший душевой надел устанавливалась барщина в 40 мужских и 30 женских дней или оброк в размере 8 руб. в год. Кроме того, вводилась строительная, подводная, натуральная и другие повинности. С целью безусловного выполнения крестьянами повинностей в общинах вводилась круговая порука .

В уездах Минской, Гродненской, Виленской и четырех уездах Витебской губернии землеустройство крестьян проводилось по особому местному положению. Учитывая, что в этих уездах существовало подворное землепользование, здесь не определялись нормы наделов. У крестьян сохранялись приусадебные и полевые наделы, которыми они пользовались до 1861 г. Отрезки допускались лишь в тех случаях, если размер крестьянского надела превышал установленный инвентарем или если у помещика после реформы оставалось менее 1/3 части удобных земель. Однако помещики обязаны были выплатить крестьянам за постройки, находившиеся на отрезанной земле, и выдать им денежную компенсацию в размере двухгодичного оброка с отрезанной земли. Крестьянский надел нельзя было уменьшить более чем на 1/6. Вместе с тем помещик, делая отрезки, мог забирать у крестьян лучшие земли, пастбища, водопои и т.д. На всю Беларусь распространялась статья, согласно которой помещичьи леса остаются в распоряжении помещика. Местное положение не затрагивало и сервитутное право, что было использовано последними, чтобы лишить крестьян пастбищ.

Повинности в Минской, Гродненской и Виленской губерниях определялись в зависимости от размера надела, но не должны были превышать инвентарную норму. Для оброка устанавливался максимум не выше трех рублей с десятины, для барщины - не более 23 дней в год. Через год после опубликования манифеста крестьяне, не имевшие задолженности, могли потребовать перевода с барщины на оброк. Каждый крестьянин нес ответственность перед помещиком за исполнение повинностей. Круговая порука устанавливалась только для выполнения государственных налогов и подушной подати.

Купить свой земельный надел крестьяне могли только путем заключения выкупной сделки. С переходом крестьян на выкуп временнообязанное состояние прекращалось и они зачислялись в разряд крестьян-владельцев. Если крестьяне соглашались взять 1/4 часть установленного надела, то земля выделялась им во владение бесплатно. Тем самым крестьян побуждали брать мизерные наделы.

Приусадебный участок крестьянин мог выкупить в любое время независимо от желания помещика, а полевой надел - только с его согласия. Пользуясь этим, одна, большая часть помещиков не соглашалась на выкуп крестьянских наделов, стараясь продлить временнообязанное состояние крестьян. Вторая часть, наоборот, заставляла крестьян заключать выкупную сделку, чтобы быстрее получить средства для перехода к капиталистическому ведению хозяйства. Только в 1881 г. был издан закон, по которому все временнообязанные крестьяне до 1 января 1883 г. должны были перейти на обязательный выкуп.

Правила выкупа полевого надела были одинаковыми для всех губерний России. Выкупная сумма, которую крестьяне должны были платить за надел, определялась путем капитализации переведенного на деньги оброка с десятины из расчета 6% годовых. Выкупную сумму помещик мог положить в банк и получать в виде б% капитала такую же прибыль, что равнялась годовому оброку. Таким образом, при завышенной оценке выкупаемых наделов крестьяне должны были не только заплатить за землю, но и выкупить свои оброчные повинности.

Помещики были заинтересованы получить выкуп сразу. Поскольку крестьяне не имели такой суммы денег, государство выступало в качестве посредника между помещиками и крестьянами. При выкупе полного надела крестьяне должны были заплатить 1/5 часть выкупной суммы, а неполного - 1/4. Остальную часть помещики получали от государства в виде ценных бумаг, которые они могли продавать или закладывать. В итоге этой операции крестьяне стали должниками государства и должны были на протяжении 49 лет платить ей так называемые выкупные платежи. В состав ежегодных выкупных платежей входили и проценты, которые государство брало за данную крестьянам отсрочку.

Дворовые люди освобождались от аграрной зависимости через два года после Манифеста 19 февраля. Ни дома, ни земельного надела они не получали.

Для руководства крестьянами были образованы сельские и волостные органы власти. Крестьяне, проживавшие на земле одного помещика и составлявшие сельскую общину, на общем собрании выбирали старосту, сборщика податей и других должностных лиц. Несколько сельских общин образовывали волость. На волостном собрании избирались правление во главе с председателем и волостной суд. Сельские и волостные правления руководили сбором подателей, объявляли крестьянам государственные законы, следили за общественным порядком. Для практического осуществления реформ 1861 г.

были образованы специальные местные органы - мировые посредники, уездные мировые съезды и губернские по крестьянским делам присутствия.

Обнародование реформы вызвало подъем крестьянского движения и показало, что крестьяне остались недовольными «дарованной» им свободой. Они не подчинялись приказам местной власти, отказывались отбывать барщину и выполнять другие повинности. Упорную борьбу вели крестьяне против составления уставных грамот (актов, определявших поземельные отношения и повинности крестьян в пользу помещика). Грамоты предполагалось ввести до 19 февраля 1863 г., но сопротивление крестьян сорвало намеченные сроки и их введение было завершено только к маю 1864 г. При этом свыше 78% грамот так и не было подписано крестьянами. Особенно широкий размах крестьянское движение приобрело в Гродненской и Минской губерниях. Всего в Беларуси в 1862 г. произошло свыше 150 крестьянских выступлений, из них более половины в связи с введением уставных грамот.

В начале 1863 г. крестьянское движение значительно окрепло. Крестьяне надеялись получить настоящую волю в связи с переводом их в состояние временнообязанных. Усиление крестьянской борьбы в Беларуси совпало по времени с национально-освободительным восстанием, охватившим часть Беларуси и Литвы. Его возглавил революционер-демократ Кастусь Калинов-ский (1838-1864).

Подъем крестьянского движения в Беларуси заставил правительство пойти на значительные уступки крестьянам западных губерний. По указу от 1 марта 1863 г. временнообязанное положение крестьян Минской, Виленской, Гродненской и частично Витебской губерний отменялось с 1 мая. В результате они были переведены на выкуп и становились владельцами своих наделов. 21 ноября 1863 г. этот указ был распространен на остальные уезды Витебской и Могилевской губерний, где временнообязанные отношения прекращались с 1 января 1864 г. Кроме того, уменьшались выкупные платежи. По сравнению с обозначенными в уставных грамотах они были снижены в

Минской губернии на 75,4%, в Гродненской - на 68,8, в Виленской - на 64,9 и в Могилевской - на 23,8% .

9 апреля 1863 г. были созданы комиссии, которые должны были проверить размеры крестьянских наделов и в двухлетний срок составить выкупные акты. Крестьяне, лишенные земли после составления инвентарей, наделялись тремя десятинами земли на семью, обезземеленные же после 1857 г. - полным земельным наделом.

