Плохое психическое состояние. Все так живут и ничего. Или плохое психологическое состояние нашего общества. Кризисные состояния личности

— интегрированные отражения воздействий на субъекта как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания (бодрость, усталость, апатия, депрессия, эйфория, скука и т.д.).

Психические состояния человека

Весьма подвижна, динамична. Поведение человека в какой-либо промежуток времени зависит оттого, какие именно особенности психических процессов и психических свойств личности проявляются в это конкретное время.

Очевидно, что бодрствующий человек отличается от спящего, трезвый — от пьяного, счастливый — от несчастного. Психическое состояние - как раз и характеризует особен ноет и психики человека в определенный промежуток времени.

При этом психические состояния, в которых может находиться человек, конечно, влияют и на такие его характеристики, как психические процессы и психические свойства, т.е. эти параметры психики тесно связаны друг с другом. влияют на протекание психических процессов, а повторяясь часто, приобретая устойчивость, могут стать свойством личности.

Вместе с тем современная психология рассматривает психическое состояние как относительно самостоятельный аспект характеристики психологии личности.

Понятие психического состояния

Психическое состояние — понятие, которое используется в психологии для условного выделения в психике индивида относительно устойчивого компонента, в отличие от понятий «психический процесс», подчеркивающий динамический момент психики и «психическое свойство», указывающее на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность в структуре его личности.

Поэтому психологическое состояние определяется как устойчивая на определенном промежутке времени характеристика психической деятельности человека.

Как правило, чаще всего под состоянием понимается некая энергетическая характеристика, влияющая на активность человека в процессе его деятельности — бодрость, эйфория, усталость, апатия, депрессия. Также особо выделяют. которые в основном определяются уровнем бодрствования: сон, дремота, гипноз, бодрствование.

Особое внимание уделяется психологическим состояниям людей в условиях стресса при экстремальных обстоятельствах (при необходимости экстренного принятия решений, во время экзаменов, в боевой обстановке), в ответственных ситуациях (предстартовые психологические состояния спортсменов и т.п.).

В каждом психологическом состоянии присутствуют физиологические, психологические и поведенческие аспекты. Поэтому в структуру психологических состояний входят множество разнокачественных компонентов:

  • на физиологическом уровне проявляется, например, в частоте пульса, артериальном давлении и т.п.;
  • в моторной сфере обнаруживается в ритме дыхания, изменении мимики, громкости голоса и темпа речи;
  • в эмоциональной сфере проявляется в положительных или отрицательных переживаниях;
  • в когнитивной сфере определяет тот или иной уровень логичности мышления, точность прогноза предстоящих событий, возможность регулирования состояния организма и т.п.;
  • на поведенческий уровне от него зависит точность, правильность выполняемых действий, их соответствие актуальным потребностям и т.п.;
  • на коммуникативном уровне то или иное состояние психики влияет на характер общения с другими людьми, способность слышать другого человека и воздействовать на него, ставить адекватные цели и достигать их.

Исследования показали, что возникновение тех или иных психологических состояний базируется, как правило, на актуальных потребностях, которые выступают по отношению к ним в качестве системообразующего фактора.

Так, если условия внешней среды способствуют быстрому и легкому удовлетворению потребностей, то это ведет к возникновению позитивного состояния — радости, воодушевления, восторга и т.п. Если же вероятность удовлетворения того или иного желания низкая или вообще отсутствует, то психологическое состояние будет негативным.

В зависимости от характера возникшего состояния могут резко изменяться все основные характеристики психики человека, его установки, ожидания, чувства, или. как говорят психологи, «фильтры восприятия мира».

Так, для любящего человека объект его привязанности кажется идеальным, лишенным недостатков, хотя объективно он может таковым и не являться. И наоборот, для человека в состоянии гнева другой человек выступает исключительно в черном цвете, причем те или иные логические доводы очень слабо влияют на подобное состояние.

После выполнения тех или иных действий с внешними предметами или социальными объектами, вызвавшими то или иное психологическое состояние, например любовь или ненависть, человек приходит к какому-то результату. Этот результат может быть следующим:

  • или человек реализует потребность, вызвавшую то или иное психическое состояние, и тогда оно сходит на нет:
  • или результат оказывается отрицательным.

В последнем случае возникает новое психологическое состояние — раздражения, фрустрации и т.п. При этом человек вновь упорно пытается удовлетворить свою потребность, хотя она и оказалась трудно выполнимой. Выход из этой сложной ситуации связан с включением механизмов психологической защиты, которые способны снизить уровень напряженности психологического состояния и уменьшить вероятность хронического стресса.

Классификация психических состояний

Жизнь человека — непрерывная череда разнообразных психических состояний.

В психических состояниях проявляется степень уравновешенности психики индивида с требованиями среды. Состояния радости и печали, восхищения и разочарования, грусти и восторга возникают в связи с тем, в какие события мы вовлечены и как к ним относимся.

Психическое состояние — временное своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное содержанием и условиями его , личностным отношением к этой деятельности.

