История индейцев. Народы Северной Америки: культура и традиции

В своей "Энциклопедии индейских войн 1850-1890 гг" Грегори Ф. Мично приводит интересные данные о том, какие племена оказали самое серьезное сопротивление армии США. Впрочем, под "армией" он вполне справедливо понимает не только войска Федерального правительства, но и территориальные части времен Гражданской войны (именно такой полк, кстати, несет ответственность за знаменитую резню на Сэнд-Крик), войска Конфедерации и всякого рода военизированные формирования, находившиеся на государственной службе, вроде Техасских рейнджеров, волонтеров и т. д. В качестве показателя "опасности" Мично предложил достаточно убедительный критерий: отношение числа потерь убитыми и ранеными, понесенных армией в сражениях с племенем (или племенным союзом) к собственно числу боевых столкновений. Разного рода набеги на гражданских, убийства белых женщин и скальпирование их детей сюда не вошли.

Итак, на первом месте - Кикапу (Kickapoo) . Формально они занимают эту позицию вполне справедливо: 100 убитых и раненых у армии на 5 боев. Соотношение - 20 . Однако, на самом деле их можно смело исключить из таблицы. Кикапу были одним из "цивилизованных" племен, живших в резервации. Они действительно очень старались стать "хорошими индейцами" - учили английский, осваивали земледелие и скотоводство, словом, были абсолютно мирным народом. Однако, когда началась Гражданская война, племя, опасаясь, что мужчин отправят воевать за Конфедерацию, решило эмигрировать к родне в Мексику. ну, примерно как большая часть советских саамов в 1944-1945. Но если саамов никто не трогал, то Кикапу не повезло забрести в Техас. Вернее, миновать Техас им было сложно, но они шли абсолютно законно, имели все бумаги в порядке и полагали, что им ничего не грозит. Они ошибались. Командир одного из отрядов Техасских волонтеров полагал что хороший индеец - это исключительно мертвый индеец. Разведчики предупреждали его, что кочующие в Мексику индейцы - это не команчи, а дружественные и абсолютно мирные Кикапу, которых до этого даже самый предвзятый расист не мог обвинить в нападениях на белых. Но командир ответил, что де в его понимании мирных индейцев быть не может, и приказал напасть на лагерь. Нападение было произведено в лучших традициях техасских псевдовоенных идиотов: вразнобой, без разведки и толпой. При этом первыми под огонь попали женщины и дети. Кикапу несколько раз на хорошем английском пытались обратиться к техасцам, но всех парламентеров те убивали. Когда из лагеря выехал мужчина с двумя детьми за спиной (так он пытался показать, что не хочет боя), его пристрелили, а потом убили детей. Тут Кикапу, какими бы мирными они ни были, несколько озверели. С винтовками у них все было в порядке, поэтому в последовавшем бою волонтеры потеряли убитыми и ранеными около 100 человек. Кикапу могли бы перебить всех, но когда техасцы сбежали, индейцы поспешили снять лагерь и устремились к границе. Так Техас на ровном месте нажил еще одного врага. Да, все сочные подробности об убийстве женщин и детей происходят как раз от уцелевших волонтеров, которые, не стесняясь в выражениях, рассказывали, какой замечательный у них командир. Оставшиеся 4 сражения произошли уже в 80-е годы 19-го века, когда армия США ходила через границу в Мексику наказывать Кикапу за набеги, и в конце концов вернула их в резервацию. в США. Эти стычки были в одни ворота

На втором месте - мои любимые Не Персе (Nez Perce) .



Сражений и стычек - 16, потери армии убитыми и ранеными - 281 человек. Соотношение - 17,5 . Все сражения и потери армия понесла во время так называемой "Войны Не Персе" лета 1877 года, когда четыре клана племени Не Персе и один клан племени Палуза отказались отправиться в резервацию в Орегон и три месяца бегали от армии США, нанося последней адские потери. Пикантность заключалась в том, что они при этом гнали стада и вообще путешествовали с семьями - детьми, женщинами и стариками. Американцы с некоторой гордостью говорят, что тактику Не Персе они изучают в военных училищах до сих пор, как понятный и хорошо исследованный образцовый пример партизанской войны. Как-нибудь я про них напишу.

Кто на третьем месте? Ну конечно же, несравненные Модоки (Modocs) .

Эти зайчики обладают уникальным достижением за всю историю индейских войн - убили больше солдат, чем потеряли воинов. Сражений - 12, потери армии - 208, соотношение - 17,5 . Подробней напишу потом.

Четвертое место - ну, тут ничего удивительного. Это Сиу (Sioux) .



Боев - 98, потери армии - 1250, соотношение - 12,7 . Литтл-Бигхорн, конечно, тут играет немалую роль, но общее количество потерь, понесенных армией, впечатляет.

Пятое место - Юты (Ute) .



Боев - 10, потери - 105, соотношение - 10,5 . Правда, надо отметить, что в отличие от 2-4 мест, они сражались не столько с регулярной армией, сколько с разного рода военизированными мормонскими формированиями. Хоть и официальными.

Шестое заслуженное место - Паюты (Paiute) .


33 схватки, потери армии - 302, соотношение - 9,2 . На Паютах следует остановиться особо. Эти племена охотников и собирателей презирались абсолютно всеми - белыми, которые дали им насмешливое название "диггеры" из-за того, что выкапывание съедобных корешков доставляло значительную часть съестных припасов племени. Соседними индейцами за то, что Паюты были бедны, не имели лошадей и ружей. Ружья и лошади к ним действительно попали очень поздно, и во время войны Снэйков лук и стрелы долго были основным оружием Паютов


И все же диггеры сумели за себя постоять, как никто другой. Эта война велась в тяжелые времена 1864-1868 гг, обе стороны не знали пощады, и военных преступлений против Снэйков армия совершила куда, как больше, чем против других, более известных племен (и при этом Паюты считали, что синие солдаты - весьма гуманный народ, по сравнению с гражданскими!) Просто этот конфликт мало известен. В результате войны погибла половина племени. Остальные, впрочем, примирились с белыми и потом жили сравнительно неплохо.

Остальные племена распределяются так:
Племя Сражения Потери армии Соотношение
Рог (Rogue) 23 196 8,5
Чейены (Cheyenne) 89 642 7,2
Шошоны (Shoshone) 31 202 6,5
Арапахо (Arapaho) 6 29 4,8
Команчи (Comanche) 72 230 3,1
Кайова (Kiowa) 40 117 2,9
Хуалапай (Hualapai) 8 22 2,7
Апачи (Apache) 214 566 2,5
Навахо (Navajo) 32 33 1

Обратите внимание, в своих работах Ю. Стукалин писал, что Апачи де на голову превосходили степных индейцев в тактике партизанской войны, и вообще были куда опаснее. Практика показала, что в реальности сиу взгрели синих солдат куда сильнее, чем южные индейцы.

Индейцы - это коренные жители территории Америки, проживающие до прихода европейцев и после них. Первооткрыватель данных земель Христофор Колумб в конце XV века, сделал ошибочное представление об индейцах, возомнив их, обитателями Индии. Переселение американоидной расы началось 70 тыс. лет назад до н.э. из северо-восточных земель Азии. Северная часть Америки начисляла 400 тыс видов индейцев.
Каждое племя имело свой язык речи и у некоторых видов народа он состоял из произношения жестов, и сигналов. Письменность представляла из себя вид пиктограмм - информация, нанесённая на объектах в виде рисунков и символов.
Главным атрибутом индейцев служил вампум - цилиндрическое украшение, надетое на обвязанные шнуры. Такой необычный объект одновременно служил в качестве украшения, денежной единицы и источника информации. Для донесения важной информации, посыльный доставлял на большие расстояния вампум, на котором наносились символы в виде пиктограмм. Их могли хорошо расшифровывать мудрые вожди и старцы.
Одежда индейцев представляла из себя невообразимо красивые наряды из ярко-пёстрой одежды и украшений. Изящные перья служили главным отличием и коренной американский народ, нельзя было спутать ни с кем с другим. Многочисленное количество таких переплетённых между собой разноцветно-белых полосок, имели право носить, только мудрые вожди и старцы. На боевые вылазки и охоту, воины раскрашивали свои лица красно-белой краской. В сочетании с головными уборами и необычными причёсками, индейский народ приобретал уникально впечатляющий, внешний вид.
Основным занятием индейцев являлась охота, земледелие, сельское хозяйство и собирательство. Благодаря коренным американцам, у европейцев зародились ценные для приготовления в пищу культуры картофеля, кукурузы и прочих зернистых, кабачковых и бобовых растений.
Главным оружием индейцев являлся лук и томагавк. После прихода европейцев на новые земли, в арсенале индейцев появилось огнестрельное оружие и лошади. Это значительно облегчало и ускоряло охоту за добычей, особенно на бизонов.
Девушки занимались вышивкой различной материи с невообразимо изящными узорами и риcунками. Мужчины мастерили различные приспособления и фигуры из дерева. Глядя на такое искусство, можно было бесконечно восхищаться творимым ремеслом.
Cамым распространённым блюдом был пеммикан, который представлял из себя вид каши. Его умели готовить только женщины и в нём имелось очень много полезных для организма веществ.
Религия у индейцев была связана с духами. В качестве священников служили шаманы. Они могли подолгу плясать с бубнами вокруг костров, отгоняя зло и прочий отрицательный негатив.

