Какое произведение написал тит лукреций кар. Ну а теперь ты узнай, чем движется дух, и откуда. Видишь, с какой быстротой восходящее солнце внезапно

Тит Лукреций Кар

Древнегреческий атомистический материализм - наиболее зрелая форма древнего материализма - получил свое дальнейшее развитие в учении римского философа Тита Лукреция Кара (около 99- 55 гг. до н.э.). в Древнем Риме в I веке до н.э. Лукреций, выразитель идеологии и интересов демократических слоев римских рабовладельцев, является самым крупным материалистом и атеистом Древнего Рима. В изложенном им в стихотворной форме философском труде - поэме «О природе вещей» Лукреций воспроизвел содержание учения Эпикура и развил дальше некоторые его основные положения.

Задачу философии Лукреций видел в уяснении природы вещей и природы сознания, то есть в том, чтобы дать целостную картину мира. Мир, по Лукрецию, состоит из атомов и пустоты. Атомы представляют собой вечные, неразрушимые движущиеся мельчайшие частички материи, являющиеся пределом делимости вещей. Атомы бескачественны, они различаются лишь по величине, форме и тяжести. Все вещи природы представляют собой результат разнообразных сочетаний движущихся в пустоте атомов.

Признание существования пустоты как непременного условия, делающего возможным движение атомов, является, по Лукрецию, абсолютно необходимым. Он указывал, что мы должны или отвергнуть движение атомов, или признать существование пустоты - необходимого условия их движения. Дело в том, что движение атомов Лукреций, как и все его предшественники, понимал только как перемещение, как перемену ими места. Отсюда следует, что он знал движение материи лишь в одной, простейшей его форме - форме механического перемещения ее частиц. Принимая атомы за составные предельно мельчайшие частички всех вещей, Лукреций считал их внутренне неизменными. Движение как самодвижение материи, как ее непрерывное изменение, проявляющееся в качественно многообразных формах, материалистам древнего мира, в том числе и Лукрецию, не было, да и не могло быть известно. Таким образом, ограниченное понимание движения как простого механического перемещения и привело древних атомистов, в данном случае Лукреция, к признанию необходимости пустоты. Без наличия в природе пустоты, учил Лукреций, атомы не могли бы двигаться, перегруппировываться, образовывать новые вещи, поскольку всюду была бы только одна плотная материя. Поэтому в действительности, заявлял Лукреций, каждый предмет заключает в себе пустоту. Даже те предметы, говорил он, которые люди считают абсолютно плотными, являются пористыми, то есть содержат в себе пустоту. Наличием пустоты в предметах Лукреций объяснял и такое их свойство, как проницаемость.

Пустота в отличие от атомов не имеет тяжести. Поэтому в природе, указывал Лукреций, встречаются как предметы большого объема и малого веса, потому что в них много пустого пространства, так и предметы малого объема, но тяжелые, потому что в них содержится много атомов, но мало пустого пространства.

Древние материалисты, в том числе и Лукреций, еще не дошли до понимания материи как объективной реальности. Лукреций называл материальным все то, что является телесным, состоит из атомов и обладает свойством оказывать воздействие на все непосредственно окружающее и воспринимать внешние воздействия. Исходя из этого ограниченного понимания материальности, Лукреций считал, например, душу человека материальной, а пустоту нематериальной, так как пустота, по его мнению, хотя она и существует объективно, но не обладает свойствами телесного, не оказывает воздействия на атомы.

Лукреций воспроизвел гениальную догадку Эпикура о равноскором падении различных по весу атомов в пустоте. Он отверг точку зрения, согласно которой более тяжелые атомы движутся в пустом пространстве с большей скоростью, чем легкие, и поэтому падают на легкие и производят необходимые для образования вещей движения. В действительности, говорил Лукреций, пустота в силу своей природы не оказывает сопротивления движущимся атомам. Атомы различного веса, указывал он, падают в пустоте с одинаковой скоростью, и более тяжелые никак не могут натыкаться при падении на легкие, изменять их движение и вести, таким образом, к образованию вещей. В связи с этим Лукреций развил мысль Эпикура о том, что атомы при падении самопроизвольно отклоняются от прямой, что приводит к возникновению завихрений и образованию вещей.

Материя, по Лукрецию, - это движущиеся в пустоте атомы. Различие всех вещей в мире зависит от того, как связаны в них атомы, какое положение они занимают и каким образом движутся. Качества предметов природы объективны, они являются результатом соответствующих сочетаний, сцеплений образующих их атомов. Атомы же сами по себе, до того как они соединятся, образуя вещи, лишены таких качеств, как цвет, запах, вкус и т.п. Атомы бесцветны, и поэтому недопустимо, говорил Лукреций, считать, например, что черные вещи возникли из черных атомов, а белые - из белых. Но, полагая, что атомы лишены указанных качеств, Лукреций, как и Эпикур, в отличие от Демокрита, считал цвет, звук и т.п. не субъективными, а объективными качествами, качествами самих предметов и процессов природы. Атомы, говорил Лукреций, имеют различные формы, поэтому, соединяясь между собой, они образуют качественно разнообразные вещи, имеющие определенный цвет, вкус и т. п. Что тепло или холодно, твердо или мягко во внешнем мире, говорил Лукреций, то необходимо должно и казаться нам теплым или холодным, твердым или мягким. Признание объективности таких качеств, как цвет, вкус, запах и т.п., является серьезным достижением атомистического материализма Эпикура и Лукреция.

В своей поэме «О природе вещей» Лукреций высказал гениальную догадку о законе сохранения материи. Количество материи, атомов, писал он, неизменно, оно вечно остается одним и тем же. Ничто не может отделиться от материи или прибавиться к ней. Материя вечна. Все вещи природы представляют собой соединения атомов. Вещи временны, они возникают и исчезают, распадаясь на атомы, на свои первичные составные частицы. Вечность материи, говорил Лукреций, заключается в том, что ничто не может возникнуть из ничего и не может обратно превратиться в ничто.

