Минимальная мозговая дисфункция: причины, симптомы заболевания и способы лечения. Детская неврология, психология и психиатрия

1.Что такое минимальная мозговая дисфункция (ММД)?

Во-первых, ММД связанна с последствием ранних повреждений головного мозга у детей. Безусловно, кто-то из родителей возможно достаточно осведомлен, что это такое, но наверняка среди читательниц есть такие мамы, которые мало знают о минимальной мозговой дисфункции и пока еще не задумывались к чему она приводит.

Звучит достаточно серьёзно, я согласна, но правда же говорят, что: «защищен тот, кто вооружен», в данном контексте защищен именно тот родитель, который знает, какая помощь нужна его ребенку, если невролог ставит минимальную мозговую дисфункцию. Давайте попробуем начать разбираться глубже в этой теме.

В 60-е годы широкое распространение получил термин «минимальная мозговая дисфункция» ММД . Минимальная мозговая дисфункция выражается в возрастной незрелости высших психических функций (внимания, памяти, мышления). ММД связано с трудностями в обучении, социальной адаптации, эмоциональными нарушениями, расстройствами поведения, не связанными с выраженными нарушениями интеллектуального развития. ММД у детей проявляется в виде нарушений психологического развития, сюда относятся: формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия), расстройств развития речи, расстройств развития двигательных функций (диспраксия); поведенческие и эмоциональные расстройства к ним относят: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нарушения поведения. ММД являются наиболее распространенной формой нервно-психических нарушений детского возраста, которые по статистике, к сожалению, встречаются у каждого третьего из наших детей.

2. Как проявляется ММД в различном возрасте.

Диагноз ММД неврологи обычно ставят уже в первые месяцы жизни ребенка, в этот период родителям следует обратить внимание на наличие повышенной возбудимости у ребенка, нарушения сна, немотивированный беспричинный плач, избыточную двигательную активность, повышение мышечного тонуса, тремор различных частей тела, покраснения или мраморность кожных покровов, усиленную потливость, трудности с кормлением и желудочно-кишечные нарушения.

В возрасте от 1 года до 3 лет у детей с ММД часто отмечается повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушения сна и аппетита, слабая прибавка массы тела, некоторое отставание в психоречевом и моторном развитии.

К 3 годам обращают на себя внимание повышенная утомляемость, моторная неловкость, отвлекаемость, двигательная гиперактивность, импульсивность, упрямство и негативизм. Нередко наблюдается задержка в формировании навыков опрятности (энурез, энкопрез). Симптомы ММД нарастают к началу посещения детского сада (в возрасте 3 лет) или школы (6-7 лет). Эта закономерность может быть связана с неспособностью центральной нервной системы (ЦНС) справляться с новыми требованиями, предъявляемыми к ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок.

Максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития у детей. К первому периоду относят возраст 1-2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. Второй период приходиться на возраст 3 лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас используемых слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и память. В это время у детей с ММД обнаруживаются задержка развития речи и нарушение артикуляции. Третий критический период относится к возрасту 6-7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи (письмо, чтение). Для детей с ММД в этом возрасте характерны формирование школьной дезадаптации и проблемы поведения.

3. Как распознать ММД самостоятельно?

Можно говорить о том, что причины возникновения ММД разнообразны, это:

    патология беременности и родов (тяжелое течение беременности);

    токсикоз первой половины беременности, (особенно первого триместра);

    угроза выкидыша;

    это вредное воздействие на организм беременной женщины химических веществ, радиации, вибрации, инфекционных болезней, некоторых микробов и вирусов;

    это нарушение сроков беременности (ребенок рождается недоношенным или переношенным), затяжные роды со стимуляцией родовой деятельности, ускоренные, быстрые роды, недостаток кислорода (гипоксия) из-за сдавливания пуповины, асфиксия, обвитие пуповины вокруг шеи, кесарево сечение, родовые травмы;

    инфекционные, сердечнососудистые и эндокринные заболевания матери;

    несовместимость крови плода и матери по резус фактору;

    психические травмы матери во время беременности, стрессы, физическая нагрузка;

    ребенок до года перенес инфекционное заболевание, сопровождавшееся различного рода осложнениями, получил травму или перенес операцию.

Это всё говорит о том, что к сожалению, Ваш ребенок относится к группе риска!!!