Курительная трубка индейцев


Истории курительной трубки насчитывается около 3000 лет . Её основателями являются индейцы Америки . Её жители глубоко обосновали культуру выращивания табака и изготовление трубок. Материалом изготовления служила глина, камень, а позднее и дерево. Конструкция и форма трубок - это целое произведение искусства, где выделяется их изящное ремесло изготовления. В древности они выделывались длинной формы, что требовало от мастера ещё более сложной инженерии. Дизайн рукоделия, мог выполняться в различных формах фигур людей, животных и фантастических существ. Конструкция трубок могла дополняться разнообразными украшениями, в которые входили воск, красители и красный камень под названием катлинит .

Ирокезы


Ирокезы - это индейские племена Северной Америки и Канады, которые проживали в средние века и Новое время. Данные племена были враждебными ко всем остальным и больше вели независимый образ жизни. Проживающие рядом схожие соседи, такие как: кайюга , мохоки , онайда , онондага и сенека , cвоим сплочённым объединением образовали Лигу (Конфедерацию) Ирокезов в 1570 году .
Жилища представляли из себя большие, вытянутые в ширину дома, похожие на переплетённые длинными ветками здания. Они изготавливались из коры вяза, стволов деревьев и верёвок. Поселения надёжно ограждались защитными преградами в виде палисадов и частоколов в длину 4,5 метра .
Главными занятиями ирокезов являлось рыболовство , охота и земледелие . На плодородных полях высаживали кукурузу , маис , бобы и тыкву . Индейские жители были искусными мастерами по дереву. Талантливые умельцы конструировали различные деревянные атрибуты и плели корзины.
Одежда ирокезов изготавливалась из оленьих шкур и дублёных кож. Толстый материал прекрасно согревал в холодную погоду меняющегося климата. На ногах носили собственно изготовленную обувь под названием мокасины . После контактов с европейцами одежда незначительно стала меняться на западноевропейскую. Её завозили купцы и торговцы, которые успешно производили обмен с индейскими племенами. В скором времени в состав одежды входил сукно и ситец, а позднее шёлк и бархат. Последние два материала использовали в качестве украшений и одевались чаще всего в праздники.
Арсенал вооружения ирокезов состоял из луков , дротиков , cтрел , ножей , томагавков и металлических топоров . Рукоятки украшались резьбой и другими расписными узорами. В ранний исторический период племена одевали деревянные доспехи и щиты . Необходимость таких доспехов отпала, когда появилось огнестрельное оружие. Ирокезы первыми из всех американских племён поняли преимущество мушкетных ружей и пушек. Поэтому они успешно восприняли в свой состав вооружения данное пополнение этих грозных орудий.
Племена ирокезов были хорошими танцорами. На торжественных церемониях, для плясок, собиралось огромное количество людей. Для музыкального ритма использовали различные инструменты. Ими служили погремушки, палки, флажолеты, трубки, свистки и барабаны. Все они изготавливались из панцирей, копыт и перьев животных, а также из различных фруктов растений.
Невероятным отличием ирокезов служила их причёска. Собранный пучок волос в центре головы взъерошивали и украшали различными яркими перьями. Характерный имидж в более поздний период мог измениться и длинными волосами.
Первыми европейцами, вошедшие в контакт с ирокезами являлись англичане и французы в XVI веке, которые проводили исследования земель. Но самые хорошие торговые отношения у племён сложились с голландцами в XVII веке. Бобровые шкуры пользовались огромным спросом в Европе, тем самым наставляя ирокезов на войну с другими территориями для пополнения запасов данной добычи. Голландцы снабдили ирокезов хорошим огнестрельным вооружением, благодаря которому они приобрели мощную силу в составе содружества.

Ирокезы очень хорошо ориентировались в лесных местностях, могли хорошо маскироваться и бесшумно передвигаться. В любой стычке с врагом, где был лес, они выигрывали. Тихое отступление и внезапное нападение, являлось самым распространённой тактикой для боя. Многие историки описывают ирокезов как самых злобных и агрессивных воинов, незнающих пощады к своим врагам.

В VIII столетии эти индейские племена вытеснили французов с Нового Света, переняв сторону англичан. Это одна из причин проигрыша Франции в борьбе за колонии в Северной Америке. В войне за независимость ирокезы также были на стороне Англии, но проиграли её, уступив место новой нации бледнолицых американцев.


Гуроны

Племена гуронов проживали в средние века на территории Северной Америки . Их отличительной особенностью, представлял облик взъерошенного хохолка волос в задней части головы. Первоначальная численность составляла 40 тысяч человек до той поры, пока индейское племя не охватили войны и эпидемии болезней. Значительное количество жителей было сокращено в результате ожесточённых войн против ирокезов. В конечном итоге данное племя было так истреблено, что к концу XIX века их численность составляла всего лишь 240 человек .
Основным занятием гуронов являлось скотоводство, охота, земледелие, рыболовство, изготовление кожаных изделий. Данное племя участвовало в успешной торговле с другими недалёкими поселенцами.
Жилища гуронов представляли из себя достаточно просторные здания шириной 12 метров и высотой 8 м . В состав постройки входил материал хвойных деревьев, коры вяза и ясеня. Cтены строений были переплетены горизонтальными и вертикальными перегородками, соединяющие концы различного материала, входившими в состав архитектуры. Форма была в виде аркообразных фигур. Внутри было просторно и уютно. На каждую семью предоставлялась 1 комната с общим коридором. В зданиях могли располагаться отдельные отсеки для хранения запасов полезных ресурсов. Ими могли служить зерно и дрова. В поселении могло находиться самое основное здание большого размера. В нём располагался совет вождей, в котором решались важные вопросы урегулирования различных обстановок.
В ходе уменьшения численности в XIX веке , племена гуронов начали переселяться из Северной Америки в русскую Сибирь, а позднее и в Беларусь. Поэтому у некоторых народов этой нации, имеются корни сего индейского племени.

Могикане

Могикане являлись одни из самых крупных племён, входившие в состав конфедерации под названием алгонкины . Племена населяли большие деревни на местах современного Нью-Йорка.
Могикане занимались охотой , земледелием , рыболовством и собирательством . Это были единственные племена с демократической формой правления. Управление осуществлялось вождями, которое передавалось в наследие следующему поколению. Иногда старцев назначал специальный, всеобщий совет.
В первой половине XVII века могикане, как и многие индейские племена, были втянуты в бобровые войны с мохоками. Это сподвигло значительное оттеснение племён в начале 1600-х гг ., но позднее могикане вновь вернулись на свои прежние земли. Долговременные войны и болезнь оспы унесла жизни множества индейцев. Поэтому численность могикан значительно сократилось и привела к упадку.
Во время колониальных войн могикане были на стороне французов и англичан, но во время противоборства за независимость Америки, встали на сторону последних. Выдающийся вождь Хендрик Опомут наставил индейский народ воевать на стороне бледнолицых повстанцев. Но после завершения войны белые американцы в большом количестве заселили земли, принадлежавшие могиканам. Поэтому краснокожему народу пришлось переселиться на северные земли штата Висконсин, куда их пригласили дружественные ирокезы онайда .

