Удельный период на руси. Глава iii. удельная русь

Общая линия политического развития Руси в XI–XII вв. характеризовалась нарастающим стремлением окрепших феодальных сил во главе со своими местными князьями к отделению от Киева. Сохранение политического единства Руси постепенно становилось всё более трудным делом. Княжеские круги, немало сделавшие на начальном этапе процесса феодализации, ко второй половине XI в. чрезвычайно обострили социальную обстановку в стране. Этому способствовали непрерывные усобицы князей (их численность возрастала с каждым поколением), переход князей по старшинству из одного города в другой вместе с администрацией, приглашение иноземцев (половцев, поляков, берендеев) для решения личных распрей. К внутренним проблемам добавлялись сложности внешнеполитического характера: Русь оказалась под ударом половцев-кипчаков. Княжеские съезды практически не давали никаких результатов. Приняв решение о сохранении мира и нерушимости границ соседей, князья уже на самом съезде составляли новые заговоры и начинали новые усобицы. Выход из кризиса наметился с постепенным переходом реальной политической власти от княжеской верхушки к боярству.
К 1130-м гг. явно обозначились тенденции к распаду Русского государства. Огромная держава была трудноуправляема и неповоротлива. Внутри неё возникло множество богатых городов и замкнутых владений князей боковых ветвей династии. Кроме того, в XII в. всё ещё вполне ощутимыми были древние рубежи племенных союзов, пролегавшие по болотам и лесам, что содействовало их длительной устойчивости. Появление на месте некогда единого государства полутора десятков княжеств, каждое из которых было равно крупному западноевропейскому королевству, на определённом этапе было вполне прогрессивным явлением, сказавшимся на расцвете экономики, культуры и общественной мысли всех Русских земель.
Княжеские усобицы, сопровождавшие процесс распада русского государства, отрицательно сказывались на международном положении Руси. Собравшись в 1097 г. на княжеский съезд в Любече князья выразили сожаление по поводу усобиц, идущих на пользу только половцам, решили быть отныне единодушными и установили совершенно новый принцип организации власти на Руси: "Каждый да держит отчину свою". Таким образом, Русская земля перестала считаться единым владением всего княжеского дома, а превратилась в совокупность отдельных вотчин, являвшихся наследственными владениями ветвей княжеского дома. Установление этого принципа юридически закрепляло уже начавшееся разделение государства на отдельные княжества-вотчины, что усиливало феодальную раздробленность.
Окончательный распад государства произошёл во второй четверти XII в. Причины феодальной раздробленности коренились в феодальных производственных отношениях, развивавшихся на базе роста производительных сил в деревне и в городе. К основным причинам распада Киевского государства можно отнести: 1) появление и распространение княжеского и частного (вотчинного) феодального землевладения; 2) возникновение боярских сёл; 3) возникновение местных экономических центров, слабо связанных между собой в силу господства замкнутого натурального хозяйства; 4) постепенное оседание дружины на землю и малоподвижность князя, который заботился не столько об интересах всего государства в целом, сколько об интересах своего собственного княжества; 5) постепенное уменьшение роли Киева как общерусского центра в связи с активизацией половцев в причерноморских степях (XI в.), что повлекло за собой отток населения из Киева на северо-восток и на запад.
Под давлением всех этих обстоятельств государственный центр переместился во Владимир. Количество княжеств стремительно росло: к середине XII в. насчитывалось 15 княжеств, в начале XIII в. – около 50, а к XIV в. их было уже 250. Однако встречались случаи, когда соседние княжества объединялись (Турово-Пинское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское и др.). Политическое единство Руси было разрушено, но её государственность сохранилась в форме конфедерации, где продолжали существовать государственный центр, титул великого князя и единая для всех "Русская правда".
Феодальная раздробленность способствовала развитию феодальных отношений по восходящей линии и была типична для Средневековья. Через период распада прошли все европейские средневековые государства. Для удельной Руси домонгольского периода был характерен экономический подъём. Переселение народа на северо-восток, освоение новых неплодородных, суглинистых земель сопровождались повышением культуры земледелия, распространением трёхпольной системы, развитием хлебопашества. Это было благоприятное время для развития ремесла (исследователи выделяют около 60 специальностей), особенно кузнечного и литейного дела, производства оружия, ювелирного ремесла, производства керамики. Развитие ремесла сопровождалось ростом городов (в Киевской Руси было до 20 городов, в удельной – более 300), зарождением мелкотоварного производства и местных рынков.
Шаг вперёд в этот период был сделан и в политической сфере. Новый наследственный порядок формирования княжеской власти сделал её устойчивой. Удельные князья, превратившись в собственников земель, стали выступать в качестве организаторов строительства городов, укрепления их крепостями, обустройства переселенцев на новых местах. На северо-востоке появился новый тип князей-новаторов, который соответствовал требованиям времени. Например, с именем суздальского князя Андрея Боголюбского (1157–1174) связаны серьёзные перемены в организации власти на Руси. Он переместил великокняжеский престол из Киева во Владимир, превратил Владимиро-Суздальское княжество в первое на Руси наследственное владение князя, утвердил в борьбе с боярством единовластие великого князя. Эти новшества стали характерны для удельной Руси, а новый наследственный порядок формирования княжеской власти укоренился надолго.
Децентрализация позволила лучше приспособить политическое устройство земель к местным условиям. В одних землях великокняжеская власть установилась в монархической форме (Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества), другие стали боярскими феодальными республиками (Новгород, Псков). При этом форма государственного устройства зависела от соотношения политических сил и исхода боярско-княжеского противостояния. В большинстве земель князья подавили сепаратизм бояр и установили единоличную власть. В Новгороде и Пскове бояре взяли верх, подчинили себе князей, установили республиканский строй при своём господстве. На Руси возникла возможность выбора. Как известно, в дальнейшем Русь пошла по пути развития самодержавия (> 3.1). Феодальная раздробленность, таким образом, явилась естественным следствием развития феодализма. Переход к ней имел прогрессивное значение в экономическом плане, поскольку создание и оформление аппарата феодальной власти на местах способствовало дальнейшему развитию феодального производства. Вместе с тем утрата государственного единства Руси и княжеские усобицы, которые велись, как правило, с целью укрепления своего княжества и расширения его границ за счёт соседей, подорвали её политические силы, что незамедлительно было использовано внешними врагами. При этом необходимо помнить, что политическое дробление Киевской Руси не повлекло за собой культурной разобщённости. Общее религиозное состояние и единство церковной организации замедляли процессы обособления и создавали предпосылки для возможного будущего объединения русских княжеств.

Вслед за эпохой расцвета при Ярославе Мудром начинается постепенный упадок Древнерусского государства. Эпоха раздробленности на Руси традиционно датируется временем с середины XII до середины XVI в, когда уже образовалось Московское централизованного государства. Главной причиной раздробленности стало запутанное престолонаследование (Лествичное право – порядок престолонаследования в средневековой Руси, когда власть передается старшему представителю династии). Неудобство лестничной системы состояло в том, что князьям постоянно приходилось переезжать с места на место , вместе со своим двором и дружиной. Такая система привела к тому, что все князья стали постоянно бороться за великокняжеский престол, они хотели обеспечить себе хотя бы какую-то стабильность. В результате уже в XII веке возникает другая система – Удельная – система передачи власти, в рамках которой князь еще при жизни делил свое г-во на несколько владений, каждое из которых доставалось определенному сыну. Единство г-ва стало уменьшаться, сначала оно поделилось на 9 княжеств, затем это число увелич., пока не достигло неск. десятков. Процесс распада Киевской Руси начался еще в 1054 г., когда скончачлся великий князь Ярослав Мудрый. (978 – 1054 гг). В 1132 г скончался киевский князь Мстислав Владимирович Великий (1076-1132), власть которого признавали все. У его приемника Ярополка не было дипломатических качеств, ни каких-либо определенных талантов к правлению и поэтому власть стала переходить из рук в руки. За сто лет после смерти Мстислава на Киевском престоле сменилось более 30 князей. Именно 1132г. официально считается датой начала феодальной раздробленности. Главной проблемой было то, что в сохранении политического единства г-ва мало кто был заинтересован. Каждому князю было выгоднее получить свой удел и строить там города и заниматься развитием экономики. Кроме того, экономическое развитие так же никак не зависело от единства отдельных княжеств, т.к. они ничем друг с другом не торговали.

Основные причины феодальной раздробленности Руси:

1. Запутанная система престолонаследия.

2. Существование большого к-ва больших городов, каждый из которых имел свои политические интересы и мог влиять на князей, которые этим городом правили.

3. Отсутствие экономического единства в русских землях.

Но в эпохе феод. раздр. существуют как положит., так и отрицат. стороны – Феод. раздр. значительно повлияла на Русь в культурном плане, тк получили возможность развиваться отдельные небольшие города вдали от Киева. Возникает также много новых городов, некоторые из кот. впоследствии становятся центрами крупных княжеств (Тверь, Москва). Территории стали гораздо более управляемыми, тк удельные князья реагировали на происходящие события гораздо быстрее, из-за относительно небольшой территории княжества.