4. Пути помощи ребенку с ММД.

Если Вы распознали у ребенка ММД, тогда понимаете, что он как никто другой нуждается во внимании специалистов и ранней медико-психолого-педагогической поддержке.

Какие прежде всего нужны ребенку специалисты:

    невролог;

  1. нейропсихолог;

    логопед-дефектолог;

    учитель-логопед

    Врачи, невролог и педиатр помогут подобрать Вашему ребенку адекватный курс медикаментозного лечения.

Логопед-дефектолог поможет развить Вашему ребенку познавательную и речевую сферы, подберет индивидуальную программу коррекции задержек психоречевого и психического развития, поможет детям с нарушениями интеллектуального развития.

Нейропсихолог проведет экспресс диагностику готовности дошкольника к школе, диагностику развития высших психических функций (внимания, памяти, мышления) и эмоционально-личностной сферы. Поможет понять причины школьной неуспеваемости ребенка и проведет коррекционные занятия, разработает индивидуальную программу коррекции познавательной сферы ребенка (развитие внимания, памяти, мышления), поможет понять причины плохого поведения ребенка и подобрать индивидуальную или групповую форму коррекции поведения и эмоционально-личностной сферы. Научит Вас новым способам реагирования на ребенка и общения с ним. Что даст Вам возможность лучше понимать своего ребенка, быть ближе к нему и эффективнее как родителю, а ребенку даст возможность стать успешным в обществе, зрелым и развитым.

Учитель-логопед подберет индивидуальную программу коррекции расстройств развития речи, поможет понять, в чем проблема речевого нарушения у ребенка, сформирует навыки письма, чтения и счета.

ЛОР выявит заболевания ЛОР-органов (ухо, горло, нос).

Что отличает ребенка, имеющего функциональные нарушения в работе мозга или (ММД, ЗПРР), от нормально развивающихся детей:

    Задержка и нарушение речевого развития.

    Проблемы обучения в школе.

    Быстрая умственная утомляемость и снижение умственной работоспособности (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать).

    Резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности.

    Нарушения в поведении от вялости, сонливости в одиночестве, до двигательной расторможенности, хаотичности, дезорганизации деятельности в многолюдной, шумной обстановке.

    Сложности в формировании произвольного внимания (неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, распределения и переключения внимания).

    Снижение объема оперативной памяти, внимания, мышления (ребенок может удерживать в уме и оперировать ограниченным объемом информации).

    Несформированность ориентации во времени и пространстве.

    Повышенная двигательная активность.

    Эмоционально-волевая неустойчивость (раздражительность, вспыльчивость, импульсивность, неумение контролировать свое поведение в игре и общении).

Уважаемые родители, если Ваш ребенок входит в «группу риска» и имеет неблагоприятный неврологический статус, ему необходима ранняя помощь, поддержка и профилактика отклонений в развитии, сочетающая психологическое, педагогическое и медикаментозное лечение. Вашему ребенку помогут такие специалисты как: невролог, логопед-дефектолог и психолог.

В наше время все эти проблемы преодолимы, при своевременном обращении родителей к специалистам и оказании совместной комплексной помощи Вашему ребенку. Способов оказания помощи сейчас достаточно, чтобы помочь Вашему ребенку гармонично расти и развивать свой потенциал.

Существуют различные психологические программы индивидуальной и групповой помощи детям с ММД, которые направлены на:

    снижение двигательной активности у детей во время учебного процесса;

    повышение коммуникативной компетентности ребенка в семье, в детском саду и школе.

    развитие навыков распределения внимания, двигательного контроля;

    обучение навыкам саморегуляции (умение владеть собой и конструктивно выражать свои эмоции);

    формирование навыков конструктивного общения со сверстниками;

    формирование умения контролировать импульсивность своих действий;

    узнавание своих сильных качеств и более эффективное их использование.

    формирование у родителей представления об особенностях детей, с проявлениями гиперактивности и синдромом дефицита внимания.

Каждый заботливый родитель в глубине души точно знает, что раннее обращение за квалифицированной помощью позволит предупредить и избежать многих проблем в развитии ребенка и предупредить трудности с которыми столкнется ребенок, учась в школе.