Ботокудо

Ботокудо - это племена индейцев Южной Америки , которые проживали в восточной части Бразилии. Их главной отличительной особенностью являются большие кольца, вдетые в губы и уши. Огромный диск сооружали из специального растения под названием "Хорисия Вентрикоса ". Такой достаточно жуткий вид ботокудо, значительно пугал европейцев. К тому же их уровень жизни был воспринят португальцами ужасающим и неадекватным. Они для них больше напоминали звериных обезьян, чем культурного человека. Это способствовало значительному уничтожению и вытеснению Южноамериканских племён в глубь Бразилии.
Ботокудо имели развитую мускулатуру, широкие и плоские лица и маленький нос с широкими ноздрями. Внешность этих индейцев больше походит на монголоидную расу. К тому же сами жители этих племён, считают некоторых китайцев своей родственной расой.
Культура ботокудо не насыщенна богатой культурой. Они не носили практически никакой одежды и занимались кочевым образом жизни. Главным занятием была охота и собирательство. Оружие представляло из себя вид тонких копий, которые изготовлялись из тонких веток деревьев. Как и у многих племён имелся лук со стрелами.
Жилища представляли из себя вид шалашей, собранных из ветвей и древесины. Их высота была существенно низкой и не впечатляющей. Размер не превышал 1,5 метра .
У ботокудо имелся музыкальный инструмент в виде бамбуковой флейты. По их обычаям, игра на ней, отпугивала злых духов. Поклонялись южные индейцы Солнцу, которое по их размышлениям приносило добро. Луна же, представлялась источником негатива и зла. Во время затмений и ураганов, племена ботокудов стреляли из луков в небо, из собственных соображений таким образом отпугнуть тьму.

Инну


Инну представляли из себя индейцев, жившие в средние века на территории полуострова Лабрадор в канадских землях. Cеверное обитание позволило этому народу проявлять закалённую стойкость к холоду. Местность проживания находилась среди сосновых и еловых лесов, каменистых равнин, рек и озёр. Такое стратегическое положение, позволяло инну, сохранять свою безопасность от захватчиков и агрессоров.

Народы инну были успешными охотниками и рыболовами . Шесть зимних месяцев они усердно охотились и вели кочевой образ жизни, а при наступлении лета, разворачивали свои лагеря, где наступал оседлый покой. Они заботились о запасе продовольствия на будущее время. Добыча обрабатывалась и отправлялась на хранение. Охота на множество видов пушных зверей, позволяло инну, изготавливать очень красивые меховые и кожаные изделия с одеждой.

Cобирательство , тоже было достаточно разнообразным. Множество видов фруктов и ягод (черники, малины, земляники, вишни, дикого винограда и яблок) входило в состав рациона питания. Племя также добывало кленовый сок из многочисленных канадских деревьев.

Инну были хорошими торговцами пушного материала. Охота на большое количество видов зверей на территории Канадских земель, приносила данному индейскому племени отличную прибыль.

Жилищем инну служили конусообразные вигвамы. Они накрывались оленьими шкурами либо берестой. Всё зависело от погодных условий проживания той или другой местности. Их высота могла достигать 4 c лишним метра . Пол покрывался еловым покрытием из лапника и иногда мог дополняться ещё одним настилом из медвежьих шкур. Нижняя часть пола располагалась таким образом, что ноги отдыхающего человека были приподняты к центру очага, для ещё более удобного комфорта. Внутри вигвама было очень тепло даже при сильных морозах. В нём могло помещаться и проживать до 20 человек племени.

Оленья шкура была универсальным материалом. С помощью неё изготавливалось много полезных атрибутов для хозяйства. Из неё инну делали даже корзины, сумки и рубашки.

Посуду и сосуды для жидкостей изготавливали из берёзы и ели. Индейцы были большими любителями курительных трубок. Материалом для изготовления являлся сланец, песчаник и ель. Иногда трубка могла покрываться украшением из бисера.

Основным средством передвижения у инну являлось каноэ и деревянные плоты из брёвен. Но помимо этих двух видов транспорта, у северного народа ещё имелись снегоступы (лыжи) и тобогганы (санки). C их помощью, инну беспрепятственно могли преодолевать снежную преграду.

Религия индейцев представляла из себя верования в духов, которые по верованиям инну, повелевали над животными. Тем самым, жители выражали огромное уважение к своему владыке за добытую пищу и урожай.

Тлинкиты

Тлинкиты являлись обитателями Канады и юго-восточной Аляски . Эти индейцы отличали себя от других племён, относив себя к северо-западной культуре. Их численность в средние века составляла 10000 человек .
Главными занятиями тлинкитов была рыбалка и охота . Для рыболовства у племён было множество сооружений, включая разнообразную оснастку, такую как: сачки , крючки , гарпуны , остроги , дубинки и ловушки для рыб. Во время таких занятий индейцы делали временные жилища в виде шалашей. Земледелие до прихода европейцев отсутствовало. Зато тлинкиты умели изготовлять железо и были отличными умельцами по дереву. Из древесины индейцы вырезали красивые столбы, украшения, посуду, циновки, выделывали мебель, сооружали корзины. Была также развита торговля одеждой, мехами и шкурами.
Одежда у тлинкитов была изящной и разнообразной. Она подразделялась на летнюю и зимнюю. Даже летом индейцы надевали меховые накидки, а в холода к ним добавлялись штаны и мокасины. Самым ценным материалом являлась шкура бобра, сурка и волка. Куницу имели право носить только вожди и старцы. Одежда украшалась расписным орнаментом, как и маски с головами зверей, которые очень любили надевать тлинкиты. Такие маски могли быть надеты в случае боевых схваток и противостояний с врагами, и неприятелями. Эти головные накидки, служили пожалуй, главной отличительной особенностью внешнего вида юго-восточных индейцев.
Пищевой рацион тлинкитов был богатым и насыщенным. В него входили очень полезные питательные вещества жира, мяса диких животных, моллюсков, водорослей и различной рыбы.
Тлинкиты были воинственными и смелыми. Нередко на многочисленных каноэ они отправлялись в военные походы. В арсенале вооружения имелись луки со стрелами , кинжалы и палицы . Их тела защищались деревянными доспехами и шлемами. Поначалу племена были враждебно настроены на прибывших европейских колонизаторов, включая русских. Позднее, отношения с белыми людьми улучшились и даже началась торговля.
Религия тлинкитов была загадочной, таинственной и мистической. Cреди индейского народа было множество магов и шаманов. Самым магическим числом была 4, поскольку эта цифра ассоциировалась с 4-мя сезонами и 4-мя сторонами света.


Одшибве

Одшибве - это индейский народ, заселивший просторы Cеверо-Восточной Америки в средние века. Население племён вело осёдлый образ жизни и проживали отдельными группами до 50 человек . Одшибве состояли в союзе "Трёх огней ", в которые входили племена потаватоми и оттава. Данное триединство воевало с ирокезами и сиу. Одшибве являлись самыми сильными индейскими племенами. Они долгое время контролировали свои владения и могли cамостоятельно завоёвывать новые земли. Позднее пришли французы и примкнули к одшибве в качестве союзников. Cнабдив и показав им новое огнестрельное оружие, французы значительно помогли племенам окончательно изгнать сиу из своих владений.
Одшибве занимались охотой , рыболовством , собирательством и земледелием . Сбор урожая кукурузы, риса и овощей были самыми основными занятиями племени. В XVII веке была развита торговля пушниной с европейцами. Жилищами служили конусообразные вигвамы. Их строили из древесины берёзы, вербы и можжевельника. Племена одшибве были хорошими художниками и дизайнерами. Cвои жилища они украшали расписными символиками математических, астрономических и прочих геометрических знаков. Такие высеченные зарисовки можно было встретить даже на камнях.
У племён одшибве был развит шаманизм и верование в духов. Шаманы успешно приобретали навыки лечения различных заболеваний, обучаясь друг у друга.
Захоронения людей происходили в специально построенных маленьких домиках, которые обозначались специальной символикой.

Население племени были отличными земледельцами, искусными мастерами по дереву, обработки кожи, выделыванию ковров. Оттава могли изготавливать различные медицинские препараты. Важным источником выделок являлась берёзовая кора, с помощью которой сооружались вигвамы и водные каноэ. Обработке земли отводилась большая роль. Оттава выращивали подсолнечник, тыкву, бобы, маис. На водных реках рос дикий рис, который собирали на коноэ и употребляли в пищу. После земледелия индейцы занимались охотой и рыболовством.