Познавательные, эмоциональные и волевые процессы комплексно проявляются в соответствующих состояниях, определяющих функциональный уровень жизнедеятельности индивида.

Психические состояния являются, как правило, — системой реакций на определенную поведенческую ситуацию. Однако все психические состояния отличаются резко выраженной индивидуальной особенностью — являются текущей модификацией психики данной личности. Еще Аристотель отмечал, что добродетель человека состоит, в частности, в том, чтобы на внешние обстоятельства отвечать в соответствии с ними, не превышая и не преуменьшая должного.

Психические состояния подразделяются на ситуативные и личностные. Ситуативные состояния характеризуются временным своеобразием протекания психической деятельности в зависимости от ситуационных обстоятельств. Они подразделяются:

  • на общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность индивида;
  • состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения;
  • конфликтные психические состояния.

К устойчивым психическим состояниям личности относятся:

  • оптимальные и кризисные состояния;
  • пограничные состояния (психопатия, неврозы, умственная отсталость);
  • психические состояния нарушенного сознания.

Все психические состояния связаны с нейродинамическими особенностями высшей нервной деятельности, взаимодействием левого и правого полушарий мозга, функциональными связями коры и подкорки, взаимодействием первой и второй сигнальных систем и в конечном счете с особенностями психической саморегуляции каждого индивида.

Реакции на воздействия внешней среды включают в себя прямые и вторичные приспособительные эффекты. Первичные — специфичный ответ на конкретный стимул, вторичные — изменение общего уровня психофизиологической активности. Исследованиями выявлены три типа психофизиологической саморегуляции, что соответствует трем типам общефункциональных состояний психической активности:

  • вторичные реакции адекватны первичным;
  • вторичные реакции превышают уровень первичных;
  • вторичные реакции слабее необходимых первичных реакций.

Второй и третий тип психических состояний вызывают избыточность или недостаточность физиологического обеспечения психической активности.

Перейдем к краткой характеристике отдельных психических состояний.

Кризисные состояния личности

Для многих людей отдельные житейские и служебные конфликты оборачиваются непереносимой психической травмой, острой непроходящей душевной болью. Индивидуальная психическая уязвимость личности зависит от ее моральной структуры , иерархии ценностей, того значения, которое она придает различным жизненным явлениям. У некоторых людей элементы морального сознания могут быть несбалансированы, отдельные нравственные категории могут обрести статус сверхценности, образуются моральные акцентуации личности, ее «слабые места». Одни люди высокочувствительны к ущемлению их чести и достоинства, несправедливости, нечестности, другие — к ущемлению их материальных интересов, престижа, внутригруппового статуса. В этих случаях ситуативные конфликты могут перерастать в глубокие кризисные состояния личности.

На психотравмирующие обстоятельства адаптивная личность, как правило, реагирует защитной перестройкой своих установок. Субъективная система се ценностей направляется на нейтрализацию травмирующего психику воздействия. В процессе такой психологической защиты происходит коренная перестройка личностных отношений. Душевный беспорядок, вызванный психической травмой, замещается реорганизованной упорядоченностью, а иногда и псевдоупорядоченностью — социальным отчуждением личности, уходом в мир грез, пристрастием к наркотикам. Социальная дезадаптация индивида может проявиться в различных формах. Назовем некоторые из них.

Состояние негативизма — превалирование у личности отрицательных реакций, утрата положительных социальных контактов.

Ситуационная оппозиция личности — резкая отрицательная оценка отдельных лиц, их поведения и деятельности, агрессивность по отношению к ним.

Социальная отчужденность (аутизм) — устойчивая самоизоляция индивида в результате конфликтных взаимодействий с социальным окружением.

Отчужденность личности от социума связана с нарушением ценностных ориентации индивида, отвержением групповых, а в ряде случаев и общесоциальных норм. При этом другие люди и социальные группы осознаются индивидом как чуждые, враждебные. Отчужденность проявляется в особом эмоциональном состоянии личности — устойчивом чувстве одиночества, отверженности, а иногда в озлобленности, даже мизантропии.

Социальная отчужденность может приобрести форму устойчивой личностной аномалии: личность утрачивает способность к социальной рефлексии, учету позиции других людей, резко ослабляется и даже полностью тормозится ее способность к сопереживанию эмоциональных состояний других людей, нарушается социальная идентификация. На этой почве нарушается стратегическое смыслообразование: индивид перестает заботиться о завтрашнем дне.

Длительные и трудно переносимые нагрузки, непреодолимые конфликты вызывают у человека состояние депрессии (лат. depressio — подавление) — отрицательное эмоционально-психическое состояние, сопровождающееся болезненной пассивностью. В состоянии депрессии индивид испытывает мучительно переживаемые подавленность, тоску, отчаяние, отрешенность от жизни; ощущает бесперспективность существования. Резко снижается самооценка личности. Весь социум осознается индивидом как нечто враждебное, противопоставленное ему; происходит дереализация , когда субъект утрачивает чувство реальности происходящего, или деперсонализация , когда индивид утрачивает возможность и необходимость быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей, не стремится к самоутверждению и проявлению способности быть личностью. Недостаточность энергетической обеспеченности поведения приводит к мучительному отчаянию, вызванному нерешенностью задач, невыполнением принятых обязательств, своего долга. Мироощущение таких людей становится трагическим, а поведение — недейственным.