Большой интерес для истории науки представляет учение Лукреция о пространстве и времени, которые он характеризовал как объективные, неразрывно связанные с вещами формы их существования. Пространство, говорил Лукреций, - это место, занимаемое атомами и их соединениями - вещами. Вечная, состоящая из атомов и пустоты Вселенная безгранична. Ни в каком направлении, писал Лукреций, ни вверх, ни вниз, ни вправо, ни влево, не существует границ Вселенной, а поэтому нет и никакой срединной ее точки. Время, по Лукрецию, не присуще атомам, поскольку они неизменны, вечны, но оно присуще состоящим из атомов вещам, а также явлениям природы. Невозможно воспринимать чувствами время само по себе, вне связи с движением или покоем вещей, ибо время существует не само по себе, а в вещах и процессах природы. Поэтому вопрос о времени есть, утверждал Лукреций, вопрос о прошлом или будущем тех или иных вещей и событий.

Лукреций материалистически решал вопрос о сознании человека. Доказывая материальность мира, он и духовные процессы, чувственность и сознание, считал материальными. Душа (чувственность) и рассудок (сознание), по учению Лукреция, так же материальны и состоят из атомов, как и прочие тела. Различие, например, между душой и телом Лукреций, как и Эпикур, видел лишь в том, что душа, по его мнению, состоит из более мелких, подвижных, круглых и гладких атомов по сравнению с атомами, из которых складываются обычные тела.

Душа и рассудок, говорил Лукреций, по своей природе телесны, потому что воспринимают внешние воздействия и сами воздействуют на тело человека. Дух (душа и рассудок) и тело существуют всегда в единстве. Тело без духа не может чувствовать, дух без тела не может производить никаких движений. Дух заодно, вместе с нашим телом, говорил Лукреций, зарождается, растет, стареет и гибнет. Доказывая, что вместе с гибелью тела человека гибнет, рассеивается на отдельные атомы и его душа, Лукреций критиковал идеалистическую теорию Платона о бессмертии и переселении душ. В своей поэме «О природе вещей» он по этому поводу писал:

«…Коль душа обладает бессмертной природой

И поселяется в нас, при рождении в тело внедряясь,

То почему же тогда мы не помним о жизни прошедшей,

Не сохраняем следов совершившихся раньше событий?

Ибо, коль духа могла измениться столь сильно способность,

Что совершенно о всем миновавшем утратил он память,

Это, как думаю я, отличается мало от смерти.

И потому мы должны убедиться, что бывшие души

Сгибли, а та, что теперь существует, теперь и родилась»

Таким образом, обосновывая органическое единство тела и души, Лукреций отмечал, что душа возникает одновременно с рождением человека и гибнет вместе с его смертью.

Лукреций не признавал всеобщей одушевленности материи. Он считал, что душа (чувственность) является свойством, присущим не всем, а лишь определенным образом организованным частям материи.

Своим монистическим решением вопроса о материи и сознании, непоколебимым признанием материальности мира древние атомисты наносили серьезные удары по идеализму. Вместе с тем нужно отметить, что конкретное решение ими проблемы соотношения материи и сознания, материального и духовного, было ограниченным и оставляло лазейку для идеалистов. Считая душу такой же материальной, как и тело человека, древние атомисты не дошли до правильного понимания качественного отличия сознания от материи и их действительного соотношения как вторичного и первичного. За это слабое звено в учении древних материалистов ухватились их противники - идеалисты, которые настолько раздули специфику сознания, его активную, действенную сторону, что стали изображать сознание как нечто изначальное, первичное по отношению к материи.

В поэме «О природе вещей» Лукреций дал наиболее полное изложение основ теории познания атомистического материализма. Целью познания, по Лукрецию, является раскрытие природы вещей и избавление человека от оков суеверий, от религиозных представлений о мире. Лукреций отбрасывал всякие сомнения в возможности познания мира. Непоколебимо придерживаясь точки зрения познаваемости мира, он выступал против скептицизма и писал, что скептики, отрицая всегда и во всем достоверность, лишают себя возможности иметь какое-либо понятие о знании или незнании, о познаваемости или непознаваемости, об истине или заблуждении. Кто заявляет, говорил Лукреций, что знание немыслимо, тот не знает также, можно ли знать, что знать ничего нельзя, то есть в самом утверждении скептика о непознаваемости мира содержится уже и его опровержение. Исходя из познаваемости мира, Лукреций считал, что познание осуществляется посредством органов чувств и рассудка (сознания).

Правильно утверждая, что источником знаний человека является внешний мир, Лукреций вслед за Демокритом и Эпикуром нарисовал следующую наивно-материалистическую картину процесса познания. В окружающем человека воздухе летают отделившиеся от поверхности предметов внешнего мира тончайшие отпечатки, образы, сохраняющие сходство с соответствующими предметами. Эти образы, действуя на органы чувств, приводят их в возбуждение и вызывают в душе человека различные ощущения: зрительные, звуковые, вкусовые, обонятельные и осязательные. Причина зрения, например, говорил Лукреций, коренится в отделившихся от предметов зрительных образах, которые вызывают у человека соответствующие зрительные ощущения. Сами образы предметов, свободно летающие в воздухе, крайне тонки, легки и быстры, и поэтому они человеку не видны. Видит человек благодаря проникновению этих образов в органы чувств. Льва, например, говорил Лукреций, мы видим потому, что в наши глаза влетает его образ. Совершенно очевидно, что эта наивно-материалистическая теория образов вещей как внешних причин, вызывающих в человеке соответствующие ощущения, представляет собой зародыш разработанной впоследствии материалистической теории отражения.

Лукреций считал, что органы чувств человека дают правильные показания о существовании и свойствах вещей и процессов внешнего мира. Он последовательно отстаивал учение о достоверных чувственных данных как источнике знаний, решительно выступал против всяких высказываний, в которых выражается недоверие к показаниям органов чувств. Данные органов чувств, учил Лукреций, в целом всегда достоверны. Из них у нас возникают и понятия об истине. На свете нет ничего достовернее чувств, говорил он. Если бы показания органов чувств были недостоверными, то и все заключения нашего рассудка стали бы необходимо ложными, а это сделало бы невозможным как приспособление человека к окружающей среде, так и само существование людей.

Лукреций отмечал, что истинная природа вещей познается человеком на основании показаний органов чувств, обработанных посредством деятельности рассудка (мышления). Например, с помощью органа зрения - глаза человек видит вещи - соединения атомов, но не видит самих атомов, знание о которых приобретается благодаря мышлению. Осмысливая чувственные данные, мы приходим к установлению истинного характера наблюдаемых явлений. Эти наши истинные заключения возможны лишь потому, что они основаны на достоверных показаниях органов чувств.

В решении вопросов морали и религии Лукреций также являлся последователем Эпикура. В основе его этики лежит положение о том, что счастье человека состоит в умеренном образе жизни и в душевном спокойствии.

