Русская православная икона маргарита. Икона святой великомученицы маргариты антиохийской

Святая великомученица Маргарита почитается православными христианами всего мира. Икона этой святой может помочь вам изменить свою жизнь в лучшую сторону и укрепить веру в Господа.

Святая Маргарита родилась в Италии во времена правления императора Диоклетиана. Мать Маргариты умерла, когда девочке не было еще и года, и младенца отдали на попечение кормилицы, православной христианки. Маргарита выросла верующей девушкой и в возрасте 15 лет заявила отцу, что не будет поклоняться языческим богам.

Отец пытался переубедить девушку, но она оставалась тверда в своей вере. Во время волны гонений на христиан Маргариту забрали и пытали, заставляя отказаться от своей веры. Однако девушка осталась тверда и отказалась оставить свои убеждения. После долгих пыток Маргариту казнили, отрубив ей голову.

Тело девушки осталось нетленным, и всякий, кто приходил почтить ее память, исцелялся от болезней или получал видение, разоблачающее его врагов. После становления христианства великомученицу канонизировали.

Где находится чудотворный образ

Икона святой Маргариты находилась в одном из храмов города Константинополя. В настоящее время местонахождение иконы неизвестно.

Описание иконы

По копиям и спискам был восстановлено первоначальное изображение святой Маргариты. На иконе святая великомученица изображается в красном одеянии, покрывающим голову. В правой руке святая держит православный крест. Взгляд великомученицы Маргариты направлен прямо в глаза каждому подошедшему к иконе.

Этот образ символизирует честность и открытость святой перед Богом. Красное покрывало напоминает о крови, пролитой юной девушкой во имя Господа, а крест напоминает о долге каждого православного чтить память всех отдавших свои жизни ради истинной веры.

В чем помогает святой образ

Святая великомученица Маргарита считается покровительницей всех несправедливо обиженных и унижаемых. Святой молятся об утешении скорби по умершим, исцелении болезней, разоблачении лжи и недобрых намерений.

Известны случаи, когда искренняя молитва перед иконой святой помогала людям сбросить с плеч груз чужой вины, поверить в себя и полностью изменить свою судьбу.

Жила в правление императора Клавдия (ок. 270) . Она родилась в Антиохии Писидийской (в Малой Азии) и была дочерью языческого жреца Эдесия (Эдесима). Ее мать умерла, когда девочке было 12 лет, и отец вверил заботы о дочери деревенской кормилице. Общение с местными христианами и природные склонности Марины благоприятствовали росту семени истинной веры в ее сердце. Когда ей исполнилось 15 лет, любовь ко Христу была в ней столь сильна, что Марина желала только одного и помышляла только об одном - причаститься мученичеству и пролить свою кровь во имя любви ко Христу. Не скрывая своего желания, Марина не страшилась заявлять во всеуслышание, что она христианка, и высмеивала культ идолов. Этим она вызвала ненависть отца, который лишил ее наследства.

Однажды префект Асии Олибрий, направляясь в Антиохию, увидел святую, когда она пасла стада вместе с другими женщинами деревни. Очарованный красотой Марины, он пожелал взять ее в жены и приказал своим людям привести девушку. Придя во дворец, она предстала перед магистратом, который попросил ее назвать свое имя. Дева уверенным голосом отвечала: «Зовут меня Марина, я дочь свободных родителей из Писидии, но я раба Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, сотворившего небо и землю». Тогда ее заточили в темницу в ожидании большого языческого праздника, который должен был состояться на следующий день.

Когда ее вновь привели на суд и повелели принести жертвы богам вместе со всеми, Марина ответила: «Я вознесу жертву хваления моему Богу, но никогда - вашим бессловесным идолам, лишенным жизни!» Олибрий упрашивал ее поберечь свою молодость и красоту. Но она возразила, что всякая телесная красота увядает, тогда как муки, претерпеваемые за имя Христово, украшают душу и готовят ее к вечному блаженству. Магистрат, рассерженный такой дерзостью, приказал растянуть деву на земле, бить прутьями с шипами и разрывать ее плоть железными крючьями. Кровь святой лилась обильным потоком и обагряла землю, но Марина не издала ни одного крика боли и оставалась невозмутимой, словно кто-то другой страдал вместо нее.