Но отсутствие политического единства сказалось на падении обороноспособности страны и уже в XIII в. Русь столкнулась с многочисленными татаро-монгольскими полчищами. Противостоять им в условиях отсутствия политич. ед. Руси успешно не удалось.

5. Формы зависимости и влияние на развитие русских княжеств господства Золотой Орды.

В XII – XIII веках Единое Древнерусское г-во распалось на несколько княжеств, что ослабило ее перед лицом внешних опасностей. А тем временем на востоке в степях к северу от Китая формировалось новое могущественное г-во монголов, его возглавил хан Тимучин (Чингисхан).

В 1223 г. на р. Калке произошло сражение между монголами и отрядами русских и половцев, в результате которого русское войско и 3 князя Мстислава были разбиты. Однако одержав победу на Калке, монголы не продолжили поход на север к Киеву, а повернули на восток против Волжской Булгарии.

Тем временем монгольское г-во разделилось на несколько улусов, западный улус достался внуку Чингисхана – хану Батыю, именно он соберет войско для похода на запад. В 1235 г. этот поход начнется. Первым городом, принявшим на себя удар татаро-монгольского войска, становится город Рязань, город был сожжен. Далее монголо-татарцы начинают двигаться в сторону территорий владений Владимиро-Суздальского княжества. 4 марта 1237 г на р. Сити – Юрий Всеволодович погиб. Далее пали Ростов, Суздаль, Москва, Коломна. 1238г – ряд набегов на Черниговское княжество. 1239 г – крупное войско под руководством Батыя двигается на Юг, в 1240 г войска Батыя взяли и разграбили Киев. Русь была разгромлена, были уничтожены многие города, замерла торговля и ремесло. Ряд видов ремесел попросту исчез, в пожарах были уничтожены тысячи икон и книг. Были нарушены традиционные политические и торговые связи с другими странами.

Разоренные монголами, русские земли были вынуждены признать вассальную зависимость от Золотой орды. Контроль над русскими землями осуществляли наместники-баскаки – руководители карательных отрядов монголо-татар.

В 1257 г. монголо-татары предприняли перепись населения с целью облегчить сбор дани. Всего было 14 видов дани в пользу татар («Царева дань»=1300кг серебра в год).

Государственные должности распределялись в Орде. Русские князья и митрополит утверждались особыми ханскими грамотами-ярлыками.

Золотоордынское иго:

Формальная независимость русских княжеств от Орды

Отношения вассалитета (система отношений личной зависимости одних феодалов от других)

Княжение по ярлыку Орды (полномочия)

Управление методами террора

Участие русских князей в военных походах монголов

Причины поражения Руси:

Раздробленность и усобицы русских князей

Численное превосходство кочевников

Мобильность монгольского войска (конница)

Последствия поражения Руси:

Упадок городов

Упадок многих ремесел и торговли (внешней и внутренней)

Упадок культуры (русские земли попали под власть Орды, что усилило изоляцию Руси от Западной Европы)

Изменение социального состава дружин и их отношений с князем. Дружинники уже не соратники, а подданные князья → Гибель большинства князей и профессиональных воинов, дружинников; усиление княжеской власти

Образование Российского централизованного государства. Роль Ивана III.

Борьба за свержение татаро-монгольского ига в XIV - XV вв. была главной национальной задачей русского народа. В то же время стержнем политической жизни этого периода становится объединительный процесс русских земель и становление централизованного государства. Основную территорию Русского государства, сложившегося в XV в., составили Владимиро-Суздальская, Новгородско-Псковская, Смоленская, Муромо-Рязанская земли и часть Черниговского княжества.

Территориальным ядром формирования русской народности и Русского государства становится Владимиро-Суздальская земля , в которой постепенно возвышается Москва , превращаясь в центр политического объединения русских земель.

Первое упоминание о Москве (1147 г.) содержится в летописи, где рассказывается о встрече Юрия Долгорукого с черниговским князем Святославом.

Причины возвышения Москвы:

1. Выгодное географическое положение.

По выражению В.О. Ключевского, Москва находилась в “русской Месопотамии” - т.е. в междуречье Волги и Оки. Такое географическое положение гарантировало ей безопасность: с северо-запада от Литвы она была прикрыта Тверским княжеством, а с востока и юго-востока от Золотой Орды - другими русскими землями, что способствовало притоку сюда жителей и возрастанию плотности населения. Находясь в узле торговых путей, Москва становится центром экономических связей.

2. Поддержка церкви

Русская церковь была носителем православной идеологии, которая сыграла важную роль в объединении Руси. Москва в 1326 г. при Иване Калите становится местом пребывания митрополита, т.е. превращается в церковную столицу.

3. Активная политика московских князей

Главным соперником Московского княжества в борьбе за лидерство было Тверское княжество , сильнейшее на Руси. Поэтому исход противостояния во многом зависел от умной и гибкой политики представителей московской династии.

Родоначальником этой династии считается младший сын Александра Невского Даниил (1276 - 1303 гг.) . При нем начался бурный рост московского княжества. За три года его княжество увеличилось почти вдвое, стало одним из крупнейших и сильнейших в Северо-Восточной Руси.

В 1303 г. княжение перешло к старшему сыну Даниила Юрию, который длительное время вел борьбу с Тверским князем Михаилом Ярославовичем. Князь Юрий Данилович благодаря своей гибкой политике с Золотой Ордой добился значительных политических успехов: заручился поддержкой хана Узбека, женившись на его сестре Кончаке (Агафье), получил ярлык на великое княжение в 1319 г. Но уже в 1325 г. Юрий был убит сыном Тверского князя, и ярлык перешел в руки Тверских князей.

В княжении Ивана Даниловича Калиты (1325 - 1340 гг.) Московское княжество окончательно укрепилось как крупнейшее и сильнейшее в Северо-Восточной Руси. Иван Данилович был умным, последовательным, хотя и жестоким политиком. В своих отношениях с Ордой он продолжал начатую еще Александром Невским линию внешнего соблюдения вассальской покорности ханам, исправной выплаты дани, чтобы не дать им поводов для новых вторжений на Русь, которые в его княжение почти полностью прекратились.

Со второй половины XIV в. начинается второй этап объединительного процесса, основным содержанием которого были разгром Москвой в 60 - 70-е гг. своих основных политических соперников и переход от утверждения за Москвой ее политического главенства на Руси.

Ко времени правления Дмитрия Ивановича (1359 - 1389 гг.) Золотая Орда вступила в период ослабления и затяжных усобиц между феодальной знатью. Отношения Орды и русских княжеств становились все более напряженными. В конце 70-х гг. к власти в Орде пришел Мамай, который, приостановив начавшийся распад Орды, начал подготовку к походу на Русь. Борьба за свержение ига и обеспечение безопасности от внешней агрессии становилась важнейшим условием завершения начатого Москвой государственно-политического объединения Руси.

8 сентября 1380 г. произошла Куликовская битва – одна из крупнейших битв средневековья, которая решила судьбу государств и народов. Благодаря Куликовской битве был уменьшен размер дани . В Орде было окончательно признано политическое главенство Москвы среди остальных русских земель. За личную храбрость в битве и полководческие заслуги Дмитрий получил прозвище Донской.

Перед смертью Дмитрий Донской передал великое княжение Владимирское своему сыну Василию I (1389 - 1425 гг.) , уже не спрашивая права на ярлык в Орде.

Завершение объединения русских земель

В конце ХIV в. в Московском княжестве образовалось несколько удельных владений, принадлежавших сыновьям Дмитрия Донского. После смерти Василия I в 1425 г. борьбу за великокняжеский престол начали его сын Василий II и Юрий (младший сын Дмитрия Донского), а после смерти Юрия - его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Это была настоящая средневековая борьба за престол, когда в ход шли ослепления, отравления, заговоры и обманы (ослепленный противниками, Василий II был прозван Темным). Фактически это было крупнейшее столкновение сторонников и противников централизации. Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления

Ивана III (1462 - 1505 гг.) и Василия III (1505 - 1533 гг.).

На протяжении 150 лет до Ивана III шло собирание русских земель и сосредоточение власти в руках Московских князей. При Иване III великий князь возвышается над остальными князьями не только количеством силы и владений, но и объемом власти. Не случайно появляется и новый титул “государь”. Двуглавый орел становится символом государства , когда в 1472 г. Иван III женится на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Иван III после присоединения Твери получил почетный титул “Божьей милостью государя Всея Руси, великого князя Владимирского и Московского, Новгородского и Псковского, и Тверского, и Югорского, и Пермского, и Болгарского, и иных земель”.

✔С 1485 г. князь Московский стал именоваться государем всея Руси .

Перед Иваном III стоят новые задачи – оформление правовых отношений в разросшемся Московском г-ве и возвращение земель, занятых Великим княжеством Литовским и Польшей в период ордынского ига.

Князья в присоединенных землях становились боярами московского государя. Эти княжества теперь назывались уездами, управлялись наместниками из Москвы. Местничество - это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков, их заслуг перед Московским великим князем.

Начал складываться централизованный аппарат управления . Боярская Дума состояла из 5-12 бояр и не более 12 окольничих (бояре и окольничие - два высших чина в государстве). Боярская дума имела совещательные функции о “делах земли”. Чтобы централизовать и унифицировать порядок судебно-административной деятельности на территории всего государства, при Иване III в 1497 г. был составлен Судебник.