Я знаю, что любящие и тонко чувствующие своих детей родители, которых большинство, всегда думают о будущем своих детей и оказывают им своевременную поддержку, не откладывая решение важных вопросов как-нибудь на потом.

У некоторых детей возникают трудности с освоением школьной программы, и многие педагоги и психологи склонны называть это школьной дезадаптацией, т.к. не могут найти веских причин для подобного состояния.

При более детальном обследовании ребенка, можно выявить, что его способности и навыки страдают из-за не грубых нарушений высших психических функций. Совокупность таких нарушений, на данный момент принято называть синдромом минимальной мозговой дисфункции или ММД.

Данное понятие появилось сравнительного недавно – в середине прошлого века, и оно охватывает ряд симптомов, объединённых в синдром, который проявляет себя нарушениями со стороны центральной и вегетативной нервной системы, и затрагивает различные сферы психики ребенка: эмоциональную, поведенческую, двигательную, интеллектуальную и пр.

Также наблюдается неврологическая симптоматика, но практически все нарушения исчезают или значительно сглаживаются с возрастом.

Что провоцирует развитие синдрома у детей

Основные причины, из-за которых развивается минимальная мозговая дисфункция, воздействуют еще на плод во время беременности, или же после родов, очень редко в раннем детстве. Основными факторами, влияющими на появление церебральной дисфункции, являются:

Комплекс синдромов при на почве ММД

Минимальная мозговая дисфункция наиболее ярко начинает проявлять себя в пору подготовки детей к школе или в младших классах.

Можно наблюдать, что ребенок плохо усваивает новую информацию и тяжело ее запоминает, у него проблемы с почерком и в целом с письмом.

И дело вовсе не в том, что ваш ребенок обладает низким интеллектуальным уровнем или не хочет учиться, проблема в том, что ММД затрагивает каждую сферу жизнедеятельности.

При минимальной мозговой дисфункции наблюдаются следующие симптомы и синдромы:

  1. Сфера внимания : нарушено произвольное запоминание, снижена концентрация и объем. Проявляется в основном в том, что ребёнок рассеянный, не может долго заниматься одним и тем же делом, особенно, если оно требует умственных нагрузок.
  2. Речевая сфера : на первое, что стоит обратить внимание – это артикуляция ребёнка — нечеткое произношение слов, звуков. Также можно заметить, что ребенок порой плохо воспринимает чужую речь, и не усваивает информацию на слух (нарушение слухоречевой памяти). Проявляется это в бедности речевого запаса, трудности пересказа услышанного или прочитанного, присутствую сложности с построением длинных предложений.
  3. : проявляются в основном в сложностях механического запоминания, т.е. путем многократного повторения.
  4. Двигательная сфера : у таких детей часто можно наблюдать нарушения мелкой моторики рук. В основном это проявляется в общей неловкости движений и обращении с предметами. Ребёнку сложно застёгивать мелкие пуговицы, завязывать шнурки, пользоваться ножницами, шить, в школе возникают трудности с аккуратностью почерка и скоростью чтения.
  5. Пространственное ориентирование : такие дети часто путают «лево» и «право», могут писать все буквы зеркально и пр.
  6. Эмоциональная сфера : . У детей с подобным расстройством быстро меняется настроение от депрессивного к эйфоричному. Могут возникать беспричинные вспышки агрессии, гнева, раздражительности, как к окружающим, так и к себе. Можно наблюдать черты инфантильности (капризности), несамостоятельности.

У младенцев основные симптомы синдрома следующие:

  • повышенная плаксивость и капризность;
  • учащённое сердцебиение, потоотделение, частота дыхания;
  • наличие спазмов и ;
  • расстройства ЖКТ (желудочно-кишечного тракта): частое срыгивание, понос и пр.;
  • трудности со сном и засыпанием.

Основные синдромы, которые возникают у детей школьного возраста, на почве минимальных мозговых дисфункций:

  • (ерзание на стуле, невозможность усидеть на одном месте);
  • ребенок бросает игры и прочие дела неоконченными, не может долго концентрироваться на одном деле, начинает сразу много действий;
  • часто теряет вещи, падает, сталкивается с предметами и окружающими;
  • вступает в конфликты, капризничает, агрессивен по отношению к близким и себе;
  • возникают проблемы с предметами, требующими высокой концентрации внимания, длительных мыслительных операций (математика, сочинения, заучивание стихотворений).