После нескольких часов мучений ее бросили в темницу, где она молила Господа не оставлять ее в испытании и исповедании веры. Вдруг в темнице произошло землетрясение, выпустившее из земных недр громадного змия. Глаза его источали огонь и дым, ноздри - пламя и обильный дым, язык его был кроваво-красен, и чудовище устрашающе свистело, приближаясь к святой. Охваченная великим страхом, Марина обратилась с молитвой к Господу, нашему Спасителю, лишившему сатану силы и крестом Своим освободившему мертвых из ада. Тогда змий превратился в отвратительного черного пса, но святая, укрепленная отныне милостью Божией, схватила его за шерсть, придавила шею ногой и, взяв медный молот, умертвила ударами по голове и хребту .

Яркий свет воссиял в темнице, исходя из огромного креста, на котором сидела белая голубка. Голубка опустилась возле Марины и сказала: «Возрадуйся, Марина, духовная голубка Господня, ибо ты одержала победу над лукавым и покрыла его стыдом. Возрадуйся, верная раба Господня, Которого ты любишь всем сердцем своим и ради Которого ты оставила все скоротечные земные удовольствия. Радуйся и ликуй, ибо пришел день, когда ты примешь победный венец и, облеченная им, вместе с мудрыми девами достойно войдешь в брачный покой Жениха и Царя своего!»

Утром Марину снова привели на суд правителя. Поскольку она как никогда была тверда в своем решении, Олибрий приказал раздеть ее и жечь факелами. После этой пытки ее головой вниз бросили в чан с водой. И снова появилась голубка, неся в клюве ветвь, - и крест воссиял над чаном, откуда святая поднялась, избавившись от пут. Было слышно, как голубка произнесла: «Марина, иди к Жениху всех праведных!» Видя такое чудо, множество присутствовавших там язычников обратились в истинную веру и просили святую наставить их в учении, дарующем спасение. В величайшей ярости правитель приказал обезглавить их всех вместе со святой Мариной .

Придя на место казни, мученица просила палачей дать ей время для молитвы и, повернувшись на восток, обратилась ко Господу с мольбой признать святость души и тела тех, кто встал на ее защиту. Завершив молитву, она позвала палача, дабы тот исполнил свое дело, но, охваченный благочестивым страхом, он обратился в веру Христову и отказался поднять руку на святую. Тогда Марина сказала: «Ты не поможешь мне, если промедлишь с исполнением того, что тебе приказали». Дрожащей рукой он отрубил ей голову.

Некий христианин по имени Феотим, который тайно приносил святой пищу в темницу, пришел за ее телом и достойно похоронил. В эпоху крестовых походов (1204) мощи святой Марины почитались в Константинополе в церкви Христа Всевидящего (Пантепопта).

Из книги , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Святая великомученица Маргарита (Марина) Антиохийская

Святая великомученица Маргарита (Марина) родилась в Малой Азии, в городе Антиохии в семье языческого жреца. В младенчестве она лишилась матери, и отец отдал ее на попечение кормилице, которая воспитала Маргариту (Марину) в православной вере. Узнав о том, что дочь его стала христианкой, отец в негодовании отказался от нее. Во время гонения на христиан императора Диоклитиана (284-305) святая Маргарита (Марина) в пятнадцатилетнем возрасте была схвачена и заключена в темницу. С твердым упованием на волю Божию и Его помощь готовилась юная узница к предстоящему подвигу. Правитель Олимврий, очарованный красотой девушки, пытался уговорить ее отречься от Христовой веры и стать его женой. Но святая, не колеблясь, отвергла льстивые предложения. Тогда разгневанный правитель предал святую мученицу истязаниям. Жестоко избитую, святую прибили гвоздями к доске и трезубцами рвали тело. Сам правитель, не выдержав ужаса этой пытки, закрыл лицо руками. Но святая мученица оставалась непоколебимой. Брошенная на ночь в темницу, она сподобилась Небесного посещения и была исцелена от ран. Привязав к дереву, мученицу опаляли огнем. Едва живая, святая молилась: "Господи, Ты сподобил меня за Имя Твое пройти через огонь, сподоби меня пройти и через воду святого Крещения".

Услышав слово "вода", правитель повелел утопить святую в огромной бочке. Мученица просила Господа, чтобы эта казнь стала для нее святым Крещением. Когда ее погружали в воду, внезапно засиял свет и белоснежная голубка опустилась с Неба, неся в клюве золотой венец. Узы, наложенные на святую Маргариту (Марину), сами собой развязались. Мученица стояла в купели Крещения славя Святую Троицу - Отца, Сына и Святого Духа. Святая Марина вышла из купели совершенно здоровой, без единого следа ожогов. Пораженный чудом народ стал славить Истинного Бога, и многие уверовали. Это привело в ярость правителя, и он приказал уничтожать всех, кто исповедует Имя Христа. Тогда погибло 15000 христиан, а святая мученица Маргарита (Марина) была обезглавлена. Страдания великомученицы описал очевидец событий, по имени Феотим.