Также закреплялось право перехода крестьян от одного землевладельца к другому за неделю до и неделю после Юрьева дня (26 ноября) с уплатой пожилого.

В 1480 г. было окончательно свергнуто татаро-монгольское иго. Это произошло после столкновения московских и монголо-татарских войск на реке Угре.

Образование Российского централизованного государства

В конце XV - начале XVI вв. в состав Российского государства вошли Чернигово-Северские земли. В 1510 г. в состав государства была включена и Псковская земля . В 1514 г. в состав Московского великого княжества вошел русский старинный город Смоленск . И, наконец, в 1521 г. прекратило существование и Рязанское княжество. Именно в этот период объединение русских земель было в основном завершено. Образовалась огромная держава - одно из самых крупных государств в Европе. В рамках этого государства была объединена русская народность. Это закономерный процесс исторического развития. С конца XV в. стал употребляться термин “Россия”.

В начале XII в. после непродолжительного правления киевского великого князя Владимира Мономаха (1113–1125) - одного из выдающихся государственных деятелей той эпохи и его сына Мстислава Владимировича (1125–1132), которым еще удавалось удерживать государственное единство Киевской Руси, Древнерусское государство вступило в наиболее сложный период своего развития: в результате усилившихся центробежных процессов оно распалось на ряд самостоятельных земель и княжеств.

В исторической литературе этот период не нашел однозначной оценки ни с точки зрения характера установившегося в русских землях социально-экономического и политического строя, ни с точки зрения его места и значения в исторической эволюции российской государственности. Дореволюционная историческая наука по традиции именовала его удельным периодом , советские историки рассматривали его как закономерный, прогрессивный этап феодальной раздробленности, ряд западных авторов, напротив, усматривают в нем свидетельство политического кризиса средневековой Руси.

А. С. Ахиезер, исходя из предложенной им социокультурной модели развития России, характеризует этот период как переходный от господства раннего соборного нравственного идеала к господству раннего умеренно-авторитарного нравственного идеала. Как и все последующие этапы, данный этап в развитии российской государственности являлся, по мнению автора, результатом реакции инверсионного типа и заключал в себе массовое нарастание дискомфортного состояния на банкротство господствующего нравственного идеала предшествующего этапа.

Одним из наиболее спорных вопросов рассматриваемого периода в истории развития древнерусской государственности по-прежнему остается вопрос о формировании и особенностях феодальных отношений в древнерусском обществе . Суть разногласий касается прежде всего главного вопроса: насколько применимо к условиям развития Древней Руси понятие "феодализм" в его классическом понимании и можно ли в этой связи назвать время после распада единой Киевской Руси периодом феодальной раздробленности, через который прошли все западноевропейские государства?

Начало затянувшемуся спору о характере социально-экономического и политического развития древнерусского общества было положено еще в середине XIX в. основоположниками и теоретиками русского славянофильства (М. П. Погодин, И. В. Киреевский и др.). Доказывая в споре с западниками мысль об ущербности западноевропейского феодализма, явившегося, по их мнению, наряду с влиянием греко-римского рационализма и индивидуализма одной из главных причин дезинтеграции западного общества, славянофилы одними из первых резко высказались против отождествления удельного периода русской истории с западноевропейской феодальной раздробленностью. Прежде всего, подвергались резкой критике исторические взгляды Н. М. Карамзина, не делавшего, с точки зрения славянофилов, никакого различия между развитием Древней Руси в удельный период и развитием феодализма в западных странах. По мысли теоретиков славянофильства, древняя русская история не дает оснований для таких заключений. Хотя удельное деление в известном смысле можно считать аналогом феодализма в Древней Руси, оно, тем не менее, принципиально отличалось, по мнению славянофилов, от феодализма.

Как доказывал И. В. Киреевский, это было связано не только с тем, что в отличие от западноевропейской ленной системы все русские князья являлись членами одной семьи, послушными власти старшего князя (так называемый "семейный" характер русского феодализма), что уже само по себе обеспечивало, по мысли философа, единство древнерусского общества, "бесконфликтный" характер его развития. Причину развития дезинтегрирующих процессов в западных обществах Киреевский предлагал искать в самой структуре западного феодализма и, в частности, в господстве эгоистического индивидуализма, на котором, по его мнению, была построена система феодальных отношений. Символом этого средневекового индивидуализма был рыцарь-разбойник, замкнувшийся в замке и представлявший собой своего рода "государство в государстве". Мысль об общей государственности ему была изначально чужда. Такая система не только не могла обеспечить внутреннего единства западных обществ, но и порождала непрекращавшуюся борьбу между центральной властью и феодальной аристократией, между жестко обособленными сословиями, государством и Церковью. Ничего подобного, как считали славянофилы, не было в Древней Руси. В ней не было ни аристократии, ни рыцарей, ни третьего сословия, точно так же как не знала она ни железного разграничения неподвижных сословий, ни сословной ненависти, ни борьбы, ни рабства.

Признавая оригинальность и важность некоторых положений предложенной славянофилами концепции общественно-политического развития Древней Руси, нельзя в то же время не заметить ее основного изъяна - излишней идеализации характера развития древнерусского общества в его сравнении с европейскими странами, что во многом объяснялось ошибочностью исходного тезиса славянофилов о "бесконфликтности" древней русской истории. Исторические факты не подтверждают такую оценку исторической эволюции Древней Руси. Как справедливо заметил В. О. Ключевский, в старой киевской жизни были не только поистине великие события. Старый Киев с его князьями и богатырями, воспетыми народом и навсегда сохранившимися в народной памяти, с его святой Софией и Печерской лаврой знал и другую жизнь с непрекращавшейся усобицей князей, жизнь, "в которой было много неурядиц, много бестолковой толкотни; "бессмысленные драки княжеские", по выражению Карамзина, были прямым народным бедствием".

На наш взгляд, более точный с научной точки зрения ответ на поставленные выше вопросы можно найти у М. Вебера, также считавшего, что в чистом виде феодализм получил развитие лишь в Западной Европе и не был характерен для большинства стран Востока. Рассматривая особенности традиционного господства в упоминаемой нами ранее теории патримониального правления, Вебер наряду с подробным анализом патримониальных властных структур выделяет два типа традиционных обществ - западноевропейский феодализм и восточный патримониализм . Их основным различием, по мнению Вебера, является то, что при феодализме существуют взаимные договорные обязательства между сеньором и вассалами, в то время как патримониальные отношения основаны на личной зависимости слуги и господина. Кроме того, при феодализме противостоящие королю вассалы обладают своими собственными военными силами. С другой стороны в рамках традиционного общества феодализм должен рассматриваться как частный случай патримониального господства, поскольку, считает Вебер, феодальный принцип не мог полностью заменить патримониальную систему управления на уровне государства, а феодальный вассал выступал как патримониальный господин по отношению к своим крепостным.

Если абстрагироваться от некоторых частностей, следует выделить три основных принципа , на которых, по Веберу, был построен западноевропейский феодализм: 1) полицентризм ; 2) иерархия собственности ; 3) система вассалитета (вассальных, договорных отношений между сеньором и его вассалами). В этой системе отношений политическая иерархия базируется на иерархии собственности, когда помимо личных существуют также поземельные отношения (как это было, например, во Франции в VIII–IX вв.). Соответственно этому и вассальная служба строится на условиях договора (контракта), не ущемляющего личную свободу вассала, который находится под покровительством сеньора.

Исходя из проведенного нами в предыдущей главе анализа начального этапа становления древнерусской государственности, особенностей формирования служебных отношений, складывавшихся между киевскими князьями и дружинниками, можно сделать вывод, что в Киевской Руси отсутствовал один из главных признаков феодализма - иерархия собственности как основа для установления феодальных вассальных отношений.

Представители формирующегося господствующего класса - бояре и дружинники, получавшие, как уже отмечалось, отдельные области и города во временное управление ("кормления") без права владения, не являлись в полном смысле феодалами. С большим трудом с учетом сказанного можно назвать феодалом и самого князя, тем более если иметь в виду такую особенность княжеской власти в Киевской Руси, как постоянное перемещение, "кочевание" князей. Эта особенность была обусловлена действовавшей в Древнерусском государстве особой системой замещения княжеских престолов по принципу родового старейшинства , согласно которому Русь воспринималась Рюриковичами как их общее нераздельное родовое владение, обеспечивавшее каждому члену династии право на временное владение определенной частью земли по очереди старшинства. По словам В. О. Ключевского, такой своеобразный порядок княжеского владения установился на Руси после смерти Ярослава Мудрого (1016–1054). Он не предполагал ни единоличной верховной власти, ни личного ее преемства по завещанию. Ярославичи "не делили достояния отцов и дедов на постоянные доли и не передавали доставшейся каждому доли своим сыновьям по завещанию. Они были подвижными владельцами, которые передвигались из волости в волость по известной очереди".