Помещики Беларуси были недовольны деятельностью проверочных комиссий, поэтому после подавления крестьянских выступлений работу комиссий начали пересматривать с учетом жалоб помещиков. Вскоре они были ликвидированы совсем, а завершение выкупных операций было поручено уездным мировым съездам.

Политические события 1863 г. заставили пересмотреть и землеустройство государственных крестьян, которые составляли около 20% сельского населения Беларуси. Условия освобождения государственных крестьян от феодальной зависимости были более благоприятными, чем помещичьих. В соответствии с законом от 16 мая 1867 г. они сразу переводились с оброка на выкуп и становились владельцами земельных наделов, но выкуп для них не был обязательным. Государственные крестьяне в основном сохранили свои наделы, которые оказались выше, чем у помещичьих. За использование землей крестьяне должны были платить государству оброчный налог.

В 1865 г. закончилась аграрная реформа и в удельных (дворцовых) хозяйствах, начатая еще в 1858 г. Все крестьяне были переведены на выкуп, но фактически обязаны были на протяжении 49 лет выплачивать в виде выкупных платежей тот же оброк, что и прежде.

К концу 80-х гг. XIX в. правительство приняло ряд законов и указов, которые определяли условия землепользования и перехода на выкуп других, относительно немногочисленных категорий сельского населения (чиншеви-ки, однодворцы, староверы и т.д.). Сохраняя существенные феодальные пережитки, эти законы тем не менее содействовали развитию капиталистического строя в белорусской деревне, слиянию отдельных групп сельского населения с основной массой крестьян.

Таким образом, реформа в Беларуси и Литве была проведена на более выгодных для крестьян условиях. Средние размеры наделов бывших помещичьих крестьян Беларуси оказались выше, чем в целом по России (в Беларуси 4,2-5,7 дес, по России - 3,3 дес). Кроме того, на период временнообязанного состояния белорусским, как и литовским крестьянам, были уменьшены повинности. Однако эти уступки самодержавия не ликвидировали крестьянского малоземелья. Помещики удерживали в своих руках свыше половины лучшей земли. В то же время около 40% бывших помещичьих крестьян получили наделы, недостаточные для самостоятельного ведения хозяйства. Если на одно крупное помещичье хозяйство приходилось в среднем 2915 дес. земли, то на одно крестьянское - около 12 .

Таким образом, главным крепостным пережитком в экономике после реформы являлось помещичье землевладение. Сохранялись также сервитуты, чересполосица, в восточной части Беларуси не было ликвидировано общинное землепользование: 86% всех крестьянских дворов Могилевской и 46% Витебской губерний входили в общины, которые связывали крестьян круговой порукой и прикрепляли их как к земле, так и к помещику. Даже заниженные выкупные платежи оказались не под силу крестьянам.

Вместе с тем реформа явилась поворотным моментом в историческом развитии всей России, в том числе и Беларуси. Крестьяне получили личные и имущественные права, сословное самоуправление. Была ликвидирована монополия помещиков на эксплуатацию крестьянского труда, что содействовало росту рынка рабочей силы в промышленности и сельском хозяйстве. Значительно быстрее стали развиваться производительные силы, сложились условия для становления капиталистического способа производства.

Особенности отмены крепостного права в белорусских губерниях.

Первой реформой на пути к буржуазному обществу в России стала отмена крепостного права. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал «Манифест» и утвердил все законодательные акты, которые касались отмены крепостничества. Все эти документы можно разделить на три группы: общие положения, местные положения, дополнительные правила. Непосредственно территории Беларуси касались два документа: «Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях в губерниях: Великороссийских, Новороссийских и Белорусских» (под это положение подпадали Могилевская губерния и большая часть Витебской) и «Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях в губерниях: Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской и части Витебской» (охватывало оставшуюся территорию Беларуси).

В Витебской и Могилевской губерниях, где сохранилось общинное землепользование, определялись низший (от 1 до 2 десятин) и высший (от 4 до 5,5 десятины) размеры наделов земли на одну мужскую душу. Если до реформы в пользовании крестьянина земли было больше высшей нормы, то помещик имел право отрезать излишек в свою пользу. В Гродненской, Виленской и Минской губерниях существовало подворное землепользование. Здесь крестьянам оставлялся их дореформенный надел. Отрезки разрешалось делать, если у помещика оставалось меньше 1/3 всей земли, но крестьянский надел не мог быть сокращен более чем на 1/6.

Вся земля в поместье признавалась собственностью помещика, в том числе и та, что находилась в пользовании у крестьян. За пользование своими наделами лично свободные крестьяне на протяжении не менее 9 лет (до проведения выкупной операции) должны были отбывать барщину или платить помещику оброк. Лично свободные крестьяне, продолжавшие исполнять повинности в пользу помещика, назывались временнообязанными.

К моменту проведения выкупной операции в Могилевской и Витебской губерниях барщина за высший надел составляла 40 мужских и 30 женских дней в год (или 8 рублей оброка). В западной части Беларуси повинности определялись следующим образом: для барщины — не более 23 дней, для оброка — не более 3 рублей с десятины в год.

Свой полевой надел земли крестьяне выкупали в собственность. Правила выкупной операции были одинаковыми для всей России. Выкупная сумма за крестьянский надел высчитывалась таким образом, чтобы, положив ее в банк под 6 % годовых, помещик мог ежегодно получать доход, равный годовому оброку с этого надела. От 20 до 25 % выкупной суммы (в зависимости от величины надела) крестьяне платили непосредственно помещику. Остальную часть помещики получали от государства ценными бумагами, которые можно было продавать или закладывать. В результате такой операции крестьяне становились должниками государства. На протяжении 49 лет нужно было вернуть долг в виде выкупных платежей, в которые включались еще и проценты за ссуду. За это время крестьянам приходилось выплачивать до 300 % ссуженной им суммы. Таким образом, общая сумма, которую крестьяне вынуждены были отдать за полученные наделы, в 3—4 раза превышала рыночную стоимость этой земли. Следовательно, крестьяне не только выкупали землю, но и компенсировали помещикам потерю их собственности в лице крестьянина.

Существенные изменения в осуществление крестьянской реформы в Беларуси внесло восстание 1863—1864 гг. Чтобы экономически наказать помещиков за участие в восстании и его поддержку, были проведены следующие мероприятия. Указ от 1 марта 1863 г. вводил обязательный выкуп крестьянских наделов в Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской губерниях и инфлянтских уездах Витебской губернии. Крестьяне переставали быть временнообязанными и становились собственниками земли, выкупные платежи снижались на 20 %. Со 2 ноября 1863 г. этот указ распространялся на всю Витебскую и Могилевскую губернии. 9 апреля 1863 г. в Беларуси были созданы уездные комиссии для проверки и исправления уставных грамот. Согласно циркуляру от 18 октября 1863 г. обезземеленным в 1846—1856 гг. крестьянам выдавался трехдесятинный семейный надел и в полном объеме возвращалась земля, отобранная у них с 1857 г.