Индейцы Сиу проживали на территории Северной Америки в районах рек Миссисипи и Скалистых гор . Основными занятиями были охота , рыболовство , собирательство , земледелие , строительство , торговля и рукоделие . После освоения лошади, охота на бизонов значительно улучшилась. Это крупное животное было огромным по своим размерам и приносило cолидную добычу мяса. Как и у других индейских племён, у сиу была хорошо развита торговля пушниной. Они могли хорошо сооружать морские виды передвижения, такие как плоты и кожаные лодки. На коже опытные умельцы наносили живописные орнаменты и шили бисером.
Сиу умели хорошо воевать, война была их основным увлечением. В силу этого, в арсенале холодного и стрелкового вооружения, находилась богатая разновидность атрибутики. Помимо лука, стрел, ножей и копий, в состав арсенала входили томагавки с различным видом наконечников для ближних атак врага.
Cиу носили всем известные кожаные ленты на голове. Перья в них могли втыкать только те воины, которые совершили великий подвиг. Их раскрашивали чёрными и красными оттенками. Вожди носили целый сгусток многочисленных перьев, пронизывающийся по всей длине затылка и спины тела. На шее индейцы носили разнообразные амулеты и украшения. Они в каком-то роде служили защитой и лекарством от различного негатива. Одежда индейцев представляла из себя рубахи и штаны, украшенные бахромой из многочисленных висячих полосок.
Жилища у народов сиу были самыми разнообразными и заманчивыми. К ним относились круглые глиняные постройки, землянки, шалаши, жилища покрытые из коры деревьев. В середине жилища всегда отводилось место для костра,а наверху сооружался дымоход.
Как и у других индейских племён, у сиу был развит шаманизм и верование в духов. Часто ритуалы сопровождались жёсткими самоистязаниями, но без человеческих жертвоприношений. В праздники, проводились глобальные пляски, в которых могли приглашаться гости. В центр ставилась символика в виде солнца, с хороводом вокруг неё.

Весьма обширна и, как следствие, имеет различное название племён индейцев, проживающих на открытых землях. Их множество, хотя европейские мореплаватели использовали только один термин к коренным жителям Америки - индейцы.

Заблуждение Колумба и последствия

Со временем стала понятна ошибка: то, что коренные жители - это аборигены Америки. До начала европейской колонизации XV века жители прибывали в различных стадиях общинно-родового строя. У некоторых племён главенствовал отцовский род, а у других господствовал матриархат.

Уровень развития в первую очередь зависел от местоположения и климатических условий. В процессе последующей странами Европы использовалось только общее название племён индейцев для целой группы культурно-родственных племён. Ниже рассмотрим подробно некоторые из них.

Специализация и быт индейцев Америки

Весьма примечательно, что индейцы Америки изготавливали различные керамические изделия. Эта традиция зародилась задолго до контакта с европейцами. В ручной работе применяли несколько технологий.

Были использованы такие способы, как лепка по каркасу и форме, формовка лопаткой, лепка из глиняного шнура и даже скульптурное моделирование. Отличительной особенностью индейцев было изготовление масок, статуэток из глины и ритуальных предметов.

Название племён индейцев довольно разные, ведь они говорили на разных языках и практически не имели письменности. Существует очень много народностей Америки. Давайте рассмотрим наиболее известные из них.

Название племён индейцев и их роль в истории Америки

Мы рассмотрим несколько самых знаменитых гуроны, ирокезы, апачи, могикане, инки, майя и ацтеки. Некоторые из них были с достаточно низким уровнем развития, а другие впечатляли высокоразвитым обществом, уровень которых невозможно определить просто словом «племя» со столь обширными знаниями и архитектурой.

У ацтеков до испанского завоевания сохранялись старые традиции. Их численность составляла около 60 тысяч. Главными занятиями было звероловство и рыбалка. Кроме этого, у племени присутствовало деление на несколько родов с должностными лицами. Из подвластных городов изымалась дань.

Ацтеки отличались тем, что вели достаточно жёсткое централизованное управление и иерархическую структуру. На самой высшей ступени стоял император и жрецы, а на низшей - рабы. Также у ацтеков применялась смертная казнь и человеческие жертвоприношения.

Высокоразвитое общество инков

Самое загадочное племя инков относилось к крупнейшей древней цивилизации. Проживало племя на высоте 4,5 тысячи метров в и Колумбии. Это древнейшее государство просуществовало с XI по XVI века нашей эры.

В его состав входили вся территория государств Боливия, Перу и Эквадор. А также части современных Аргентины, Колумбии и Чили, несмотря на то, что в 1533 году империя уже потеряла большую часть своих территорий. До 1572 года клан смог устоять против нападений конкистадоров, которые весьма были заинтересованы в новых землях.

В обществе инков преобладало земледельческое хозяйство с террасным земледелием. Это было достаточно высокоразвитое общество, использовавшее канализацию и создавшее систему ирригации.

На сегодня многих историков интересует вопрос, почему и куда исчезло столь высокоразвитое племя.

«Наследство» от племён индейцев Америки

Несомненно, понятно, что индейцы Америки внесли серьёзный вклад в развитие мировой цивилизации. Европейцами было позаимствовано возделывание и выращивание кукурузы и подсолнечника, а также некоторых овощных культур: картофеля, томата, перца. Кроме этого, были завезены бобовые, плоды какао и табак. Все это нам досталось от индейцев.

Именно эти культуры помогли в своё время сократить голод в Евразии. Кукуруза впоследствии стала незаменимой кормовой базой для животноводства. Многим блюдам на нашем столе мы обязаны индейцам и Колумбу, завёзшему в Европу «диковинки» того времени.

На разных этапах освоения Североамериканского континента его заселяли представители разных народов, в 1 веке нашей эры сюда приплывали даже викинги, основали свое поселение, но оно не прижилось. После того как Колумб «открыл Америку», начался период европейской колонизации этих земель, сюда хлынул поток переселенцев из всех уголков Старого Света, это были испанцы, и португальцы, и англичане и французы, и представители скандинавских стран.

После захвата земель вытеснения с их территории коренного населения Северной Америки - индейцев, которые в начале европейской экспансии даже не владели огнестрельным оружием и были вынуждены под угрозой полного уничтожения уступить свои земли, переселенцы стали полновластными хозяевами обширных площадей Нового Света, обладающих огромным природным потенциалом.

Коренные народы Северной Америки

К коренным народам Северной Америки относят жителей Аляски и арктической части континента эскимосов и алеутов (северные регионы США и Канады), индейское население, в основном сосредоточенное в центральной и южной части материка (США, Мексика), также гавайский народ, живущий на острове Гавайи в Тихом Океане.

Считается, что эскимосы перебрались на территорию Северной Америки из Азии и далеких просторов Сибири в то время, когда еще Аляска и материк Евразия не были отделены друг от друга Беринговым проливом. Передвигаясь вдоль юго-восточного побережья Аляски, древние племена двигались вглубь Североамериканского континента, так около 5-ти тысяч лет назад эскимосские племена заселили арктическое побережье Северной Америки.

Эскимосы, жившие на Аляске, в основном занимались охотой и рыболовством, если позволяли погодные условия - собирательством. Охотились на тюленей, моржей, белых медведей и других представителей арктической фауны, например на китов, причем вся добыча использовалась практически без утилизации, в дело шло все - и шкуры, и кости, и внутренности. В летний период жили в чумах и ярангах (жилище из шкур животных), зимой в иглу (тоже жилище из шкур, но еще дополнительно утепленное блоками из снега или льда), занимались оленеводством. Жили небольшими группами, состоящими из нескольких родственных семей, поклонялись злым и добрым духам, был развит шаманизм.

Племена алеутов, жившие на Алеутских островах в Баренцевом море, издавна занимались охотой, рыболовецким промыслом и охотой на китов. Традиционное жилище алеутов - улягам, большая по размерам полуземлянка, рассчитанная на большое количество людей (от 20 до 40семей). Оно находилось под землей, внутри размещалось нары, отделенные занавесками, посредине стояла огромная печь, спускались туда по бревну, в котором были вырезаны ступеньки.

К моменту появления европейских завоевателей в Северной и Южной Америках насчитывалось около 400 индейских племен, имевших отдельный язык и знавших письменности. Впервые с коренными жителями этих земель столкнулся Колумб на острове Куба и, думая, что попал в Индию, назвал их «Los indios», с тех пор они и стали так называться - индейцы.