Симптомы у взрослых:

  • трудности в усвоении новой информации и навыков;
  • неловкость в движениях (неуверенная походка, частые падения);
  • импульсивность поведения;
  • высокая раздражительность;
  • нарушение произвольного внимания;
  • быстрая и неожиданная смена настроения в течение непродолжительного отрезка времени.

Гиподинамический синдром, как проявление МЦД

По статистике у каждого четвёртого ребёнка, страдающего мозговой дисфункцией, наблюдается гиподинамический синдром.

Проявляется данное расстройство в общей вялости и заторможенности ребёнка. Дело в том, что по причине родовой травмы, затрагиваются подкорковые структуры мозга, из-за этого стимуляция коры головного мозга недостаточная, что и проявляется сонливостью, заторможенностью и т.д.

Гиподинамический синдром сказывается на большинстве сфер здоровья ребёнка:

  • страдают мышечные структуры, в результате чего наблюдается гипотонус мышц, их неразвитость, что влияет на координацию движений и силу;
  • из-за сниженного мотивационного уровня, страдает внимание, память и когнитивные способности;
  • эмоциональная сфера обеднена, чаще лицо такого ребёнка безучастно, не наблюдается ярких эмоциональных реакций в повседневной жизни.

Детей с подобным нарушением ни в коем случае нельзя заставлять делать что-то на том уровне, который им на данный момент недоступен. Важно с терпением относится к их темпу мышления, реагирования и действий.

Например, в подвижных играх нужно придерживаться максимальной скорости реакции ребенка, но потом обязательно давать передышку и всячески поощрять. Таких детей в первую очередь надо увлекать тем, что им интересно, и основываясь на их интересах строить образовательную программу, программу физического развития и досуг.

Лечение и коррекция

Коррекция нарушений при ММД ведется на трем направлениям: психотерапевтическое, медикаментозное и физическое.

При лечении минимальной мозговой дисфункции у детей редко применяются лекарственные препараты, — их в основном используют в качестве поддерживающей терапии. Основным методом терапии будет являться определенная физическая активность и психотерапевтическое воздействие.

Среди прочего, необходимы следующие методы коррекции:

Обычно прогнозы при минимальной мозговой дисфункции более благоприятные, чем при грубых нарушениях психики. Если диагноз удалось поставить точно и вовремя, родители и педагоги взаимодействуют активно и смогли выработать нужную тактику общения с ребёнком, то с возрастом у человека компенсируются практически все нарушения, и он сможет жить полноценной жизнью.

В некоторых случаях могут возникнуть негативные последствия ММД, они в основном связаны с неправильной постановкой диагноза или негативным влиянием близкого окружения. В этих случаях у ребёнка может развиться депрессия, комплексы и прочие психические расстройства.

Минимальная мозговая дисфункция у детей

Минимальная мозговая дисфункция у детей (ММД) – это наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие в следствии самых разнообразных причин, но имеющие однотипную выраженную симптоматику и проявляющиеся в функциональных нарушениях, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.

Это темп развития. Наиболее часто проявляется при гипердинамическом синдроме, меньше при гиподинамическом. Наиболее сильно ММД у детей проявляется в школьном возрасте.

Причины ММД

1. Пренатальные: заболевание краснухой мамы во время беременности, прием некоторых медикаментов, тяжелое течение беременности, особенно первой половины: токсикозы, угроза выкидыша, гипоксия (недостаток кислорода), преждевременные или переношенные роды, несовместимость крови матери и ребенка, повышенная температура тела, пищевые отравления матери.

2. Перинатальные: родовая травма.

3. Постнатальные: отравления, энцефалиты, менингиты, отравление угарным газом, болезни сердца.

4. Генетические: родители больных детей рассказывают, что у них в детстве наблюдались те же самые проявления. Так из 50 отцов, которые имели повышенную двигательную активность, были гиперактивны в детстве.

5. Биохимические нарушения в организме.

6. Нарушение созревания центральной нервной системы.

Признаки заболевания ММД у детей

1. Быстрая утомляемость и сниженная работоспособность, при этом общее физическое утомление может отсутствовать.

2. Резко снижены возможности самоуправления в любых видах деятельности.

3. Выраженные нарушения в деятельности ребенка при эмоциональной активации (успеть намного больше, эмоциональная стабильность/неустойчивость).