Восстание 1863—1864 гг. оказало влияние и на положение государственных крестьян в Беларуси. Согласно закону 1867 г. они переводились с оброка на выкуп и становились собственниками своих наделов. Сделанные правительством уступки улучшили положение крестьян западных губерний по сравнению с другими регионами России и создали более благоприятные условия для развития капитализма в Литве и Беларуси.

Территория Беларуси в начале 19в. составляла около 207 тыс. км 2 . Земли были преимущественно глинистые, песчаные или супесчаные, местами каменистые. Они требовали старательной обработки и хорошего удобрения. Значительную часть территории Беларуси занимали леса, многочисленные озера и болота.

Беларусь в первой половине 19в. считалась аграрным регионом Российской империи. Ее с/х имела в целом экстенсивный характер. Преобладала трехпольная система. Нередким явлением в крепостной деревне были недород и голод. Одной из причин низкой урожайности была примитивная техника землеобработки. В первой половине 19в. основными с/х орудиями по-прежнему оставались соха и деревянная борона. Правда, иногда на твердых почвах использовались железные бороны. На жатве по прежнему использовались серпы.

У крестьян не хватало скота, поэтому их поля плохо удобрялись, что также влияло на урожайность. Особенно нехватка домашнего скота чувствовалась в хозяйствах Витебской, Минской и Гродненской губерний. По количеству лошадей Гродненская губерния была на последнем месте – 9 лошадей на 100 жителей. Их с/х культур в 40-е годы 19в. значительно расширяются посевные площади картофеля, который из огородной культуры становится полевой. На юге Могилевской губернии существенно увеличиваются посевы сахарной свеклы, которая шла на сахарные заводы и винокурни.

Война 1812г. привела народное хозяйство Беларуси в упадок. Крестьяне потери почти весь скот и лошадей. Очень тяжелыми были неурожайные 1820-1822гг. Нехватка продуктов из-за неурожая, война и голод – все это привело к сокращению населения. На протяжении следующих десятилетий смертность на Беларуси превышала рождаемость.

Крепостное с/х на протяжении второй четверти 19в. постепенно теряет специфические черты. Она попадает под влияние рынка и начинает приобретать товарный характер. Одной из причин роста товарности с/х явилось наличие значительного количества «потребительского» населения. Так, на Беларуси в 1835г. насчитывалось более 275000 человек городского и местечкового населения, которое занималось ремеслом, торговлей, предпринимательством и нанималось на разные работы.

С ростом товарности с/х увеличивается вывоз с/х продуктов в промышленные губернии России и за границу. В первой четверти 19в. началась специализация отдельных районов Беларуси. В частности, в Витебской губернии ежегодно изготавливалось до 500 тыс. пудов льноволокна. Лен засевали и в других губерниях, но не в таких количествах. В Минской губернии значительно расширились посевные площади картофеля, который затем перерабатывался в спирт. В южных районах Могилевской и Минской губерний с конца 30-х годов некоторые помещики засевали огромные поля сахарной свеклой, которую потом перерабатывали на своих сахарных заводах.

Со второй четверти 19в. в с/х Беларуси развивается тонкорунное овцеводство. В конце 30-40-х годов в Гродненской губернии производилось ежегодно до 40-50 тыс. пудов высококачественной тонкорунной шерсти. Вообще в первой половине 19 в. животноводство на Беларуси было развито слабо. Только некоторые из помещиков пробовали приспособить продукты животноводства к нуждам рынка.

Удельный вес предпринимательского земледелия на протяжении первой половины 19в. был незначительным. Продуктивность с/х производства на Беларуси сдерживалась в первую очередь влиянием крепостного права.

В 40-х годах процесс разложения феодального хозяйства углубился, перерос в общий кризис феодально-крепостной системы. В белорусских губерниях кризис проявился в уменьшении урожайности, сокращении поголовья скота, снижении прибыльности помещичьих поместий.

Одним из показателей нарастающего кризиса существующей системы было крестьянское движение. В 180-1839гг. в Беларуси зафиксировано 160 крестьянских волнений, которыми были охвачены 147 поместий и более 200 поселений. 37 выступлений были подавлены военной силой. Абсолютное большинство волнений выпадало на панские поместья. Углубление антагонизма между крестьянством и помещиками было вызвано усилением крепостного нажима, которое проявлялось в увеличении размеров барщины и чинша, захвате крестьянских наделов, насильственным переселением крестьян на неурожайные земли, перевод на вотчинные фабрики, жестоким обхождением. Особенностью социальных противоречий на Беларуси являлось их переплетение с национально-религиозной враждебностью между крестьянами и панами.

Борьба крестьян против угнетения выявлялась в разных формах: жалобы, отказ от выполнения повинностей, побеги, сопротивление вотчинной полиции и войскам. Участились случаи убийства крепостными своих панов и экономов поместий. Распространенной формой протеста был поиск крестьянами «вольных земель». Они верили, что есть места, где люди живут свободно. Поэтому часто крестьяне направлялись в поисках лучшей доли.

Большая часть волнений в 1847-1848гг. была связана с введением инвентарей. Возмущение крестьян вызвал тот факт, что вместо ожидаемой «воли» появились инвентари, которые подтверждали сохранение крепостничества. Имели место случаи, когда выступления крестьян были связаны с пропагандистской антиправительственной деятельностью шляхты. Крестьянские выступления стали большой угрозой в связи с активизацией польского национального движения и борьбой галицийских крестьян за свою свободу. Борьба государственных и помещичьих крестьян за улучшение своего положения содействовала отмене крепостничества.


38. Промышленность Беларуси в 19в.: этапы и особенности её развития.

Развитие промышленности в Беларуси прошло три этапа: мелкое товарное производство, мануфактура и фабрика. До середины 19в. промышленность Беларуси основывалась основным образом на мелкотоварной и мануфактурной ступенях развития.

Преобладающее большинство городской промышленности Беларуси в первой половине 19в. находилось на стадии мелкотоварного ремесленного производства. Ее развитие сдерживали крепостной строй. Тем не менее в ремесленном производстве происходят значительные изменения. Были ликвидированы самостоятельность и корпоративная замкнутость цехов, их монополия в производстве. Члены цехов получали права наниматься на фабрики и заводы. В крупных мастерских начали использовать наемных рабочих.