Причины и предпосылки формирования удельного порядка в Русских землях

Распад некогда единого древнерусского государства на ряд отдельных земель и княжеств, положивший начало длительному, продолжавшемуся без малого три столетия периоду удельной раздробленности, был подготовлен рядом коренных изменений, которые происходили в то время в социально-экономическом и политическом развитии древнерусского общества. По утвердившемуся в научной литературе мнению, нарастание центробежных тенденций в Русских землях было в первую очередь связано с наметившимся в XI–XII вв. социально-экономическим прогрессом общества, развитием земледелия и торговых отношений, ростом и укреплением городов, начинавших играть все большую роль в общественной и политической жизни древнерусского общества. Как полагают многие ученые, именно эти изменения, сопровождавшиеся ростом экономической и хозяйственной независимости отдельных земель и регионов, в конечном счете обусловили начавшийся процесс трансформации государственно-политических отношений в Древней Руси, в результате которого политическая система Руси приобретает полицентричный характер.

Существенные изменения произошли прежде всего в высшем слое правящей элиты древнерусского государства, что в значительной мере объяснялось начавшимся еще раньше процессом разложения корпоративных связей великокняжеской дружины. Из нее выделяется боярско-дружинная верхушка, влияние которой на процессы, происходящие в обществе, заметно усиливалось. В отличие от младших дружинников, которые кормились за счет собираемых от имени князя налогов и штрафов и находились в прямой зависимости от князя, формирующееся боярство, укрепляя свои позиции, стремилось отстаивать свои личные интересы. Изменение положения боярско-дружинной верхушки было непосредственно связано с развитием вотчинного землевладения, появлением крупных частных земельных владений (вотчин), регулярные доходы с которых делали бояр-вотчинников самостоятельной и независимой в экономическом и политическом отношении силой, не только не нуждавшейся отныне в защите со стороны князя, но и часто противостоящей ему.

Отмечая важность указанных факторов, предопределивших усиление центробежных тенденций в древнерусском обществе и последующий распад Древнерусского государства на ряд самостоятельных государственных образований, следует в то же время заметить, что в научной литературе часто недостаточно учитываются политические причины такого развития событий. Изучение киевского периода в развитии древнерусского общества позволяет сделать вывод, что одной из главных его особенностей была слабая степень интегрированности отдельных частей Русского государства, его политическая аморфность и связанная с этим политическая неустойчивость древнерусской государственности. На это обстоятельство в свое время указывал С. Ф. Платонов, считавший, что князья Киевской Руси, старшие или младшие, связанные между собой отношением к Русским землям как к общему родовому владению, были в значительной мере политически независимы друг от друга. По большей части на них лежали только нравственные обязанности: волостные князья должны были почитать киевского великого князя как старшего, вместе с ним должны были охранять свою волость, сообща с ним "думать" о русской земле и решать важные вопросы русской жизни.

Естественно, что власть киевских князей в этих условиях не могла приобрести форму единодержавия. После Святослава и Владимира I Русь несколько раз дробилась на княжества. При жизни князя-отца сыновья сидели наместниками в главных городах и платили отцу дань, после же его смерти земля дробилась на части по числу сыновей, что нередко вызывало династические споры и ожесточенную борьбу между князьями. После смерти Ярослава Мудрого (1054) его внуки для разрешения споров стали созывать княжеские съезды (снемы), которые не только решали важные государственные вопросы (войны и мира, изменения законодательства), но и призваны были мирить рассорившихся из-за династических споров князей. Одним из таких съездов древние письменные источники называют съезд князей в Любече в 1097 г., на котором князья попытались поделить все русские волости на началах справедливости, утвердив правило: "каждо да держит отчину свою". Как показали дальнейшие события, это не привело к прекращению междоусобиц, являвшихся предметом обсуждения и на других созываемых для этих целей княжеских съездах (Витичевском в 1100 г. и Долобском в 1103).

Политические трения между княжеской властью и городскими вече вследствие юридической неопределенности положения последних также не способствовало, как писал С. Ф. Платонов, правильному порядку политической жизни. Веча очень часто вмешивались в политические дела, и нередко, не признавая обязательными для себя счеты княжеского старшинства, звали в города князей по своему выбору, вторгаясь тем самым в вопросы наследования. Положение городских веч в этот период не было постоянным: при сильном князе, имевшем большую дружину, политическое значение веча понижалось, при слабом, наоборот, усиливалось. В крупных городах вече имело значительно большее политическое влияние, чем в малых. При Ярославе Мудром и его сыновьях оно не пользовалось серьезным политическим влиянием. Однако когда род Рюриковичей сильно разросся и наследственные счеты запутались, городские веча постарались вернуть себе политическое значение. Пользуясь смутой, они сами призывали к себе нужного им князя и заключали с ним "ряды". Часто вече оказывалось настолько сильным, что вступало в открытое противостояние с князем, а нередко и "указывало князю путь" (изгоняло его).

Продолжали нарастать противоречия и в самой княжеской среде. В основе этих противоречий лежал отчетливо обозначившийся к началу XII в. кризис прежней системы родового старейшинства, которая уже не отвечала интересам разросшегося к тому времени рода Рюриковичей. Его представители, используя отсутствие сколько-нибудь четкого порядка в наследовании и распределении уделов, боролись за передел княжений в свою пользу, что порождало многочисленные княжеские междоусобицы. В известной мере начало этому процессу положили упоминаемые нами выше княжеские съезды. Закрепив за каждым князем земли и волости в качестве их наследственных владений ("отчин"), они тем самым создавали прецедент, подрывавший прежний порядок княжеского владения, основанный на очереди старшинства, что, естественно, усиливало политическую борьбу внутри правящей элиты. Все это вело к ослаблению центральной власти, разрушало государственную целостность Киевской Руси.

К середине XII в. Киевское государство как некая целостность перестало существовать. Наступает новый удельный период в истории Древнерусского государства, одной из главных особенностей которого стало изменение порядка княжеского владения, строившегося теперь на совершенно иных принципах. В старой Киевской Руси мысль об общем нераздельном княжеском владении считалась нормой, являясь, по словам В. О. Ключевского, основанием владельческих отношений даже между далекими друг от друга князьями, осознававшими себя членами одного владельческого рода, и весь порядок княжеского владения держался на очереди старшинства. Теперь же постепенно утверждается новый порядок, базирующийся на "отчинном" принципе наследования от отца к сыну. Если прежде отдельные части русской земли, доставшиеся тем или иным представителям княжеского рода, считались их временными владениями и потому назывались наделами или волостями, то теперь их статус принципиально меняется. Превратившись в собственность отдельных князей, они стали называться сначала княжескими вотчинами, а позднее уделами в том именно смысле, что становились теперь отдельными владениями, постоянной и наследственной собственностью местного удельного князя. От обычных боярских вотчин они отличались тем, что в своем уделе князь являлся носителем верховной политической власти.

Здесь необходимо указать на одно важное, на наш взгляд, обстоятельство (на которое в свое время обращал внимание В. О. Ключевский), позволяющее посмотреть на причины установления удельного порядка в древнерусских землях-княжениях с другой стороны. Речь идет об истоках удельной психологии, о том, что сформировало в сознании и поведении региональных княжеско-боярских элит стойкую привычку относиться к княжествам и землям, где они сидели, как к своей собственности, приведшую в конечном счете к удельному порядку. Анализируя причины утверждения удельного порядка в Северо-Восточной Руси, сыгравшей впоследствии выдающуюся роль в формировании великорусской государственности, Ключевский указывал на особенности освоения (колонизации) этого края, что, по его мнению, и явилось определяющим фактором и источником самой идеи удела как личной собственности удельного князя. Если в Киевской Руси первые призванные князья приходили в русские земли уже на готовое общество со сложившимся до них общественным строем и потому не могли чувствовать себя создателями и творцами этой земли, то совсем иначе обстояло дело в землях-княжениях Северо-Восточной Руси, осваиваемых самими переселившимися сюда князьями. В отличие от первых Рюриковичей они смотрели на себя как на устроителей этих земель, считали их делом своих рук: это мое, это мной заведено, это мой удел.

Подобную оценку причин складывания удельного порядка мы находим и у С. Ф. Платонова, напоминавшего, что в удельный период местные князья являлись не только носителями верховной власти в своих землях, они были их наследственными владельцами, "вотчинниками". По мнению ученого, именно принцип "вотчинности" (патримониальности) власти явился той основой, на которой строились все общественные отношения, известные под общим названием "удельного порядка" и весьма несходные с порядком Киевской Руси. В отличие от киевских князей, воплощавших своей властью единство государственного порядка, удельный князь, как метко выразился В. О. Ключевский, - это "вотчинник с правами государя, государь с привычками вотчинника" .

Именно в этой обстановке начинается сложный процесс регионализации власти, сопровождавшийся образованием и усилением местных земельных династий. Удельные князья уже больше не перемещаются из волости в волость, а становятся оседлыми, живут в своих удельных городах (даже в том случае, если по очереди старшинства занимают великокняжеский стол), передают свои владения родственникам по личному усмотрению. В системе властных отношений местные князья выступали в роли сюзеренов удельных княжеств, так же как и прежде опирающихся на дружину. Новым здесь было то, что представители боярской верхушки являлись теперь вассалами князя , имевшими право свободно выбирать себе сюзерена и переходить от одного князя к другому. Лично зависимая от князя младшая дружина составляла княжеский двор и выполняла основные административные функции (сбор налогов, судебных штрафов), из ее состава князь назначал посадников в города и области. В то же время удельные князья перестают платить дань Киеву, по ряду внутренних и внешних причин постепенно терявшему свои централизаторские возможности.