Итак, в одних психических состояниях проявляются устойчивые личностно характерные состояния, но бывают и ситуативные, эпизодические состояния личности, которые не только не характерны для нее, но даже противоречат общему стилю ее поведения. Причинами возникновения таких состояний могут быть различные временные обстоятельства: ослабленность психической саморегуляции, захватившие личность трагические события, психические срывы, обусловленные нарушением обмена веществ, эмоциональными спадами и др.

Уважаемая Анна, обращаюсь к Вам из-за очень серьёзной обеспокоенности своим состоянием.

Мне 63 года, живу вместе с сыном, больным шизофренией (1-я группа). Ушла на пенсию в 55 лет, т.к. почувствовала что больше не могу работать — не хочу больше видеть учеников, коллег, общение меня стало утомлять, я с такой радостью бросила работу, что коллеги были в шоке (я работала в музыкальной школе, вырастила несколько лауреатов, были хорошие отношения с учениками, их родителями, была душой коллектива).

Выйдя на пенсию, освоила компьютер методом «тыка», занялась вышиванием — всё это мне доставляло радость, но общение с коллегами и друзьями стало только телефонным и оно постепенно сошло на нет — для меня и это стало утомительно.

Сейчас я чувствую что моё состояние ухудшается, у меня нет сил, я ничего не хочу, меня ничто не радует, общение очень сильно утомляет, я стараюсь ни с кем в контакт не вступать, перестала выходить из дома.

Летом ещё как-то выхожу во двор, покопаться в цветнике (сама, несколько лет назад, сделала большой цветник, так он меня радовал, а теперь и этим занималась через силу), а осенью-зимой вообще не выхожу из дома, понимаю — надо, но не могу себя заставить, даже появился какой-то страх перед улицей.

Совсем недавно появились страхи, что соседка(наполовину цыганка) и её семилетняя дочь меня могут сглазить, никогда этого не боялась, не верила ни во что, а теперь…Сама понимаю, что это глупость, но ничего с этим поделать не могу, хотя ещё год назад и с соседкой и с девочкой очень активно общались, девочка много времени проводила у нас, потом мне это стало тяжело и я постепенно прекратила общение. Скоро я одичаю.

Недавно посмотрела фильм про филиппинских хилеров, там массажистка снимала покойников с шеи журналиста, теперь мне кажется, что у меня тоже на шее покойные папа, мама и муж, невыносимая тяжесть, хотя плохого они мне ничего не делают, но тяжесть ужасная.

Как мне справиться со всем этим самостоятельно, у меня не хватит сил поехать к психиатру, это шизоидизация личности или уже шизофрения?

Когда сын заболел, я перечитала массу литературы на эту тему, сына постаралась приучить ходить в магазин, ко врачу, в аптеку, платить за квартиру, помогать по дому(у него вялотекущая шизофрения), а сама с собой справиться не могу.

Что мне делать? Насколько это серьёзно? Я не могу лечь в больницу, т.к. боюсь, что сын расстроится, и у него начнётся обострение. Я с ним обсуждала моё состояние, он меня успокаивает, что он постоянно живёт с такими симптомами и нормально, но меня очень беспокоят изменения во мне.

Заранее благодарю Вас.

Ответ: не все так пессимистично, как Вы себе нарисовали

Благодарю за Ваш вопрос.

Постараюсь ответить на него максимально подробно, если у Вас будут еще какие-то вопросы, задавайте их в комментариях.

Что же это может быть?

При все моем желании Вам помочь, поставить диагноз, исходя только из Вашего описания, невозможно. Остановлюсь более подробно, на наиболее вероятных заболеваниях, только не забывайте, это всего лишь мои предположения, для постановки диагноза необходим очный осмотр:

  • Те симптомы, которые Вы описываете, не совсем вкладываются в клиническую картину шизофрении. Более того, как правило, развивается в молодом возрасте, вероятность ее возникновения после 50 лет минимальна.
  • Ваше нежелание общаться с коллегами, усталость, то, что вы не можете заставить себя выходить на улицу, вас ничего уже не радует (тем более те вещи, которые ранее доставляли удовольствие) — подобные проявления более характерны для депрессивного расстройства, например, для .
  • Учитывая Ваш возраст, нельзя исключить и атеросклеротические изменения в сосудах головного мозга, которые в свою очередь могут способствовать развитию психических расстройств.

В любом случае в Вашем состоянии необходима очная консультация психиатра. Обязательно посетите районного психиатра по месту жительства.