В городах и местечках было много мелких предприятий с 1-3 рабочими. Среди них наиболее распространенные – кожевенные, медные, кирпичные производства. Рынок сбыта их был очень узким. Крестьяне были не в состоянии купить их изделия. Не имея необходимых денег, крестьянское хозяйство ориентировалось на самообеспечение всем необходимым. Продукция городской промышленности не интересовала крупных помещиков-предпринимателей. К тому же в городах не было сконцентрировано больших капиталов. Поэтому купцам и мещанам приходилось самим платить за земельные участки, сырье и рабочую силу. С этой причины конкурировать с вотчинниками им было очень тяжело, а иногда и невозможно.

В первой половине 19в. развитой была вотчинная промышленность. Это объясняется тем, что помещикам принадлежали главные ценности в Беларуси – земли, воды, лесные и ископаемые богатства, крепостные крестьяне так же были их собственностью.

Помещикам было значительно легче, чем купцам и мещанам, организовывать промышленные предприятия. Вотчинная промышленность пользовалась бесплатным сырьем и бесплатной рабочей силой крепостных. Преобладание крепостного труда на промышленных предприятиях Беларуси была отличительной чертой ее экономического развития. В начале 19в. на Беларуси насчитывалось более 50 крупных предприятий, которые имели до 200 рабочих, 45 из ни принадлежали помещикам.

На Беларуси наиболее распространенными были перерабатывающие предприятия – винокурные, суконные, полотняные, сахарные, мукомольные. Особенное развитие получили винокурни.

В это время возникают и предприятия, основанные на вольном труде. В 50-е годы 19в. значительное количество вольнонаемных работало на сахарных мануфактурах. Но большинство рабочих были крепостными, которых паны на короткий срок отпускали на заработки.

В середине 20-х годов количество мануфактур увеличилось. Если в 1796г. на Беларуси насчитывалось 8844 мелких промышленных предприятий, а также 53 мануфактуры, то к 1805г. количество мануфактур увеличилось на 104, а мелких предприятий сократилось до 6681. При этом продукция и тех и других увеличилась. Ведущей отраслью промышленности была суконная. После суконной шли полотняная и стеклянная отрасли. Наиболее развитой в промышленном отношении в первой половине 19в. была Гродненская губерния. Там было сконцентрировано более 1/3 предприятий и более половины рабочих Беларуси.

Промышленное развитие белорусских губерний во 2-й четверти 19в. ускорилось. До середины 40-х годов всего на Беларуси было уже 215 предприятий мануфактурной промышленности с 3920 рабочими. Ведущей отраслью оставалось суконная, в которой в 50-е годы работало около ¼ всех рабочих. Вместе с тем увеличивается количество капиталистических предприятий, которые использовали вольнонаемный труд. Это было связано с тем, что на крепостных мануфактурах производительность была низкой, что приводило к высокой себестоимости продукции и низкой рентабельности предприятий.

Т.о., предприятия мануфактуры уже не могли приносить высокие прибыли и поэтому постепенно прекращали свое существование. Начиная с 50-х годов 19в. идет быстрый рост купеческих, капиталистических предприятий, которые использовали вольнонаемный труд. В 1860г. до 45% всех предприятий действовали на основе вольного найма.

Фабрики на Беларуси начали возникать в 20-е годы 19в. Первыми были построены суконные фабрики в местечках Хомск и Косово Кобринского повета. Тут были установлены паровые двигатели, которые появились на Беларуси на два десятка лет позже, чем в России. Крупным было сахарное предприятие князя Паскевича в Гомеле. В 1841г. начал работать мукомольный завод капиталистического типа в Могилеве. Так, на Беларуси появились первые предприятия с механизированным производством. Переход от ручного труда к механизированному означал промышленный переворот, который должен был привести к повышению производительности труда и создать новую организацию производства – фабрично-заводскую промышленность.

Промышленность по-прежнему специализировалась на переработке с/х продукции.

Фабричная промышленность имела низкий удельный вес в общем выпуске промышленной продукции. Мелкие предприятия давали почти 84% всей промышленной продукции. Мануфактуры – 7,4%, фабричная – до 9%.

Наибольших успехов достигла суконная промышленность, т.к. она поставляла сукно для армии. Правительство было заинтересовано в их развитии.

Среди предприятий Беларуси значительное место занимали бумажные, железообрабатывающие, кирпичные заводы или фабрики. Они работали на местном сырье.

В 30-е годы часть предпринимателей создает новые сахарные предприятия. «Сахарная горячка» в Беларуси началась. Главным образом, в Минской и Могилевской губерниях. Сахарные заводы основывались в основном на вольнонаемном труде, некоторые из них имели паровые двигатели. Однако «сахарная горячка» продолжалась недолго. Небольшие сахарные заводы Беларуси не выдерживали конкуренции с более крупными предприятиями России, Украины, Польши и в середине 60-х годов 19в. прекратили свое существование.

Несмотря на существенные сдвиги, развитие промышленности Беларуси первой половины 19в. было незначительным, а темпы развития – медленными.


39. Социально-экономическое развитие белорусских городов в 1 пол. XIX в. Городское население: социально-культурная и этноконфесиональная характеристика.

В нач. XIX в. в Беларуси было 40 городов - поветовых и губернских центров. Необычно быстрый рост городского населения в Беларуси в 30-50-е гг. объясняется преимущественно не экономическими, а политическими факторами, прежде всего - принудительное выселение евреев из деревни и помещитских имений в города и местечки. В полной степени это способствовало развитию городской промышленности и торговле.

Городская промышленность в 1 п. XIX в. была представлена исключительно ручным производством в форме ремесла, простой кооперацией (5-15 рабочих) и единичных мануфактур. Большинство городских ремесленников занималось производством обуви, одежды, обработкой дерева и металла, строительными и ремонтными работами. Из 7 мануфактур, что действовали в к XVIII - нач XIX вв., 3 суконные (в Бресте, Минске и Несвиже) и 1 шелковых поясов (в Слуцке) принадлежали помещикам и использовали принудительный труд крепостных крестьян. Однако в целом среди владельцев промышленных предприятий в городах в тоже время преобладали мещане. На их предприятиях использовался вольнонаемный труд.

В сер. XIX в. в городах появились первые фабрики. Однако городская мещанско-купеческая промышленность Беларуси оказалась неспособной к конкуренции с вотчинной промышленностью, её душило феодально-крепостническая система. В 1 пол. XIX в. выросло число местечек (с 290 до 400). Этот рост был связан с правом дворян устанавливать в своих владениях базары и рынки. В таких случаях соответствующие поселения с разрешения губернатора переводились в разряд местечек. Неслучайно преимущественное большинство местечек принадлежало помещикам. К их числу относятся Гомель, Горки, Мир, Шклов, Смаргонь. В ряде местечек действовали вотчинные промышленные предприятия и крупные рынки. Однако основная масса местечек относилась к небольшим поселениям сельского типа.