Лукреций был самым выдающимся атеистом Древнего Рима. В своей поэме «О природе вещей» он дал разностороннюю критику религии. Лукреций считал религию продуктом невежества людей, результатом незнания людьми законов природы и их страха перед стихиями. Не понимая, что природа вечна, говорил он, люди стали приписывать ее возникновение сверхъестественным силам, измышленным ими богам. Не зная материальной сущности души, люди стали считать ее бессмертной, а вместе с этим и страшиться вечных мук после смерти. Не умея объяснить естественное происхождение явлений природы, например смены времен года и т.п., невежественные люди начали утверждать, что все в природе совершается по воле богов. Лукреций страстно разоблачал подобные утверждения и писал, что они не принесли человечеству ничего, кроме слез и страданий:

«О человеческий род несчастный! Такие явленья

Мог он богам приписать и присвоить им гнев беспощадный!

Сколько стенаний ему, сколько нам это язв причинило,

Сколько доставило слез и детям нашим и внукам!»

Лукреций был непоколебимо убежден, что природа вечна и развивается по своим собственным естественным законам, что боги вымышлены людьми и являются продуктом их стихийного творчества.

Критика Лукрецием религии страдала и существенными недостатками. Не зная социальных корней религии, видя причины ее возникновения и существования лишь в сознании людей, Лукреций, как и все материалисты до Маркса, считал единственным средством избавления от религиозных суеверий раскрытие тайн природы, распространение знаний о сущности вещей.

Материалистическая философия Лукреция представляет собой наиболее полное изложение древнего атомистического материализма. Его поэмой «О природе вещей» завершилось развитие материализма древнего мира.

Основные интересы:

Для философов-материалистов более позднего времени именно Тит Лукреций Кар является главным пропагандистом и доксографом учения Эпикура . Его философия дала мощнейший толчок развитию материализма в античности и в XVII-XVIII веках. Среди ярких последователей Эпикура и Лукреция - Пьер Гассенди . Первое комментированное издание поэмы Лукреция вышло в свет в 1563 году и было осуществлено французским филологом Ламбином. В 1884 году фрагменты поэмы перевел и издал в качестве пособия по курсу риторики и философии философ Анри Бергсон .

По имени Тита Лукреция Кара названо карианство - «религия», возникшая весной 2004 года на форуме сайта Membrana.ru , проповедующая веру в разум и здравый смысл.

Тексты и переводы

  • В серии «Loeb classical library » поэма издана под № 181.
  • В серии «Collection Budé» поэма издана в 2 книгах.

Русские переводы:

  • О природе вещей. / Пер. А. Клеванова . - М., 1876. XXII, 191 с.
  • О природе вещей. / Пер. размером подлинника И. Рачинского. - М.: Скорпион, 1904. XVI, 231 с.
    • (переиздания 1913 и 1933 годов)
  • О природе вещей. / Пер. Ф. А. Петровского , вступ. ст. В. Ф. Асмуса. - М.-Л.: Academia, 1936. - 285 с. (неоднократно переиздавался )
    • Тит Лукреций Кар . О природе вещей. / Пер. Ф. А. Петровского, вступ. ст. Т. В. Васильевой. [С приложением фрагментов сочинения Гераклита, поэм Парменида и Эмпедокла, писем Эпикура]. (Серия «Библиотека античной литературы. Рим»). - М.: Художественная литература, 1983. - 384 с.

Литература

  • Марковников В. Идея культурно-исторического развития в поэме Лукреция // «Научное слово», 1903.№ 10.- С.97-122.
  • Вандек В. Тит Лукреций Кар и его философия воинствующего атеизма. М.-Л., 1931.
  • Рабинович В. И. Витрувий и Лукреций. // Вопросы философии 1963. № 3.
  • Боровский Я. М. Обозначение вещества и пространства в лексике Лукреция // Классическая филология. Отв. редактор А. И. Доватур. Л., 1959. - С.117-139.
  • Боровский Я. М. Вопросы общественного развития в поэме Лукреция // Древний мир. Сб. статей в честь академика В.В. Струве. М., 1962.- С.475-484.
  • Покровская З. А. Ф. А. Петровский - переводчик поэмы Лукреция. // Античность и современность. К 80-летию Федора Александровича Петровского. М., 1972.- С. 11-27.
  • Верлинский А. Л. Лукреций в трудах Я. М. Боровского // Cathedra Petropolitana: Межвузовский сборник. К 70-летию кафедры классической филологии. Отв. ред. В. С. Дуров. СПб., 2004.(Philologia classica. Вып.6). С.69-87.
  • Diskin Clay: Lucretius and Epicurus. Cornell University Press, Ithaca/New York 1983, ISBN 0-8014-1559-4 .
  • D. Sedley, Lucretius and the Transformation of Greek Wisdom (Cambridge, 1998).
  • Godwin, John, Lucretius (London: Bristol Classical Press, 2004) («Ancient in Action» Series).
  • Anne Janowitz The Sublime Plurality of Worlds: Lucretius in the Eighteenth Century // Tate Papers Issue 13 Spring 2010

Примечания

Ссылки

  • Тит Лукреций Кар в библиотеке Максима Мошкова (фрагменты)

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Умершие в 55 году до н. э.
  • Философы по алфавиту
  • Родившиеся в 99 году до н. э.
  • Писатели по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Латинские поэты
  • Латинские философы
  • Поэты Древнего Рима
  • Философы Древнего Рима
  • Философы I века до н. э.
  • Поэты I века до н. э.
  • Эпикурейцы Древнего Рима
  • Философы-самоубийцы
  • Поэты-самоубийцы
  • Зарезавшиеся
  • Эстетики

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Лейбниц, Готфрид Вильгельм
  • Лютер, Мартин

Смотреть что такое "Тит Лукреций Кар" в других словарях:

    Тит Лукреций Кар - (99 55 гг. до н.э.) поэт и философ материалист Человек сам не знает, чего он хочет, и постоянно ищет перемены мест, как будто это может избавить его от бремени. Оттого только страх всех смертных объемлет, что много видят они явлений на земле и на … Сводная энциклопедия афоризмов

    Тит Лукреций Кар - (ок. 99 55 до н.э.) древнеримский философ, прославился своей философской поэмой «О природе вещей», написанной на латинском языке. О его жизни ничего не известно. Произведение «О природе вещей» представляет собой по содержанию полную энциклопедию… … Великие философы: учебный словарь-справочник