4. Нарушение зрительно-двигательной координации (ребенок не может сконцентрировать внимание на длительный период). Возникают трудности перехода информации из кратковременной в долговременную память. У малыша плохо развито образное мышление, в школе – абстрактное мышление. Мышление беспорядочное, в основном конкретное.

5. У ребенка выявляется сниженный словарный запас, скудность излагаемого, неточность в определении понятий и видов дифференциации, а также наблюдается нарушение речи – замедленность развития, неправильность, возможно легкое нарушение слуха.

Типы ММД

1. Астеничный – у ребенка наблюдается исключительно повышенная утомляемость (положил голову на стол, смотрит вдаль). Возможна концентрация внимания лишь на 15 минут. Сидит плохо. Внимание неустойчивое, нет распределения внимания. Сложно сделать два дела одновременно. Такому ребенку обязательно необходим дневной сон и отдых. Бедность образной сферы представлений. Характерна инертность и вялость, сильные эмоции малыша истощают.

2. Реактивный – ребенок выглядит исключительно деятельным, повышенная расторможенность, ему хочется дотронуться до каждого предмета. Дети такого типа могут быть агрессивными и конфликтными, бесчувственными. Чаще возникают конфликты с учителем. Ребенок быстро утомляется, память может быть в норме, но внимание не устойчивое. Реактивные дети могут обучаться. Во взрослой группе лучше себя ведут. К таким детям применяются успокаивающие лекарства.

3. Регидный – для такого ребенка характерна замедленная речь. Чаще всего, родители или взрослые начинают торопить малыша, что тормозит развитие речи еще больше. В школьном возрасте ребенку подолгу готовится к уроку, к занятию. Задача взрослого: не торопить! Должна быть спокойная обстановка. Память обычно в норме, а устойчивость внимания и концентрация средняя, низкая переключаемость внимания. При правильном подходе, к 5 – 7 классу у ребенка всё приходит в норму.

4. Активный – ребенок чаще включается в деятельность, утомление наступает на середине. Никакие упреки и контроль не могут изменить поведение ребенка. Таких детей считают неорганизованными, недисциплинированными. Взрослые пытаются привлечь ребенка в тренинги самоуправления, где такой ребенок быстро переутомляется. Интеллект не страдает. К 7 – 8 классу всё приходит в норму.

5. Субнормальный – повышена утомляемость. Ребенок может корректировать свою деятельность. Дети данного типа утомляются редко, но сами этого не замечают. Интеллект сохраняется в течении всего дня. Если не заниматься коррекцией внимания, то к 3 – 5 классу всё нормализуется.

Коррекционная работа с детьми, страдающими ММД

Необходимо не влиять на дефект, а обходить его и только тогда будет результат. Нужно работать на сохранные функции мозга, не корректировать внимание, память, образное и абстрактное мышление. Американский психолог Глен Доман говорит о том, что с такими детьми надо работать через сенсорное развитие и развитие творческого мышления.

1. Необходимо мягкое включение ребенка в школу, после 6 лет.

2. Четырехлетнее начальное образование.

3. Избегать переутомления детей в течении дня (уроки должны быть не более 30 минут).

4. Не оставляйте такого малыша в группе продленного дня.

5. В первом классе, как можно меньше писать.

6. Сначала обучать чтению, потом письму.

7. Чаще показывать и рассказывать.

8. Не следует спрашивать, чтобы дополнил.

9. Давать 2 – 3 минуты времени на ответ.

10. Длинное стихотворение учить небольшими порциями. При пересказе, нужно чтобы родители сначала сами пересказали.

11. Развитие интеллекта через сенсорное развитие (это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п.) и творческое мышление .

12. В начале дня должны быть математика и русский язык.

Диагноз ММД у ребенка ставит в тупик родителей. Звучит расшифровка довольно устрашающе – «минимальная мозговая дисфункция», самое радостное слово тут – «минимальная». Что делать, если у ребенка нашли малую дисфункцию мозга, чем это опасно и как вылечить чадо, мы расскажем в этой статье.

Что это такое?