Утрата Киевом ведущей роли в общественно-политической жизни Древней Руси стала еще одним важным фактором, ускорившим процесс регионализации власти и распад единого государства на отдельные земли и княжества. К концу XII в. старый Киев более не является общегосударственным политическим центром, сохраняя за собой только роль церковно-административного и сакрального центра. Статус старшего великокняжеского стола и политического центра русских земель переходит к Владимиру на Клязьме , - главному городу Владимиро-Суздальского княжества, со временем ставшему и политическим центром Северо-Восточной Руси. На рубеже XIII–XIV вв. во Владимир была перенесена также кафедра митрополита Киевского и всея Руси. Если в середине XII в. на территории Древней Руси насчитывалось, по некоторым данным, 15 княжеств и отдельных земель, то ко времени ордынского нашествия в начале XIII в. их было около 50, а в XIV в. - более 250.

Особенности государственного управления в русских землях в условиях удельной раздробленности (XII–XIII)

Вступление Древней Руси в период удельной раздробленности сопровождалось дифференциацией форм государственного правления в образовавшихся землях-княжениях, в известном смысле позволяющей говорить о формировании альтернативных путей политико-государственного развития древнерусского общества. Хотя в целом в большинстве возникших в условиях раздробленности самостоятельных княжеств сохранялись прежние черты политической власти, свойственные раннефеодальной монархии, своеобразие условий, в которых оказались различные регионы Древнерусского государства, равно как и особенности политических традиций сформировали в каждом из них свою собственную модель власти и управления с характерными для нее чертами и признаками. Различия касались, во-первых, соотношения княжеского (монархического) и вечевого (республиканского) начал в системе власти и управления, во-вторых, степени самостоятельности политической власти князя в его отношениях с укреплявшим свои позиции боярством.

В современных исторических исследованиях в соответствии со спецификой сформировавшихся в период раздробленности Руси трех субцивилизационных центров и трех групп княжений (Галицко-Волынская земля, Новгородско-Псковская земля, Владимиро-Суздальское княжество ) принято выделять три основные сложившиеся в этих землях и отличающие их друг от друга модели государственной власти и управления.

Режим правления, сложившийся в юго-западных русских землях , находившихся в составе Галицкого и Волынского княжеств и объединенных затем в конце XII в. в одно княжество, характеризуется в новейших исследованиях как княжеско-боярский . Его формирование было обусловлено своеобразием политико-государственного развития юго-западных земель, занимавших особое место в составе Древнерусского государства. Традиционно в этих землях правили потомки Мономахов, являвшиеся второстепенными князьями-изгоями, сосланными или бежавшими сюда из Киева и других городов в результате княжеских междоусобиц. Положение изгоев создавало местным князьям как некоторые неудобства, так и определенные преимущества. В отличие от господствовавшей в то время в Киевской Руси системы княжеского владения, построенной на принципе родового старейшинства, галицко-волынские князья уже с XI в. владели своими землями на основе семейного, а не родового принципа. Согласно установившейся традиции князь-изгой не мог претендовать на другие волости, но и на его волость не должны были претендовать другие князья. Это обеспечивало значительную политическую независимость галицко-волынских князей, стремившихся проводить самостоятельную от Киева политику.

В то же время особое положение юго-западных земель в составе Древнерусского государства создавало большие проблемы для местных князей, вынужденных вести напряженную борьбу с боярской олигархией, которая занимала в этом крае традиционно сильные позиции. Ее могущество основывалось на крупном вотчинном землевладении, не уступавшем и даже превосходившем размеры княжеских доменов. Во многом этому способствовали более выгодные по сравнению с другими княжествами условия развития юго-западных русских земель. Плодородные земли, тесные торговые связи с соседними странами, такими как Венгрия, Польша, Византия, Болгария, а также относительная безопасность от кочевников обеспечили этому краю быстрый хозяйственный прогресс, создавали все необходимые предпосылки для формирования крупных боярских вотчин. Опираясь на богатые и хорошо защищенные города (Галич, Владимир-Волынский, Перемышль), используя свое экономическое и политическое могущество, боярская олигархия активно сопротивлялась всякой попытке усиления княжеской власти. В условиях отсутствия в юго-западных русских землях прочных вечевых традиций перевес чаще всего оказывался на стороне боярства, не гнушавшегося обращаться в борьбе с князем за иноземной военной помощью. По мнению исследователей, именно постоянная междоусобица не позволила этому богатому княжеству сложиться в централизованное государство, и оно впоследствии было разделено между Польшей и Литвой.

В отличие от этого во Владимиро-Суздальской Руси , считавшейся со времен княжившего здесь Владимира Мономаха вотчиной Мономаховичей, с самого начала обнаружилась тенденция к формированию сильного княжеского правления . В значительной мере это было связано с отмеченными нами ранее особенностями освоения этого края, которые во многом обусловили складывание здесь совершенно иного по сравнению с южными и юго-западными русскими землями общественного строя.

Ранее мы уже говорили, что в освоении северо-восточных земель, издавна являвшихся одним из основных районов славянской колонизации, активное участие принимали сами князья со своими дружинами. Наряду со старыми городами (Ростов, Суздаль) с их вечевым бытом в Суздальской земле возникали и быстро развивались новые города (Тверь, Владимир, Москва), устроенные самими князьями и принципиально отличавшиеся по своему типу от старых. Как отмечал С. М. Соловьев, разница между ними заключалась в том, что "старые города, считая себя старее князей, смотрели на них, как на пришельцев, а новые, обязанные им своим существованием, естественно, видят в них своих строителей и ставят себя относительно них в подчиненное положение". Все это не только придавало княжеской власти особый вес и значение, но и возвышало ее над местным населением, делало ее шире и полнее. С этим новым положением княжеской власти не могли примириться старые вечевые города с сидевшими в них местной земельной аристократией и боярами. Это соперничество старых городов с вновь возникшими, равно как и постоянная борьба городской элиты - боярства с набиравшей силу княжеской властью на протяжении длительного времени являлись отличительными чертами развития Владимиро-Суздальской Руси. В конечном счете победу в этой борьбе одержали князья, которые постепенно подчиняют себе старые города и возвышают над ними новые. Уже к середине XII в. молодое Владимиро-Суздальское княжество становится одним из сильнейших, а его князь Юрий Долгорукий (сын Владимира Мономаха) в конце жизни смог занять великий киевский стол. Сын же Юрия Долгорукого Всеволод III (1176–1212) считался уже одним из самых могущественных князей, с которым не решались вступать в спор ни мятежное боярство, ни другие князья.

Основываясь на отмеченных особенностях политико-государственного развития Владимиро-Суздальской Руси, ряд современных авторов считает возможным говорить о формирующейся в этом княжестве тенденции к сильной монархической власти, которая, однако, по целому ряду причин не успела полностью реализоваться в домонгольский период. Как пример обычно приводится правление князя Андрея Боголюбского, попытавшегося одним из первых среди русских князей установить режим личной власти и павшего в конце концов жертвой заговора бояр.

Особый режим правления сложился в Новгороде и Пскове , являвшихся в отличие от других русских земель и княжеств феодальными республиками - уникальными для феодального строя государственными образованиями с самобытным вечевым устройством. С точки зрения характера властных отношений новгородский строй обычно определяют как боярскую республику, где все нити правления находились в руках нескольких сот бояр ("совета господ"), контролирующих представительную (вечевую) и исполнительную власть. Забегая вперед, скажем, что именно эта особенность новгородского строя предопределила его последующую эволюцию в сторону олигархической формы правления и явилась одной из причин поражения Новгорода в его противостоянии с усилившимся московским княжеством.

Некоторые авторы называют новгородский режим правления "православной республикой", имея в виду особою роль в политической жизни Новгорода новгородского владыки (архиепископа). Будучи высшим духовным лицом в Новгороде, владыка являлся также фактическим главой "совета господ", был хранителем городской казны, вместе с князем ведал внешними сношениями, осуществлял контроль за эталонами мер и весов, имел свои военные формирования, обладал правом суда.

После изгнания из Новгорода в 1136 г. по решению вече князя Всеволода Мстиславовича Новгородская земля становится политически независимым от Киева государственным образованием. Высшим органом власти Новгорода формально являлось народное собрание - вече, обладавшее по сравнению с городскими собраниями других городов Киевской Руси более широкими функциями и уже с конца XI в. добившееся права по решению новгородцев изгонять либо отказывать в княжении наместнику великого киевского князя. В ведении веча, в котором могли участвовать все свободные горожане, находилось большинство вопросов внутренней и внешней политики Новгородской республики: объявление войны и заключение мира, утверждение и изменение законодательства, приглашение и изгнание князей. Одной из основных функций веча было избрание высших должностных лиц - посадника, тысяцкого и епископа (позднее архиепископа).