    Лукреций, Тит Лукреций Кар - Лукреций Тит Лукреций Кар (лат. Titus Lucretius Carus, ок. 99 55 до н. э.) римский поэт и философ. Считается одним из ярчайших приверженцев атомистического материализма, последователем учения Эпикура. Кончил жизнь самоубийством, бросившись на… … Википедия

    Лукреций Тит Лукреций Кар - (лат. Titus Lucretius Carus, ок. 99 55 до н. э.) римский поэт и философ. Считается одним из ярчайших приверженцев атомистического материализма, последователем учения Эпикура. Кончил жизнь самоубийством, бросившись на меч. На заре зарождения… … Википедия

    Лукреций Тит, Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus) - Лукреций Тит, Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus), римский поэт и философ I в. до н. э. Дидактическая поэма «О природе вещей» единственное полностью сохранившееся систематическое изложение материалистической философии древности; популяризирует… … Большой Энциклопедический словарь

    ЛУКРЕЦИЙ Тит Лукреций Кар - ЛУКРЕЦИЙ (Lucretius), Тит Лукреций Кар, римский поэт и философ материалист 1 в. до н. э. Дидактич. поэма «О природе вещей» (поизд. Цицероном ок. 54 до н. э.) излагает филос. систему эпикуреизма.■ О природе вещей, [пер. Ф.А. Петровского], т.… … Литературный энциклопедический словарь

    Тит Лукреций Кар Лукреций - … Википедия

    ЛУКРЕЦИЙ, Тит Лукреций Кар - (ок. 99 55 до н. э.) др. римск. философ атомист, автор памятника материалистич. и атеистич. мысли древности поэмы «О природе вещей». Развивая учение Эпикура, Л. обобщил атеистич. представления о происхождении религии, видя в ней плод человеч.… … Атеистический словарь

В Риме первой половины I в. до н. э. широко распространяются греческие философские теории – эпикурейская, стоическая , перипатетическая . Римскую аристократию привлекала этическая сторона этих философских течений; и в эпикурейской философии наиболее популярной была этика Эпикура .

Вместе с тем были и последовательные ученики древнегреческого философа Эпикура, воспринявшие всю совокупность его философской доктрины, базирующейся на материалистическом атомизме .

Тит Лукреций Кар

Таков выдающийся римский поэт и философ Тит Лукреций Кар (ок. 98–55 гг. до Р. Х.), написавший философскую поэму «О природе вещей». В отличие от предшествовавших греческих авторов дидактических поэм «О природе» (Ксенофана , Парменида , Эмпедокла) Лукреций обращается к уже существующей философской теории, излагая не свое учение, а учение древнегреческого материалиста Эпикура.

Поэма начинается обращением к богине Венере :

«Рода Энеева мать, людей и бессмертных услада,
О благая Венера! Под небом скользящих созвездий
Жизнью ты наполняешь и все судоносное море,
И плодородные земли; тобою все сущие твари
Жить начинают и свет, родившись, солнечный видят»
(«О природе вещей», кн. I, стихи 1–5) .

Содержанием же поэмы «О природе вещей» является материалистическое толкование происхождения и существования различных форм материи, природы мироздания, законов развития вселенной, жизни людей и эволюции культуры от первобытных орудий труда до современных Лукрецию Кару достижений человеческой цивилизации. Так, сразу после вступления к книге I Лукреций провозглашает воспринятый им эпикурейский тезис:

«За основание тут мы берем положенье такое:
Из ничего не творится ничто по божественной воле»
(«О природе вещей», кн. I, стихи 149–150).

Согласно учению Эпикура, поклонником которого являлся Тит Лукреций Кар, существует только материя, которой противополагается пустота, а материя состоит из бесчисленного количества атомов («атом» – буквально «неделимое»). При соединении атомы образуют различные предметы, многообразие которых и составляет природу. Предметы (вещи) распадаются – это смерть, но сами атомы вечны и не исчезают со смертью предмета, а лишь дают материал для новых сочетаний.

В поэме «О природе вещей» Лукреций настоятельно указывает на смертную природу души, которая так же, как и вся материя, имеет атомистическое строение и после смерти человека распадается вместе с телом, так как является неотъемлемой материальной частью человеческого организма. Поэтому бессмысленно бояться того, что будет после смерти:

«Так и когда уже нас не станет, когда разойдутся
Тело с душой, из которых мы в целое сплочены тесно,
С нами не сможет ничто приключиться по нашей кончине,
И никаких ощущений у нас не пробудится больше,
Даже коль море с землей и с морями смешается небо»
(кн. III, стихи 838–842).

Материалистический принцип толкования природы мироздания, дающий объяснение возникновению, существованию и развитию природы вещей без вмешательства богов, является проявлением атеизма Лукреция. Не отрицание существования богов, а утверждение о том, что боги никак не связаны с независимой от них вселенной,– вот в чем состоит атеизм Лукреция. В книге III «О природе вещей» (стихи 18–24) поэт рисует «спокойную обитель», где живут боги в полнейшем достатке и блаженстве, «ничто не смущает вечного мира богов, и ничто никогда не тревожит». Дважды в поэме встречаются стихи, излагающие позицию Эпикура, которую воспринимает и Лукреций:

«Ибо все боги должны по природе своей непременно
Жизнью бессмертной всегда наслаждаться в полнейшем покое,
Чуждые наших забот и от них далеко отстранившись.
Ведь безо всяких скорбей, далеки от опасностей всяких,
Всем обладают они и ни в чем не нуждаются нашем;
Благодеяния им ни к чему, да и гнев неизвестен»
(«О природе вещей», кн. I, стихи 44–49; кн. II, стихи 646–651).

В четырех вступлениях к книгам поэмы «О природе вещей» из шести (каждая из книг предваряется вступлением) Лукреций прославляет Эпикура за его мудрость, смелость, «божественный разум», открывшие людям дорогу к истинному познанию, освободившие их души от всякого рода суеверий и страха перед смертью, а также указавшие путь к счастью и «высшему благу». Лукреций Кар отдает должное своему вдохновителю и предшественнику, определяя свою позицию по отношению к учению Эпикура: «из писаний твоих... поглощаем слова золотые» (кн. III, стихи 10–12). Тем не менее Лукреций совершенно определенно указывает на свой собственный путь, которым до него никто не пользовался:

«По бездорожным путям Пиэрид я иду, по которым
Раньше ничья не ступала нога»
(кн. I, стихи 926–927; кн. IV, стихи 1–2).