В неврологии существует несколько дублирующих названий того, что прячется за аббревиатурой ММД – легкая детская энцефалопатия, синдром гиперактивности и недостатка внимания, малая мозговая дисфункция и т. д. Каким бы ни было название, суть за ним кроется примерно одна и та же – поведение и психоэмоциональные реакции малыша нарушены из-за некоторых «сбоев» в деятельности центральной нервной системы.


Минимальная мозговая дисфункция впервые попала во врачебные справочники в 1966 году, ранее ей не придавали значения. Сегодня ММД – одна из самых распространенных аномалий раннего возраста, ее признаки могут появиться уже в 2-3 года, но чаще к 4 годам. По статистике, минимальной мозговой дисфункцией страдает до 10% учеников начальных классов. В дошкольном возрасте ее можно обнаружить примерно у 25% детей, а особо «талантливый и въедливый» невролог может найти недуг и у 100% активных, подвижных и непослушных ребят.

Что происходит с ребенком при минимальной дисфункции ЦНС, понять не так просто. Если упростить, то определенные центральные нейроны погибают или испытывают проблемы с клеточным метаболизмом по причине негативных факторов внутреннего или внешнего характера.

В результате этого мозг ребенка работает с некоторыми аномалиями, не критичными для его жизни и здоровья, но отражающимися на поведении, реакциях, социальной адаптации, способности к обучению. Чаще всего ММД у детей проявляется в виде нарушения психоэмоциональной сферы, памяти, внимания, а также в повышенной двигательной активности.


У мальчиков ММД встречается в четыре раза чаще, чем у детей женского пола.

Причины

Основными причинами минимальной мозговой дисфункции считаются поражение участков коры мозга и аномалии развития центральной нервной системы малыша. Если же первые признаки ММД развились после того, как ребенку исполнилось 3-4 года и старше, причиной может служить недостаточное участие взрослых в воспитании и развитии чада.


Наиболее распространены внутриутробные причины. Это означает, что мозг малыша подвергался негативному воздействию еще в период нахождения крохи в материнской утробе. Чаще всего к минимальной дисфункции ЦНС у ребенка приводят инфекционные заболевания у матери в период беременности, прием ею медикаментов, не разрешенных для будущих мам. Возраст беременной старше 36 лет, а также наличие у нее хронических заболеваний повышают риск негативного воздействия на нервную систему малыша.


Неправильное питание, избыточная прибавка в весе, отеки (гестоз), а также угроза выкидыша тоже могут влиять на нейроны карапуза, тем более что нейронные связи во время беременности еще только формируются. С этой же точки зрения опасно и курение, и прием алкоголя в период вынашивания плода.

Нарушения в нервной системе могут возникнуть и в период родов из-за острой гипоксии, которую может испытать малыш в стремительных или затяжных родах, в течение длительного безводного периода, если плодный пузырь вскрылся (или был механически вскрыт), а после этого развилась слабость родовых сил. Считается, что и кесарево сечение является для ребенка стрессовым, поскольку он не проходит через родовые пути, а потому такой вид операций тоже относят к триггерам ММД. Довольно часто минимальная мозговая дисфункция развивается у детей с крупным весом при родах – от 4 килограммов и более.


После рождения ребенок может подвергаться действию токсинов, а также получить черепную травму, например, при ударе головой во время падения. Это тоже может вызвать нарушения в работе ЦНС. Довольно часто причиной болезни является перенесенный в раннем возрасте грипп и ОРВИ, если возникли нейроосложнения – менингит, менингоэнцефалит.


Симптомы и признаки

Проявиться признаки мозговой дисфункции могут в любом возрасте. При этом симптомы будут довольно характерны именно для определенной возрастной группы.

У детей до года обычно имеют место так называемые малые неврологические признаки – нарушения сна, частые сильные вздрагивания, разлитый гипертонус, клонические сокращения, дрожание подбородка, рук, ног, косоглазие, а также обильные срыгивания. Если малыш плачет, симптомы усиливаются и становятся более заметными. В спокойном состоянии их проявление может быть сглаженным.


Уже в полгода становится заметна задержка психического развития – ребенок мало реагирует на знакомые лица, не улыбается, не гулит, не проявляет большого интереса к ярким игрушкам. С 8-9 месяцев становится заметной задержка предметно-манипулятивной активности – у ребенка плохо получается брать предметы. У него не хватает терпения дотягиваться или доползать до них. Они быстро ему надоедают.