Исполнительную власть в республике осуществлял посадник , который выбирался, как правило, из представителей наиболее знатных боярских родов и обладал наиболее широким кругом полномочий. В его обязанности также входили созыв вече и руководство его работой, осуществление внешних сношений и судебных функций. Как представитель города он отстаивал его интересы перед князем, который приглашался новгородцами по договору на должность военачальника, а также третейского судьи в наиболее сложных судебных разбирательствах. Без посадника князь не мог судить новгородцев и раздавать волости. В отсутствие князя он управлял городом, часто предводительствовал войсками и вел дипломатические переговоры от имени Новгорода. Другим важным выборным сановником в республике был тысяцкий, в противоположность посаднику представлявший низшие классы новгородского общества. Он осуществлял военную власть в городе (за что немцы называли его "Herzog"), был предводителем городского ополчения, называемого тысячей. Одновременно он являлся помощником посадника во многих делах городского управления: вместе с посадником осуществлял контроль за княжеской властью, полицейский надзор за порядком в городе, ведал торговыми делами, в военное время помогал князю, командуя ополчением.

Республиканское устройство Новгорода наряду с избранием высших должностных лиц предполагало также выборный характер всех низших звеньев административной системы. С точки зрения административно-территориального деления город представлял собой своеобразную федерацию самоуправляющихся районов - концов, которые делились на улицы. В каждой из этих административных единиц действовало вечевое самоуправление с выбранными из местных жителей кончанскими и уличанскими старостами, подчинявшимися посаднику. Вся территория Новгородской земли была разделена на области - пятины (по числу концов в Новгороде, которым они подчинялись), в свою очередь делившиеся на волости и погосты.

Новгородская республика просуществовала более трех веков и оказалась достаточно жизнеспособным государственным образованием. Причины такой устойчивости большинство исследователей усматривают в исторических и геополитических особенностях развития северо-западной Руси. Являясь одним из старейших очагов древнерусской цивилизации и государственности, Новгород с самого начала стремился проводить самостоятельную политику, чему во многом способствовало также "провинциальное" положение Новгородской земли, ее географическая удаленность от стольного града Киева. С другой стороны, Новгород с прилегающими к нему "пригородами" был крупнейшим экономическим и культурным центром Руси. Благоприятное геополитическое положение Новгорода способствовало превращению его в один из значительных даже по европейским масштабам торговых центров с богатым купечеством и развитым средним сословием.

Соглашаясь в целом с приведенными выше объяснениями причин возвышения и политического "долголетия" Новгорода, следует обратить внимание еще на одно, на наш взгляд, не менее важное обстоятельство. Наряду с отмеченными факторами, в той или иной мере определявшими самобытный путь развития Новгородской земли, не меньшее значение имело своеобразие политического устройства Новгорода, основанного на удачном сочетании вечевого начала и сильной исполнительной власти, что в совокупности с сохранявшейся княжеской властью создавало основу для формирования в этом государстве, говоря современным языком, своеобразной системы сдержек и противовесов, формировавшейся в русле национальных традиций власти и управления.

Здесь следует еще раз вернуться к характеристике отношений между Новгородом и приглашаемыми им князьями, роль которых в структуре управления Новгородской республики, как нам представляется, либо недооценивается большинством авторов исторических исследований, либо не совсем верно трактуется. Положение князя в Новгороде действительно значительно отличалось от привычного для Древней Руси статуса княжеской власти и его прерогативы были ограничены целым рядом формальных условий, устанавливаемых решением вече (он не мог распоряжаться городской казной, пользоваться доходами сверх строго установленных размеров, ему запрещалось приобретать владения в Новгородской земле для себя и своей дружины). Однако нельзя сказать, что роль князя в политической жизни Новгородской республики была чисто номинальной. Более того, как справедливо отмечают некоторые авторы, приглашаемые новгородцами князья, утрачивая прежние права наместников киевского князя, уже не противостояли новгородскому обществу, и в этом смысле их реальная роль в системе управления даже возрастала. В условиях новгородской вольницы, сопровождавшейся острой борьбой между различными группировками на вече и среди бояр, очень многое зависело от правящего князя, его политической воли, гибкости, умения найти общий язык со спорящими сторонами и сохранить мир в обществе. Кроме того, правящие в Новгороде боярские группы не могли удержать власть без поддержки правящего князя. В то же время новгородцы стремились не допустить усиления власти князя, контролировали все его действия и строго следили, чтобы князь соблюдал условия заключенного с ним договора, а в случае имевших место нарушений, "указывали ему путь".

В 1237–1240 гг. в результате нашествия монгольских орд во главе с ханом Батыем значительная часть северо-восточных и южных русских земель была разгромлена и подчинена власти монгольских ханов, превратившись на долгие годы в один из многочисленных улусов (Русский улус) Монгольской империи, а затем и ее наследника - Золотой Орды. Русь была обложена огромной данью ("ордынским выходом"), которая собиралась под надзором особых ханских чиновников - баскаков, а сами русские князья становились вассалами золотоордынского хана, получавшими от него специальные жалованные грамоты (ярлыки ) на княжение в своих землях. Старшему среди князей, великому князю владимирскому, выдавался особый ярлык на великое княжение. С XIV в. великим князьям передавалось также право сбора ордынского "выхода", что вело к соперничеству между ними за великокняжеский престол. Это соперничество стало впоследствии причиной возвышения и усиления московского княжества , сыгравшего выдающуюся роль в борьбе за освобождение русских земель от монголо-татарского ига.

В научной литературе вопрос об особенностях и характере взаимоотношений русских земель с Монгольской империей и Золотой Ордой не получил достаточно полного освещения, остается по-прежнему предметом споров и дискуссий. Сложность и неоднозначность влияния так называемого "монгольского фактора" на развитие древнерусского общества порождают совершенно различные, порой взаимоисключающие точки зрения на эту проблему. Если одни авторы отрицают сколько-нибудь серьезные последствия влияния этого фактора, то другие, напротив, склонны придавать роли монгольских завоеваний в исторической эволюции древнерусского общества первостепенное значение. Оригинальную трактовку этот вопрос нашел у евразийских авторов (П. Н. Савицкого, Г. В. Вернадского, позже Л. Н. Гумилева), впервые обративших внимание на роль монгольских завоеваний в формировании территориального и геополитического единства средневековой Руси и считавших, что именно под их влиянием был осуществлен сложный этнокультурный и геополитический синтез и создано могучее российское государство (Российская империя).

Древняя Русь, Золотая Орда и Великое княжество Литовское: исторические альтернативы государственно-политического развития средневековой Руси в XIII–XV вв.

В XIII–XV вв. средневековая Русь переживала, пожалуй, один из наиболее сложных и драматичных периодов своей истории. Определяющее влияние на развитие древнерусского общества в этот период оказали два основных фактора:

  1. установление с середины XIII в. после монголо-татарского нашествия, о чем говорилось выше, вассальной зависимости русских земель от Золотой Орды, изолировавшей страну от Европы и положившей начало длительной эпохе монголо-татарского ига в России;
  2. включение западных и южных русских земель в состав Великого княжества Литовского и Польши, что привело к фактическому распаду древнерусской субцивилизации, на базе которой образовались два разнотипных культурно-исторических феномена - Московская Русь и Литовская Русь.

Не упуская из виду сложную взаимосвязь двух указанных факторов, попытаемся сначала дать характеристику отношений, которые установились между русскими землями и Золотой Ордой и на протяжении двух веков определяли их развитие. Эти отношения нельзя упрощать и представлять, как это нередко делается, только в виде ордынских набегов, карательных экспедиций и грабежей. Такой подход неверен уже потому, что положение дел в Руси, являвшейся для Золотой Орды важнейшим источником пополнения государственной казны, не могло быть безразличным для монгольских ханов и поэтому, вмешиваясь в междукняжеские распри, они преследовали также цель сохранения хоть какого-то порядка в этом одном из самых богатых своих улусов. Можно согласиться с мнением некоторых авторов, обращающих внимание на своеобразный патернализм монгольских ханов по отношению к завоеванным русским землям: так или иначе они вынуждены были проявлять "заботу" о своем "хозяйстве", с которого хотели исправно получать дань.

Хотя вопрос о характере взаимоотношений русских земель с Монгольской империей и Золотой Ордой продолжает вызывать споры и трактуется весьма неоднозначно, имеющиеся данные позволяют говорить как о косвенном (опосредованном), так и о прямом воздействии монгольских завоеваний на характер русской государственной власти и системы управления.

Как справедливо замечал в этой связи Г. В. Вернадский, прежде всего, монголы глубоко трансформировали взаимоотношения русских земель со степью. До них русская миграция Киевской Руси была ограничена пастухами-кочевниками, а сама "неорганизованная степь" не была объектом центральной власти. Монголы организовали разрозненную степь, что в конце концов и определило русскую экспансию на Восток. Это движение уже само по себе требовало сильной централизованной власти. С другой стороны, ослабив разрозненные русские княжества и главную силу аристократии - боярство, монгольские завоевания способствовали тем самым еще большему усилению великокняжеской власти в завоеванных ими русских землях, что объективно подготавливало почву для последующего объединения русских земель в единое централизованное государство.