(Северный Индеец )

Верхняя часть Канады была заселена северными индейцами, алгонкинскими и атапасскими племенами, охотившимися на оленей-карибу и ловившими рыбу. На северо-западе континента жили племена хайда, салиши, вакаши, тлинкиты, занимались они рыболовецким промыслом и морской охотой, вели кочевой образ жизни, жили небольшими группами из нескольких семей в чумах. На калифорнийском побережье в мягких климатических условиях жили племена индейцев, которые занимались охотой, ловлей рыбы и собирательством, собирали желуди, ягоды, различные травы. Жили в полуземлянках. Восточную часть Америки заселяли индейцы Вудленда, это такие племена как крики, алгонкины, ирокезы (считались очень воинственными и кровожадными). Занимались оседлым земледелием.

В степных областях Североамериканского континента (прерии, пампасы) жили охотничьи племена индейцев, которые охотились на бизонов и вели кочевой образ жизни. Это племена апачи, осейджи, кроу, арикара, кайова и др. Были очень воинственны и постоянно конфликтовали с соседними племенами, жили в вигвамах и типи, традиционных индейских жилищах.

(Индейцы племени Навахо )

В южных областях Североамериканского континента жили племена навахо, пуэбло и пима. Считались одними из наиболее развитых, вели оседлый образ жизни, занимались земледелием, причем используя методы искусственного орошения (строили каналы и другие ирригационные сооружения), разводили крупный рогатый скот.

(Гавайцы даже отправляясь в лодке не забывают украсить себя и даже свою собаку национальными венками )

Гавайцы - коренное население Гавайских островов относятся к полинезийской этнической группе, считается, что первые полинезийцы приплыли на Гавайские острова с Маркизских островов в 300 году, а с острова Таити чуть позже (в 1300 году н.э). В основном поселения гавайцев размещались около моря, где они строили свои жилища с крышей из пальмовых веток и занимались рыбным промыслом, плавая на каноэ. К тому времени, когда Гавайские острова были открыты английским исследователем Джеймсом Куком, население островов насчитывало около 300 тысяч человек. Жили они большими семейными общинами - оханами, в которых существовало деление на вождей (алии) и общинников (макааинана). На сегодняшний день Гавайи входят в состав США, являясь 50-ым по счету штатом.

Традиции и обычаи коренных народов

Северная Америка - огромный континент, ставший домом для представителей большого количества разных народностей, каждый из которых по своему самобытен и уникален, имеет свои собственные традиции и обычаи.

(Эскимос демонстрирует национальный танец )

Эскимосы живут небольшими семейными общинами, придерживаются принципов матриархата (главенство женщины). Муж входит в семью жены, если она умирает - муж возвращается в дом родителей, дети с ним не уходят. Родство считается по линии матери, браки заключаются в раннем возрасте по предварительной договоренности. Часто практикуется обычай временного обмена женами как дружеский жест или в знак особого расположения. В религии развит шаманизм, шаманы - руководители культа. Тяжелые природные условия, постоянная угроза голода и смерти в случае неудачи на охоте, ощущение полного бессилия перед мощью суровой арктической природы, все это заставляло эскимосов искать утешение и спасение в проведении обрядов и ритуалов. Широкой популярностью пользовались заговоренные амулеты, обереги, использование различных магических заклинаний.

Алеуты поклонялись духам умерших животных, особенно ими почитался кит, когда в селении умирал мужчина-охотник его хоронили в пещере, положив между двумя ребрами кита.

Индейские племена Северной Америки верили в сверхъестественное происхождение мира, который, по их мнению, создали таинственные силы, у племен сиу они назывались вакан, ирокезы говорили - оренда, алгонкины - маниту, а Китчи Маниту был тот самый верховный дух, которому все подчинялось. Сын Маниту Ва-са-ка из красной глины вылепил племя людей, обучил их охоте и земледелию охотиться, научил танцевать ритуальные танцы. Отсюда и особое почитание индейцами красного цвета, красной краской они натирали свое тело и лицо по особо торжественным случаям, как например девушки в племенах Калифорнии и Северной Дакоты на свадебной церемонии.

Также индейцы, пройдя путь развития многих народов мира, обожествляли природу и её силы, поклонялись божествам Солнца, Неба, Огня или Неба. Также они почитали духов, покровителей племен (различные растения и животные), которые носили название тотем. Такой дух-покровитель мог быть у каждого индейца, увидев его во сне, человек сразу возвышался в глазах своих соплеменников мог украсить себя перьями и ракушками. Кстати боевой головной убор из орлиных перьев надевался вождями и выдающимися воинами только в очень торжественных случаях, считалось, что он имеет большую духовную и лечебную силу. Также символом доблести любого мужчины воина считался специальный топорик с длинной рукоятью из рога оленя-карибу - томагавк.

(Древний почитаемый ритуал индейцев - трубка мира )

Одной из известных индейских традиций является древний ритуал раскуривания трубки мира, когда индейцы садились в большой круг и предавали друг другу своеобразный символ мира, благополучия и процветания - трубку мира. Начинал ритуал самый уважаемый человек в племени - вождь или старейшина, он раскуривал трубку, затягивался пару раз и предавал её дальше по кругу и все участники церемонии должны были сделать тоже самое. Обычно этот ритуал проводился при заключении мирных договоров между племенами.

Знаменитыми гавайскими традициями и обычаями считаются вручение цветочных гирлянд (лей), которые вручают вместе с поцелуем в щеку всем приезжим прекрасные девушки-гавайки. Потрясающие по красоте леи могут быть сделаны из роз, орхидей и других экзотических тропических цветов, причем снимать гирлянду по легенде можно только в присутствии того человека, который её подарил. Традиционное гавайское алоха, означает не только слова приветствия или прощания, оно отражает всю гамму чувств и переживаний, им можно выразить и сочувствие, и доброту, и радость, и нежность. Сами коренные жители островов уверены, что алоха, это не просто слово, а основа всех жизненных ценностей народа.

Культура острова Гавайи богата суевериями и приметами, в которые народ до сих пор верит, например, считается, что явление радуги или дождя это знак особого расположения богов, в особенности хорошо, когда свадьба проходит под дождем. А еще остров знаменит завораживающим танцем хула: ритмичные движения бедер, изящные пассы рук и уникальные костюмы (пышная юбка, сделанная из волокон пальмы рафии, венки из ярких экзотических цветов) под ритмичную музыку на барабанах и других ударных инструментах. В древние времена это был ритуальный танец, исполнявшийся исключительно мужчинами.

Современная жизнь народов Северной Америки

(Современные улицы США на месте бывших родных мест индейцев, коренных народов Америки )

На сегодняшний день общая численность населения Северной Америки составляет около 400 миллионов человек. Основная масса - потомки европейских переселенцев, в Канаде и США в основном проживают потомки английских и французских колонизаторов, южное побережье и страны Центральной Америки заселяют потомки испанцев. Также в Северной Америке проживает боле 20 миллионов представителей негроидной расы, потомки негров-рабов, когда-то завезенных с Африканского континента европейскими колонизаторами для работы на сахарных и хлопковых плантациях.

(Индейские традиции поглотила урбанистичная культура выросших городов )

Индейское население, сохранившее свою популяцию около 15 миллионов человек (существенное снижение численности населения за счет болезней, различного рода ущемлений, а также полного вытеснения с коренных земель обитания в резервации), размещается на территории США (5 миллионов человек - 1,6% всего населения страны) и Мексики, разговаривают на своих языках и наречиях, чтут и хранят обычаи и культуру своего народа. По разным данным в доколумбовский период на территории Северной Америки проживало до 18 миллионов индейцев.

Алеуты, как и прежде, живут на островах Алеутского Архипелага, считаются исчезающей нацией, на сегодняшний день их популяция около 4-х тысяч человек, а в 18-ом веке достигала до 15 тысяч.