Учитывая, что критика к своему психическому состоянию у Вас присутствует, я думаю, что для начала можно попробовать амбулаторное лечение (в домашних условиях). Не откладывайте визит к врачу в долгий ящик, Ваше психическое состояние можно улучшить, но для этого необходимо медикаментозное лечение.

И в завершение, я хочу Вас похвалить, ведь Вы очень правильно себя ведете с сыном. Вы — молодец, что стараетесь максимально социально адаптировать его, чтобы он мог и сам себя обходить, и Вам помогать. Далеко не каждая мама так поступает, многие, наоборот, стараются оградить своего ребенка от внешнего мира, максимально исключить какие-либо психологические нагрузки. И это только идет во вред, ведь если человека, страдающего шизофренией, не побуждать к каким-то действиям, то он сам инициативу вряд ли проявит.

Наряду с положительными (стеническими) состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности (деятельности, общения) могут возникать и отрицательные (астенические) психические состояния. Например, нерешительность как психическое состояние может возникнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверенности в себе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации в экстремальных (крайних) условиях. Такие условия приводят и к возникновению состояния психической напряженности.

Можно и нужно говорить о состоянии сугубо операционной (операторной, "деловой")напряженности , то есть напряженности, которая возникает как результат сложности выполняемой деятельности (трудности сенсорного различения, состояния бдительности, сложность зрительно-двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т.д.) и эмоциональной напряженности, вызванной эмоциональными экстремальными условиями (работой с людьми, в том числе с больными, правонарушителями и т.д.).

Необходимо также отметить, что решение сложных мыслительных задач вообще невозможно без определенного эмоционального напряжения. Эмоциональное напряжение является необходимым условием продуктивной интеллектуальной деятельности, т.к. сознательной оценке всегда предшествует эмоциональная, выполняющая функцию предварительного отбора гипотез. "Эмоциональное решение" значительно опережает интеллектуальное решение, выступая как эмоциональное предвосхищение нахождения основного принципа решения задач. Выступая против ошибочных вербальных (словесных) оценок, эмоции могут выполнять положительную функцию "коррекции" поисковой деятельности, приводящей к объективно верным результатам.

Предварительное эмоциональное переживание ситуации позволяет человеку: а) почувствовать, что выполняемая им деятельность является "его деятельностью", б) как бы дистанционно оценивать условия протекания планируемой деятельности, т.е. осуществлять так называемое предварительное "эмоциональное планирование". Здесь даже отрицательные эмоции могут выполнять положительную роль в связи с тем, что происходит взаимодействие "интеллектуальных" (эмоциональная активизация, являющаяся продуктом интеллектуального процесса) и "ситуативных" (эмоциональная активация, порождаемая общей ситуацией, в которой протекает интеллектуальный процесс) эмоций.

Стресс . Но воздействие экстремальных условий деятельности может привести к возникновению у человека специфического состояния нервнопсихологической напряженности, называемого стрессом (от англ, "напряжение").

Понятие стресса в современной психологии является многозначным. Им обозначается как ситуация этого состояния, так и оно само. Этим термином определяют как собственно стрессовые явления, выражающиеся в дезорганизации проведения вплоть до появления нервно-эмоционального срыва, так и некоторые промежуточные состояния, которые точнее было бы считать проявлением психической напряженности (а ее крайние формы - стрессом). Вот почему иногда описываются случаи, когда незначительный стресс вызывал прилив сил, активизацию деятельности, мобилизацию всех сил человека. Родоначальник теории стресса Г. Селье в своих последних работах вообще подразделял стресс на "хороших" (евстресс) и "плохих" (дистресс).

Не вдаваясь в теоретические и терминологические вопросы, при дальнейшем изложении под стрессом будет пониматься только отрицательное психологическое состояние, ухудшающее протекание деятельности, то есть то, что в литературе обозначается дистрессом или эмоциональным стрессом. Таким образом, стрессом нужно считать только такое эмоциональное напряжение, которое в той или иной степени ухудшает протекание жизнедеятельности, снижает работоспособность человека и его надежность в работе.

По отношению к стрессу у человека не возникает целенаправленных и адекватных реакций. В этом заключается основное отличие стресса от напряженной и трудной задачи, на которую (вне зависимости от ее тяжести) человек, выполняющий ее, реагирует адекватно.

В состоянии стресса возникают затруднения в осуществлении функций, связанных с направленностью мышления на решение определенных задач. Это происходит ввиду того, что стресс выступает как фактор, разрушающий предварительное "эмоциональное планирование", а в конечном итоге и всю схему предстоящей деятельности или общения. При сильном стрессе возникает общая реакция возбуждения, и поведение человека становится (в большей или меньшей степени) дезорганизованным, уровень исполнения резко падает. Еще большее усиление стресса приводит к общему торможению, пассивности, бездеятельности.