Но монголы оказали и более непосредственное воздействие на эволюцию и характер государственной власти в средневековой Руси, что нашло свое выражение в усилении восточных, ориенталистских черт в русской политической культуре. В течение длительного времени (вплоть до сокрушительного поражения в 1380 г. на Куликовом поле) Орда являлась для русской аристократии и князей важнейшим источником легитимности и престижности их власти. Тесные связи с ханским двором, где господствовали иные, отличные от древнерусских порядки, построенные на отношениях жесткого, часто слепого подчинения, не могли не отразиться на сознании и поведении русской политической элиты, которая постепенно впитывала имперский дух ордынской государственности. Именно монголы внесли в отношения господства и подчинения на Руси начала жесткой дисциплины, иерархии и деспотизма, явились (и в этом также можно согласиться с евразийцами), действительными предшественниками российского самодержавного государства.

В известной мере отмеченные изменения, обусловившие усиление авторитарных, деспотических тенденций в системе властных отношений на Руси, объяснялись психологическими причинами. Своеобразие заключалось в том, что, оказавшись в униженном положении в качестве "служебников" монгольских ханов, русские князья-вассалы все чаще стремились компенсировать это свое состояние униженности крайним деспотизмом по отношению к своим подданным. Этот дух деспотического властвования можно наблюдать уже в политике первых московских князей, со временем все больше тяготившихся как старыми дружинными порядками, так и независимостью местных удельных князей. Принужденные выполнять волю хана, они уже не могли мириться с "русской вольницей", бесцеремонно подавляя всякое ее проявление.

С другой стороны, уже в XV в. в связи с начавшимся процессом распада Золотой Орды на ряд ханств (Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское) наблюдается обратный процесс - активный выезд татарской знати на службу в Московское государство. Нередки были случаи смешанных русско-татарских династических браков. Ордынская, а затем казанская аристократия, принявшая к тому времени ислам, привозила в Москву многие восточные обычаи и отношения власти, что также не способствовало смягчению утверждавшихся в русской политической культуре деспотических начал.

О влиянии монгольского фактора на изменения во внутреннем управлении русских княжеств и в целом в системе русской администрации, не подвергавшихся, как известно, сколько-нибудь серьезному вмешательству и регламентации со стороны ордынских властей, можно говорить только с большой долей условности. Однако сами принципы золотоордынской административной модели в перспективе наложили определенный отпечаток на характер и методы бюрократического управления в складывавшемся Московском государстве. Это было связано не только и даже не столько с тем, что в отличие от большинства кочевых государств Золотая Орда, придя в Европу, уже располагала развитым чиновничьим аппаратом, при создании которого монгольские ханы опирались на традиции политико-административной системы ранее завоеванного ими Китая. Известно, что значительную часть чиновников гражданской администрации в Золотой Орде составляли китайцы или синокультурные монголы, кидани и уйгуры. Более существенным было то, что, перенеся китайскую административную модель на почву неразвитой кочевой культуры, монгольские ханы трансформировали ее в примитивную упрощенную форму ничем не ограниченной деспотии, хотя внешне и схожую с самовластием китайских императоров, но в отличие от него не предполагавшую каких-либо противовесов в виде конфуцианской и буддийской этики, как это было в Китае.

Не менее сложно и драматично складывались отношения между формирующимся Московским государством и его западным соседом - Литовской Русью. Образование Литовского государства обычно относят к концу XII – началу XIII в., когда Литва стала активно расширяться за счет присоединения соседних русских земель. Во многом этому способствовало ослабление западных и южных русских княжеств в условиях наступившей раздробленности Руси и возвышения Владимирской Руси, что сопровождалось усилением междоусобной борьбы в этих землях и княжествах. Междоусобицами русских князей пользовались литовцы, которых сами русские призывали на помощь и вмешивали в свои распри. К началу XV в. Великое княжество Литовское превратилось в обширное и достаточно сильное государство (федерацию земель), на три четверти состоявшее из русского населения. Владея Галицко-Волынскими, Черниговскими, Смоленскими, Полоцкими и другими русскими землями и городами, многие из которых долгое время являлись историческими доменами старших ветвей Рюриковичей, Литовское княжество со временем стало претендовать на роль своего рода "альтернативной Руси" и реального соперника Москвы, наравне с ней боровшегося за объединение русских земель. Исследователи отмечают активный процесс русификации коренной Литвы, доминирующее положение в которой занимали древнерусская культура и православие, а русский язык был государственным языком княжества. В начале XV в. произошло выделение западнорусской православной церкви в самостоятельную Киевскую митрополию, автономную по отношению к Москве. Повышению престижа правящей элиты Литвы способствовали также ее внешнеполитические и военные успехи: нанесение ряда поражений Орде в борьбе за Южную Русь, а также разгром в союзе с Польшей Тевтонского ордена (1410).

В отличие от более поздней московской модели власти и управления литовско-русская государственность была ближе к европейской, испытала значительное влияние западной культуры и рано обнаружила тенденцию развития в сторону сословно-правового государства . Многие старые русские города, вошедшие в состав Литовской Руси, имели европейский статус самоуправления, основанный на "магдебургском праве". В то же время местная русская аристократия активно приобщалась к престижным формам польской, немецкой, венгерской культуры. В системе государственной власти и управления Литвы наряду с языческой литовской и русско-православной государственными традициями все большую роль играли принципы европейского государственного права. С начала XVI в. стал созываться Великий вальный сейм как сословно-представительный орган, состоявший из двух палат: Сената и палаты депутатов. Все это дает многим ученым основания рассматривать литовско-русскую государственность как наиболее вероятный альтернативный путь развития Древнерусского государства по общеевропейской модели, по мнению многих, потенциально заложенной уже в Киевской Руси.

Усиление Литовского государства наталкивалось на активное противодействие Москвы, видевшей в укреплении позиций Литвы серьезную для себя опасность и стремившейся путем использования различных средств (натравливание на Литву Орды и др.) не допустить превращение Литовского княжества в новый общерусский центр. Этим усилиям Москвы способствовал также целый ряд ошибок руководителей Литовского государства (например, их частые военные походы совместно с крымским ханом на Москву и др.), нанесших серьезный урон престижу Литвы в глазах местного русскоязычного населения. Начавшийся после избрания в 1385 г. литовского князя Ягайло польским королем процесс государственного объединения Польши и Литвы и сопровождавшая его активная католицизация западных русских земель, входивших в состав Литовского государства, окончательно похоронили претензии Литвы стать альтернативным центром объединения русских земель, население которых все больше переориентируется на Москву как "защитницу православных". После Люблинской унии 1569 г. Литва стала составной частью единого государства - Речи Посполитой.

Введение

Монголо-татарское иго - один из ключевых моментов отечественной истории, так как все русские княжества стали самым настоящим колониальным владением династии Джучидов на длительный срок (отсчет начинают с 1240 до 1480 года). В результате с Руси во владение монголов непрерывным потоком шли разнообразные ресурсы - деньги, товары, люди. Монголо-татарское иго значительно ослабляло Русь в политическом, экономическом и социальном плане. Установив порядок, при котором хан Золотой Орды выдавал ярлык на великое княжение на Руси, монголы добились того, что территории Руси страдали от междоусобных войн, которые устраивали между собой князья в борьбе за данный титул великого княжения.

Изучение причин и последствий борьбы за великое княжение в период монголо-татарского ига является достаточно актуальным, поскольку данный этап функционирования российского государства во многом определил направления дальнейшего его развития.

В ходе изучения последствий борьбы за великое княжение в период монголо-татарского ига были поставлены следующие задачи:

Определение причин и последствий удельной раздробленности Руси;

Изучение установления монголо-татарского ига, его черт и последствий;

Исследование способов и сроков ведения борьбы за великое княжение (в период раздробленности и в ходе политического объединения на Руси);

Определение предпосылок освобождения от монголо-татарского ига.

С целью решения поставленных задач были изучены труды российских и зарубежных авторов в области исследуемой проблемы в учебной литературе и различных научных статьях.

Причины и последствия удельной раздробленности Руси на рубеже XI-XII вв.

На рубеже XI и XII вв. Древнерусское государство распадается на ряд самостоятельных областей и княжеств.

Основные причины такого распада:

1. Естественное деление земель между детьми умершего князя Ярослава Мудрого. Так после его смерти (1054 г.) Киевское государство было разделено между его пятью сыновьями, сделал он это так, что владения сыновей взаимно разделяли друг друга; управлять ими самостоятельно было практически невозможно. Однако это не предотвратило усобицы, в результате которых к середине XII в. на территории Руси сложилось 13 крупных княжеств: Новгородская и Псковская земли, княжества Владимиро-Суздальское, Полоцко-Минское, Галицко-Волынское, Киевское, Рязанское и др.

Процесс раздробленности был усилен существовавшим порядком наследования княжеств, согласно которому наследование передавалось не сыну, - то есть прямому наследнику - а старшему в роду, остальные близкие родственники получали в пользование удел - часть державы. Старшинство, по замыслу Ярослава, должно было определяться следующим образом: за властвующим киевским великим князем шли все его братья; после их смерти их старшие сыновья наследовали отцовские места в веренице князей, постепенно продвигавшихся от менее престижных престолов к более значимым. При этом на титул великого князя могли претендовать только те князья, чьи отцы успели побывать на столичном княжении. Если же какой-то князь умирал прежде, чем наступала его очередь занять престол в Киеве, то его потомки лишались права на этот престол и княжили где-нибудь в провинции. Такая система «лествичного восхождения» - «очередной порядок» наследования, была очень далека от совершенства и порождала постоянные распри между братьями и детьми князей (старший сын великого князя мог занять отцовский престол только после смерти всех своих дядьев) .