В VIII в. императрица Мария перенесла часть мощей святой в Константинополь. Они хранились в монастыре Пантепонта (Всевидца Христа) до взятия города в 1204 г. крестоносцами. Другую часть мощей святой перенесли в 908 г. из Антиохии в Тоскану и поместили в Монте-Фиасконе.
В 1213 г. некий Иоанн де Бореа взял в одном из монастырей Константинополя серебряный ларец с кистью руки святой. Эти мощи спасли его от бури по пути в Венецию. Позже их поместили в венецианском храме святого Либерала, после чего саму церковь переименовали в честь святой Маргариты (Марины). До XVII в. они оставались там. В XIX в. эту святыню перенесли в храм святого Фомы в том же городе.
Частицы ее мощей в большом количестве находятся на Афоне. Часть руки святой находится в Ксенофонте, левая рука с кистью — в Иверском монастыре, в монастыре Филофея — нога, в русском Пантелеимоновом монастыре — одно из ребер; крупные части мощей ее есть в Хиландаре и Эсфигмене.
В Зугдиди (Грузия) хранится часть руки. Частицы мощей великомученицы есть и в России: в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, в московском храме Воскресения Христова (Сокольники) в ларце, принесенном со Святой Горы в 1863 году старцем иеромонахом Арсением.

Имена наших православных предков, как известно, давались им при крещении. Выбор вариантов был невелик и зависел от того, в день памяти (или именин) какого святого или святых проходило таинство. Делалось это с определенной целью. Святой, в честь которого был назван ребенок, становился его покровителем на всю жизнь. В сегодняшней статье мы поговорим о святых защитницах Маргарит, а также коснемся истории и значения этого имени.

Именины Маргариты по церковному календарю

Маргарита - это русское личное женское имя, но с греческими корнями. Считается, что оно произошло от др. греч. слова μαργαρίτης ("маргаритис"), что означает "жемчуг" или "жемчужина". По мнению фоносинематики, это имя производит впечатление величественного и могучего.

Камнем-талисманом Маргариты, соответственно, является жемчуг, а цветком - маргаритка. Цвет удачи - розово-синий. Астрологи советуют называть этим именем девочек, родившихся под следующими знаками: Рыбы, Овен, Водолей, Козерог, Телец.

Теперь перейдем непосредственно к именинам. У католических верующих они будут:

  • 18 января;
  • 22 февраля;
  • 7, 26 марта;
  • 20 июля;
  • 27, 30 августа;
  • 1 сентября;
  • 16, 17 октября;
  • 16 ноября.

Именины Маргариты по православному календарю:

  • 15 декабря - день памяти преподобномученицы инокини Маргариты Закачуриной.
  • 30 июля - день памяти великомученицы Маргариты (Марины) Антиохийской.

Поговорим подробнее о святых мученицах.

Преподобномученица Маргарита Закачурина

Закачурина Маргарита Ксенофонтовна родилась в 1884 году. С 1902 по 1926 гг. она была в чине монахини в монастыре села Пахота (Лежневский район). В годы советской власти матушка работала портнихой в артели под названием "Трудовая игла".

В марте 1937 г. Маргариту Ксенофонтовну арестовали, обвинили в участии в контрреволюционной группировке, объединившей монашество и церковных деятелей. Суд приговорил матушку к ссылке в Казахстан. Пять лет она провела в поселке Майское Павлодарской области. В декабре того же года Маргарита Закачурина снова была арестована. Следствие приговорило женщину к высшей мере наказания в СССР - к расстрелу. День гибели преподобномученицы - 15 декабря, считается также днем именин Маргариты.

Житие Маргариты Антиохийской

Марину (Маргариту) Антиохийскую почитает и православная, и коптская православная церковь. Неканонической святой она была объявлена в 494 году. Восточные христиане считают днем именин Маргариты 17 (30) июля. В РПЦ до 2000 года всех Маргарит крестили под именем Марина.

Больше всего святую почитают в Греции. Там в ее честь основано много различных храмов. Считается, что святая Маргарита силой своей девственной непорочности может помочь любому обратившемуся к ней с молитвой человеку, страдающему от какой-либо болезни. Также она оберегает от приступов злобы, вражеских проклятий и клеветы, избавляет от несправедливого суда и незаконного приговора, прочих бед и несчастий. Помимо этого считается, что Марина Антиохийская утешает всех скорбящих, прощает раскаивавшихся грешников и наставляет их на истинный путь, благодетельствует крестьянам. Она спасает от голода в неурожайные года, защищает посевы от стихии и от вредителей.