Городское население Беларуси в I вол. XIX в. делилось на характерные для феодального общества сословия. Основными являлись: дворяне, духовенство, купцы, мещане и крестьяне. Как отдельные сословные группы учитывались чиновники, военные, «почётные» граждане. Бюрократический аппарат составляли дворяне и духовенство, они могли влиять на политику царизма. Определённые сословные привилегии имела гильдия купцов, однако влиять на политику царизма она практически не могла. В отличие от дворян и духовенства купцы не освобождались от государственных налогов и в этом отношении их положение не отличалось от мещан и крестьян.

Существенной особенностью социально-сословного состава населения городов Беларуси в 1 п. XIX в. являлся низкий удельный вес в нём крестьян. Это объясняется господством барщины как в помещитской, так и казённой (до сер. 40-х г.) деревне, что практически исключало переселение крестьян в город. Самой многочисленной категорией городского населения являлись мещане. К ним относились: ремеленники, мелкие торговцы, чернорабочие, домашняя прислуга, люди, кот. занимаются огородничеством и извозом.

Городское население платило разные гос-ные и местные (земские) налоги и выполняло многочисленные натуральные повинности. Главным из гос-ных налогов был подушный сбор, но ставка его в 2 превышала сельскую. Земский налог назначался на содержание городского магистрата, полиции, тюрем, почтовой службы и т.д. Все строительные работы общественного значения в городах выполняли сами горожане или платили специальный налог. Рекрутская повинность возлагалась на крестьян и мещан, кот. жили в городах. В дополнение к тому города и местечки обозначенные для размещения гарнизонов должны были обеспечить военных квартирами и едой, от военного постоя горожане стремились откупиться специальными денежными сборами.

Огромные налоги и повинности в пользу феодально-крепостнического гос-ва почти целиком поглощали доходы даже зажиточной части горожан и доходы городов. Они отрицательно сказывались на их соц-экономическом развитии, на процессе первоначального накопления капитала, формирование городской, торгово-промышленной буржуазии. Из-за низкого уровня развития промышленности и торговли доходы городов были относительно совсем не большие.

Население городов было много этническим и много конфессиональным. Среди городского населения существовали представители разных конфессий такие как: православные, униаты, катрлики, иудеи, лютеране, протестанты, мусульмане и др.

2. Особенности социально-экономического развитияБеларуси в первой половине XIX в.

В первой половине XIX в. в Беларуси происходили общие для Российской империи процессы, которые вели к распаду феодально-крепостной системы, возникновению новых – капиталистических отношений. Об этом свидетельствует развитие промышленности: увеличилось количество мануфактур, на многих из них стал применяться вольнонаемный труд. В 1796 г. на Беларуси действовали 53 мануфактуры, а в конце 50-х гг. XIX в. - 549 крупных предприятий (вотчинных и капиталистических) с 6,5 тыс. рабочих, среди которых вольнонаемные составляли 43%. Появились первые фабрики (1825-1827 гг.) в местечках Хомск и Косово Гродненской губернии, где применялись паровые двигатели. Наибольшее распространение получили предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья: винокуренные, суконные, полотняные, сахарные, мукомольные. Владельцами мануфактур и фабрик были, преимущественно, помещики, увеличилось число купеческих мануфактур, где использовался вольнонаемный труд.

Включению Беларуси во всероссийский рынок способствовали пути сообщения. Большое значение имели каналы (Березинский, Днепро-Бугский, Огинский), которые реконструировались и совершенствовались. Улучшались сухопутные дороги. Это способствовало увеличению белорусского экспорта и импорта. В вывозе из Беларуси преобладали лен, льнопродукты, зерно, водка, спирт, шерсть, сало, лес. Ввозили преимущественно промышленные изделия, соль. Развитие водных и сухопутных путей сообщения благоприятствовало росту городских поселений. С 1825 по 1861 г. население 42 городов увеличилось со 151 тыс. до 320 тыс. человек. В городах и местечках жило разноэтническое население: белорусы, евреи, поляки, русские, татары. Количественно преобладало еврейское население.

Новые явления, связанные с развитием капиталистических отношений, проявились и в сельском хозяйстве, которое все прочнее связывалось с рынком. Увеличилась площадь обрабатываемых земель, расширились посевы технических культур (льна, сахарной свеклы, картофеля). Динамично развивалось тонкорунное овцеводство. В некоторых помещичьих хозяйствах стали внедряться сельскохозяйственные машины. Пропагандой передовых методов земледелия и животноводства занималось Белорусское вольное экономическое общество, существовавшее в Витебске (1826-1841 гг.). В 1848 г. в имении Горы-Горки Могилевской губернии начал функционировать первый в России земледельческий институт.

Крестьяне, помимо сельскохозяйственных работ, все активнее занимались промыслами, извозом, другими работами. Наблюдалось имущественное расслоение крестьянства: из общей массы выделялись зажиточные хозяева, арендовавшие мельницы, занимавшиеся торговлей. С другой стороны, увеличилось количество разорившихся крестьян. Одни становились батраками, а другие пытались найти работу на промышленных предприятиях.

Дальнейшее развитие прогрессивных явлений в экономике сдерживалось крепостным правом. Помещики для увеличения доходности имений расширяли собственные посевы за счет крестьянских наделов. Урожай сам-3 считался хорошим. Периодически повторялись неурожайные годы: за 1820-1850 гг. в Витебской и Могилевской губерниях их было до 10. Масса крестьян беднела и не могла выполнятьвозрастающие повинности. В большинстве имений Западной и Центральной Беларуси барщина достигала 6 дней в неделю с крестьянского хозяйства. Одним из показателей кризиса крепостной системы хозяйства являлась задолженность помещиков частным лицам и казне. К 1859 г. в пяти белорусских губерниях около 60% крепостных крестьян были заложены их владельцами.

Другим наглядным показателем нарастающего кризиса социально-экономической системы было крестьянское движение. В первой трети XIX в. произошло 46 крупных крестьянских волнений, во второй трети – более 90. Это вынудило правительство осуществлять на Беларуси более гибкую социально-экономическую политику и делать определенные шаги по решению аграрного вопроса.

В 1840-1857 гг. осуществлялась реформа среди государственных крестьян, которые в то время составляли около 1 /5 части всего крестьянства Беларуси. Почти все казенные имения сдавались в аренду частным лицам и поэтому экономическое и правовое положение крестьян в них до конца 30-х гг. практически не отличалось от положения крепостных. Осуществляя реформу, власти хотели снять социальное напряжение в государственной деревне западных губерний, увеличить ее доходность и завоевать симпатии крестьянских масс.