Бездорожными называет Лукреций места, по которым идет, нетронутыми – источники, из которых черпает воду, новыми – цветы, которыми увенчают, как он надеется, его голову музы. Говорит Лукреций и об основаниях, дающих ему надежду на успешный исход поставленной задачи (кн. I, стихи 931–934; кн. IV, стихи 6–9), заявляя, прежде всего, о том, что он обучает и стремится изложить важный и трудный предмет ясными стихами, доставляющими удовольствие своей прелестью. И действительно, в поэме «О природе вещей» отвлеченные теоретические положения при помощи различных способов художественной конкретизации и увлекательности поэтического материала становятся доступными широкому кругу читателей. Для демонстрации движения первоначал (у Эпикура – атомов) Лукреций рисует солнечный луч, проникший в жилища, и в нем мелькание пылинок (кн. II, стихи 114–122). А вот и картина битвы легионов, когда «всадники скачут вокруг и в натиске быстром внезапно пересекают поля», издали же все это кажется пятном, «неподвижно сверкающим в поле» (кн. II, стихи 324–332). Это иллюстрация мысли о том, что движения первоначал издали недоступны зрению.

Лукреций – художник. Он мастер создания картин и образов. В поэме «О природе вещей» много сравнений и аллегорий. В гимне Венере, которым открывается поэма (кн. I, стихи 1–43), перед читателями предстает олицетворенная природа, наполняющая жизнью море и плодоносную землю. «Тобою», обращаясь к Венере, говорит Лукреций, «все сущие твари жить начинают и свет, родившися, солнечный видят» («О природе вещей», кн. I, стихи 4–5). Поэтические достоинства этого гимна постоянно отмечаются как выдающиеся. Содержание и художественная форма связаны с поэтическими традициями греческой классики. Образ богини Кибелы, матери богов и людей,– также аллегория олицетворенной природы (кн. II, стихи 600–643). Описание культа богини в данном отрывке поэмы «О природе вещей» обладает восточным колоритом. Выразительна лексика, «ритмом фригийским сердца возбуждает долбленая флейта» (кн. II, стих 620). Ощущается влияние александрийской поэзии.

В духе современной Лукрецию риторической традиции представляется образ олицетворенной природы не в виде аллегории, а как личность, которая предстает перед человеком, жалующимся на жестокую необходимость смерти. И природа обращает свою спокойную и мудрую речь к взволнованному и боящемуся смерти человеку:

«Что тебя, смертный, гнетет и тревожит безмерно печалью
Горькою? Что изнываешь и плачешь при мысли о смерти?
Ведь коль минувшая жизнь пошла тебе впрок перед этим,
И не напрасно прошли и исчезли все ее блага,
Будто в прибитый сосуд налитые, утекши бесследно,
Что ж не уходишь, как гость, пресыщенный пиршеством жизни,
И не вкушаешь, глупец, равнодушно покой безмятежный»
(«О природе вещей», кн. III, стихи 933–939).

Из поля зрения Лукреция не ускользают картины тяжелых человеческих страданий: он негодует на жестокость кровопролитных войн, говорит о низких побуждениях современных ему людей, с горечью рисует разочарования любви, в конце книги VI дается описание страшной эпидемии чумы в Афинах (стихи 1138–1286). На этом описании поэма «О природе вещей» обрывается.

Но все пессимистические моменты не снижают той громадной силы оптимизма, глубокого гуманизма и заботы о человеческом счастье, которой проникнута поэма. Отстаивая учение Эпикура о смертности души, учения о том, что душа погибает вместе с телом, Лукреций хочет открыть человеку дорогу к счастью, освободив его от страха перед смертью, от страха перед карами Тартара, от всякого рода суеверий и страха перед богами. И для этого есть только один, но верный путь – познание истинной природы всего сущего (природы вещей). Проникновение человека разумом в тайны природы, познание законов ее развития – это именно то, что должно освободить людей от разного рода страхов и суеверий. Лукреций настоятельно повторяет свой программный рефрен:

«Значит, изгнать этот страх из души и потемки рассеять
Должны не солнца лучи и не света сиянье дневного,
Но природа сама своим видом и внутренним строем»
(кн. I, стихи 146–148, кн. II, стихи 59–61; кн. III, стихи 91–93; кн. VI, стихи 39–41).

Излагая теорию бесконечности миров, представляющую собой одно из блестящих достижений античного материализма, Лукреций прибегает к ярким образам, иллюстрирует свое изложение наглядными примерами:

«...всегда обновляется жадное море
Водами рек; и земля, согретая солнечным жаром,
Вновь производит плоды; и живые созданья, рождаясь,
Снова цветут; и огни, скользящие в небе, не гаснут.
Все это было б никак невозможно, когда б не являлось
Из бесконечности вновь запасов материи вечно»
(«О природе вещей», кн. I, стихи 1031 – 1036).

Поэма Тита Лукреция Кара «О природе вещей» обладает высокими художественными достоинствами и доставляет читателям большое эстетическое удовольствие. Абстрактные теоретические рассуждения, иллюстрированные примерами из жизни, становятся конкретными и убедительными. Опираясь на отвлеченные положения эпикуровской натурфилософии, Лукреций воссоздает перед взором читателя величественную панораму природы.

Философская поэма Лукреция продолжает традиции дидактического жанра. Она написана в духе и стихотворным размером (гекзаметром) предшествовавших ей дидактических произведений, широко использует приемы, свойственные этому жанру (сравнения, повторы, мифологическую тематику, обращения к музам и богам и др.), и вполне обоснованно считается высочайшим достижением античной дидактики. Дидактическому жанру Лукреций Кар придает увлекательный характер, сумев найти действенные формы взаимосвязи эмоционального и интеллектуального общения с читателем.

Тит Лукреций Кар (лат. Titus Lucretius Carus), ок. 99 до н. э. - 55 до н. э. Римский поэт и философ. Считается одним из ярчайших приверженцев атомистического материализма, последователем учения Эпикура. Предположительно, покончил жизнь самоубийством, бросившись на меч.