У детей до года ММД сопровождается повышенной возбудимостью и чувствительностью органов пищеварения. Отсюда сначала проблемы со срыгиваниями, а позднее – с чередованием диареи и запоров, которые могут сменять друг друга.


С года дети с минимальной мозговой дисфункцией проявляют повышенную моторную активность, они очень возбудимы, у них продолжают присутствовать проблемы с аппетитом – либо чадо постоянно ест, либо его совершенно невозможно накормить. Часто дети медленнее, чем сверстники, набирают вес. Большинству вплоть до трех лет свойственен беспокойный и тревожный сон, энурез, заторможенное и медленное развитие речи.

С трех лет малыши с ММД становятся более неуклюжими, но при этом они очень вспыльчивы и порой негативно настроены к критике и требованиям взрослых. Ребенок в этом возрасте обычно может довольно долгое время заниматься чем-то одним, дети с минимальными мозговыми нарушениями на это неспособны. Они постоянно меняют род деятельности, бросают недоделанное. Довольно часто эти ребята болезненно воспринимают громкие звуки, духоту и жару. Очень часто, по наблюдениям неврологов, именно малышей и подростков с ММД укачивает до рвоты при поездках в транспорте.


Но ярче всего ММД начинает проявляться тогда, когда ребенок попадает в компанию ровесников, а это обычно происходит в возрасте 3-4 лет. Проявляется повышенная чувствительность, истеричность, малыш производит огромное количество движений, его сложно успокоить и увлечь чем-то, например, занятием. В школе детям с таким диагнозом приходится тяжелее всего – им сложно научиться писать, читать, им очень трудно сидеть на уроке и соблюдать заведенную дисциплину в классе.


Диагностика

В возрасте до полутора лет проводят УЗИ головного мозга, остальным детям может быть назначено КТ, МРТ, ЭЭГ. Эти методы позволяют оценить структуру коры и подкоркового слоя головного мозга. Причину проявлений малой мозговой дисфункции установить удается не всегда. Невролог в отношении детей до трех лет выносит свое решение, основанное на результатах обследования рефлексов.

В старшем дошкольном и школьном возрасте проводится психодиагностика, используемые тесты – «тест Векслера», «тест Гордона», «Лурия-90».


Лечение

Терапия во всех случаях комбинированная – в нее входит прием медикаментов, физиотерапия, гимнастика и массаж, а также воспитательные и развивающие занятия с малышами или психологические занятия со школьниками. Особая миссия в вопросе терапии отводится семье, ведь большую часть времени ребенок проводит именно в ней. Рекомендуется разговаривать с ребенком спокойно, акцентировать внимание на успехах, а не на недостатках его поведения.

Родителям следует избавиться от слов «нельзя», «не смей», «кому говорят», «нет» и установить более доверительные и добрые отношения с чадом.

Ребенку с ММД нельзя долго смотреть телевизор или играть за компьютером. Ему обязательно нужен режим дня, чтобы вовремя отправляться ко сну и вставать. Прогулки на свежем воздухе и активные спортивные игры на улице приветствуются. Среди домашних спокойных игр лучше остановить выбор на тех, которые потребуют от малыша сосредоточенности и терпения – пазлы, мозаика, рисование.


В зависимости от конкретных симптомов могут быть рекомендованы седативные или снотворные средства, ноотропные препараты, транквилизаторы и антидепрессанты. Доктор Комаровский, к мнению которого прислушиваются миллионы мам всего мира, утверждает, что лекарства от ММД не существует, и большинство назначаемых неврологами препаратов назначаются совершенно неоправданно, ведь лечит ребенка не таблетка, а любовь и участие взрослых.


Прогнозы

Несмотря на ужасающее название, минимальная мозговая дисфункция далеко не так страшна. Так, около 50% детей с ММД успешно «перерастают» нарушение, к подростковому возрасту у них не обнаруживается отклонений. Лечить ММД тем не менее нужно. Если не брать в расчет медикаменты, то массаж, спорт, адекватное воспитание и развивающие занятия с ребенком дают очень хороший результат. Лишь у 2% детей патология сохраняется до взрослого возраста и не поддается коррекции. В будущем она создает немало проблем для человека в вопросах контактов, работы, межличностных отношений. Человеку с ММД трудно создать благополучную семью, сохранить в ней нормальные отношения.