Инициатором и основным проводником реформирования стал министр государственных имуществ России граф П.Д. Киселев. 28 декабря 1839 г. были подписаны указы о новой системе руководства и люстрации государственных имений в западных губерниях. На губернском уровне создавались палаты, которым были подчинены окружные управления госимуществ. В ходе люстрации были увеличены наделы крестьян, уменьшены их повинности. На основе законов 1844 и 1845 гг. казенные крестьяне переводились с барщины на оброк, прекращалась практика сдачи их в аренду. На местах создавались выборные крестьянские органы самоуправления, которым доверялось (под контролем администрации) решение хозяйственных, административных и судебных дел. Признавалась гражданская свобода государственных крестьян, что выгодно отличало их от бесправия крепостных крестьян.

В помещичьей деревне правительство пошло на проведение инвентарной реформы, начало которой положил указ 15 апреля 1844 г. Суть ее сводилась к регулированию размеров наделов и фиксации повинностей крепостных крестьян (фиксация их предельных уровней в обязательных не только для крестьян, но и для помещиков инвентарях). Этим занимались губернские инвентарные комитеты из государственных чиновников и представителей дворянства. Обязательные инвентари были введены во всех имениях Западной и Центральной и, частично, Восточной Беларуси. Фактически силой закона были зафиксированы те повинностные отношения, которые существовали в это время. Реформа встретила сопротивление помещиков и недовольство крестьян в тех случаях, когда повинности возрастали. Власти несколько раз меняли подходы при ее осуществлении, и она затянулась до 1857 г. Несмотря на крепостную ограниченность этой реформы, ее непоследовательность и незавершенность инвентари ставили предел власти помещиков и открывали определенные легальные возможности крестьянам для отстаивания своих интересов.

В целом же аграрные реформы 40-50 гг., хотя и создавали лучшие условия для развития товарно-денежных отношений в развитии хозяйственной инициативы крестьянства, в первую очередь государственного, все же не затрагивали основ фео­дальных порядков, ликвидация которых оставалась жизненно необходимой экономической и политической задачей.

Перейти на... Новостной форум Литература 1. Место дисциплины в системе социально-гуманитарных знаний. Социальные функции экономической науки 2. Проблемы периодизации человеческой истории 3. Сотрудничество академической и вузовской исторической науки. Современная Гродненская историческая школа Литература 1. Доиндоевропейский период этнической истории Беларуси. Расселение индоевропейцев 2. Славянизация балтов 3. Консолидация белорусского этноса 4. Происхождение термина "Белая Русь" Литература 1. Эволюция взглядов на проблему формирования нации. Определение этнической территории белорусов 2. Экономические основания формирования белорусской нации 4. Оформление белорусской национальной идеи Литература 1. Национально-государственное строительство в Беларуси в начале ХХ в. 2. Национальная политика БССР в межвоенное время. Беларусизация 3. Реализация национальной политики относительно белорусов польскими властями (1921-1939 гг.) 4. Развитие белорусского народа в условиях послевоенного времени. Укрепление государственного суверенитета Республики Беларусь Литература 1. Формирование древнерусской государственности (Киевская Русь) 2. Феодальная раздробленность - закономерный исторический процесс развития Европы 3. Первые раннефедальные государства на территории Беларуси Литература 1. Причины и концепции образования ВКЛ 2. Процесс образования ВКЛ 3. Политическая и правовая система ВКЛ 4. Люблинская уния. Место ВКЛ в политической системе Речи Посполитой Литература 1. Политика Российской империи на белорусских землях в к. XVIII - первой половине XIX вв. 2. Общественно-политическо движение в Беларуси в первой половине XIX в. 3. Восстание 1863 г. в Беларуси и его социально-политические итоги 4. Общественно-политическое движение в Беларуси в 70 - 90 гг. XIX в. 5. Буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг. и ее последствия 6. Беларусь в период Февральской революции (белорусское национальное движение накануне октябрьских событий 1917 г.) Литература 1. Октябрьская революция. Установление советской власти в Беларуси 2. Установление тоталитаризма в БССР. Массовые репрессии 3. Национально-освободительное движение в Западной Беларуси 4. Политическая ситуация в первое послевоенное десятилетие 5. Общественно-политическая и социальная жизнь в Беларуси во второй половине 50 - первой половине 80 гг. 6. Политические реформы и государственное строительство в Республике Беларусь Литература 1. Хозяйственная деятельность человека на территории Беларуси в первобытную эпоху (100–40 тыс. лет до н.э. – V в. н.э.). 2. Становление раннефеодальной экономики на территории Беларуси (VI–XIII вв.). 3. Социально-экономические отношения в ВКЛ в XIV – пер. пол. XVI в. 4. Социально-экономическое положение Беларуси в составе Речи Посполитой. Литература: 1. Введение христианства. Культура на белорусских землях в IX–XIII вв. 2. Культура Беларуси в эпоху Возрождения (XIV–XVI вв). 3. Реформация и Контрреформация в ВКЛ. Брестская церковная уния. 4. Развитие белорусской культуры в эпоху Просвещения (XVII–XVIII вв.). Литература: 1. Социально-экономическое значение присоединения белорусских земель к Российской империи. 3. Реформы 60-70-х годов XIX в. в Российской империи и особенности их проведения на белорусских землях. Литература: 1. Культура Беларуси в первой половине XlX в. 2. Развитие образования и науки в Беларуси во вт. пол. ХІХ – нач. ХХ вв. 3. Развитие литературы, архитектуры, живописи, театра в Беларуси во вт. пол. XIX – нач. ХХ вв. Литература: 1. Сущность и содержание НЭПа в БССР. 2. Культура БССР в 20-е гг. 3. Индустриализация в БССР. 4. Коллективизация сельского хозяйства в БССР. 5. Социально-экономическое положение Западной Беларуси. 6. Социально-экономическое и культурное развитие БССР в 1946-1985 гг. Литература: 1. Развитие социально-экономической сферы в сер. 80-х – 90-х гг. ХХ в. 2. Особенности белорусской модели социально-экономического развития. 3. Изменения в духовной и культурной жизни белорусского народа. Литература: 1. Белорусские земли в составе Великого княжества Литовское в XIV – XV вв. 2. Политическое положение Беларуси в первой половине ХVI в. 3. Войны на территории Беларуси в середине XVII в. 4. Политический кризис Речи Посполитой в ХVШ в. и ее разделы. 5. Война 1812г. на территории Беларуси. Литература: 1. Начало Второй мировой войны. Воссоединение Западной Беларуси с БССР. 2. Беларусь в начальный период Великой Отечественной войны. 3. Оккупационный режим на территории Беларуси. 4. Антифашистская борьба белорусского народа. 5. Освобождение Беларуси от фашистских оккупантов. 6. Решающий вклад советского народа в разгром гитлеровской Германии и милитаристской Японии. Литература: 1. Участие БССР в основании и деятельности ООН. 2. Причины и истоки «холодной войны». Вклад БССР в безопасность народов. 3. Распад СССР и образование Содружества Независимых Государств. Процесс создания Союза Беларуси и России. 4. Республика Беларусь в международном сообществе.
- 24.09 Кб

19. Социально-экономическое развитие Беларуси в коннце 18-п. Половине 19 века.