На заре зарождения римской философской терминологии Лукреций в своём основном труде - философской поэме «О природе вещей» (лат. De rerum natura) - облёк своё учение в стройную поэтическую форму. Следуя теории эпикуреизма, Лукреций Кар постулировал свободу воли человека, отсутствие влияния богов на жизнь людей (не отвергая, однако, само существование богов). Он считал, что целью жизни человека должна быть атараксия, аргументированно отвергал боязнь смерти, саму смерть и потустороннюю жизнь: по его мнению, материя вечна и бесконечна, а после смерти человека его тело обретает иные формы существования. Развивал учение об атомизме, широко пропагандировал идеи физики Эпикура, попутно касаясь вопросов космологии и этики.

Для философов-материалистов более позднего времени именно Тит Лукреций Кар является главным пропагандистом и доксографом учения . Его философия дала мощнейший толчок развитию материализма в античности и в XVII-XVIII веках. Среди ярких последователей Эпикура и Лукреция - Пьер Гассенди. В 1563 году французский филолог Ламбин издал первое комментированное издание поэмы Лукреция. В 1884 году философ Анри Бергсон перевёл и издал фрагменты поэмы в качестве пособия по курсу риторики и философии.

Современник Цицерона , Тит Лукреций Кар (99-55 до Р. Х.), человек знатного рода, задумал изложить в форме поэмы сухую, непоэтическую философию Эпикура , на языке, еще мало приспособленном к выражению абстрактных понятий. Задача была очень трудная. Но чем неблагодарнее поэма, на обработку которой употребил свое дарование Лукреций, тем большего удивления заслуживает мастерство, с каким он, отчетливо излагая систему, построенную на силлогизмах, сумел удовлетворить требованиям поэзии, одинаково интересовать и абстрактное мышление и фантазию. Цель поэмы «О природе вещей » (De natura rerum) состоит в том, чтобы через ознакомление людей с учением Эпикура освободить их от религиозных преданий и предрассудков, избавить от боязни смерти и посмертного возмездия, разрушить всякое религиозное суеверие, разъяснить истинное происхождение настоящего устройства вселенной, сущность природы, и тем возвести людей к благородным, мужественным чувствам и к личной свободе. Эту задачу Тит Лукреций Кар исполняет с энтузиазмом, с пламенным красноречием, оживляет абстрактные мысли картинными описаниями.

Тит Лукреций Кар

Итак, в изложение отвлеченного учения о природе, он вносит нравственную тенденцию. Лукреций объясняет происхождение и будущее разрушение нынешнего устройства вселенной действием механических сил, как учил Эпикур. Тит Лукреций Кар говорит, что устройство вселенной произведено случайным сочетанием атомов вечной материи, что боги не заботятся о природе и людях.

Боги по своей природе должны наслаждаться бессмертною жизнью в блаженном спокойствии, далекие от наших дел и забот; довлеющие сами себе, они не нуждаются в нас; наши заслуги и наши желания не действуют на них». (Лукреций Кар «О природе вещей», песнь Ι).

Лукреций Кар и об этом, как и о многом другом, думал подобно другому римскому поэту, Эннию, который говорил: «Конечно, есть боги небожители; но я думаю, что они не заботятся об участи людей».

По мнению Лукреция, душа, подобно телу, снова распадается по смерти на элементы, из которых составилась.

«Душа – часть человека, она занимает в теле определенное место, как глаз или уши или другие органы чувств; и как рука, глаз или нос, отделенные от тела, не могут чувствовать, не могут и продолжать свое существование, скоро исчезают, истлев, так и душа не может существовать отдельно от тела человека, с которым соединена. (Лукреций Кар «О природе вещей», песнь III).

В поэме «О природе вещей» Лукреций Кар резко опровергает учение стоиков о божественном промысле и о бессмертии души; он хочет освободить человека от стеснительной боязни, внушить ему, что он должен надеяться лишь на самого себя, что сила воли – единственный источник душевного спокойствия и счастья, что смерть, вечный отдых от волнений надежды и страха, лучше жизни, что нет страданий после смерти, что человек страдает только, пока жив, пока страсти мучат его сердце; что человек должен стремиться к уравновешению своих влечений, что душевное спокойствие дается только твердостью воли, благородством чувств, что счастлив только человек, умеющий пренебрегать обманчивыми, мнимыми благами и возвышаться сердцем, нас случайностями жизни. – Мысли и язык Тита Лукреция Кара энергичны, сила чувства часто дает величественность его изложению мыслей, оживляемому прекрасными описаниями и, где надобно, иронией. Некоторые из его описаний показывают силу творческой фантазии, например описание чумы в Афинах по Фукидиду , находящееся в VI песне поэмы «О природе вещей». Но есть у Лукреция устарелые выражения, слог, его лишен изящества, стих лишен благозвучия. Гекзаметр поэмы «О природе вещей» движется мощно, но тяжело.

Философия Лукреция Кара

В философии Тита Лукреция Кара совершается новый шаг в развитии эпикуреизма. Нам неизвестны обстоятельства жизни этого философа-поэта, но можно составить представление о времени появления его поэмы из письма Цицерона, датируемого февралем 54 г. до н. э. Возможно, что Лукреций родился в 95 г. и покончил самоубийством на 44-м году жизни, т. е. в 51 г. Есть основания считать датами его жизни 99–55 гг. до н. э. Во всяком случае, это первая половина I в. Но там, где молчит или скупо цедит отдельные фразы о Лукреции история, во весь голос говорит его поэма «О природе вещей». Это настоящая энциклопедия эпикуреизма. В шести книгах этой философской поэмы излагаются основания физики Эпикура в сравнении с учениями философов прошлого («О природе вещей», кн. I и II), учение о душе и ее свойствах (кн. III), учение о богах, о происхождении знания и физиология человека (кн. IV). Объяснение землетрясений и вулканической деятельности, описание климатических явлений, рек и горячих источников сменяются в VI кн. описанием болезней и рассказом об ужасах эпидемии 430 г. до н. э. в Афинах. Красной нитью проходит через всю поэму антирелигиозная и этическая проблематика, выходы к которой содержат чуть ли не все научные вопросы, рассматриваемые в поэме.