Невозможно выделить группу эмоциогенных экстремальных факторов, которые всегда и для всех людей выступали бы в качестве "стрессоров", то есть всегда бы вызывали состояние стресса. Как правило, стрессорами выступают эмоционально-отрицательные раздражители (например, неудачи в деятельности и общении, боязнь критики или принятия ответственного решения, "цейтнот", перегрузка информацией и т.д.). Но не исключены случаи, например, приезд близкого человека, что в определенной мере позволяет говорить об эмоциональных стрессах, адекватных и неадекватных, вызвавшей их объективной обстановке.

Степень стрессовости реакций человека зависит не только от силы и длительности внешнего эмоциогенного воздействия (стрессора), но и от силы нервной системы, от многих качеств его личности, от прошлого опыта, тренированности и т.д. Стресс - это прежде всего эмоциональное состояние. Но ввиду тесной связи эмоций с интеллектуальной деятельностью можно говорить об "интеллектуальном стрессе", "интеллектуальной фрустрации" и даже "интеллектуальной агрессии". После стресса, как и после иных сильных эмоциональных переживаний, согласно психоаналитической концепции, у человека наступает катарсис (очищение) как душевное облегчение.

Беспокойство тревога . Состояние стресса у человека нередко может сопровождаться таким сложным психическим состоянием как "беспокойство", "тревога", "тревожность". Тревожность - это психологическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке и деятельности, задержкой приятного, желательного, и выражающееся в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения покоя и др.) и реакциях. По преобладающему компоненту тревожность может быть причислена к эмоциональным состояниям. Но это состояние играет большую роль и в процессе мотивации человеческого поведения, в определенных случаях прямо выступая в качестве мотива. Условиями, вызывающими беспокойство - тревогу ("нарушителями спокойствия") будут является, к примеру, неожиданные изменения в обстановке деятельности; неудачи и ошибки; возможность различных неприятностей, обусловленных спецификой деятельности или общения; ожидание (иногда длительное) определенного результата и т.д.

Как показывают данные многих исследований, "тревожные" испытуемые превосходят "нетревожных" в решении простых задач, но отстают в решении сложных.

Следует ли из сказанного, что состояние тревожности всегда препятствует успешной деятельности? Представляется, что такой вывод был бы поспешным. Все здесь будет зависеть, с одной стороны, от конкретного содержания, глубины и длительности состояния тревожности, а с другой - от адекватности этого состояния вызвавшим его раздражителям, от наличия или отсутствия самоконтроля, от форм реакции и степени "вязкости" данного состояния. Так, тревожность будет положительным психическим состоянием, если она вызывается у человека из-за того, что он близко к сердцу принимает судьбы других людей, дело, которому служит. Без подобного состояния вообще невозможно успешное осуществление многих видов профессиональной деятельности и общения, и указанная тревожность должна быть не только длительным психическим состоянием человека, но и чертой его личности, свойством его характера.

"Мягкие" формы тревожности служат человеку в качестве сигнала к устранению имеющихся в работе недостатков, к воспитанию решительности, смелости, уверенности в собственных силах.

Если же тревожность возникает по ничтожным причинам, неадекватна объектам и ситуации, ее вызвавшим, принимает формы, свидетельствующие о потере самоконтроля, является длительной, "вязкой", плохо изживается, то такое состояние, безусловно, отрицательно влияет на осуществление деятельности и общения.

Фрустрация. Трудности и возможные неудачи в жизнедеятельности при определенных условиях могут привести к возникновению у человека не только психических состояний стресса и тревожности, но и состоянияфрустрации . Буквально этот термин означает переживание расстройства (планов), уничтожения (замыслов), крушения (надежд), напрасные ожидания, переживание провала, неудачи. Однако фрустрация должна рассматриваться в контексте выносливости по отношению к жизненным трудностям и реакций на эти трудности.

Применительно к человеку фрустрацию в самом общем виде можно определить как сложное эмоционально-мотивационное состояние, выражающееся в дезорганизации сознания, деятельности и общения и возникающее в результате продолжительного блокирования целенаправленного поведения объективно непреодолимыми или субъективно так представляемыми трудностями.

Фрустрация проявляется тогда, когда лично значимый мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится, а возникшее при этом чувство неудовлетворенности достигает степени выраженности, превышающей "порог терпимости" конкретного человека, и проявляет тенденцию к стабилизации.

Можно выделить состояния, типичные реакции, появляющиеся у людей при воздействии фрустраторов, т.е. препятствий, раздражителей, ситуаций, вызывающих фрустрацию. Типичными реакциями на воздействие фрустраторов являются агрессия, фиксация, отступление и замещение, аутизм, регрессия, депрессия и др.

Агрессию при фрустрации понимают в широком значении, относя сюда не только прямое нападение, но и угрозу, враждебность, задиристость, озлобленность и т.д. Она может быть направлена не только на лиц, виновных в создании "барьера", но и на всех окружающих или даже на неодушевленные предметы, на которых в данных случаях "срывается зло". Наконец, возможен перенос агрессии на самого себя ("автоагрессия"), когда человек начинает "бичевать себя", нередко при этом приписывая себе несуществующие недостатки или сильно их преувеличивая.