В конце XVIII - первой половине XIX в. в Белоруссии, как и в России, шел процесс разложения феодально-крепостнической системы и зарождение новых, капиталистических отношений. Об этом свидетельствовали изменения, происходившие в промышленности: росло количество мануфактур, на многих из них начал использоваться вольнонаемный труд. Появились и первые фабрики. Они были построены в 20-е годы в местечках Хомск и Косово Гродненской губернии и выпускали сукно. Среди предприятий мануфактурного типа наиболее распространенными были предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья: винокуренные, суконные, полотняные, сахарные, мукомольные. В середине XIX века на некоторых мануфактурах стали использоваться паровые двигатели. В конце 50-х годов в Белоруссии насчитывалось 549 вотчинных и капиталистических предприятий с 6,5 тыс. рабочих. Вольнонаемные среди них составляли 43%.

Переход от ручного труда к машинному определял промышленную революцию, которая началась в Англии во второй половине XVIII века и обеспечила резкое повышение производительности труда. В Белоруссии эти процессы только начинались. Развитию промышленности содействовали работы по улучшению путей сообщения, что способствовало включению белорусского хозяйства во всероссийский рынок. Большое экономическое значение имели каналы, которые соединяли реки бассейна Черного моря с реками бассейна Балтийского моря (Огинский, Березинекии, Днепровско-Бугский). По этим водным путям Брест, Кобрин, Пинск, Борисов и другие города вели оживленную торговлю, увеличивалось их промышленное значение. За период с 1825 по 1861 г. население 42 городов Белоруссии увеличилось с 151 тыс. до 320 тысяч человек.

Быстрый рост городского населения Белоруссии в 30 - 50 г. объясняется преимущественно не экономическими, а политическими факторами, прежде всего, насильственным выселением евреев из деревень и помещичьих имений в города и местечки. Самой многочисленной категорией городского населения были мещане (75-80%) - ремесленники, мелкие торговцы, чернорабочие и другие. Городское население платило различные государственные и местные (земские) налоги и исполняло многочисленные натуральные повинности. Огромные налоги и повинности в пользу феодально- крепостнического государства почти полностью поглощали прибыль даже зажиточной части горожан и доходы городов. Они отрицательно отражались на их социально-экономическом развитии, на процессе первоначального накопления капитала.

Но, тем не менее, города развивались: увеличивалось число промышленных предприятий, расширялась торговля. Помимо еженедельных рынков и традиционных ярмарок все шире и шире внедрялась постоянная лавочная торговля.

Расширению торговых связей содействовала пока еще только наметившаяся производственная специализация промышленного и сельскохозяйственного производства отдельных регионов. Укреплению их торговых связей способствовало начавшееся строительство сухопутных торговых путей. Широкие дороги, осаженные березами, так называемые «гостинцы», связывали белорусские города с другими городами империи. Из Белоруссии вывозили, в основном, лен и льнопродукты, зерно, водку, спирт, хлопок, сало, лес. В Белоруссию привозились промышленные товары.

Новые явления в экономике, которые вызывались формированием капиталистических отношений, обозначились и в белорусской деревне. Сельское хозяйство все больше связывалось с рынком, увеличивалась площадь пахотных земель, расширялись посевы технических культур (льна, конопли), возрос удельный вес картофеля и сахарной свеклы, возникло тонкорунное овцеводство. В ряде помещичьих хозяйств началось использование сельскохозяйственных машин. Пропагандой передовых методов земледелия и животноводства занималось Белорусское вольное экономическое общество, которое существовало с 1826 по 1841 г. в Витебске. В 40-е годы в Горках Могилевской губернии был открыт первый в России земледельческий институт.

Кроме чисто сельскохозяйственных работ, крестьяне все больше занимались промыслами, нанимались на разные работы. Расширялось их имущественное расслоение: выделялись зажиточные крестьяне, которые арендовали мельницы, вели торговлю и т.д.

Дальнейшее развитие прогрессивных явлений в экономике сдерживалось господством феодально-барщинной системы, существованием крепостного права. Помещики с целью увеличения прибыльности имений расширяли посевы за счет крестьянских наделов, создавали новые фольварки. Но запущенная, неудобренная, плохо обработанная земля давала низкие урожаи. С 1820 по 1850 г. в Витебской и Могилевской губерниях было 10 неурожайных лет. Крестьяне все больше разорялись и не могли в такой степени, как раньше, нести возрастающие повинности. Быстрыми темпами росла задолженность помещичьих имений.

В тяжелом положении оказались и крестьяне государственных имений. Они, как правило, сдавались в аренду чиновникам и обедневшим дворянам, а арендаторы стремились выжать из крестьян все, что можно было взять, и без зазрения совести увеличивали повинности.

Не имея возможности прокормить свои семьи с наделов, выплатить вовремя многочисленные налоги и оброки, многие крестьяне вынуждены были искать побочные заработки. В свободное от земледельческих работ время, с разрешения помещиков или арендаторов они шли на лесоразработки, сплавные работы и дорожное строительство, занимались извозом и домашними промыслами.

Многие помещики сами отдавали своих крепостных по контрактам на строительные и дорожные работы, часто в далекие губернии России. Плату за их труд они забирали себе.

Рост барщины, массовое обезземеливание крестьянства, частые неурожаи, произвол помещиков и арендаторов вели к упадку крестьянского хозяйства, к еще большему обеднению крестьянских масс. Все это вызывало недовольство крестьянства и подталкивало его на борьбу против своих угнетателей.

Борьба крестьян против феодального угнетения принимала различные формы: подача жалоб царю и местным властям, отказ выполнять чрезмерные повинности, побеги от своих владельцев, неподчинение властям, вооруженные выступления. Уже в первой трети XIX в. на территории Белоруссии имели место 46 крупных выступлений крестьян.