Тщетно было бы стремиться изложить богатое содержание поэмы Тита Лукреция Кара «О природе вещей» – ее нужно читать как философский трактат и как талантливейшее поэтическое произведение. Формально говоря, в ней излагается учение Эпикура, и философское ее значение с этой точки зрения как будто бы исчерпывается – хотя и этого уже немало! – воспроизведением той аргументации, которая характерна для атомизма, а иной раз известна нам только из этого источника. По существу же поэма гораздо богаче. «Механическая» картина мира Демокрита и Эпикура заменяется у Лукреция эстетически насыщенной, эмоционально окрашенной, художественной картиной живой природы – «природы вещей» . Демокриту и Эпикуру достаточно было для объяснения природы двух факторов – атомов с присущими им свойствами и пустоты, в которой они движутся. Лукреция влечет скорее живая, рождающая, творческая природа-фюсис ранних греческих мыслителей.

Отсюда склонность философии Лукреция Кара не к техноморфным «механическим» аналогиям вроде «сортировки» Анаксагора и Демокрита , а к аналогиям биоморфным – «рождение» и «рост». Отсюда и терминология – у Лукреция нет латинского термина для обозначения греческого понятия «атом» – «неделимый». (Латинская калька для термина «атом» – individuum. Его вводит в своих изложениях эпикуреизма Цицерон, им пользуются многие римские мыслители. Но как далеко это слово в его современном, укоренившемся значении от античного «атома»!) Свои «первоначала» или «первичные тела», Лукреций именует «семенами», возвращаясь, в терминологическом отношении, к Анаксагору. Рассмотрим, как изменяется в связи с этим ведущий принцип атомизма. Лукреций формулирует его так: «Никакая вещь не возникает из ничего неким божественным образом» (Лукреций «О природе вещей», I, 251). Анализ обоснования этого тезиса позволяет заключить, что здесь содержится богатое и расчлененное учение. Во-первых, философия Лукреция понимает этот принцип как выражение детерминизма: ничто не возникает без причины. Во-вторых, как выражение субстанциализма: вещь может возникнуть только из других вещей, в конечном счете из «первичных тел», атомарной материи. В-третьих, как отражение биоморфного процесса: возникновение вещей не механическое соединение частиц, но рождение, аналогичное биологическому явлению, носящему то же название и иллюстрируемое примерами такого рода. Наконец, принцип ex nihilo nihil («из ничего ничего не происходит») представляет собою радикальное отрицание божественного вмешательства в дела природы.

Тит Лукреций Кар в своей философии и атомы понимает отлично от Демокрита и Эпикура. Конечно, и для него это «предел раздробления» (redditia finis), но в то же время – очень сильная идеализация. Как считает мыслитель, элементарная частица материи

Совсем неделима на части;
Будучи меньше всего по природе своей; и отдельно,
Самостоятельно быть не могла никогда и не сможет,
Ибо другого она единая первая доля,
Вслед за которой еще подобные ей, по порядку,
Сомкнутым строем сплетясь, образуют телесную сущность
(Лукреций «О природе вещей», I, 601–606).

А значит, атом – только абстрактный предел делимости, некоторое, говоря современным языком, «идеальное тело». Тело же реальное всегда часть более обширного целого, «творящей природы вещей», даже «рождающей материи» (genitalis... materies, «О природе вещей», I, 626–627).

Лукреций не поясняет, какие же свойства материи обусловливают ее производящую способность. В рассматриваемом месте он перечисляет такие ее свойства, как различные сочетания, вес, движения, толчки, «из чего созидаются вещи» (1,634). Это и есть свойства эпикуровых атомов, вполне достаточные, согласно учителю, для объяснения возникающих из атомов вещей. Ученик же постоянно подчеркивает именно творческую, производящую природу материи, говорит о том точно определенном материале (certa materias), из которого рождаются вещи. Можно сказать, что, согласно философии Лукреция, этот материал содержит в себе, как содержит семя, начало и принцип формирования вещи, если хотите, ее «генетический код». Естественно, выразить эту мысль в понятиях классического атомизма невозможно, и Лукреций Кар постоянно ищет способы ее выражения. На помощь ему приходит поэзия.

В поэме «О природе вещей» немало мест, в которых творящая природа как будто бы олицетворяется в мифологических образах Венеры , Матери богов, Великой Материи; Тит Лукреций Кар живописует порождающий все живое брак Матери-Земли и Отца-Эфира, любовные объятия Венеры и Марса и т. д. Однако нельзя видеть здесь возрождение мифологии. Во-первых, лишь около 15% текста поэмы содержат отсылки к мифологическим существам, причем в большинстве случаев в явно антирелигиозном контексте. Во-вторых, Лукреций подчеркивает, что он услаждает читателя «Муз обаянием» для того, чтобы сделать доходчивее «темный предмет», подобно тому, как врач дает, дитяти горькое питье, предварительно смазав края сосуда медом (см.: «О природе вещей», IV, 8–22). Наконец, в мифологических образах философии Лукреция явно просматривается их аллегоричность. Очевидно аллегорическое звучание образа Великой Матери: люди дают Земле это имя, видя, что она рождает и растит плоды, которыми питаются люди и звери (II, 590–600), аллегоричны ее изображения.

Если же кто пожелает иль море Нептуном,
Или Церерою хлеб, иль Вакхово предпочитает
Имя напрасно к вину применять вместо нужного слова,
То уж уступим ему, и пускай вся земная окружность
Матерью будет богов для него, если только при этом
Он, в самом деле, души не пятнает религией гнусной
(Лукреций «О природе вещей» II, 655–659, 680).

Абсолютное преобладание аллегорических толкований богов традиционной мифологии свидетельствует о том, что философия Лукреция продолжает распространенную в эллинистической науке и искусстве интерпретацию религии, и овладев поэтической техникой эпоса, как бы изнутри выявляет несостоятельность традиционной мифологии (такова, в общем, установка такого эллинистического поэта, как Каллимах). Однако если в литературе мы часто встречаемся с попыткой поставить на место старого мифа новый, неклассический, то Тит Лукреций Кар создает не новую мифологию, а натурфилософию, «физику» в смысле первых философов. Именно натурфилософский подход преобладает у Лукреция. Если в системе Эпикура, насколько мы можем судить, натурфилософский материал занимает явно подчиненное место, то у его римского продолжателя физика самостоятельна и интересы философа сосредоточены на построении рациональной картины мира. Осмысленное созерцание окружающего мира – «открытых» вещей с их качествами и признаками и вещей «скрытых», выводимых мыслью, – приводит философа на просветительские позиции; просвещение означает полную перестройку человеческого сознания и самосознания. Изгнать из души суеверия и страхи, порожденные религией, должна «природа сама своим видом и внутренним строем» – трижды повторяет философ Лукреций («О природе вещей», I, 148; II, 61; VI, 41).