Необходимо отметить, что, с одной стороны, не всякая агрессия как психическое состояние провоцируется фрустраторами, а с другой - фрустрация часто не сопровождается агрессией, а выливается в другие состояния и реакции. Так, фрустрация выступает в форме депрессии , когда человек ввиду блокирования его целенаправленного поведения как бы уходит в "себя" и становится безразличным к внешним раздражителям. В формефиксации фрустрация понимается в двух планах: как продолжение прежней деятельности по инерции, когда она, будучи блокированной, становится бесполезной или даже опасной (стереотипность деятельности и движений); и как своего рода прикованность к фрустратору, который поглощает все внимание (стереотипность восприятия и мышления). Действие фрустраторов может приводить и к тому, что человек подменяет деятельность, оказавшуюся блокированной, другой, которая для него более доступна или представляется таковой.

Если у человека часто повторяются фрустрации, то его личность может приобрести деформационные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность (при фрустрациях в форме агрессии) или утрату делового оптимизма и нерешительность (при "автоагрессии"), вялость, безразличие, безынициативность (при депрессии); персеверативность, ригидность (при фиксации) и т.д. Частный же выход из состояния фрустрации путем перемены деятельности приводит к утрате настойчивости, трудолюбия, усидчивости, организованности, целенаправленности.

Персеверация и ригидность. Заканчивая разговор об отрицательных психических состояниях, которые могут возникать у человека в процессе его деятельности и общения, необходимо хотя бы кратко остановиться на состояниях персеверации и ригидности. Некоторые авторы, особенно зарубежные (Г. Айзенк, Р. Кэттелл и др.), часто объединяют эти состояния, и в них действительно много общего. Однакоперсеверация - пассивное состояние, возникающее по инерции, навязчивое, стереотипное, вязкое;ригидность - более активное состояние, характеризующееся сопротивлением изменениям, близкое к упрямству. Ригидность более личностное состояние, чем персеверация, показывает отношение или установку человека к изменениям.

Говоря о вреде персеверации и ригидности для человека, в первую очередь, для его мышления, необходимо учитывать, что как крайне ригидные, так и крайне неригидные (пластичные) люди имеют свои трудности в интеллектуальной деятельности: первые из-за инертности, "застойности", вторые - вследствие такой "подвижности", которая мешает сохранить необходимые для работы мысли опорные пункты.

Важнейшими факторами, предотвращающими возникновение отрицательных психических состояний у человека, являются формирование и развитие у него чувства долга и ответственности, самоконтроля, мужества, настойчивости, самокритичности, интеллектуальной активности и других положительных нравственных, характерологических, интеллектуальных и психофизиологических качеств, а также овладение методами психической саморегуляции (аутогенная тренировка и др.).

Контрольные вопросы

    Что такое состояние психической напряженности?

    Чем состояние психической напряженности отличается от стресса?

    Что характерно для состояния тревожности, беспокойства?

    Что ты знаешь о фрустрации как психическом состоянии?

    Чем персеверация отличается от ригидности?

    Пройди тест "Скрытый стресс".

Часто даже незначительные повседневные неприятности самым существенным образом действуют на нервы молодого человека. На первый взгляд кажется, будто они не оставляют следа в психике, однако их регулярное повторение приводит к серьезным осложнениям. Вот девять обычных ситуаций, когда эти неприятности возникают. Пометь, какие из них тс5я больше всего нервируют.

    Ты хочешь позвонить по телефону, но нужный номер постоянно занят.

    Когда ты сам ведешь машину, а кто-то непрерывно дает тебе советы.

    Когда ты замечаешь, что кто-то наблюдает за тобой.

    Если ты с кем-то разговариваешь, а кто-то другой постоянно вмешивается в вашу беседу.

    Когда кто-либо прерывает ход твоих мыслей.

    Ты плохо чувствуешь если видишь комбинацию цветов, которые, по твоему мнению, не сочетаются друг с другом.

    Когда ты здороваешься с кем-либо за руку и не ощущаешь ни малейшего ответного чувства.

    Разговор с человеком, который все знает лучше тебя.

Если ты пометил более пяти ситуаций, это означает, что повседневные неприятности оказывают влияние на твои нервы. Попытайся избавиться от них, чтобы они не укоренились.

ЛИТЕРАТУРА

    Актуальные проблемы стресса. - Кишинев, 1976.

    Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х тт. Т. 2. - М., 1992. - С. 124 - 126, 318 - 350.

    Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М., 1983.

    Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. - М., 1964.

    Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. - М., 1984.

    Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. - М., 1977. - С. 98 - 110.

    Психологические тесты для деловых людей. - М., 1994. - С. 132.

    Психологический словарь. - С. 9, 10, 33, 34, 158, 159, 230, 271, 344, 374, 386, 387,407, 433, 434.

    Психология. Словарь. - С. 29,145, 256, 327, 359,374, 394, 395.

    Селье Ганс. На уровне целого организма. - М., 1972.

    Сосновникова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. - Горький, 1975.

    Стресс жизни. Сборник. - С.-Пб,. 1994.