Джозеф Брант - вождь племени могаук, офицер английской армии.
Уго Чавес - президент Венесуэлы.
Эво Моралес - президент Боливии.
Алехандро Толедо - бывший президент Перу.
Ольянта Умала - президент Перу.
Сидящий Бык - вождь хункпапа-сиу.
Секвойя - вождь племени чероки, изобретатель слоговой азбуки чероки (1826), основатель газеты «Чероки Феникс» на языке чероки (1828).
Джеронимо - военный «лидер» апачей.
Капитан Джек - вождь индейского племени модоков.
Неистовый Конь (Бешеный Конь) - предводитель индейцев лакота. Остановил продвижение генерала Крука летом 1876 года, разбил кавалерию генерала Кастера в долине Литтл-Бигхорн.
Мэри Смит-Джонс - специалист по лингвистике и активный политический деятель, представительница американских индейцев южной Аляски.
Джим Торп - легкоатлет-многоборец, 2-кратный чемпион олимпийских игр 1912 г.
Шифровальщики навахо - группа индейцев навахо, работавшие в годы Второй мировой войны в армии США радистами-шифровальщиками.
Дэн Джордж - канадский и американский киноактёр, поэт и писатель
Монтесума
Куаутемок
Куана Паркер - вождь команчей
Текумсе
Понтиак - вождь индейского племени оттава из группы алгонкинов в Северной Америке.
Оцеола - вождь и военачальник индейского племени семинолов (Флорида)
Пушматаха
Джоуи Беладонна - вокалист группы Anthrax
Роберт Трухильо - бас-Гитарист Metallica
Химматон-Йалаткит (Вождь Джозеф) - выдающийся вождь не-персе
Вовока
Красное Облако
Вашаки
Сат-Ок - Длинное Перо, племя Шеванезов; Stanislaw Suplatowicz, 1920-2003, писатель, автор повестей «Земля солёных скал» и «Таинственные следы»
Сэмпсон, Уилл - американский киноактёр и художник, в молодости чемпион родео
Янгблад, Руди - американский актёр
Сент-Мари, Баффи - канадская фолк-певица
Мартинес, Эстер - американский лингвист
Хейз, Айра - американский морской пехотинец, участник Второй мировой войны.
Фокс, Вивика - американская актриса
Пеллетье, Бронсон - канадский актёр
Чичу, Джонатан - канадский хоккеист
Осман, Дэн - американский скалолаз и экстремал
Уоллис, Велма - американская писательница
Матус, Хуан - шаман из индейского племени яки, главным образом известный по произведениям Карлоса Кастанеды.
Стьюди, Уэс - американский киноактёр.
Минс, Рассел - американский общественный деятель, борец за права индейцев, киноактёр.

Биографии знаменитых военных вождей

Кочис

(Материал из Википедии)
Кочис (1805 — 8 июня 1874) — вождь чоконенов, одной из групп чирикауа-апачей и лидер восстания, которое вспыхнуло в 1861 году. Кочис являлся наиболее значительной фигурой в истории Американского Юго-Запада в XIX веке и одним из величайших лидеров среди североамериканских индейцев. Округ Кочис в Аризоне назван в его честь.
Род деятельности: вождь чоконенов
Дата рождения: 1805 год
Место рождения: Новая Мексика
Дата смерти: 8 июня 1874
Место смерти: Территория Нью-Мексико

Ранние годы
Кочис родился приблизительно в 1805 году в одной из общин чоконенов. В тот период отношения между чирикауа и мексиканцами были мирными. Примерно в возрасте шести лет Кочис уже охотился на мелких птиц и животных с помощью лука и стрел. В этом возрасте мальчики чирикауа отделялись от девочек и начинали играть в игры, которые развивали выносливость, скорость и силу, такие как бег наперегонки, перетягивание каната, борьба и другие. Также с 6-7 лет они обучались верховой езде.
Физическое развитие, самодисциплина и независимость главенствовали на следующем этапе взросления. Когда мальчику из племени чирикауа исполнялось 10 лет, то он выполнял обязанности охранника лагеря и разведчика. Примерно в возрасте 14 лет юноша-чирикауа начинал обучаться воинскому искусству. Воины чирикауа проходили испытания, в которых учились стойко переносить суровые тяготы войны. Кочис с юных лет проявил себя как дисциплинированный и физически развитый юноша, готовый участвовать в военных действиях.
После провозглашения Мексикой независимости, отношения между мексиканцами и чирикауа ухудшились и привели к вооружённым столкновениям. Мексиканское правительство игнорировало недовольство апачей, в ответ индейцы совершили несколько рейдов на поселения мексиканцев. В возрасте 20 лет Кочис являлся одним из военных лидеров чоконенов. Его рост составлял 5 футов и 10 дюймов, а вес 75 кг. Во время войны с мексиканцами был убит отец Кочиса. В 1848 году мексиканцы захватили в плен самого Кочиса. Он находился в заключении около шести недель. За это время чоконены пленили более 20 мексиканцев и обменяли их на своего лидера.

Война с американцами
После того, как Соединённые Штаты одержали победу в Американо-мексиканской войне, они получили контроль над Нью-Мексико и Аризоной.
К 1858 году Кочис становится основным военным лидером всех чоконенов. В том же году он впервые встретился с представителями правительства США. Мирные отношения между чирикауа и американцами продолжались до 1861 года, когда группа апачей атаковала ранчо белых поселенцев. В этом рейде был обвинён Кочис. Офицер армии США Джордж Баском пригласил его, вместе с родственниками, в армейский лагерь. Ничего не подозревающего Кочиса попытались арестовать, но ему удалось бежать. Его родственники были захвачены, один человек убит. Примерно через час вождь чоконенов вернулся и пытался переговорить с американцами, в ответ Баском приказал открыть огонь по нему. Позже Кочис взял в заложники несколько белых, которых хотел обменять на чоконенов. Но переговоры провалились, в основном из-за действий Баскома. Большинство заложников и с той, и с другой стороны было убито.
Возмущённый вероломством Баскома, вождь чоконенов пообещал отомстить американцам. В течение нескольких следующих лет он возглавлял рейды чоконенов. Индейцы убили, по разным данным, от несколько сотен до 5000 белых.

Последние годы жизни.
Драгунские горы.
Постепенно американской армии удалось загнать группу Кочиса в район Драгунских гор. Лидер чоконенов продолжал войну до 1872 года, когда вновь начались переговоры между американскими властями и чирикауа. Мирный договор удалось заключить благодаря Тому Джеффордсу, одному из немногих белых друзей Кочиса.
После заключения мира вождь чоконенов отправился в резервацию, вместе со своим другом Джеффордсом, который был назначен индейским агентом. Кочис скончался в 1874 году и был похоронен в Драгунских горах. Только близкие люди вождя знали точное место его погребения, которое на сегодняшний день неизвестно.

Очень подробная биография:
http://www.proza.ru/2012/02/16/1475
Джеронимо
Джеронимо - имя чирикауа-апачей Гоятлай (Guyaale)
Военный предводитель чирикауа-апачей, который в течение 25 лет возглавлял борьбу против вторжения США на землю своего племени. В жизни и в истории прославился своей безрассудной храбростью, грудью бросаясь на залпы винтовочных ружей, он оставался цел и неуязвим для пуль. Про него слагали легенды, его имя... да господи, вспомните сериал "Доктор Кто" где клич «Джеронимо!» так часто использует Доктор, клич «Джеронимо!» используется в ВДВ США десантниками-парашютистами во время прыжка из самолета.

Дата рождения: 16 июня 1829
Место рождения: Аризона
Дата смерти: 17 февраля 1909 (79 лет)
Место смерти: Форт-Силл, Оклахома

Гоятлай (Джеронимо) родился в племени бедонкое , которое относится к чирикауа, вблизи от реки Гила, на территории современной Аризоны, в то время - во владении Мексики, однако семья Джеронимо всегда считала эту землю своей.

Происхождение прозвища Джеронимо неизвестно. Некоторые считают, что оно произошло от Святого Иеронима (в западном произношении Джером), которого мексиканские враги Гоятлая призывали на помощь во время сражений. По другой версии прозвище Джеронимо - транскрипция того, как дружественные ему мексиканские торговцы произносили настоящее имя Гоятлая.

Родители Джеронимо обучили его в соответствии с традициями апачей. Он женился на женщине из племени чирикауа и имел трёх детей. 5 марта 1851 года отряд из 400 мексиканских солдат из штата Сонора под руководством полковника Хосе Мария Карраско напал на лагерь Джеронимо возле Ханоса в то время, как большинство мужчин племени отправились в город торговать. Среди убитых оказались жена, дети и мать Джеронимо. Вождь племени, Мангас Колорадас, решил отомстить мексиканцам и отправил Гоятлая к Кочису за помощью. Хотя, по словам самого Джеронимо, он никогда не был вождём племени, с этого момента он стал его военным лидером. Для племени чирикауа это также означало, что он был и духовным лидером. В соответствии с занимаемой должностью именно Джеронимо возглавлял многие рейды против мексиканцев, а впоследствии и против армии США.