Святая Маргарита родилась в Антиохии (Малая Азия). Ее отец был языческим жрецом и выгнал девушку из дома, узнав, что она христианка. Маргарита поселилась со своей кормилицей в скромном жилище в полях, стала простой пастушкой. Однажды красивую девушку заприметил римский перфект. Важное лицо предложило ей руку и сердце при условии, что Маргарита отречется от Христа. В ответ ему последовал отказ. За неповиновение христианку долго пытали и в итоге жестоко убили в возрасте 15 лет в 304 году.

История и значение имени Маргарита

После того, как мы узнали, когда и почему проводятся именины имени Маргарита, коснемся и его истории. Древнегреческие мифы говорят, что "маргаритос" - это одно из обращений к олимпийской богине красоты Афродите. Кстати, некоторые ученые считают, что житие Маргариты Антиохийской - это пересказанная на христианский лад история об этой покровительнице мореплавателей. Последние часто приносили в святилища Афродиты чудесные жемчужины и перламутровые раковины, добытые из морских глубин.

Появление имени в православии связано с именинами Маргариты Антиохийской. Здесь оно обрело форму Марина. Удивительно, но один из эпитетов, с которым обращались к древнеримской Венере (ее прообразом и была Афродита), как раз-таки и был "марина" (морская, появившаяся из пены). В России имени не было в Святцах, оттого оно либо присваивалось монахиням, либо было вторым именем светских дам. После Октябрьской революции можно было свободно назвать девочку Маргаритой. Поэтому в 1960-х годах имя можно было уже отнести к распространенным.

Характер Маргариты

Про девочек, девушек и женщин с этим прелестным именем можно сказать, что они:

  • самостоятельны, всегда имеют свое мнение;
  • прямолинейны;
  • отважны, обладают сильным характером;
  • любопытны и любознательны, отчего импульсивны и энергичны;
  • порой излишне романтичны;
  • любят сюрпризы и неожиданные приключения;
  • отличаются развитым логическим мышлением;
  • умны, сообразительны, хитры;
  • в отношениях с противоположным полом стремятся получить все и сразу.

В православном календаре именины Маргариты отмечены 15 декабря и 30 июля по современному исчислению. Также совсем недавно стало возможно получить при крещении именно это имя, а не Марина, как ранее.

30 июля Православная церковь чтит память святой, известной как Марина Антиохийская в православии и Маргарита Антиохийская в католицизме (в Католической церкви днем святой Маргариты является 20 июля).
До прославления в 2000 году собором РПЦ двух православных святых Маргарит, всех Маргарит крестили Маринами.

Марина росла без матери, в 12 лет она стала христианкой, её отец-язычник, узнав об этом, возненавидел ее и перестал считать дочерью, а относился к ней, как к чужой. Ставши взрослой, лет пятнадцати, она однажды вышла в поле посмотреть на овец своего отца, которые там паслись. В это время встретила она мучителя христиан, который ехал в Антиохию писидийскую; увидев красавицу девушку, епарх поразился ее необычайной красотой, тотчас увлекся ею и задумал взять ее себе в жены. Он остановился, и стал расспрашивать девицу:
"Какого ты рода, девушка, чья дочь и как тебя зовут, скажи мне правду о себе. Я вижу, что ты очень хороша собой: если ты свободных родителей, то я вступлю с тобой в законный брак, если же ты чья-нибудь рабыня, то я выкуплю тебя и возьму к себе". Марина ответила, что верует во Христа и иного жениха не желает. Тогда её схватили и отвели в город, где стали принуждать отречься от Христа. Марина ответила:
"Неужели я оставлю Бессмертного Жениха моего Христа, Царя Небесного и вступлю в брак с псом смердящим, мертвым душою? Никогда!"


Тогда епарх раздосадовался, оскорбился, сильно разгневался и тотчас, переменив любовь на вражду и ненависть, велел снять одежды с невесты Христовой, приказал положить ее на земле и бить прутьями без пощады. Долго били святую без милости; ее девическое тело разрывалось от ран, и кровь текла из ран ручьями, обагряя землю. Но мученица, возведя к Богу свои духовные очи, молилась, прося помощи свыше и укрепления в страдальческом подвиге; она не чувствовала боли в мучении, подкрепляемая благодатию Христовой: словно раны налагались не на нее, а на чужое тело.
Потом её прибили гвоздями и стали железными трезубцами строгать её тело. Отваливалось тело кусками с кровью на землю, так что были видны голые кости. Епарх не мог смотреть на такое мучение; он закрыл свое лицо и отвернулся, а все присутствующие изумлялись такому терпению святой.
Потом снова заговорил с ней мучитель:
"До каких же пор ты будешь упорствовать, Марина? Вот уже и тело твое растерзано; хоть теперь согласись принести богам жертву, чтоб тебе не погибнуть совсем".