Видоизменяя основные установки «механического» атомизма в соответствии со своим стремлением постичь природу в духе биоморфного понимания материи, философия Лукреция прослеживает с этой точки зрения традиционную атомистическую проблематику. Мы описывали уже трактовку им принципа «из ничего ничего не возникает». Тит Лукреций Кар дает далее подробное обоснование атомистической структуры материи. Он развертывает двоякого рода аргументацию: сначала он показывает, что вещи состоят из невидимых частиц, – ветер, вода, запахи, звуки и т. д. свидетельствуют, что такие тельца существуют:

Капля за каплей долбит, упадая, скалу; искривленный
Плуга железный сошник незаметно стирается в почве;
И мостовую дорог, мощенною камнями, видим
Стертой носами толпы; и правые руки у статуй
Бронзовых возле ворот городских постепенно худеют
От припадания к ним проходящего мимо народа
(Лукреций «О природе вещей», I, 313–318).

Затем доказывается неделимость мельчайших частиц логической аргументацией от противного. Так, он повторяет аргументацию Зенона Элейского : если тела делимы до бесконечности и для деления нет предела, то «чем отличишь ты тогда наименьшую вещь от вселенной?» (I 619), – но выводом является не неделимость «бытия» вообще, а существование предела делимости.

По-эпикурейски доказывает философия Лукреция существование пустоты, выводя ее из движения, делимости сложных тел, различной плотности вещества. Движение тел он связывает с тяжестью и подразделяет на прямолинейное движение и движение, порождаемое столкновением. Признается и спонтанное отклонение атомов, связываемое к тому же с творческой силой материи. В то же время философия Лукреций развивает более последовательный детерминизм, возвращаясь к Демокриту, но на иной, опять-таки биоморфной основе, исходя из представления, что в природе «точно назначено, где чему быть и где развиваться» (III, 787; V, 731). Формула эта не подразумевает, однако, никакого внеприродного «разумного» фактора.

Лукреций возвращается к Демокриту и в понимании общества. Совершенно аналогично демокритову описанию общественного развития рисуется им картина прогресса человеческого общества в пятой книге поэмы (V, 926 – 1457). Но и здесь изменение – если не содержания, то пафоса. Тот факт, что Лукреций живет в эпоху социально-политических кризисов, разражавшихся один за другим в преддверии Римской империи , наложил свой отпечаток и на поэму. Хотя в ней практически нет конкретных социально-политических установок и размышлений, мыслитель реагирует на эти кризисы, раскрывая противоречивость общественного развития. Она сказывается в том, что за прогресс в производстве и культуре люди платят изнурительным трудом, социальным и имущественным неравенством, войнами и убийством себе подобных, пороками и преступлениями, суевериями и страхом перед богами и смертью. Страх, невежество и порожденная ими религия оказываются у него основными характеристиками человеческого существования. Единственная надежда здесь – на философию, на учение Эпикура, которое только и способно от всего этого избавить.

Лукреций – решительно антирелигиозный философ. Предмет его осуждения, осмеяния, уничтожающего сарказма, прямых издевательств – существующая религия и традиционная мифология, «гнусная религия» эпохи. Ее главный порок в том, что религия, рождаясь из невежества и страха и претендуя быть гарантом нравственного поведения, сама рождает нечестивые и преступные деяния, вроде принесения Ифигении в жертву «для ниспосланья судам счастливого выхода в море» (I, 100). Мифы объясняются в философии Лукреция аллегорически – или чисто физически (например, миф о Фаэтоне («О природе вещей», V, 396–410) выражает один из моментов соперничества природных стихий, когда побеждает огонь), или социальными факторами – так, «Титий у нас – это тот, кто лежит, пораженный любовью; птицы терзают его – то мучительно гложет тревога»; Цербер , фурии и Тартар ,– отражение земных пыток и темниц, которых преступнику удалось избежать на земле (см.: «О природе вещей», III, 984–1023).

Сложнее вопрос об атеизме Лукреция. Для римлян и греков атеизм означал неверие в богов народной религии, а тем более в богов, установленных государством. С этой точки зрения Лукреций, несомненно, атеист. Однако он склонен, вслед за Эпикуром, признать существование внемировых богов, абсолютно блаженных и потому абсолютно бездейственных существ, природа которых

Настолько тонка и от чувства
Нашего столь далека, что едва ли умом постижима
(Лукреций «О природе вещей», V, 148–149).

Боги философии Лукреция лишены всех функций богов как религиозных объектов: они не творцы и не устроители мира; они не осуществляют провидение и промысел; они не умилостивляются молитвами и не воспринимают благодарность, не могут наказывать людей за злодеяния или вознаграждать за добродетель. Поэтому тщетно и бессмысленно поклонение богам, бессмысленно традиционное благочестие:

Нет, благочестье не в том, что пред всеми с покрытой главою
Ты к изваяньям идешь и ко всем алтарям припадаешь...
Но в созерцаньи всего при полном спокойствии духа
(Лукреций «О природе вещей», V, 1198–1203).

Поэтому боги Лукреция еще более иррелевантны миру, чем эпикуровы, и мы с полным основанием можем говорить о нем как об атеисте.

В этике Лукреций следует Эпикуру. Но этика римского философа более натуралистична и детерминистична, чем эпикурово учение о нравственности. Вожделение-отрада – так можно перевести латинское voluptas – это универсальный принцип детерминации поведения всякого живого существа, не зависимый от осознания его человеком. Поэтому и в нравственном отношении человек философии Лукреция – дитя живой и творческой природы, средоточие ее сил и способностей. Поскольку душа человеческая смертна, – Лукреций в своей философии отличается от греческих атомистов тем, что делит душу, в согласии с латинской традицией, на «душу» (anima) и дух, или разум (animus),– жизнь ограничивается нынешним земным существованием. Но и здесь вожделения, служащие целью жизни, ограничиваются разумом: мы видим, что нашей телесной природе достаточно немногого,

И потому, так как нет от сокровищ для нашего тела
Проку нисколько, равно как от праздности или от власти,
То остается считать и душе это все бесполезным
(Лукреций «О природе вещей», II, 20).

А следовательно, вожделение не должно идти дальше естественных потребностей. Несмотря на все это, эпикуреизм Лукреция, как и этическая концепция Эпикура , осуждался официальной «нравственностью» религиозных учений различного рода.