    Стресс и его патогенетические механизмы. - Кишинев, 1973.

    Эмоциональный стресс. - Л., 1970.

Состояние невозмутимости. В греческой этике им обозначалось душевное равновесие, которое для мудрого человека должно быть идеалом жизненных устремлений и которое достигается за счет отказа размышлять над метафизическими вопросами (о боге, смерти, обществе) и высказывать какие-либо суждения о них. Стремительно и бурно протекающая, наиболее сильная эмоция взрывного свойства, неподконтрольная сознанию и способная принять форму аффекта патологического. Также под аффектом в общей психологии понимается в целом эмоционально-чувственная сфера человека. Психические состояния, характеризующиеся заметной эмоциональной окрашенностью: эмоциональные состояния, состояние аффекта, настроение и т.п. Психическое состояние, характеризующееся перевозбуждением, препятствующим возникновению здорового сна. Психическое состояние, высшая степень концентрации внимания, резкое увеличение производительности в действиях. Нормальное психическое состояние человека, характеризующееся адекватной работой сознания как психического интегратора; способность адекватно воспринимать слова и поступки окружающих людей. Особое психическое состояние, промежуточное между сном и бодрствованием, обычно сопровождающееся повышенной внушаемостью. Психическое состояние "сна наяву", развитое фантазирование. Психическое состояние человека, определяющее направленность, избирательность мышления в зависимости от поставленной задачи. Состояние угрюмого ворчливо-раздражительного, злобного настроения, сопровождающееся повышенным беспокойством в ответ на любой внешний раздражитель. Дисфории могут длиться часами и днями и отличаются злобно-тоскливой окраской настроения. Состояние нервно-психического напряжения, отличающееся разнообразными нарушениями в сфере вегетатики, психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самосознания, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определенных ситуациях межличностного неформального общения, и является его личностным свойством. Психическое расстройство, при котором мотивы, как будто бы не известные больному, вызывают сужение поля сознания или нарушения моторной или сенсорной функции. Этим нарушениям больной может придавать психологическую и символическую ценность. Могут иметь место конверсионные или диссоциативные проявления. Первое более-менее систематическое изучение ПС начинается в Индии 2-3 тысячелетия до н.э., предметом которого было состояние нирваны. Философы Древней Греции тоже затрагивали проблему ПС. Настроенность на выполнение повторяющихся, ритуальных действий, невыполнение которых приводит к тревожности, расстроенности. Неустойчивое психическое и физиологическое состояние человека. Функциональное состояние человека, возникающее как следствие однообразной работы: снижение тонуса и восприимчивости, ослабление сознательного контроля, ухудшение внимания и памяти, стереотипизация действий, появление ощущений скуки и потери интереса к работе. Состояние "грез наяву", возникающее в периоды мечтательной рассеянности.Направленность мышления определяется аффективно окрашенными воспоминаниями и желаниями. Характерна скачкообразность мышления. Протекает в форме допущений и возражений, вопросов и ответов. Наблюдаются включения, близкие к галлюцинаторным, типа иллюзии и галлюцинаций воображения. Такого рода состояния непроизвольного мышления протекают при постоянно меняющемся уровне сознания. Психическое состояние, при котором у человека появляются навязчивые, мешающие или пугающие мысли (навязчивые идеи). Особое психическое состояние человека, характеризующееся высокой интенсивностью физиологических и психических процессов в результате воздействия стресса. Сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида. Состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами. Психическое состояние, характеризующееся тоской по чему-либо или кому-либо, неудовлетворенностью текущим положением вещей. Психическое состояние, характеризующееся уверенностью в себе, в завтрашнем дне, стремлением ощутить всю полноту бытия. Устойчивое состояние, при котором болезненная тревога поражает одного человека или группу лиц, которым передается паническое состояние. Группа не резко выраженных нарушений, граничащих с состоянием здоровья и отделяющих его от собственно патологических психических проявлений. Психическое состояние, характеризующееся лёгкими депрессивными проявлениями: снижением настроения, низкой физической активностью, низкой целеустремлённостью и подавленной волей. Состояние готовности спортсмена к участию в спортивном состязании. Психическое состояние, возникающее при выполнении человеком сложной задачи, и негативно влияющее на деятельность (разрущающее деятельность). Психическая напряженность оказывает понижающее влияние на устойчивость психических и двигательных функций, вплоть до дезинтеграции деятельности. Психическое состояние, вызванное однообразной, лишенной смысла деятельностью. Признаки: потеря интереса к работе и неосознанное стремление к варьированию способов исполнения. Самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, не являющимися психическими процессами или свойствами личности, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом. Целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций. Состояние сильного и продолжительного сокращения мышц, обусловленное изменением тонуса нервных центров, иннервирующих данные мышцы. Временное психическое состояние, характеризующееся довольно резким снижением интегративной функции внимания. Психическое состояние: неуверенность, часто тревожность и фрустрированность, дезориентация, пересмотр ценностно-смысловой сферы, стратегических и тактических принципов деятельности. Состояние, развивающееся преимущественно у астеников и эмотивно-лабильных людей, в связи с неосторожно сообщенным им серьезным диагнозом или из-за собственных предположений. Психопатологические состояния, обусловленные достаточно локальным по времени действием психической травмы. Виды: реактивная депрессия и аффективно-шоковые реакции. Состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Состояние высокой настроенности человека, сочетающейся с высоким тонусом, готовностью совершать спонтанные (произвольные, волевые) поступки. (от лат. regulare - приводить в порядок, налаживать) - целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии субъекта. Кратковременный обморок, потеря сознания, вызванный нарушением мозгового кровотока. Смятение возникает в ситуациях, когда признание факта поступка сопровождается внутренними колебаниями, неуверенностью в правильности сделанного выбора, возвратом отвергнутого и вновь утверждением своей правоты. Это состояние человека, для которого любой выбор оказывается недостаточно внутренне мотивированным, любой отказ-неоправданным. Состояние высокой настроенности, отсутствия внутренних конфликтов. Состояние довольно резкого повышения интегративной функции внимания. Состояние временного повышения критического отношения к действительности. Качественно разные состояния сознания: нормальное состояние, сон, транс, медитация и другие. Психическое состояние, характеризующееся нормальным тонусом, уравновешенностью, достаточной критичностью. Положительное эмоциональное состояние, связанное с повышением уровня жизнедеятельности и характеризующееся возникновением ощущения возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости. Термин, используемый с целью обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Бодрость, способность в единицу времени сделать больше действий, активность. Один из основных параметров психического состояния человека: переходное состояние, переживание новых ощущений, новых смыслов; более или менее значительное изменение внутреннего мира. Эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу тревога представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх. Тревога обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто бывает обусловлена неосознаваемостью источника опасности. Функционально тревога не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации это опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой определить угрожающий предмет.