Рост крестьянских волнений вынуждал царизм принимать некоторые законодательные меры, чтобы ограничить произвол помещиков и арендаторов и тем самым ослабить недовольство крестьян. Еще Павел I, чтобы ограничить произвол помещиков, издал указ, запрещающий вынуждать крестьян работать в воскресенье и рекомендовал ограничить барщину до трех дней в неделю. Но эти рекомендации остались на бумаге, ибо принимать их или не принимать решал сам помещик. Не смог решить эту проблему и указ Сената 1818 г., который предписывал губернаторам западных губерний установить «строгий надзор» за тем, чтобы помещики не требовали от своих крестьян выполнения «непомерных повинностей», а только тех, которые «обозначены в инвентарях». Это вынудило Кабинет министров в 1824 г. создать комиссию по проверке повинностного состояния крестьян Белоруссии. В результате проверки было установлено, что при определении повинностей помещики допускают «полный произвол» и вынуждают крестьян выполнять чрезмерные «уроки работы».

Но выводы комиссии также ничего не дали, ибо царизм боялся затрагивать основы крепостного права. Об этом свидетельствует и тот факт, что Николай I еще пять раз создавал различные секретные комитеты по решению крестьянского вопроса, но когда дело доходило до принятия конкретного решения, то он признавал рекомендации комитетов несвоевременными, а сами комитеты распускал.

И тем не менее, во второй четверти XIX в. были проведены некоторые реформы, призванные разрядить напряженное состояние в деревне. В 1835 г. были утверждены «Правила об отдаче крестьян по найму на земленные и другие черные работы». Согласно им, помещики могли отдавать по контрактам из многосемейных дворов не более половины работников, причем в контрактах должны были указываться «размер оплаты, количество рабочего времени и место работы».

Была проведена также реформа по усовершенствованию управления государственными крестьянами, инициатором которой выступил граф П.Д.Киселев, назначенный в 1836 г. министром государственных имуществ. Несколько ранее он разработал принципы управления имениями, секвестрированными в западных губерниях у участников восстания 1830 - 1831 гг. На их основе было подготовлено и в декабре 1839 года подписано Николаем I «Положение об управлении государственными имениями в западных губерниях и Белостокской области». Оно предусматривало осуществление двух основных мероприятий:

а) проведение люстрации - подробное описание каждого государственного имения; б) создание аппарата, который должен был осуществлять управление государственными имениями.

Для проведения люстрации в каждой губернии были созданы специальные комитеты из государственных чиновников. Они руководствовались в своей деятельности отдельным «Положением о люстрации» и должны были урегулировать хозяйственное положение государственных крестьян, их взаимоотношения с временными владельцами.

Чтобы ликвидировать острое малоземелье государственных крестьян, «Положение» предусматривало передел их земельных наделов. Средний размер душевого надела должен был состоятть из трех десятин пахотной земли и одной десятины сенокоса - четырех десятин на ревизскую душу. Предусматривалось также выделение на каждое крестьянское хозяйство небольших участков леса. Увеличение крестьянских наделов происходило за счет ликвидации фольварков.

Для урегулирования повинностей крестьяне государственных имений согласно имущественному положению были разделены на четыре разряда: тяглые, которые имели не менее 2 голов рабочего скота (волов или коней); полутяглые, которые имели одну голову рабочего скота; огородники и бобыли. Для тяглых крестьян барщина устанавливалась в размере 3 дней с лошадью в неделю. Для полутяглых она уменьшалась наполовину. Огородники за пользование огородами и выпасами выполняли разные дворовые работы, а в случае необходимости привлекались и на барщину. Бобыли - люди безземельные, а часто и бездомные использовались на работах в имениях за натуральное или денежное вознаграждение.

Проведенные реформы, несмотря на их половинчатость, все же улучшили положение государственных крестьян. В результате проведения люстрации размеры повинностей у них снизились на 30 - 35% по Минской и Гродненской и на 62 - 65% - по Витебской и Могилевской губерниях; душевые земельные наделы увеличились на 32 - 35% по Минской и Гродненской губерниях и на 15% - по Могилевской.

Для контроля за осуществлением реформ во время люстрации и управления государственными имениями после был создан специальный аппарат: палаты государственного имущества в губерниях, казенные округа в уездах, волостные правления и волостные суды в сельской местности. Губернские палаты и казенные округа комплектовались из государственных чиновников, волостные правления и волостные суды, а также сельские старосты, сотские и десятники избирались самими крестьянами.

Люстрация явилась исходным пунктом в осуществлении дальнейших мероприятий на пути урегулирования хозяйственного положения государственных крестьян. В апреле 1844 г. Николай I утвердил проекты Киселева о переводе крестьян государственных имений с барщины на оброк. Размеры оброка должны были соответствовать доходу, который получала казна по инвентарям и контрактам. До 1857 г. барщина в государственных имениях на территории Белоруссии уже полностью была заменена оброком (денежным). Оброк продуктами и другие повинности были отменены. К этому времени повсеместно были ликвидированы и фольварки в государственных имениях.

Реформируя хозяйственные взаимоотношения в государственных имениях, царское правительство не упускало из-под своего внимания и частновладельческих крестьян, волнения среди которых из года в год нарастали. В 1844 году в Белоруссии и на Правобережной Украине (Волынская, Киевская и Подольская губернии) были созданы губернские инвентарные комитеты, которым было поручено пересмотреть в помещичьих имениях ранее существующие инвентари, а где их не было - составить новые. В своей деятельности они руководствовались особыми правилами, главным требованием которых было определение повинностей крестьян в соответствии с размером и качеством отведенных им земельных наделов. Повинности не могли превышать V3 валового дохода с земельного надела, которым пользовалось крестьянское

хозяйство.

Правилами предусматривалось также, что крестьянское хозяйство, имеющее только одного трудоспособного мужчину, наделяется наделом от 4 3/4 до 9 десятин в зависимости от количества и качества земли в имении. Такое хозяйство должно было отработать на барщине 3 дня с лошадью (мужская барщина) и 1 день без лошади (женская барщина). Подводная повинность оставалась, но должна была выполняться в счет барщинных дней. Помещикам запрещалось когда им вздумается устанавливать сгонные дни, а также обкладывать крестьян натуральными поборами.

Описание работы

В конце XVIII - первой половине XIX в. в Белоруссии, как и в России, шел процесс разложения феодально-крепостнической системы и зарождение новых, капиталистических отношений. Об этом свидетельствовали изменения, происходившие в промышленности: росло количество мануфактур, на многих из них начал использоваться вольнонаемный труд. Появились и первые фабрики. Они были построены в 20-е годы в местечках Хомск и Косово Гродненской губернии и выпускали сукно. Среди предприятий мануфактурного типа наиболее распространенными были предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья: винокуренные, суконные, полотняные, сахарные, мукомольные