Всегда уступая противнику числом в сражении с мексиканскими и американскими войсками, Джеронимо прославился своими отвагой и неуловимостью , которые он демонстрировал с 1858 по 1886 год. В конце его военной карьеры он возглавлял крошечный отряд из 38 мужчин, женщин и детей. Целый год за ним охотились 5 тысяч солдат армии США (четверть всей американской армии на тот момент) и несколько отрядов мексиканской армии.

Люди Джеронимо были одними из последних независимых индейских воинов, отказавшихся признать власть правительства Соединённых Штатов на Американском Западе. Конец сопротивления настал 4 сентября 1886 года, когда Джеронимо был вынужден сдаться американскому генералу Нельсону Майлзу в Аризоне.
Джеронимо и другие воины были отправлены в Форт-Пикенс, штат Флорида, а его семья в Форт-Мэрион. Они воссоединились в мае 1887 года, когда все вместе были перевезены в Казармы Маунт-Вернон в Алабаме на пять лет. В 1894 году Джеронимо перевезли в Форт-Силл в Оклахоме.

Джеронимо (1898 г.) В пожилом возрасте он стал знаменитостью. Он появлялся на выставках, включая всемирную выставку 1904 года в Сент-Луисе, штат Миссури, где продавал сувениры и собственные фотографии. Однако вернуться на землю предков ему не разрешалось. Джеронимо участвовал в параде по случаю инаугурации президента США Теодора Рузвельта в 1905 году. Он умер от пневмонии в Форте-Силл 17 февраля 1909 года и был похоронен на местном кладбище пленных индейцев-апачей.

В 1905 году Джеронимо согласился рассказать свою историю С. М. Барретту, главе департамента образования в Лоутоне, территория Оклахома. Барретт обратился за разрешением к президенту, чтобы опубликовать книгу. Джеронимо рассказывал только то, что хотел рассказать, не отвечал на вопросы и ничего не менял в своём повествовании. Предположительно Барретт не делал собственных крупных изменений в рассказе Джеронимо. Фредерик Тёрнер позже переиздал эту автобиографию, убрав примечания Барретта и написав введение для не-апачей.

Интересные факты
Клич «Джеронимо!» используется в ВДВ США десантниками-парашютистами во время прыжка из самолета. В 1940 году рядовой 501-го экспериментального воздушно-десантного полка по имени Эберхард предложил товарищу использовать в качестве боевого клича имя индейца из просмотренного накануне фильма. Через некоторое время весь взвод яростно кричал «Джеронимо!», десантируясь из самолета, а сегодня этот клич является уже традиционным для ВДВ США. Как боевой возглас, символизирующий ярость, отвагу и веру в победу (сходно по значению с русским «Ура!» и японским «Банзай!»), клич «Джеронимо!» упоминается в различных произведениях литературы, киноискусства, компьютерных играх.
Клич «Джеронимо!» использует Доктор, герой британского фантастического сериала Доктор Кто, Агент Джонни Инглиш, герой одноименного фильма, прыгая с парашютом из вертолета, а также полярные медведи, прыгая в замерзшее озеро, из мультипликационного фильма "Балто".

Экранизации
В 1962 году в США вышел в прокат фильм кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer «Джеронимо». В 1993 году кинокомпанией Columbia Pictures снят кинофильм «Джеронимо: американская легенда». В том же 1993 году компанией «Turner pictures» выпущен фильм Роджера Янга «Джеронимо».
Все эти фильмы Джеронимо (и другие фильмы про апачей) есть у нас в коллекции индейцев-апачей.


Сидящий Бык
«Я - красный человек. Если бы Великий Дух желал, чтобы я был белым человеком, он бы сделал меня им в первую очередь. Он вложил в ваши сердца определенные планы, в мое он вложил другие и отличающиеся планы. Каждый человек хорош на своем месте. Орлам не обязательно быть Воронами. Мы бедны, но мы свободны. Ни один белый не направляет наши шаги. Если мы должны умереть, мы умрем защищая наши права».

Сидящий Бык (родился примерно в 1831 - убит 15 декабря 1890) - вождь индейского племени хункпапа (хункпапа - индейское племя языковой семьи сиу).
Его имя на его родном языке лакота звучит как Татанка Ийотаке, Бизон, сидящий на земле.

Биография
Мальчиком его звали Медлительный (Хункешни) из-за того, что он был нерасторопен. Когда ему исполнилось четырнадцать, он дотронулся до убитого кроу жезлом для ку. В честь этого его отец даровал мальчику собственное имя. Впоследствии Сидящий Бык стал прославленным воином.
Сидящий Бык возглавлял племена индейцев, противившихся переселению в резервации. 25 июня 1876 объединённые войска индейцев сиу и шайеннов под предводительством Сидящего Быка в битве при Литтл-Бигхорн разбили кавалерию генерала Кастера. Это была одна из самых значительных побед индейцев в войне за свою территорию.

Выдающийся вождь хункпапа Сидящий Бык имел массу последователей среди всех племен лакота как противник переселения в резервации и подписания несправедливых договоров. С 1863 г. сражался против американских войск. В объединённом лагере индейцев, победивших солдат в битвах при Роузбад и Литтл-Бигхорн в 1876 г. считался верховным вождем. После поражения генерала Кастера армия начала настоящую охоту на мятежных индейцев. Большой лагерь распался на группы, которые, рассредоточившись, пытались избежать поселения в резервации и оказывали сопротивление войскам. Группа Сидящего Быка ушла в Канаду, но в 1881 г. и они были вынуждены сдаться. Сидящий Бык был заключен в форт Рэндэлл. После освобождения в 1883 г. активно выступал против продажи резервационных земель. В 1890 г., когда среди племен сиу появилось много приверженцев мессианского культа Пляска Духа, и ситуация выходила из-под контроля, было решено арестовать наиболее нелояльных вождей, и в первую очередь Сидящего Быка. Хотя сам он не был среди предводителей культа, однако, оставался очень враждебно настроенным к белым и готовился к восстанию. При попытке его ареста возникла перестрелка, и вождь был убит сержантом индейской полиции Красным Томагавком. Сидящий Бык, его великие лидерские таланты великолепно раскрыты в фильме: "Сидящий Бык" 1954 г., этот фильм находится в коллекции Индейские войны , на диске 1.

Неистовый Конь

Неистовый Конь (или Бешеный Конь),
англ. Crazy Horse, на языке лакота - Thasunka Witko (Ташунка Витко), букв. "Его Конь - Бешеный"
(примерный год рождения 1840 — 5 сентября 1877) - военный вождь племени оглала, входившего в союз семи племён лакота.

Родился предположительно в 1840 году на территории современной Южной Дакоты, поблизости от реки Рапид-Крик. Его отец был шаманом, родная мать Неистового Коня умерла молодой и её заменила женщина из племени брюле, приходившаяся сестрой известному вождю Пятнистому Хвосту. Был свидетелем первого серьёзного столкновения между лакота и американской армией, которое произошло 19 августа 1854 года. Неистовому Коню было тогда 14 лет и он находился в лагере вождя брюле Атакующего Медведя, когда там произошла Резня Граттана, в которой все солдаты были перебиты.

Принадлежал к группе непримиримых индейцев, боролся против федерального правительства США, отказывался подписывать какие-либо договоры с правительством США.

Остановил продвижение генерала Крука летом 1876 года, разбил кавалерию генерала Кастера в долине Литтл-Бигхорн.

Последнее его столкновение с американской кавалерией состоялось в Монтане 8 января 1877 года. В мае 1877 года капитулировал.

Неистовый Конь сторонился белых людей, оставался замкнутым. Когда генерал Джордж Крук предложил ему отправиться в Вашингтон на встречу с президентом США, он отказался. Присутствие известного лидера враждебных индейцев в резервации Красного Облака держало армейское командование в постоянном напряжении. Когда по лагерю, где он находился, поползли слухи о его желании вновь вернуться на тропу войны, генерал Крук принял решение арестовать Неистового Коня обманным путем. Вождь был доставлен в Форт-Робинсон, где понял, что белые собираются заключить его в тюрьму. Он выхватил нож, но Маленький Большой Человек схватил вождя за руку. Мгновением позже американский солдат пронзил Неистового Коня штыком.