    Почему человек, чувствуя постоянное страдание, подавленность, невозможность выйти из цикла своих мыслей и однотипных действий, все равно не предпринимает активных действий для того, чтобы справиться со своим состоянием?

    Первая причина: недостаточная информированность населения о том, что умение обращаться с собой, своими чувствами и отношениям - это тоже навык. Если его не привили в детстве, то ему можно и нужно учиться. Для этого есть психологи, психотерапевты, коучи. В нашей стране все еще отсутствует культура ухаживания за своим душевным состоянием.

    Вторая причина: стандартный тезис, который можно часто услышать: «многие так живут», «у кого-то и похуже и ничего» и т.д.. То есть плохое психологическое состояние, проявления личностных расстройств и психосоматических заболеваний воспринимается как норма в нашем обществе.

    Почему же так много людей живут, находясь в психодинамике, руководствуются защитными проявлениями, примеряют и играют в «чужие роли», испытывают дисгармонию, страх, не могут найти себя, обнаружить свой смысл?!

    Здесь речь может идти о травматизации каждого поколения в силу объективных причин: война, экономическая нестабильность, трудная политическая ситуация. Плохое морально-психологическое состояние населения обусловлено также и тем, что в нашей стране нет достаточных социальных гарантий, человек очень плохо защищен, нет условий для формирования чувства безопасности. С точки зрения пирамиды А. Маслоу человек вынужден постоянно переподтверждать возможность удовлетворить базовые физиологические потребности и потребность в безопасности.

    Даже в случае, когда продолжительное время в стране оказывается стабильная ситуация, этого не является достаточным для того, чтобы почувствовать защищенность, так как силен предыдущий опыт, то есть исторические знания, которые свидетельствуют о том, что в нашей стране спокойная политическая, экономическая ситуация - непостоянное явление.

    Таким образом, человек постоянно тратит ресурсы на право «быть в этом мире»: на борьбу со страхами, на поиски опоры в окружающем мире и в себе. Это первостепенная задача. Из-за того, что все ресурсы уходят на это, часто нет возможности продвинуться на следующий уровень, который необходим для улучшения качества жизни, - уровень переживания ценности, поиск самого себя и своего собственного, а также осмысленности своего жизненного контекста.

    Возможно, стоит говорить о том, что в последние годы ситуация стала относительно стабильней, чем 20-40-60 лет назад. Но этого не достаточно, чтобы самостоятельно искоренились страхи, тревоги, которые передаются нам в семейной системе. Одно поколение закладывает следующему схожие модели поведения, способы реагирования, позиции и жизненные установки. Изменение этих моделей поведения происходит медленно и качественное изменение возможно лишь тогда, когда есть благоприятные внешние условия. Мы вновь и вновь постоянно наталкиваемся на предпосылки того, что жизнь наша может резко ухудшится и воспринимаем эти предпосылки гипертрофированно, исходя из ранее приобретенного собственного опыта или опыта других. Поэтому новый виток экономической нестабильности, который мы можем наблюдать сейчас, способствует быстрому развитию новых (старых) тревог, страхов, проживания жизни в защитных реакциях.