Мученица отвечала:
"Мерзкий пес! свинья! ты пожираешь человеческое мясо, и притворяешься милосердым, будто жалеешь меня! Я сама себя не жалею ради Христа, не пощадившего Себя, но отдавшегося за меня на большие муки. Если я послушаю твоего безумного совета и пощажу свое тело, то как же увенчается моя душа в Царстве небесном?"

После того епарх велел снять мученицу с гвоздей и запереть в особую темницу, глубокую и мрачную, полную всяких бесовских страшилищ, куда бывали заключаемы осужденные на смерть.

Наступила ночь, а святая всё не переставала молиться Богу; тогда диавол осмелился испугать мученицу мечтательным страшилищем; так попустил Бог для большого прославления Своей угодницы. Внезапно потряслась темница, и показался какой-то мрачный свет, как будто от огня в дыму; затем явился диавол в виде пестрого, громадного, страшного змея, а тело его, насколько было видно, окружало и опоясывало множество меньших змей и ехидн. Змей ужасно свистел и зияя огромной и жадной пастью, испускал нестерпимый смрад; он обошел вокруг мученицы, наводя на нее страх и ужас; потом раскрыл свою мерзкую пасть, напал на святую и схватил ее голову, стараясь проглотить. Казалось, мученица проглочена змеем, как некогда пророк Иона китом (Ион.2:1). Однако, она не отчаялась и не усомнилась, но, вперивши весь свой ум в Бога, осенила себя крестным знамением и тотчас увидела, что утроба змея расселась, а она сама избавилась от него и была цела и невредима; и в то же время погибло всё то бесовское страшное привидение: земля разверзлась, поглотила змея всех змей с ним и бросила их в ад; святую же мученицу осиял небесный свет. Посмотрев вверх, она увидела, что открылась кровля темницы и на нее сходят сверху как бы лучи солнечные; увидела она также большой крести, сияющий несказанным светом, а над крестом голубку, белую как снег, которая говорила ей человеческим голосом:
"Радуйся, Марина, разумная голубица Христова, что победила злого врага! Радуйся и веселись, дочь горнего Сиона, что пришел день веселия твоего, когда выйдешь ты с мудрыми девами в чертог нетленный бессмертного Жениха, Царя Небесного!"
При этих словах голубки, Марину охватила несказанная радость и сладость, растерзанное ее тело начало заживать, и она сама чувствовала, как раны ее зарастали, язвы покрывались кожей, исчезала боль и немощь, и стала она опять, как прежде здорова и прекрасна всем телом.

Утром пытки Марины продолжились. Ее повесили на дерево, принесли зажженные свечи и стали опалять ей грудь и бока; она же, углубившись внутрь себя, молилась в глубине сердца Богу и молча терпела; она была обожжена как уголь и истерзана, будто мясо в пищу. И когда ее, еле живую, сняли с дерева, она громко сказала:
"Господи! Ты сподобил меня за имя Твое пройти через огонь, сподобь пройти и через воду святого крещения, и, омытую от грехов, введи меня в покой Твой".

А мучитель, услышав, что мученица упомянула о воде, сказал:
"Хочет пить, окаянная; надо напоить ее!"

И он велел принести огромную бочку с водой и бросить в нее связанную мученицу, чтобы погрузить ее туда и утопить, но мученица вышла из воды здоровою, без всякого следа ожогов, невредимою телом и прекрасною. После этого тысячи человек, видевших это, уверовали во Христа и были за это казнены.
Епарх приказал отрубить Марине голову. Вдруг сотряслась земля, страх напал на всех, и многие упали от страха на землю; упал и палач. Это Господь наш Иисус Христос явился с неба со святыми ангелами Своей невесте, призывая ее в Свой покой и простирая руки, чтоб принять ее душу. Она же, несказанно обрадовавшись, побудила палача, чтоб он поскорее исполнял, что ему приказано. Она подставила под меч честную свою голову и была обезглавлена.

Святая Маргарита Антиохийская была одной из трех святых, которые являлись Жанне д"Арк.

Архангел Михаил, святая Екатерина и святая Маргарита являются святой Жанне д"Арк