Раненого штыком вождя перенесли в кабинет адъютанта форта. Его одеяло расстелили на полу, и на нём несколько часов он лежал без сознания с внутренним кровотечением. Слабеющим голосом вождь затянул свою Песню Смерти. Индейцы снаружи услышали его пение, и почти сразу же родители Неистового Коня стали умолять разрешить им пройти к сыну. После того, как вождь умер, им позволили войти.

Не сохранилось ни одного портрета этого знаменитого вождя (фото, что вы видите, ориентировочное, по описанию). В XX веке в его честь начал возводиться Мемориал Неистового Коня (архитектор К. Зюлковски).
Фильмы про Неистового коня , находятся в коллекции Индейские войны , на диске 4.

Чёрный Котёл
Чёрный Котёл родился примерно в 1803 году в районе Блэк-Хиллс.
Чёрный Котёл вел миролюбивую политику, он считал, что справиться с армией белых индейцам будет невозможно и прилагал все усилия для заключения мира. В результате южные шайенны были поселены в небольшой резервации на Сэнд-Крик.

Несмотря на заключённый договор в 1861 году, стычки между южными шайеннами и белыми людьми продолжались. После переговоров с властями Колорадо часть южных шайеннов и арапахо, которые желали быть в мире с белыми людьми, поставили свой лагерь в указанном американцами месте, чтобы их не спутали с враждебными индейцами. Однако, 29 ноября 1864 года этот лагерь мирных шайеннов и арапахо был атакован солдатами полковника Джона Чивингтона. Нападение оказалось полной неожиданностью для индейцев. Солдаты действовали очень жестоко, убивая женщин и детей, уродуя трупы до неузнаваемости и снимая скальпы. Это событие стало известно как Бойня на Сэнд-Крик.

Несмотря на ужасную трагедию, Чёрный Котёл продолжал думать о мире с белыми. 14 октября 1865 года вблизи реки Литтл-Арканзас был подписан новый договор. Правительство США признало свою вину за события у Сэнд-Крик и обещало заплатить компенсацию выжившим шайеннам и арапахо. В 1867 году индейские племена юга Великих Равнин подписали очередной договор у Медисин-Лодж-Крик, после которого, Чёрный Котёл увёл своих людей в резервацию.

Небольшие столкновения между шайеннами и американцами продолжались, но Чёрный Котёл держал свою общину в мире с белыми. В середине октября 1868 года генерал Филип Шеридан начал планировать карательную экспедицию против южных шайеннов. Когда Чёрный Котёл посетил Форт-Кобб, примерно в 100 милях от местонахождения его лагеря, чтобы вновь заверить командующего фортом, что он хочет жить в мире с белыми людьми, ему сказали, что армия США уже начала военную кампанию против враждебных индейских племён. Индейский агент сказал ему, что единственное безопасное место для его людей — окрестности форта. Чёрный Котёл поспешил вернуться в свой лагерь и начал подготовку к переходу к форту. На рассвете утром 27 ноября 1868 года солдаты полковника Джорджа Кастера атаковали селение Чёрного Котла на реке Уошите. Событие стало известным как Битва при Уошите. При попытки пересечь реку Чёрный Котёл и его жена были застрелены в спину и погибли.

Желчь
Желчь (на языке лакота Phizi, Желчный Пузырь) - военный вождь хункпапа, один из лидеров индейцев в битве при Литтл-Бигхорн.
Имя при рождении: Phizi
Род деятельности: вождь племени хункпапа
Дата рождения: 1840 год
Место рождения: Южная Дакота
Дата смерти: 5 декабря 1894
Место смерти: Стэндинг-Рок

Желчь родился на берегах реки Моро в Южной Дакоте примерно в 1840 году . Получил имя от своей матери, которая однажды натолкнулась на сына, когда тот пробовал на вкус желчный пузырь убитого животного. Еще он был известен и как Красный Ходок.

Юношей участвовал в войне Красного Облака.
Несправедливо обвинённый в убийстве белых , зимой 1865-66 возле форта Бертольд был арестован солдатами и брошен умирать с тяжёлой штыковой раной. Желчь сумел выжить и с тех пор возненавидел белых людей. Принимал участие во многих сражениях против армии США. Потерял двух жён и троих детей в начале битвы при Литтл-Бигхорн.

В резервации
После Литтл-Бигхорн последовал в Канаду за Сидящим Быком. В конце 1880 года вернулся в США и сдался военным, поселившись в резервации Стэндинг-Рок. Его группа состояла из 230 человек.
Поселившись в резервации, Желчь стал призывать соплеменников к мирной жизни, так как пришёл к выводу о тщетности войны с белыми. Был дружен с индейским агентом Джеймсом Маклафлином. Между ним и Сидящим Быком возникали разногласия и раздоры. Отказался принимать участие в шоу Баффало Билла. Даже будучи в летах Желчь был человеком потрясающей взрывной силы и весил 260 фунтов. Он умер 5 декабря 1894 года и был похоронен в Стэндинг-Роке.

Большая Нога

(1824 — 29 декабря 1890)
Большая Нога (Си Танка), также известный как Пятнистый Лось - вождь индейского племени миннеконжу.
Он был сыном вождя Длинного Рога, после смерти которого стал вождём племени.
Он был убит в 1890 году в Южной Дакоте вместе с более чем 300 своих соплеменников в столкновении с армией США, известном как Бойня на ручье Вундед-Ни .

Ранние годы в качестве вождя
Си Танка родился в период между 1820 и 1825 годами в племени миннеконжу народности сиу. В молодости он ничем не прославился, но после смерти отца, вождя Длинного Рога, в 1875 году Большая Нога стал вождём миннеконжу. Среди представителей своего народа он вскоре стал известен как умелый политик и дипломат.
В 1876 году Большая Нога присоединился к Сидящему Быку и Неистовому Коню в войне против армии США, однако значительной роли в военных действиях он не сыграл. После сиуских войн правительство отправило миннеконжу в индейскую резервацию Шайенн-Ривер в Южной Дакоте. Большая Нога решил, что для его племени будет лучше приспособиться к жизни в резервации и перенять образ жизни белых людей, сохранив при этом язык и культурные традиции лакота. Миннеконжу занялись оседлым земледелием - стали выращивать кукурузу одними из первых среди американских индейцев, руководствуясь правительственными стандартами. Большая Нога укреплял мир между своими людьми и белым поселенцами, он в качестве племенного делегата посещал Вашингтон и пытался добиться создания школ на территории сиу.

Участие в движении «Танец духов»
Новое религиозное движение
Из-за плохих условий жизни в резервациях индейцы лакота находились в глубоком отчаянии; к 1889 году они стали искать радикальное средство против своих непрекращающихся злоключений. Им стало движение под названием «Пляска Духа», новая религия, созданная пророком Вовокой из племени южных пайютов. Большая Нога и его племя с большим энтузиазмом отнеслись к церемонии Танца духов.
Хотя правилами резервации запрещалось практиковать религию, движение широко распространялось по лагерям индейцев, из-за чего местные агенты по делам индейцев стали бить тревогу. Некоторым агентам удалось самостоятельно навести порядок, другие вынуждены были прибегнуть к помощи федеральных войск.

Приглашение вождя Красное Облако
После того, как Сидящий Бык был убит в резервации Стэндинг-Рок в 1890 году, его люди решили искать защиту у Большой Ноги. В декабре 1890 года, опасаясь арестов и правительственных репрессий, Большая Нога повёл племя на юг, в резервацию Пайн-Ридж, куда его пригласил вождь Красное Облако. Красное Облако надеялся, что авторитетный вождь Большая Нога поможет ему заключить мир. А Большая Нога надеялся найти в Пайн-Ридж безопасное убежище, его люди не собирались сражаться с войсками и шли с белым флагом.

Бойня на ручье Вундед-Ни
28 декабря 7-ой кавалерийский полк перехватил племя Большой Ноги на пути в Пайн-Ридж. Вождь, тяжело больной пневмонией, сдался без сопротивления. Кавалеристы доставили индейцев к ручью Вундед-Ни, где находился лагерь. Ночью Большая Нога и его люди разбили лагерь, а хорошо вооруженные солдаты держали их в окружении. Утром прибыл полковник Джеймс Форсайт и принял командование над войсками. Перед отправлением он приказал забрать у индейцев оружие, однако после случайного выстрела, солдаты открыли стрельбу по безоружным сиу из пушек, винтовок и пистолетов. В бойне погибло 153 мужчин, женщин и детей.
Среди них был и Большая Нога.