В результате такого наследования уже к началу XIII века на территории древнерусского государства появилось около 50 практически независимых государств-княжеств и уделов , а Древняя Русь превратилась в своеобразную федерацию княжеств и земель:

Номинально киевский князь оставался главой государства;

Отношения между князьями регулировались соглашениями и обычаями .

2. Экономическая причина: сложилось натуральное хозяйство, при котором каждая из хозяйственных единиц (семья, община, удел, земля, княжество) сама себя обеспечивала продуктами и потребляла их, то есть товарный обмен фактически отсутствовал.

3. Социально-политические причины:

Представители верховной власти (боярство), которые к XI--XII вв. из военной элиты (дружинников, княжьих мужей) превратились в удельных землевладельцев, стремились к политической самостоятельности;

Рост населения и соответственно военного потенциала различных областей Руси способствовал возникновению междоусобицы князей;

Произошло усложнение социальной структуры общества, зарождение дворянства.

4. Внешнеполитические факторы: вторжение монголо-татар и разрыв древнего торгового пути «из варяг в греки», который объединял вокруг себя славянские племена, завершили распад.

Все эти факторы привели к тому, что Русь была готова к распаду, а начало пе-риода раздробленности (и политической, и феодальной) следует считать с 1132 г., ког-да князья перестали считаться с великим князем киевским как с главой всея Руси .

Последствия:

1) положительное - окраины Руси превращаются в самостоятельные княжества, которые по уровню хозяйственного, социально-политического и культурного развития превосходят Киевскую Русь;

2) отрицательные - происходил процесс дробления земель (в конце ХIII в. насчитывалось около 250 княжеств и уделов), в результате зачастую удельные князья, поддерживаемые боярством, становились зачинщиками междоусобиц и пытались завладеть старшим столом, местная аристократия готовила заговоры, поднимала мятежи; причем противоречия между старшими и младшими князьями внутри одного княжества, между князьями самостоятельных княжеств часто разрешались путем войны, победители выжигали и грабили села и города, а самое главное - захватывали многочисленные полоны, обращали пленников в рабов, переселяли на свои земли .

В результате таких междоусобиц ослаблялся военный потенциал страны в целом, что для Руси в преддверии монголо-татарского нашествия оказалось роковым.

СЛОВАРЬ

Удельно-вечевой период , общепринятое, хотя не совсем точное обозначение первых веков русской истории, ознаменованных дроблением на части территории страны, отсутствием государственного единства и в то же время развитием городского народоправления.
Начало периода принято относить к XI веку, к разделам Руси по смерти Владимира святого (1015 г.) и особенно Ярослава Мудрого (1054 г.); концом периода представляется XV и начало XVI века, когда окончательно торжествует государственная (точнее вотчинная) идея, и удельное дробление заменяется единодержавием под властью Москвы (Русь северо-восточная) и Литвы (Русь юго-западная), откуда появляется для последующего периода русской истории имя государства Московско-Литовского.
С самого начала Руси, по летописному преданию, являются три брата-князя в 862 году, и только по смерти Синеуса и Трувора (по-видимому, без потомства) Рюрик овладевает их землями, но, сидя сам в Новгороде , раздаёт другие города в управление мужам из своей дружины. Два его князя, Аскольд и Дир, правят в Киеве. Олег , убив их, соединяет в своих руках княжения Новгородское и Киевское и княжит в Киеве, тогда как в других городах (Чернигове, Переяславле, Полоцке, Ростове, Любече и т.д.) сидят "сущие под ним светлые и великие князья" или бояре , хотя и в некоторой зависимости от главного князя , но, насколько можно судить по терминологии договоров с греками 907 и 912 годов, поставленные довольно самостоятельно.
По мере размножения княжеского рода наместники или посадники из дружины заменяются родственниками -сыновьями, братьями и племянниками старшего князя, получающими волости ещё при жизни последнего. Земля считается отчиной (собственностью) всего княжеского рода в целом, и каждый в роду стремится получить в ней свою долю. Пока во главе семьи стоит отец, прямо раздающий волости сыновьям и перемещающий их с места на место, отношения строятся исключительно на основе родительской власти.
Сыновья, как посадники своего отца, обязаны повиноваться ему и платить дань со своих волостей, хотя иногда проявляется непослушание и даже открытое сопротивление власти отца (Ярослав I в Новгороде перед смертью Владимира святого).
Впоследствии, когда в отца место становится старший брат или вообще старший родич и когда число младших неумеренно возрастает, связи слабеют, авторитет старшего клонится к упадку, и отдельные волости приобретают всё большую политическую самостоятельность. Поддержание единства в действиях и подчинение младших удается лишь на время особенно энергичным, даровитым и популярным личностям, вроде Владимира Мономаха или его старшего сына Мстислава I . Уже в первой половине XII века уплата дани младшими князьями в Киев прекращается или, по крайней мере, заменяется добровольным и случайным даром. Власть старейшего князя киевского, обязанного "думать-гадать" обо всей русской земле, перестает служить объединяющим началом для русской земли.
Не более крепкой связью оказывается и другое такое проявление единства, - княжеские съезды по важным вопросам, подобные Любецкому 1097 года, носящие характер не периодический, а чисто случайный. Взаимные отношения князей за этот период (XII - XIII вв.) строятся на различных основах: они наследуют друг другу по очереди родового старшинства. Но затем родовые отношения перепутываются до крайней степени. На сцену выступают другие начала (не исключая прежнего): договор (не всегда надёжный и прочный между князьями), добывание (т.е. насильственный захват), соглашение с городским вечем (опирающееся на волю народа) и, закрепляющее предсмертную волю князя, его завещание.
В XI веке развитие вечевого начала, сравнительно слабое, заметно только в одном Новгороде . Но и в Киеве и других старших городах замечается усиление вечевого элемента параллельно с ослаблением княжеской власти. В XI веке киевское вече появляется лишь изредка, в опасные минуты, в виде буйной, мятежной толпы. В XII веке оно уже самовольно призывает на престол Владимира Мономаха, сажает у себя одного за другим его сыновей (в 1125 и 1132 годах), прогоняет князей Ольговичей и призывает Изяслава Мстиславича в 1146 году.
Таким образом, князья получают возможность ссылаться уже не на старшинство, а на народную волю или даже прямо на факт удачного захвата ("не место идет к голове, а голова к месту"). Отдельные ветви княжеского рода оседают по областям. Появляются местные княжеские династии (за исключением Киева и Новгорода): линии Мономаховичей, Ольговичей и др. Принцип очереди по старшинству ещё поддерживается кое-как, но всё более ограничиваясь пределами известной княжеской ветви и области.
Новые порядки начинают складываться с конца XII века на севере, где быстро возвышается, застраиваясь городами и заселяясь за счёт слабеющей и пустеющей Руси Приднепровской, Русь Ростовско-Суздальская или Владимирская. Возвышается, благодаря умной колонизаторской и хозяйственной деятельности своих князей - Юрия Долгорукого и его преемников. Вот уже сын Долгорукого Андрей Боголюбский хочет быть самовластцем, не даёт доли в своей земле ни братьям, ни племянникам, княжит один и придаёт своей власти неограниченный характер, устанавливает новые отношения к дружине. Но единовластие ещё не скоро устанавливается между потомками Всеволода Юрьевича Большого Гнезда .
Владимирская земля вновь дробится на части, которые с течением времени всё более приобретают характер наследственных владений, переходящих по прямой линии от отца к сыновьям и делящихся между ними на мелкие доли, но не переходящие в посторонние линии княжеского рода. Только с этого времени (XIII - XIV века) появляется и название удел, означающее не родовую, а личную или семейную собственность, наследственную "отчину" на основе гражданского права. Как частная собственность, уделы передаются по завещанию, приобретаются покупкой, в виде приданого за женой. Взаимные отношения князей определяются договорными грамотами, в которых поддерживается принцип равенства между князьями.
Только один великокняжеский город Владимир продолжает ещё по старому обычаю переходить к старшему в роду. Татарское иго делает этот обычай всё более фиктивным. С течением времени один из уделов, Москва, возвышается над другими, становится церковным и политическим центром всей северо-восточной Руси.
При материальном и нравственно-церковном усилении Москвы мелкие удельные князья переходят в разряд служебных, зависимых подручников, чтобы затем, окончательно лишившись уделов, стать титулованными боярами великого князя Московского. И московские князья ещё верны старому воззрению на свою землю, как на частную отчину, и делят своё наследство, давая каждому сыну особый удел, но при этом всё заметнее усиливают власть и доходы старшего, давая ему на "старейший путь" более, чем другим, так что под конец старший один получает почти всё, а младшие - ничтожные, черезполосные островки посреди его царства и всё более лишаются владельческих прав, - самостоятельных международных сношений, взимания податей своей властью в своих уделах, чеканки монеты и т.д. Если и раньше меньшие братья обязывались по договорам держать старшего "честно и грозно", то к концу XV века они прямо обратились в его слуг. В лице